Американские электропланы задают направление для дальнейшего развития специальной авиации

7

Недавно мы поведали о чудо-аэроплане на солнечных батареях, способном продержаться в воздухе бесконечно долго, который изобрели британские учёные. Теперь пришло время рассказать о детище американских учёных: самолёте, работающем от батареи элементов источника питания, проще говоря, от низковольтного аккумулятора (наподобие электромобильного). Заметим, что обеими разработками активно заинтересовался оборонный сектор, прежде всего ВВС.

Победит не тот, у кого будет господство в воздухе, а тот, кто его не допустит


Американцы пошли дальше, поступив проще. Они убрали из технологического цикла лишнее звено – генератор – преобразователь энергии. Действительно, зачем запитывать аккумулятор вырабатываемой непосредственно на борту летательного аппарата энергией, если его можно просто зарядить на земле, снабдив устройство максимальной ёмкостью?



В октябре лётчик-испытатель Крис Капуто с коллегами из Берлингтона (штат Вермонт) осуществил вдоль атлантического побережья до Флориды 16-дневный экспериментальный перелёт «батареечного» воздушного судна под кодовым названием CX300. Его создала и построила корпорация Beta Technologies с общей численностью персонала 450-600 человек. В прессе изделие анонсировалось как «образец, не выделяющий парниковых газов». Однако не всё так просто, ведь сразу после показательных испытаний опытный экземпляр был передан в Пентагон для последующей доводки до кондиции.

К слову, Beta – одна из немногочисленных фирм, занимающихся развитием электрической авиации. Совместно с калифорнийскими партнёрами Joby Aviation и Archer Aviation разрабатывает ЛА сродни вертолётам, но на автономных источниках питания. Среди её постоянных спонсоров – Toyota, Stellantis, United Airlines, Delta Air Lines и др. Beta в данном сегменте успешно конкурирует с такими известными производителями, как Airbus, Boeing и Embraer.

Под маркой зелёных технологий подспудно продвигаются военно-промышленные проекты


Об электросамолётах человечество мечтало давно, но это понятие до некоторых пор относилось к области фантастики. Однако современные ноу-хау и многомиллиардные инвестиции сделали своё дело. Наконец, соответствующее изобретение появилось на свет, и в настоящий момент решается вопрос его окупаемости, то есть оправданности коммерческого интереса. Но то, что разработку возьмёт на вооружение военная авиация Соединённых Штатов, вопрос давно решённый.

Уже осваивается более $800 млн, предоставленных холдиноговым концерном Fidelity Investments, фондом Amazon Climate Pledge Fund и приватной инвесткомпанией TPG Capital. Помимо отсутствия вредных выбросов, электрические самолеты спроектированы так, чтобы ими было проще управлять, нежели традиционными. Кстати, и их содержание обходится дешевле.

Да, CX300 пока может преодолевать сравнительно небольшие расстояния, но лиха беда начало! Этот изящный футуристический аппарат с размахом крыльев 15,24 м, криволинейной обзорной кабиной и задним винтом может взять на борт около 570 кг груза. Концепция следующей модификации (проектируемого A250) предусматривает вертикальный взлёт-посадку при аналогичной компоновке. В общем, достойное подспорье для американских асов.

Американские электропланы задают направление для дальнейшего развития специальной авиации

О сдерживающих факторах


Итак, пустой CX300 пролетел на одной зарядке без малого 650 км. Это рекорд, который вполне устраивает будущих эксплуатантов, ориентированных на средний радиус досягаемости 200-250 км. В качестве тестовых планируются рейсы из Манхэттена в международный аэропорт им. Д. Кеннеди или из Берлингтона в Сиракузы (штат Нью-Йорк). Дело в том, что аккумуляторы могут обеспечивать строго ограниченный ресурс, поэтому дальность полёта и взлётная масса сравнительно невелики. Пробная версия в состоянии перевозить лишь десяток пассажиров либо эквивалентный груз.

В 2024 году Beta намерена во что бы то ни стало получить сертификат F.A.A.A. на разработанный ею двигатель. Затем можно будет направлять на одобрение весь самолёт и его модернизированный вариант. Между прочим, для CX300 подходят классические ВПП, и пока нет необходимости в создании дополнительной инфраструктуры.

Нюансы согласовываются с ключевыми заказчиками, включая таких гигантов, как логистический UPS и биотехнологический United Therapeutics, которые планируют использовать услуги электроавиации с целью доставки донорских органов для трансплантации. А Bristow Group заинтересован в оперативном перемещении грузов и людей к его морским энергообъектам, выполнении поисково-спасательных операций и в реализации прочих задач при помощи возможностей Beta.

Почему в приоритете Bristow?


Bristow Helicopters Limited – шотландский оператор гражданских вертолётов, сотрудничающий с компаниями, разрабатывающими ЛА нового поколения. Британцы готовят внушительный портфель заказов, понимая: «батарейники» создают выгодные перспективы, поскольку они тише вертолетов и, как ожидается, будут на 60-70% дешевле в обслуживании. Добавим, что ещё одним клиентом на Туманном Альбионе выступает Минобороны Великобритании.

