Второй Северомуйский тоннель: как спасти БАМ от пробок

22

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) является одним из крупнейших железнодорожных маршрутов мира. Данная трасса проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток РФ. Одним из самых сложных ее участков считается Северомуйский тоннель, который был введен в регулярную эксплуатацию только в 2003 году. Уже долгое время ведутся разговоры о строительстве второго тоннеля, который позволит увеличить провозную способность данного участка БАМа с нынешних 16 миллионов тонн до 100 миллионов тонн грузов в год.

Байкало-Амурская магистраль заработала на регулярной основе в 1989 году, став самым дорогим инфраструктурным проектом в истории Советского Союза. Стоимость ее строительства составила 17,7 миллиарда рублей в ценах 1991 года. Протяженность маршрута составляет 4324 километра, большая часть магистрали пролегает в зоне вечной мерзлоты.



Как уже было сказано, одним из самых сложных участков БАМа является Северомуйский тоннель, который удалось достроить только в 2003 году (его возведение с перерывами продолжалось 26 лет). До этого времени для движения поездов использовались обходные пути, которые были гораздо длиннее и имели серьезные ограничения по скорости движения. В 2010 году Владимир Якунин, являвшийся на тот момент президентом ОАО «РЖД», впервые озвучил планы по реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Они включали в себя и строительство второго Севромуйского тоннеля. К 2018 году было подготовлено технико-экономическое обоснование данного проекта, предполагалось, что его реализация к сегодняшним 19 парам поездов в сутки позволит пропускать дополнительно 34 пары поездов. Планируемая стоимость строительства с учетом уровня инфляции до 2024 года может составить 260,79 миллиарда рублей.

Кроме того, по информации некоторых СМИ, существовал вариант с концессионным соглашением (форма государственно-частного партнерства). Так, подконтрольная бизнесмену Дмитрию Босову группа «Сибантрацит» планировала за счет собственных инвестиций построить второй Северомуйский тоннель всего за пять лет в обмен на доступ к Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям на 25 лет для приоритетной транспортировки 50 миллионов тонн собственных грузов в год. Стоимость проекта оценивалась в 60 миллиардов рублей. В 2019 году начались подготовительные работы, был подписан контракт, предполагавший покупку у американской компании двух тоннелепроходческих комплексов, но уже в начале 2020 года вся деятельность по реализации проекта была остановлена в связи с самоубийством Дмитрия Босова.

Стоит также отметить, что в 2021 году ученые РАН выступили с предложением о пересмотре проекта строительства тоннеля, заявив, что приоритет должен быть отдан возведению наземной трассы. Причиной такого решения является сейсмическая активность данной территории и миграция поземных вод, что делает эксплуатацию подземного участка весьма дорогостоящим удовольствием. Немаловажным аргументом в данном вопросе являются и вопросы, связанные с безопасностью движения.

В том же году заместитель генерального директора «Российских железных дорог» Андрей Макаров подчеркивал, что в настоящее время существует семь различных вариантов строительства тоннеля и еще два варианта наземного обхода этого участка – длиной 90 и 200 километров. При этом строительство обходов оценивается примерно в два – три раза дороже, чем подземные альтернативы. Ориентировочная стоимость основного варианта тоннеля составляла порядка 170 миллиардов рублей.

Необходимо понимать, что строительство второго Северомуйского тоннеля должно осуществляться в рамках проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Ключевой целью всех его мероприятий является ликвидация проблемных участков на магистралях Забайкалья и Дальнего Востока. Решение данного вопроса позволит нарастить объемы перевозок грузов отечественных компаний, что особенно актуально в сложившихся геополитических и геоэкономических условиях, когда экспортные маршруты нашей страны перестраиваются на азиатский рынок.

Весной 2023 года стало известно, что для строительства транспортных объектов на Восточном полигоне все-таки привлекут частные средства, используя все тот же механизм концессии. Так, желание принять участие в реализации четырех проектов на БАМе и Транссибирской магистрали уже высказали несколько компаний из России. Речь идет о мосте через Амур, Кодарском, Кузнецовском и втором Северомуйском тоннелях. Предполагается, что их суммарная стоимость составит около 600 миллиардов рублей. Появление представителей бизнеса на таких крупных площадках может положительно сказаться на всей отрасли. Не исключено, что именно предпринимательская эффективность позволит отечественному железнодорожному сектору избежать проблем с постоянным переносом сроков по большинству инфраструктурных проектов и с экономически неграмотными методами их выполнения.

