Как казахстанская нефть может попасть в Европу минуя Россию

3

Европа продолжает учиться жить без российского углеводородного топлива. Как сообщают СМИ, чешские НПЗ проходят испытания по переходу с главного российского экспортного товара на сырье нероссийского происхождения. Что же произойдет, когда «Дружба» закончится окончательно?

По «Дружбе»


Как известно, во времена СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи в Восточной Европе была построена крупнейшая сеть магистральных нефтепроводов, получившая название «Дружба». Благодаря этому, социалистические Польша, ГДР, Чехословакия и Венгрия могли получать углеводородное сырье на самых льготных условиях. Нефтепровод имеет две ветки, северную и южную. Первая идет по территории Белоруссии, Польши, Германии, Литвы и Латвии, вторая – через Украину, Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.



После распада Советского Союза инфраструктура сохранилась, но геополитическая ситуация очень сильно изменилась. Еще в далеком 2006 году после аварии на северной ветке было решено полностью прекратить прокачку нефти на прибалтийском направлении. Под одной из конспирологических версий это могло быть связано с принципиальным решением литовских властей продать нефтеперерабатывающий завод Mažeikių nafta польской компании PKN Orlen, а не претендентам из России. Потом была неприятная история с загрязнением прокачиваемой через Беларусь нефти хлорорганическими соединениями в 2019 году.

Начало в феврале 2022 года СВО на Украине фактически ознаменовало конец нормальной работы «Дружбы». Сперва в Брюсселе хотели вообще запретить России экспортировать в ЕС нефть, чтобы лишить Кремля нефтегазовой ренты как источника получения валюты для продолжения войны. Однако отрезанная от выхода к морю Венгрия с ее заточенными под переработку российского сырья НПЗ выступила резко против, и санкции были введены лишь в отношении перевозок черного золота морским путем. Странам Юго-Восточной Европы было дано время для того, чтобы подготовиться к энергопереходу.

В начале 2023 года Берлин в одностороннем порядке отказался от закупок нефти из нашей страны. В феврале ее поставки в Польшу прекратила уже сама Россия. Минувшим летом запрет на покупку черного золота у Москвы для немцев и поляков Евросоюз формализовал в 11-м пакете санкций. Оставалось южное направление, где есть принципиальная Венгрия и «мутная» Чехия. Но, похоже», вскоре «Дружбе» может окончательно прийти конец.

Импортозамещение


Откуда же у Чехии, находящейся практически в самом центре Европы и не имеющей выхода к морю, взялась нероссийская нефть?

Первый вариант – это Трансальпийский трубопровод (TAL), соединяющий Италию, Австрию и Германию. Начинаясь у морского терминала в Триесте, он идет через Альпы в немецкий Ингольштадт. В Вобурге TAL соединяется с трубопроводом Ингольштадт-Кралупы-Литвинов, который снабжает НПЗ в Чехии. Прага договорилась об увеличении пропускной мощности Трансальпийского нефтепровода, что уже к 2025 году должно полностью обеспечить независимость Чешской Республики от российской нефти, которая составляет 8 миллионов тонн в год.

Также TAL может быть использован для реверсирования южной ветки трубопровода «Дружба» для снабжения углеводородным сырьем соседней Словакии. Процесс, как видно, идет непрерывно. По всей видимости, Восточная Европа поспешно готовится к возможному перекрытию поставок российской нефти со стороны Украины либо к многократному увеличению Киевом транзитных платежей для Москвы.

Однако Трансальпийский нефтепровод – это далеко не единственная альтернатива поставкам из России. Например, с начала двухтысячных в Старом Свете всерьез прорабатывался проект Общеевропейского нефтепровода, который должен был пройти от Румынии через Сербию и Хорватию в Словению и далее – в Италию с возможностью присоединения к уже существующей инфраструктуре. Откуда же у Бухареста столько нефти для Европы?

Интересно, что Общеевропейский нефтепровод в те далекие мирные времена предполагался в качестве сухопутной альтернативы морским поставкам через турецкие проливы, чтобы не зависеть от прихотей Анкары. Прокачиваться по нему должна была либо российская нефть, либо каспийская. Про российскую сегодня можно уже забыть, а вот о каспийской стоит поговорить отдельно.

Как известно, в 2018 году после десятилетий переговоров, наконец, была подписана Конвенция о разделе Каспийского моря между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. Нашим соседям-тюркам удалось протащить ключевое положение о том, что эти страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, согласовывая маршрут только с той страной, через сектор которой он пройдет, а соседей надо только уведомить о маршрутах прокладки трубы. Зачем это нужно Астане, Баку или Ашхабаду, понятно, зачем Москве – решительно, нет. Тем самым были открыты юридические ворота для появления в будущем Транскаспийского газопровода, вокруг которого сломано множество копий.

Но многие ли слышали о Транскаспийском нефтепроводе? Между тем, такой проект давно существует. Для обеспечения выхода казахстанской нефти на европейские рынки он должен пройти по дну Каспия (388 км) от Актау до Баку, соединив Тенгиз и Узень с нефтепроводной системой Азербайджана и соседних стран, либо же будет проложен далее по территории Туркмении, где пересечет Каспийское море уже по линии Туркменбаши – Баку. Дальше – либо в Европу через Турцию по суше, либо морем в румынскую Констанцу.

Вот такие в перспективе возможны комбинации. Неудивительно, что президент Токаев день ото дня чувствует себя все более независимым от России и ее транзитных возможностей для экспорта казахстанской нефти и гордо говорит про мифическое тюркское единство.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 ноября 2023 20:56
    Автор абсолютно не разбирается в проблеме, иначе он бы знал, что казахстанская нефть уже давно поставляется в Европу.
  2. +2
    6 ноября 2023 23:40
    Проблема транскаспийского трубопровода упирается в Азербайджан. При желании можно было давно возить ее по Каспию танкерами, но подобного не происходит.
    Допускать казахскую нефть в свою трубу, азербайджанцам невыгодно, она разная, Azeri Light торгуется с премией.
    Строить трубу для отдельной казахской нефти, это создавать себе лишнего конкурента, выгода от транзита не так велика.
  3. +2
    7 ноября 2023 04:49
    Мифическое тюркское единство? А армения? Мне кажется тюрки ща более едины чем например "крепкое славянское единство." И Азербайджан если разыграют тюркскую карту при наставлениях Султана Алиеву, может пустить казахскую нефть в легкую. Автор явно выдаёт желаемое за действительное.