В дополнение к созданию собственно самолётов специально под нужды Bristow фирма Beta создаёт линейку зарядных устройств и сеть зарядных станций, которые будут обслуживать будущий самолётный парк именно этого эксплуатанта. Сейчас в США имеется около дюжины таких станций, в том числе одна на аэродроме ВВС во Флориде (это первая в мире станция подзарядки электрических самолётов).

Уже сооружена отдельная посадочная площадка для подобных аппаратов, которая размещается на перепрофилированных транспортных модулях, где находятся накопители энергии и небольшое жилое пространство для отдыха пилотов.

***

Перспективы использования «батареечных» самолётов в военных целях засекречены, а вот в гражданском флоте они будут заниматься пассажироперевозками в мегаполисах. Кроме того, в ближайшем будущем американцы собираются задействовать их в северных регионах страны, что, по мнению Криса Капуто, окажет существенное влияние на приближение инструментов, товаров и услуг к потребителю:

Это будет способствовать оптимизации контакта с сельскими районами США, которые, как мне кажется, часто остаются незаслуженно забытыми.

Совсем как про нашу Сибирь сказал...
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 ноября 2023 17:01
    Ничего нового. Замена источника электроэнергии, в виде блока. Такой принцип используется в заводских карах, разряженный аккумуляторный блок меняется на заряженный. Проблема только в наличии источника электропитания или аккумулятора. Куда воткнуть блок питания, в корабль, в самолёт, в автомобиль много ума не надо.
  2. 0
    8 ноября 2023 17:27
    Однако, гибридный самолёт возможно был бы и лучше. Особенно сначала. Интересно, что у нас?
    1. +1
      9 ноября 2023 11:21
      У нас тоже не давно испытывали что то подобное .Есть разработки МАИ и ещё каких то фирм. Есть уже гибридный авиадвигатель и он опробован на самолёте. Но всё упирается в источники питания. Американцы испытывают свой аэроплан в тёплых штатах. Там ресурс у аккумулятора один а что если этот аккумулятор поместить в холодные условия. Я о чём : в своё время за квоты у нас в республике решили купить для соцработников несколько десятков японских электромобилей. Пробег на полной зарядке около 100 км ( это по паспорту у них там ). Радовались .Купили. Наступили холода и затем зима. Так вот , на полной зарядке пробег был не более 25 км. Я их видел брошенными по всему городу. Всё. Опять пересели на авто с ДВС. А кроме того поинтересуйтесь стоимостью аккумуляторов . Да ещё они наверно литиевые . Подобные аккумуляторы , только для авто сейчас стоят у нас за 4000 евро и выше .Сколько же они будут стоить для самолёта а там ведь совсем с другой ёмкостью и возможностями ? Так что не всё радужно в этом деле . Это как с ветряками- вроде хорошо смотрятся и вырабатывают как бы зелёную энергию , но вот производство , содержание и прочее уводят всю эту энергию в убыток. Да и экологию не очень сохраняют , исходя из их производства , работы и захоронения или переработки в будущем.
      Батареи на солнечных элементах тоже имеют свои проблемы и тоже не малые , особенно на авиатехнике . По этому и самолёты просто представляют собой мотопланер .У которого взлёт осуществляется при работе электродвигателя на аккумуляторе , а после взлёта и набора высоты можно перейти и на питание двигателя от солнечных батарей на крыле и подзаряжать тот же аккумулятор.
  3. 0
    9 ноября 2023 00:26
    Вобще, фото эксперементальных самолетов на солнечных батареях ,в сети бродят уже лет 10.
    Лет 5 назад, один вроде и вокруг мира облетел. Так что нового маловато.
    для нас главное - что это ,как и аэро-такси - разрабатывается гдето там, на ужасном западе.
    И что косвенно опровергает обвинения зеленой энергетики в СМИ. Аккумулятор, электромотор, и никакой нефти.
  4. 0
    24 ноября 2023 18:24
    Совсем как про нашу Сибирь сказал... Если кто не в курсе, то у нас готов проект электрического мотоцикла Урал ... на американских комплектующих.
    1. Voo
      0
      29 ноября 2023 04:37
      Это прорыв. Американские комплектующие это вам не хухры-мухры.
  5. Voo
    0
    2 декабря 2023 14:48
    Американцы пошли дальше, поступив проще. Они убрали из технологического цикла лишнее звено – генератор – преобразователь энергии. Действительно, зачем запитывать аккумулятор вырабатываемой непосредственно на борту летательного аппарата энергией, если его можно просто зарядить на земле, снабдив устройство максимальной ёмкостью?

    Это будет способствовать оптимизации контакта с сельскими районами США, которые, как мне кажется, часто остаются незаслуженно забытыми.
    Совсем как про нашу Сибирь сказал...

    В Сибири особенно актуально использовать электроавиацию. При наличии нефте и газодобывающей и перерабатывабщей промышленности, ей - Сибири, надо внедрять аккумуляторную и другую электрическую хрень. И всё ради того, чтобы не снижать ценник на топливо. Абсурд.