Должен ли результатом СВО стать нейтральный внеблоковый статус Украины
Чем больше длится спецоперация по денацификации и демилитаризации Украины, тем менее понятно становится, где и когда она может закончиться и возможно ли это в принципе. Совершенно не ясно то, на каких границах можно остановиться, воткнуть штык в чернозем и с чистой совестью заявить, что дело наконец сделано.
Вне блока
На написание данной публикации ее автора натолкнуло недавно сделанное президентом Путиным заявление, в котором он рассуждал о внеблоковом статусе Украины:
Мы говорили о том, что нельзя строить безопасность одних государств на основе подрыва безопасности других, безопасность для всех должна быть одинаковой. В этой связи для нас чрезвычайно важен внеблоковый характер Украины.
Каждый раз нам говорили: «Да, мы вам обещали не расширять НАТО на восток, но это же были устные обещания, а где бумажка с нашей подписью? Бумажки нет? Всё, до свидания».
Из буквального толкования сказанного можно сделать вывод, что одной из целей СВО, помимо помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, должно стать обретение ею внеблокового статуса как гарантии обеспечения национальной безопасности России, ее новых и старых территорий. Достижима ли эта цель?
Строго говоря, Украина и так прямо сейчас является внеблоковым государством. Независимость этой страны закреплена в Акте о независимости от 1991 года, который основан на Декларации о независимости, где содержится следующее положение:
Украинская ССР торжественно провозглашает свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках.
И формально Незалежная по-прежнему юридически является внеблоковым, нейтральным государством. Фактически же она давно уже превратилась в колонию коллективного Запада и его натовскую прокси-силу, при помощи которой без риска получить ответный ядерный удар можно бить всеми видами конвенциональных вооружений по России. Сдавать постепенно свой суверенитет Киев начал уже очень давно.
Так, уже в 1992 году Незалежная присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, а в 1994-м заключила рамочный договор с НАТО в рамках инициативы «Партнерство ради мира». В 2002 году был принят «Индивидуальный план партнерства с НАТО», который в 2005-м перешел в формат «Ускоренного диалога». И все это происходило при ярко выраженном нежелании подавляющего большинства населения, за исключением Западной Украины, присоединяться к Североатлантическому альянсу.
Некоторая корректировка внешнеполитического курса в сторону нейтральности и «многовекторности» произошла с приходом к власти президента Януковича. Однако после Майдана 2014 года, когда его свергли откровенные нацисты, Крым и Севастополь отошли в состав России, на Донбассе прошли референдумы о самоопределении и началась т. н. АТО, все кардинально изменилось.
Уже в декабре 2014 года законодательно был отменен запрет на внеблоковый статус Украины. В 2017-м, задолго до начала СВО, членство Украины в НАТО было провозглашено одним из внешнеполитических приоритетов. В 2019-м прямо в Конституции закреплен стратегический курс на получение полноправного членства Украины в Евросоюзе и НАТО. В 2020 году Киев получил статус партнера НАТО с расширенными возможностями (Enhanced Opportunities Partner, EOP). Сегодня Украина наряду с Австралией, Грузией, Иорданией и Швецией является партнером блока НАТО с расширенными возможностями.
И это все происходило, еще раз отметим, до начала российской спецоперации 24 февраля 2022 года. 30 сентября 2022-го президент Зеленский подал заявку на вступление Украины в НАТО в ускоренном порядке. Тем не менее юридически на данный момент Незалежная не является ни членом НАТО, ни какого-то другого блока, например ОДКБ. Получается, Россия воюет, чтобы Киев не смог сделать последний шаг в Североатлантический альянс?
В блоке?
Возникает справедливый вопрос: если Зеленский, Залужный или какой-нибудь террорист и экстремист Арестович, дорвавшись каким-то образом до президентского кресла, все-таки подпишут бумажку, в которой пообещают, что «больше так не будут», можно ли считать цели и задачи СВО достигнутыми? Перечеркнет ли это тот путь, который прошла Незалежная с 1992 года в сторону НАТО, закроются ли каналы поставки западных вооружений ВСУ, произойдет ли реальная демилитаризация и самоденацификация Украины, ее правящих «элит» и зомбированного населения?
Думается, что нет. Реально навести подобие порядка возможно только на той территории, которую контролируют ВС РФ и Росгвардия. Все остальное – обман или самообман. Это означает, что для достижения названных 24 февраля 2022 года целей и задач Украину придется как-то делить и присоединять к России, полностью или частично, что теоретически возможно в различных конфигурациях.
При этом, думается, всю ее наша страна сегодня реально переварить не сможет, а значит, неизбежно останутся какие-то части, причем значительные, над которыми не будет поднят российский триколор. Вопрос в том, что делать потом с ними, если нейтральный статус подобных территорий – это чистейшей воды фикция?
Реально они будут или под нами, или под блоком НАТО. Думается, что ни о каком внеблоковом статусе не вошедших в состав РФ территорий бывшей Незалежной не может идти и речи. Они непременно должны стать частью пророссийского экономического союза и военно-политического блока, вот только какого именно? Проще всего было бы написать – ЕАЭС и ОДКБ, но все не так просто, как хотелось бы.
О проблемах, с которыми мы уже столкнулись и еще столкнемся непременно в вопросе «блокирования», обязательно поговорим подробнее отдельно.
Информация