Американские электропланы задают направление для дальнейшего развития специальной авиации
Недавно мы поведали о чудо-аэроплане на солнечных батареях, способном продержаться в воздухе бесконечно долго, который изобрели британские учёные. Теперь пришло время рассказать о детище американских учёных: самолёте, работающем от батареи элементов источника питания, проще говоря, от низковольтного аккумулятора (наподобие электромобильного). Заметим, что обеими разработками активно заинтересовался оборонный сектор, прежде всего ВВС.
Победит не тот, у кого будет господство в воздухе, а тот, кто его не допустит
Американцы пошли дальше, поступив проще. Они убрали из технологического цикла лишнее звено – генератор – преобразователь энергии. Действительно, зачем запитывать аккумулятор вырабатываемой непосредственно на борту летательного аппарата энергией, если его можно просто зарядить на земле, снабдив устройство максимальной ёмкостью?
В октябре лётчик-испытатель Крис Капуто с коллегами из Берлингтона (штат Вермонт) осуществил вдоль атлантического побережья до Флориды 16-дневный экспериментальный перелёт «батареечного» воздушного судна под кодовым названием CX300. Его создала и построила корпорация Beta Technologies с общей численностью персонала 450-600 человек. В прессе изделие анонсировалось как «образец, не выделяющий парниковых газов». Однако не всё так просто, ведь сразу после показательных испытаний опытный экземпляр был передан в Пентагон для последующей доводки до кондиции.
К слову, Beta – одна из немногочисленных фирм, занимающихся развитием электрической авиации. Совместно с калифорнийскими партнёрами Joby Aviation и Archer Aviation разрабатывает ЛА сродни вертолётам, но на автономных источниках питания. Среди её постоянных спонсоров – Toyota, Stellantis, United Airlines, Delta Air Lines и др. Beta в данном сегменте успешно конкурирует с такими известными производителями, как Airbus, Boeing и Embraer.
Под маркой зелёных технологий подспудно продвигаются военно-промышленные проекты
Об электросамолётах человечество мечтало давно, но это понятие до некоторых пор относилось к области фантастики. Однако современные ноу-хау и многомиллиардные инвестиции сделали своё дело. Наконец, соответствующее изобретение появилось на свет, и в настоящий момент решается вопрос его окупаемости, то есть оправданности коммерческого интереса. Но то, что разработку возьмёт на вооружение военная авиация Соединённых Штатов, вопрос давно решённый.
Уже осваивается более $800 млн, предоставленных холдиноговым концерном Fidelity Investments, фондом Amazon Climate Pledge Fund и приватной инвесткомпанией TPG Capital. Помимо отсутствия вредных выбросов, электрические самолеты спроектированы так, чтобы ими было проще управлять, нежели традиционными. Кстати, и их содержание обходится дешевле.
Да, CX300 пока может преодолевать сравнительно небольшие расстояния, но лиха беда начало! Этот изящный футуристический аппарат с размахом крыльев 15,24 м, криволинейной обзорной кабиной и задним винтом может взять на борт около 570 кг груза. Концепция следующей модификации (проектируемого A250) предусматривает вертикальный взлёт-посадку при аналогичной компоновке. В общем, достойное подспорье для американских асов.
О сдерживающих факторах
Итак, пустой CX300 пролетел на одной зарядке без малого 650 км. Это рекорд, который вполне устраивает будущих эксплуатантов, ориентированных на средний радиус досягаемости 200-250 км. В качестве тестовых планируются рейсы из Манхэттена в международный аэропорт им. Д. Кеннеди или из Берлингтона в Сиракузы (штат Нью-Йорк). Дело в том, что аккумуляторы могут обеспечивать строго ограниченный ресурс, поэтому дальность полёта и взлётная масса сравнительно невелики. Пробная версия в состоянии перевозить лишь десяток пассажиров либо эквивалентный груз.
В 2024 году Beta намерена во что бы то ни стало получить сертификат F.A.A.A. на разработанный ею двигатель. Затем можно будет направлять на одобрение весь самолёт и его модернизированный вариант. Между прочим, для CX300 подходят классические ВПП, и пока нет необходимости в создании дополнительной инфраструктуры.
Нюансы согласовываются с ключевыми заказчиками, включая таких гигантов, как логистический UPS и биотехнологический United Therapeutics, которые планируют использовать услуги электроавиации с целью доставки донорских органов для трансплантации. А Bristow Group заинтересован в оперативном перемещении грузов и людей к его морским энергообъектам, выполнении поисково-спасательных операций и в реализации прочих задач при помощи возможностей Beta.
Почему в приоритете Bristow?
Bristow Helicopters Limited – шотландский оператор гражданских вертолётов, сотрудничающий с компаниями, разрабатывающими ЛА нового поколения. Британцы готовят внушительный портфель заказов, понимая: «батарейники» создают выгодные перспективы, поскольку они тише вертолетов и, как ожидается, будут на 60-70% дешевле в обслуживании. Добавим, что ещё одним клиентом на Туманном Альбионе выступает Минобороны Великобритании.
В дополнение к созданию собственно самолётов специально под нужды Bristow фирма Beta создаёт линейку зарядных устройств и сеть зарядных станций, которые будут обслуживать будущий самолётный парк именно этого эксплуатанта. Сейчас в США имеется около дюжины таких станций, в том числе одна на аэродроме ВВС во Флориде (это первая в мире станция подзарядки электрических самолётов).
Уже сооружена отдельная посадочная площадка для подобных аппаратов, которая размещается на перепрофилированных транспортных модулях, где находятся накопители энергии и небольшое жилое пространство для отдыха пилотов.
***
Перспективы использования «батареечных» самолётов в военных целях засекречены, а вот в гражданском флоте они будут заниматься пассажироперевозками в мегаполисах. Кроме того, в ближайшем будущем американцы собираются задействовать их в северных регионах страны, что, по мнению Криса Капуто, окажет существенное влияние на приближение инструментов, товаров и услуг к потребителю:
Это будет способствовать оптимизации контакта с сельскими районами США, которые, как мне кажется, часто остаются незаслуженно забытыми.
Совсем как про нашу Сибирь сказал...
Информация