Русские ледоколы обогнали американцев на 10 лет
О невероятных перспективах, которые дает контроль над Арктикой, известно уже давно. Это и разработка природных ресурсов арктического континентального шельфа, и проводка судов из Азии в Европу по кратчайшему Северному морскому пути. Не стоит забывать и про военный аспект, значение которого резко выросло из-за очередного витка противостояния России с Западом: именно через Север пролегает наименьшее расстояние для полета российских ракет в сторону Соединенных Штатов Америки. Стоит ли удивляться, что США в последнее время всерьез обеспокоились своим отставанием от нашей страны в Арктике. Удастся ли им догнать и перегнать Россию?
Ричард Спенсер, глава ВМС США, прямо заявил, что на Аляске должен появиться стратегический порт:
Обращает на себя внимание тот факт, что Спенсер намерен обеспечить «свободу мореплавания» в некоем «Северном проходе». Свобода мореплавания – это в понимании американцев вторжение боевых кораблей ВМС США в спорные воды. А «Северный проход» - это, видимо, наш Северный морской путь. Но хватит ли на сей раз у Пентагона технических возможностей отстоять «демократические ценности»?
Проблема Вашингтона в том, что ледокольный флот у него практически отсутствует. Вернее, пара-тройка специальных судов есть, но их характеристики не выдерживают никакой критики. В частности, есть ледокол среднего класса Healy, но он предназначен в большей мере для проведения научных экспедиций, а не проводки американского военного флота в суровых полярных льдах. Есть и пара тяжелых ледоколов - Polar Star и Polar Sea – но годы их спуска на воду это 1976 и 1979 соответственно. Они не только технически устарели и периодически выходят из строя, но и давным-давно выработали свой ресурс.
Вот, собственно говоря, все, что на данным момент есть в наличии у американцев. Ледокольного флота у США нет, поскольку в нем просто не было нужды. Береговая охрана США теперь требует минимум шесть новых ледоколов. Финансовые возможности Вашингтона позволяют ему заложить новые суда. Однако из-за особых требований к постройке ледоколов процесс их строительства может занять десяток лет. Чем же располагает сегодня Россия?
По счастью, уникальный ледокольный флот, доставшийся России в наследство от СССР, это немногое, что удалось максимально сохранить от разрушительной активности наших «эффективных». Вероятно, спасительным фактором явилось то, что интересы государства здесь совпали с интересами отечественных олигархов-сырьевиков. Компания «Новатэк» Леонида Михельсона, разрабатывающая газ в Арктике, подала заявку на строительство 15 новых танкеров ледового класса для перевозки СПГ. Компания «Роснефть» Игоря Сечина вложила огромные средства в суперверфь «Звезда» в Приморье, где будут строиться подобные суда, в том числе, для ее собственных нужд, а также настоящие ледоколы. Ледокольное сопровождение требуется для безопасной проводки танкеров и газовозов по Северному морскому пути.
В настоящее время на Балтийской верфи активно ведется строительство нового судна проекта 22220 мощностью 60 мегаватт под названием «Арктика». Спущен на воду он будет уже в 2020 году. Ожидается появление пяти таких ледоколов, чья переменная осадка позволит им работать и на глубокой воде, и на мелководье. Параллельно с этим ведется разработка еще более мощного суперледокола проекта «Лидер», который сможет осуществлять проводку во льдах даже в зимний период, оставляя за собой канал шириной в невероятные 50 метров. Атомная силовая установка «Лидера» рассчитана на 120 мегаватт. Три таких мощных ледоколов будут построены в Приморье на верфи «Звезда».
Таким образом, наша страна имеет серьезную фору перед США порядка десяти лет. Однако следует обратить пристальное внимание на наших «друзей» из совсем неарктического Китая, которые в следующему году спускают на воду уже второй ледокол собственной постройки под названием «Снежный дракон-2».
Ричард Спенсер, глава ВМС США, прямо заявил, что на Аляске должен появиться стратегический порт:
Угроза вернулась. Арктика является тем регионом, на котором мы должны сконцентрировать внимание.
Обращает на себя внимание тот факт, что Спенсер намерен обеспечить «свободу мореплавания» в некоем «Северном проходе». Свобода мореплавания – это в понимании американцев вторжение боевых кораблей ВМС США в спорные воды. А «Северный проход» - это, видимо, наш Северный морской путь. Но хватит ли на сей раз у Пентагона технических возможностей отстоять «демократические ценности»?
Проблема Вашингтона в том, что ледокольный флот у него практически отсутствует. Вернее, пара-тройка специальных судов есть, но их характеристики не выдерживают никакой критики. В частности, есть ледокол среднего класса Healy, но он предназначен в большей мере для проведения научных экспедиций, а не проводки американского военного флота в суровых полярных льдах. Есть и пара тяжелых ледоколов - Polar Star и Polar Sea – но годы их спуска на воду это 1976 и 1979 соответственно. Они не только технически устарели и периодически выходят из строя, но и давным-давно выработали свой ресурс.
Вот, собственно говоря, все, что на данным момент есть в наличии у американцев. Ледокольного флота у США нет, поскольку в нем просто не было нужды. Береговая охрана США теперь требует минимум шесть новых ледоколов. Финансовые возможности Вашингтона позволяют ему заложить новые суда. Однако из-за особых требований к постройке ледоколов процесс их строительства может занять десяток лет. Чем же располагает сегодня Россия?
По счастью, уникальный ледокольный флот, доставшийся России в наследство от СССР, это немногое, что удалось максимально сохранить от разрушительной активности наших «эффективных». Вероятно, спасительным фактором явилось то, что интересы государства здесь совпали с интересами отечественных олигархов-сырьевиков. Компания «Новатэк» Леонида Михельсона, разрабатывающая газ в Арктике, подала заявку на строительство 15 новых танкеров ледового класса для перевозки СПГ. Компания «Роснефть» Игоря Сечина вложила огромные средства в суперверфь «Звезда» в Приморье, где будут строиться подобные суда, в том числе, для ее собственных нужд, а также настоящие ледоколы. Ледокольное сопровождение требуется для безопасной проводки танкеров и газовозов по Северному морскому пути.
В настоящее время на Балтийской верфи активно ведется строительство нового судна проекта 22220 мощностью 60 мегаватт под названием «Арктика». Спущен на воду он будет уже в 2020 году. Ожидается появление пяти таких ледоколов, чья переменная осадка позволит им работать и на глубокой воде, и на мелководье. Параллельно с этим ведется разработка еще более мощного суперледокола проекта «Лидер», который сможет осуществлять проводку во льдах даже в зимний период, оставляя за собой канал шириной в невероятные 50 метров. Атомная силовая установка «Лидера» рассчитана на 120 мегаватт. Три таких мощных ледоколов будут построены в Приморье на верфи «Звезда».
Таким образом, наша страна имеет серьезную фору перед США порядка десяти лет. Однако следует обратить пристальное внимание на наших «друзей» из совсем неарктического Китая, которые в следующему году спускают на воду уже второй ледокол собственной постройки под названием «Снежный дракон-2».
Информация