Санкции освободили место для российского кино

29

Кадр из российской кинокартины «Небо»

В последнее время российская киноиндустрия учится выживать в непростых для нее условиях. Отечественные кинотеатры пережили пандемию коронавируса, а в настоящее время пытаются существовать в условиях санкций. Так, в 2022 году количество кинотеатров в РФ уменьшилось на 11%. Ключевую роль в этом сыграли уход голливудских мейджоров и недостаточный уровень развития российского кинематографа. Попытаемся разобраться, какие перспективы ждут отечественную киноиндустрию в самое ближайшее время.

Едва начав выбираться из пандемийного кризиса, из-за которого, по мнению некоторых экспертов, только в 2020 году российские кинотеатры могли потерять порядка 50 миллиардов рублей, отечественная киноиндустрия вновь оказалась в сложном положении из-за геополитических изменений, которые в итоге трансформировались в санкции против Российской Федерации. Так, уже весной 2022 года решение об остановке проката собственных фильмов в кинотеатрах РФ приняли крупнейшие иностранные киностудии Disney, Sony Pictures, UPI, Paramount, Warner Bros., Lionsgate и другие. Необходимо понимать, что до этих изменений на десять кинолент с наибольшими сборами на территории России в последние годы на фильмы отечественного производства приходилось всего две – три позиции.



Довольно странно на этом фоне выглядит заявление министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой о том, что в 2023 году отечественное кино в РФ посмотрели уже 87 миллионов зрителей, что вдвое больше, чем в 2020 году, когда российские киноленты посмотрели 42,5 миллиона человек. Математическая логика заявления верная, но подана данная информация была, как серьезная победа государственной киноиндустрии. Не было сказано ни слова о том, что подобные результаты стали возможными только в условиях практически полного отсутствия конкуренции на рынке, в связи с пропажей самых востребованных иностранных кинопродуктов.

Немаловажную роль в плачевной ситуации, в которой оказались отечественные кинотеатры, сыграла и пандемия коронавирусной инфекции. Дело тут даже не во временном закрытии большинства досуговых мест на время карантина, а в уходе многих зрителей в сегмент онлайн-кинотеатров. Подобный инструментарий стал хорошей альтернативой классическому походу в кино, а подписка на онлайн-сервисы перестала считаться пустой тратой денег, главным ее плюсом стала возможность в любое удобное для себя время посмотреть понравившийся фильм. Так, по результатам проведенных исследований, рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2022 года увеличился на 5% и достиг 63,3 миллиарда рублей против 60,3 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным показателем за 2021 год. Ближе к концу 2022 года онлайн-кинотеатры столкнулись с той же проблемой, что и их классические «братья». У многих российских платформ возникли нерешаемые сложности с продлением лицензий с крупными киностудиями, многие популярные ленты стали попросту недоступны зрителю. На данный момент не возымела и должного эффекта стартовавшая переориентация на азиатский рынок, здесь сыграл определенную роль тот факт, что новый контент на порядок уступает в качестве своим американским конкурентам.

Логично предположить, что при подобном раскладе дел, значительная часть клиентов переориентировалась на пиратский сегмент. Например, согласно одному из проведенных социологических опросов, 25% зрителей онлайн-кинотеатров собираются отказаться от оплаты онлайн-сервисов. Причина кроется в увеличении стоимости подписки и сокращение фильмотеки.

В попытках найти способы эффективного существования на изменившимся рынке кинотеатры прибегают к различным ухищрениям. Например, многие из них пустили в повторный прокат иностранные и отечественные картины, предполагая, что классика заставит зрителей вернуться в кинозалы. На фоне всех сложностей росла в России и средняя стоимость похода в кино. Так, цена билета в такое место по итогам января 2022 года составила 323,7 рубля (+13,2% к аналогичному показателю 2021 года).