Позже стало известно, что Газпромбанк, «РЖД» и «Бамтоннельстрой-Мост» в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке заключили договор о сотрудничестве при реализации проектов строительства объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Председатель Совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров тогда уточнял, что в настоящее время Восточный полигон железных дорог функционирует на пределе своих технических возможностей. Географический разворот отечественной экономики продемонстрировал необходимость увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для обеспечения транспортировки грузов из европейской части Российской Федерации на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого, по мнению Руслана Байсарова, необходимо совместными усилиями построить несколько уникальных транспортных объектов на БАМе и Транссибе (входит в них и второй Северомуйский тоннель).

Подводя итог, хочется добавить, что Байкало-Амурская магистраль включает в себя несколько участков, которые остро нуждаются в технической модернизации с целью увеличения их пропускной способности. Одним из ярких таких примеров является именно Северомуйский тоннель. Данная проблема требует скорейшего решения, ведь от этого напрямую зависит выстраивание новой эффективной модели экспорта отечественной продукции.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    6 ноября 2023 19:11
    Сомнительно, чтоб этот треп вылился бы в РФ во что-то реальное. Деньги может и выбьют, но туннеля в реальном будущем не будет. Пример - стыривание денег в целом ряде городов, начиная с Питера.
    1. +8
      6 ноября 2023 20:08
      Цитата: вася 225
      Сомнительно, чтоб этот треп вылился бы в РФ во что-то реальное. Деньги может и выбьют, но туннеля в реальном будущем не будет.

      Объекты на Транссибе и БАМе вполне себе вводятся.
      Если про относительно свежие тоннели - то 2й байкальский тоннель, сдан в эксплуатацию в 2021, длинна 6682м.
      Сейчас активно строят Дуссе-Алиньский тоннель.

      1. Voo
        -1
        7 ноября 2023 05:03
        Объекты на Транссибе и БАМе вполне себе вводятся.
        Если про относительно свежие тоннели - то 2й байкальский тоннель, сдан в эксплуатацию в 2021, длинна 6682м.
        Сейчас активно строят Дуссе-Алиньский тоннель.

        А частные желдороги ждут своего часа. Когда нибудь и на них упадёт долгожданное госфинансирование.
        1. +5
          7 ноября 2023 13:46
          А почему на частные желдороги должно "падать" госфинансирование? Любимая многими схема - строим на народные, а прибыль себе?
          1. +2
            7 ноября 2023 15:45
            Цитата: УАЗ 452
            А почему на частные желдороги должно "падать" госфинансирование? Любимая многими схема - строим на народные, а прибыль себе?

            На сколько мне известно, пока тихоокеанскую железную дорогу и порт Эльга строят без госфинансирования. 250 км построено.
            1. +4
              7 ноября 2023 18:14
              строим на народные, а прибыль себе

