Санкции освободили место для российского кино
Кадр из российской кинокартины «Небо»
В последнее время российская киноиндустрия учится выживать в непростых для нее условиях. Отечественные кинотеатры пережили пандемию коронавируса, а в настоящее время пытаются существовать в условиях санкций. Так, в 2022 году количество кинотеатров в РФ уменьшилось на 11%. Ключевую роль в этом сыграли уход голливудских мейджоров и недостаточный уровень развития российского кинематографа. Попытаемся разобраться, какие перспективы ждут отечественную киноиндустрию в самое ближайшее время.
Едва начав выбираться из пандемийного кризиса, из-за которого, по мнению некоторых экспертов, только в 2020 году российские кинотеатры могли потерять порядка 50 миллиардов рублей, отечественная киноиндустрия вновь оказалась в сложном положении из-за геополитических изменений, которые в итоге трансформировались в санкции против Российской Федерации. Так, уже весной 2022 года решение об остановке проката собственных фильмов в кинотеатрах РФ приняли крупнейшие иностранные киностудии Disney, Sony Pictures, UPI, Paramount, Warner Bros., Lionsgate и другие. Необходимо понимать, что до этих изменений на десять кинолент с наибольшими сборами на территории России в последние годы на фильмы отечественного производства приходилось всего две – три позиции.
Довольно странно на этом фоне выглядит заявление министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой о том, что в 2023 году отечественное кино в РФ посмотрели уже 87 миллионов зрителей, что вдвое больше, чем в 2020 году, когда российские киноленты посмотрели 42,5 миллиона человек. Математическая логика заявления верная, но подана данная информация была, как серьезная победа государственной киноиндустрии. Не было сказано ни слова о том, что подобные результаты стали возможными только в условиях практически полного отсутствия конкуренции на рынке, в связи с пропажей самых востребованных иностранных кинопродуктов.
Немаловажную роль в плачевной ситуации, в которой оказались отечественные кинотеатры, сыграла и пандемия коронавирусной инфекции. Дело тут даже не во временном закрытии большинства досуговых мест на время карантина, а в уходе многих зрителей в сегмент онлайн-кинотеатров. Подобный инструментарий стал хорошей альтернативой классическому походу в кино, а подписка на онлайн-сервисы перестала считаться пустой тратой денег, главным ее плюсом стала возможность в любое удобное для себя время посмотреть понравившийся фильм. Так, по результатам проведенных исследований, рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2022 года увеличился на 5% и достиг 63,3 миллиарда рублей против 60,3 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным показателем за 2021 год. Ближе к концу 2022 года онлайн-кинотеатры столкнулись с той же проблемой, что и их классические «братья». У многих российских платформ возникли нерешаемые сложности с продлением лицензий с крупными киностудиями, многие популярные ленты стали попросту недоступны зрителю. На данный момент не возымела и должного эффекта стартовавшая переориентация на азиатский рынок, здесь сыграл определенную роль тот факт, что новый контент на порядок уступает в качестве своим американским конкурентам.
Логично предположить, что при подобном раскладе дел, значительная часть клиентов переориентировалась на пиратский сегмент. Например, согласно одному из проведенных социологических опросов, 25% зрителей онлайн-кинотеатров собираются отказаться от оплаты онлайн-сервисов. Причина кроется в увеличении стоимости подписки и сокращение фильмотеки.
В попытках найти способы эффективного существования на изменившимся рынке кинотеатры прибегают к различным ухищрениям. Например, многие из них пустили в повторный прокат иностранные и отечественные картины, предполагая, что классика заставит зрителей вернуться в кинозалы. На фоне всех сложностей росла в России и средняя стоимость похода в кино. Так, цена билета в такое место по итогам января 2022 года составила 323,7 рубля (+13,2% к аналогичному показателю 2021 года).
Идут кинотеатры и на более радикальные ухищрения. Во многих кинозалах продолжались показы заокеанских новинок, которые не получили прокатного удостоверения, в связи с уходом с российского рынка. Для этого использовались совершенно разные методы. Самым простым из них является неофициальный прокат, в таком случае кинотеатру даже не нужно пытаться соответствовать правовым нормам. Уже через несколько месяцев в моду вошло «бесплатное предсеансовое обслуживание». Использование такого механизма предполагает, что изначально зритель смотрит новый зарубежный фильм, а после небольшого перерыва — отечественный. Нетрудно понять, что после перерыва кинозал, как правило, остается абсолютно пустым. Кроме того, в некоторых кинотеатрах существует опция аренды залов, в таком случае кинотеатр полностью открещивается от незаконного показа иностранных кинолент, перекладывая всю ответственность на сторонние организации, которые арендуют его площади.
Как мы видим, способов работы с запрещенным контентом в России существует множество. Однако, необходимо помнить и понимать, что, показывая зарубежные фильмы, кинотеатры нарушают не только авторские права киностудий, но и законы Российской Федерации, так как киноленты нельзя демонстрировать зрителю без прокатного удостоверения, возрастного ценза и в обход официальной продажи билетов. Несмотря на этот факт, государство на данный момент никак в произошедшее не вмешивается, понимая, что на американских новинках держится значительная часть данного рынка.
Кроме того, сложившаяся на рынке ситуация привела к тому, что многие клиенты приняли для себя самое простое решение, обратившись к пиратским платформам для скачивания и просмотра фильмов и сериалов. Данная проблема всегда особенно остро стояла в странах, где население довольно поверхностно знакомо с ключевыми принципами авторского права, но теперь эта проблема приобрела еще более серьезный характер.
Подводя итог, можно сделать вывод, что санкции действительно довольно серьезно повлияли на отечественный кинопрокат. С одной стороны, уход зарубежных медиагигантов с территории Российской Федерации нанес внушительный экономический удар по российской киноиндустрии, с другой дал импульс развития создателям кино в нашей стране. На данный момент оно сильно отстает от ведущих зарубежных конкурентов. Речь идет и о техническом оснащении киностудий, и о финансировании новых проектов, и о художественном наполнении создаваемых кинолент.
Информация