Идут кинотеатры и на более радикальные ухищрения. Во многих кинозалах продолжались показы заокеанских новинок, которые не получили прокатного удостоверения, в связи с уходом с российского рынка. Для этого использовались совершенно разные методы. Самым простым из них является неофициальный прокат, в таком случае кинотеатру даже не нужно пытаться соответствовать правовым нормам. Уже через несколько месяцев в моду вошло «бесплатное предсеансовое обслуживание». Использование такого механизма предполагает, что изначально зритель смотрит новый зарубежный фильм, а после небольшого перерыва — отечественный. Нетрудно понять, что после перерыва кинозал, как правило, остается абсолютно пустым. Кроме того, в некоторых кинотеатрах существует опция аренды залов, в таком случае кинотеатр полностью открещивается от незаконного показа иностранных кинолент, перекладывая всю ответственность на сторонние организации, которые арендуют его площади.

Как мы видим, способов работы с запрещенным контентом в России существует множество. Однако, необходимо помнить и понимать, что, показывая зарубежные фильмы, кинотеатры нарушают не только авторские права киностудий, но и законы Российской Федерации, так как киноленты нельзя демонстрировать зрителю без прокатного удостоверения, возрастного ценза и в обход официальной продажи билетов. Несмотря на этот факт, государство на данный момент никак в произошедшее не вмешивается, понимая, что на американских новинках держится значительная часть данного рынка.

Кроме того, сложившаяся на рынке ситуация привела к тому, что многие клиенты приняли для себя самое простое решение, обратившись к пиратским платформам для скачивания и просмотра фильмов и сериалов. Данная проблема всегда особенно остро стояла в странах, где население довольно поверхностно знакомо с ключевыми принципами авторского права, но теперь эта проблема приобрела еще более серьезный характер.

Подводя итог, можно сделать вывод, что санкции действительно довольно серьезно повлияли на отечественный кинопрокат. С одной стороны, уход зарубежных медиагигантов с территории Российской Федерации нанес внушительный экономический удар по российской киноиндустрии, с другой дал импульс развития создателям кино в нашей стране. На данный момент оно сильно отстает от ведущих зарубежных конкурентов. Речь идет и о техническом оснащении киностудий, и о финансировании новых проектов, и о художественном наполнении создаваемых кинолент.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 ноября 2023 18:48
    Как ни прискорбно, но наш народ сам выбирает западную массовую культуру и западные ценности - самым убедительным способом - своим кошельком. Ничего мы не придумали против американской " мягкой силы". Слушает молодёжь западную музыку, смотрит западные фильмы и сериалы, зависает на западных/ франшизных шоу..
    Штаты, как всегда и везде, в России обрабатывают молодёжь. И именно молодёжь приведёт страну в объятия Запада через десяток-другой лет. Штаты умеют играть вдолгую..и ничего мы с этим поделать не можем. С проникновения западной масс-культуры начался закат СССР, этим же и закончит Россия.
    1. -1
      13 ноября 2023 20:15
      А вы почему выбрали Швецию, а не Израиль?
      P.S. Вдолгую умеют играть англичане, а американские гастарбайтеры не умеют. Им совсем ещё мало лет.
      1. -5
        13 ноября 2023 20:29
        А по существу вопроса?
        P.S. Работа. Грант для дочки.
        1. -2
          13 ноября 2023 21:35
          Цитата: Странный гость
          Как ни прискорбно, но наш народ сам...

          Это и есть по существу. Вы какой народ? laughing
          1. -2
            13 ноября 2023 22:26
            Я - про российский народ)
            1. +2
              13 ноября 2023 22:53
              Вы, какой народ?
              1. 0
                13 ноября 2023 23:00
                У нас нет пятой графы)
                Я же не спрашиваю про Вашу нацию)
                Для меня в первую очередь важен человек. А для Вас? Национальность? Россия - для русских? Я правильно Вас понимаю?
                1. +2
                  13 ноября 2023 23:56
                  Цитата: Странный гость
                  Для меня в первую очередь важен человек. А для Вас?