              В связи с этим пример - это платные автодороги переданные частникам. Я бы таким "эффективным менеджерам .... .... ....
    2. +3
      6 ноября 2023 23:51
      Ну да. Как же без "поныть"? Это профессиональное или по жизни.? )
  2. 0
    6 ноября 2023 19:54
    С начала строительства прокладывали два тоннеля, один сдали для транспорта, второй , из за проблем, остался, как вентиляционно- эвакуационный. Вот этот второй и кажется уже начали доводить до транспортного. Почему он не упоминается, возможно автор статьи не полностью знаком с темой..
    1. +1
      7 ноября 2023 15:28
      Буду рад, если покажете информацию о том, что технический тоннель хотят сделать транспортным.
      Насколько мне известно, таких планов нет.
  3. -1
    6 ноября 2023 20:33
    Рост грузооборота БАМа в основном из-за угля. А если спрос на уголь упадет?
    1. +5
      6 ноября 2023 22:20
      Для РФ запад закрыт на долго, а Дальний Восток и весь юго восточный регион, где за два милларда жителей, открывается, потому и дорогу широкую прокладывать
    2. Voo
      +1
      7 ноября 2023 05:00
      Вряд ли. Насколько я знаю, уголь используется не только, чтобы в печке жечь, но и в химической промышленности.
  4. 0
    6 ноября 2023 23:04
    Вектор ясен вперёд на долгие годы - вывоз сырья. Для продукции высокого передела и существующей инфраструктуры вполне бы хватило.
  5. +2
    7 ноября 2023 07:52
    Небольшая справка
    БАМ начали строить в 1974 г. заработал на регулярной основе в 1989 г. - 15 лет. Длина БАМа - 4324 км. Строили с темпом - 288,26 км/год.
    Трансиб строился с 1894 по 1916 - 24 г. Длина трансиба - 9288,2 км. Строили с темпом 387 км/год. И это при совершенно ином уровне развития производства.
    Условия по строительству что на трансибе, что на БАМе схожие.
  6. +1
    7 ноября 2023 09:56
    Сталина на нас нет.
    Тот бы поручил строительство ФСИНу. Чего зэкам без дела сидеть. А их у нас , как грязи.
    Если не хватает зэков, Шойгу задание - обеспечить украинскими пленными.
    А скольких взяточников можно задействовать.
    Лопаты и кирки. И никакие американские проходческие комбайны не нужны.
    1. +1
      7 ноября 2023 11:57
      Не Сталин сегодня нужен, а патриотические силы у власти. Пока остатки ельцинской семьи и либералов у власти, потому и такие результаты:- тянущееся кровавое СВО (с гибелью патриотов: Е.Пригожина и многих других на СВО), беспредельные санкции запада и без ответного молчания РФ,- заслуги компрадоров у власти. По поводу развития экономики, - когда главная цель чиновничества, распродавать богатства РФ и деньги разворовывать, о каком развитии разговор, в лучшем случае застое, это при поступлении сотен миллиардов от распродажи ресурсов. Да развивают то, чем можно быстрее распродавать природные богатства.
      1. +1
        7 ноября 2023 15:29
        А вот это смешно, причем тут вообще либерализм?
        1. 0
          7 ноября 2023 19:30
          Реплика. Российский либерализм взрощен усилиями и средствами США (Гарвардские студии многих сегоднящних высших чиновников с последующим курированием), из советской несмышлённой молодой "глины" создавали поборников американского либерализма, по сути агентов влияния. (список длинный "учеников спец. курсов" Гарварда , в нём и Набиуллина, и Чубайс и тд.).
  7. +2
    7 ноября 2023 18:39
    Как специалист по строительству железнодорожных тоннелей и, по совместительству, соавтор крупнейших в мире тоннелей в Китае (например Северо -Уишаньский тоннель са. 14 км ) или в той же Украине (Бескидский тоннель) могу добавить следующее. Тоннель - это только средство к достижению поставленных экономических целей. Предпологаемая Китаем цель - всеобъемлющее развитие и расцвет экономики Китая, для чего и было запланировано развитие сети железнодорожных магистралей, развитие соответствующих машиностроительных отраслей (горнопроходческой, транспортного машиностроения и других), развитие соответствующих НИИ и проектных институтов. Все вышеперечисленные технические проблемы типа сложных геологических и гидрологических и сейсмологических и климатический условий представляют давно преодолеваемые в мире инженерные препятствия . Финансирование? Тут надо государству решить вопрос, а нуждается ли ГОСУДАРСТВО в транспортной связи между Дальним Востоком? Вспомните-до 53 года государство нуждалось даже в тоннеле на Сахалин и почти завершило его строительство, наряду с другими, к счастью завершенными проектами. Будет осознана необходимость таких проектов? Тогда будут созданы и заводы по выпуску тоннелепроходческих механизмов и лабаратории по геологоразведке. И многое прочее.
    1. Voo
      +1
      8 ноября 2023 02:26
      Финансирование? Тут надо государству решить вопрос, а нуждается ли ГОСУДАРСТВО в транспортной связи между Дальним Востоком?

      Тут нужно уточнить какое государство наше. Нынешнему, в нашей местности, однозначно важней трубопроводы. А вот тому, что южнее, тем - да, очень нужна. Ибо им есть куда расти, в отличии от ооо рф.
  8. Voo
    0
    8 ноября 2023 02:28
    Цитата: Nelton
    Цитата: УАЗ 452
    А почему на частные желдороги должно "падать" госфинансирование? Любимая многими схема - строим на народные, а прибыль себе?

    На сколько мне известно, пока тихоокеанскую железную дорогу и порт Эльга строят без госфинансирования. 250 км построено.

    Китайцы строят?
  9. Voo
    +1
    8 ноября 2023 02:30
    Цитата: prior
    Сталина на нас нет.
    Тот бы поручил строительство ФСИНу. Чего зэкам без дела сидеть. А их у нас , как грязи.
    Если не хватает зэков, Шойгу задание - обеспечить украинскими пленными.
    А скольких взяточников можно задействовать.
    Лопаты и кирки. И никакие американские проходческие комбайны не нужны.

    Зэки трудятся... На частников... И воюют... На частников.