                  Видимо палестинцев за людей вы не считаете.
                  Сколько вы врать можете? Надоел. hi
    2. +3
      13 ноября 2023 20:16
      Разведчик у них был, говаривал: не надо воевать с СССР, а надо разложить и развратить 3 поколения их молодёжи и всё. Помоему одно поколение мы уже потеряли. Следующее здаст религию, культуру. А третье страну. Не дай Бог конечно. Надо что то предпринимать.
      1. -1
        13 ноября 2023 21:53
        Это Я. Всем привет, теперь понятно почему они сами развратились. А я грешным делом подумал, что решили христианство разрушать, чтобы добраться до православия, России и сеять сатанизм.
      2. +1
        13 ноября 2023 22:46
        Цитата: etoyavsemprivet
        А третье страну.

        Так уже одно поколение страну сдало в 1991.
  2. +1
    13 ноября 2023 18:58
    "Кадр из российской кинокартины «Небо»" вначале заметки - имхо, доказывает плачевное состояние российского кино.
    Когда даже нормальную 3д сценку на оставшиеся после попила деньги нельзя сделать...
    1. +1
      13 ноября 2023 19:54
      Ну да, графоний в Тундре реалистичней в несколько раз выглядит.))) И главное полетать можно и картинку захватить совершенно бесплатно) Если это действительно кадр из фильма, то понятно почему зритель избалованный графикой не хочет смотреть это... нечто... уровня компьютерных игрушек середины 2000х
  3. 0
    13 ноября 2023 19:58
    Данная проблема всегда особенно остро стояла в странах, где население довольно поверхностно знакомо с ключевыми принципами авторского права, но теперь эта проблема приобрела еще более серьезный характер

    Данная проблема всегда стоит в странах с низкими доходами населения, не путайте "мягкое с теплым"
    1. +1
      14 ноября 2023 09:14
      По-моему, вы сейчас путаете "мягкое с теплым", все-таки. Авторское право развивается отдельно и слабо связано с уровнем доходов населения. Формирования отношения к нему скорее зависит от менталитета, а не финансов.
      1. 0
        14 ноября 2023 21:20
        Соглашусь. Но глупо рассчитывать на иное, где цап-царап приветствуется с самой высокой трибуны.
      2. 0
        14 ноября 2023 21:44
        Да нет, путаете как раз вы)) если говорите о населении. Развитие законодательства населения не касается, это прерогатива профильных ведомств, а вот выполнение уже воля населения. Как раз таки уровень доходов напрямую влияет на выбор: лицензия или пиратка, а не образованность в сфере авторского права.)) Если у людей с трудом покрываются первоочередные потребности, то правообладатели с осут лапу). Ну если вы конечно жили в России/СНГ в последнее время, то должны были видеть развитие и пиратства и постепенное вхождение лицензионной продукции. Только с повышением доходов люди стали более-менее массово покупать лицензионные копии. И то сейчас с падением качества всего и вся, даже при наличии денег значительная часть предпочитает сначала чекнуть пиратку, и только потом, если продукт понравился покупает лицензию. Слишком много мусора пытаются впихнуть) Ситуация прекрасно демонстрирует, что несмотря на то что 99,99% знают что такое авторское право, на первом месте стоят именно финансы). Я говорю именно про продукцию для домашнего использования. Кинотеатры работали всегда официально. А вообще России в текущей ситуации надо положить на все права в отношении стран причиняющих прямо или косвенно ей ущерб.
        1. +1
          15 ноября 2023 13:48
          Вы смешиваете выполнение законов с их пониманием.
          В нашей стране большинство людей плевать хотели на авторское право, не потому что у них доходы маленькие, а потому что в принципе не особо понимают, что такое авторское право.
          У нас в Госдуме до сих пор иногда проскакивают гениальные идеи, что футбол, например, должен бесплатно транслироваться на общедоступных каналах. И это, повторюсь, не от того, что мы бедно живем, а от того, что просто не понимаем, что любой продукт создается за деньги, и создатели хотят монетизировать свои усилия и финансовые затраты.
          Поверьте, даже если в нашей стране все миллионы будут зарабатывать, пиратство из России не уйдет. Большинству россиян не стыдно воровать материальные блага, что уж говорить о нематериальных, когда людям непонятно, кто владелец какого-либо фильма, сериала или спортивной трансляции.
          1. +1
            15 ноября 2023 14:40
            Цитата: Виктор Ануфриев
            Большинству россиян не стыдно воровать материальные блага, что уж говорить о нематериальных

            Это не вопрос морали, это инерция воспитания, инерция советского "всё народное, всё общее". Люди привыкли, и детей своих так же воспитали, что если что то опубликовано, то всё, автор уже получил свой гонорар от государства и теперь каждый может этим пользоваться.
            Думаю ещё лет 15-20 нужно, что бы люди привыкли к тому, что при капитализме всё несколько иначе. Что нет никакого "большого папы", которые покупает и потом практически даром раздаёт ништяки.
  4. +2
    13 ноября 2023 20:28
    Советское художественное кино потеряна навсегда. Вместо неё пришла пахабная западная культура с актёрами улыбками Гуинплена, лосиными губами и глубокими глубокими "искусственными" декольте. Где главная героиня обязательна должна обнажиться и хотябы раз а так два три показать постельную сцену. Тоесть искусство где разыгрываются теребящие душу тонкие чувства и возвышается сознание перевели в пошлость для быдла. Жаль.
    1. 0
      13 ноября 2023 20:42
      Искусство пошло в массы lol
      1. +1
        13 ноября 2023 21:17
        Различают в мировом кино специфику Гоолливуда и Болливуда, как развлекательные для граждан ниже среднего уровня, так оба в России имеют успех. Почему, да так уж повелось, денег больших нет на культуру , так и Ролливуда (российского качественного) нет. О Мосфильме, Ленфильме давно забыли... Что правит страной, такие и результаты. Пока правит принцип,- наворовать и уехать, так какие Ролливуды появятся при таких раскладах. В РФ выгоднее уводить деньги, в принципе нет ни запретов, ни стимулов, а работать , вкладывать и создавать нет денежных желающих , так какое российское кино,- подражания гоолливудам на мизерных бюджетах..
    2. 0
      15 ноября 2023 13:52
      Ну, Гуинплена то сюда приплетать не надо, это классическое и серьезное произведение.
  5. Voo
    +3
    14 ноября 2023 02:19
    В последнее время российская киноиндустрия учится выживать в непростых для нее условиях.

    А до этого она цвела и пахла.

    Отечественные кинотеатры пережили пандемию коронавируса, а в настоящее время пытаются существовать в условиях санкций.

    А если за киноиндустрию принимать кинотеатры, то тогда да. При отсутствии западного отечественного контента, нашей киноиндустрии, остаётся как потерявшемуся котенку громко пищать, чтобы кто то накормил бедолагу. В отсутствии вразумляющей идеологии, люди находят ответы из других источников. А киноиндустрии остаётся только развлекать.
    1. 0
      15 ноября 2023 13:53
      А идеология, простите, может быть вразумляющей?
      Это как?
  6. 0
    14 ноября 2023 08:10
    Сериалы у нас умеют снимать, а кино в основном полная шляпа с сортирным юмором, кто пукнул, упал, напился.
    Ужасов и боевиков почти не снимают
  7. 0
    15 ноября 2023 14:35
    Лордфильм рулит wassat
  8. +2
    16 ноября 2023 20:53
    В последнее время российская киноиндустрия учится выживать в непростых для нее условиях.

    Нет никакой российской киноиндустрии. Весь российский кинематограф - любительщина, бездарность и пошлятина!!! Рискнул пойти на "Чебурашку". Столько восторгов, ну и подумал: вдруг что-то действительно путное. Ушёл с сеанса минут через 20 после начала - больше меня в кинотеатр на российские фильмы не заманишь ничем. Дома только х.ф. СССР смотрю - вот где позитив и душевность
  9. 0
    20 ноября 2023 20:45
    Пока что "наш" кинематограф и не почесался снять хотя бы короткометражку о подвигах наших бойцов. За 2 года СВО ни одного фильма. А на той же украине и в США их наштамповали более десятка. Вот так и проигрываем информационную войну отдавая умы своих граждан на откуп чужой, враждебной пропаганде!
    Фильм "лучшие в аду" снят частной кинокомпанией на деньги Пригожина.
    А государственные кинокомпании и телевидение на народные деньги приглашает разных пугачих да ургантов и снимает завиральные вирши про подвиги белогвардейцев...