Печальный финал проекта «Морской старт»

22

«Морской старт» – плавучий космодром для запуска ракет. На момент создания считался одним из самых амбициозных проектов в истории космонавтики. По сути, представляет собой бывшую норвежскую нефтяную платформу, которая была адаптирована под запуски ракет модификации Зенит-3SL семейства «Зенит». Смысл проекта заключался в доставке ракеты-носителя по морю на экватор, где наблюдаются оптимальные условия для запуска космических аппаратов на экваториальную орбиту.

Еще в марте 1993 года российское предприятие НПО «Энергия», которое ранее занималось предварительными исследованиями по возможности строительства ракетно-космического комплекса морского базирования, обратилось с предложением к американской аэрокосмической компании Boeing принять участие в реализации данного проекта. Уже осенью в городе Турку (Финляндия) состоялась деловая встреча представителей НПО «Энергия» и Boeing. Также в данном мероприятии участвовало норвежское судостроительное предприятие Кvaerner (позже – Aker Solutions). Итогом встречи стало подписание рамочного соглашения о создании морского космодрома. Стоит также отметить, что еще через год к работам в рамках данного проекта были привлечены украинские ПО «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» («Южмаш») и конструкторское бюро «Южное».



В 1995 году было принято решение создать Международный консорциум Sea Launch Company, именно он должен был заниматься реализацией данного проекта. В настоящее время состав его владельцев кажется удивительным. Так, если рассмотреть собственников консорциума в государственном разрезе, то американской стороне принадлежало 40% (Boeing Commercial Space Company – «дочка» Boeing), российской – 25% (НПО «Энергия»), норвежской – 20% (судостроительная компания Aker Solutions), а украинской – 15% (КБ «Южное» и ПО «Южмаш»). Стартовая стоимость строительства плавучего космодрома оценивалась в 3,5 миллиарда долларов.

Если говорить о функциональной специализации каждой из сторон, то дочерняя компания Boeing занималась созданием головного блока ракеты-носителя и обеспечивала системную интеграцию всего проекта. Aker Solutions переоборудовала нефтяную платформу под космические нужды. Остальные участники проекта занимались созданием и подготовкой ракет модификации Зенит-3SL семейства «Зенит», именно эта ракета-носитель была единственной, которая подходила подо все условия, необходимые для эффективного запуска с платформы «Морского старта». Так, украинские предприятия (ПО «Южмаш» и КБ «Южное») изготавливали двухступенчатую ракету-носитель Зенит-2S. Силами НПО «Энергия» производился разгонный блок DM-SL (третья ступень), а структурное подразделение Boeing специализировалось на блоках полезной нагрузки.

Поражала и география перемещений комплектующих, сама ракета-носитель строилась в Украине, туда же прибывали необходимые запчасти, за которые была ответственна российская сторона. После чего Зенит-3SL в разобранном виде отправлялся в США, где собирался, грузился на судно и отправлялся на платформе к точке запуска, расположенной на линии экватора. Несмотря на все расходы, экономическая эффективность проекта заключалась в экономии топлива, необходимого для выведения космического аппарата на экваториальную орбиту.

Первый пуск по программе «Морской старт» состоялся уже 28 марта 1999 года. В 2009 году проект столкнулся с финансовыми трудностями, сказалась низкая интенсивность запусков. В ходе процедуры банкротства Boeing был вынужден рассчитаться с задолженностью перед кредиторами за весь консорциум, выплатив им 448 миллионов долларов. Дело закончилось полной реорганизацией, после которой одна из дочек НПО «Энергия» получила в проекте 95%, 3% отошло Boeing, 2% – Aker Solutions. В 2014 году все мероприятия в рамках программы «Морской старт» были приостановлены из-за политической ситуации на Украине. К этому моменту времени было осуществлено 36 пусков, на орбиту Земли были выведены космические аппараты разных стран (США, Великобритания, ОАЭ, Япония, Италия, Франция, Южная Корея и Нидерланды).

В 2016 года глава государственной корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров заявил, что проект «Морской старт» готовится к продаже и уже найден потенциальный покупатель. Им стала ГК S7, стоимость покупки комплекса составила 6,28 миллиарда рублей. Сделка была закрыта уже в 2017 году. Новому владельцу достались корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич в США и товарный знак Sea Launch. Новые владельцы заявляли о готовности проведения коммерческих запусков с 2019 года, для этого планировалось приобрести 50 новых ракет. Кроме того, существовали планы по замене украинских ракет отечественной разработкой «Союз-5» (начало летных испытаний этой ракеты-носителя ожидается только в 2024 году).

Стоит также уточнить, что в 2020 году платформа была перебазирована на Дальний Восток в порт Славянка, который располагается в 50 километрах от Владивостока. В том же году владелец S7 Владислав Филев подчеркивал, что все действия по развитию данного проекта отложены на неопределённый срок, отдельно уточнив, что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в РФ оказалась в два раза выше, чем в США, хотя изначально российские власти говорили об экономических условиях, которые будут аналогичны американским.

Уже в 2022 году появилась информация о возможной передаче «Морского старта» государственной корпорации «Роскосмос», поскольку в сложившихся экономических и политических условиях осуществление коммерческих запусков стало невозможным. На данный момент проект находится в «замороженном» состоянии, его перспективы непонятны, а вся деятельность по поддержанию его в функциональном состоянии лежит тяжелым финансовым грузом на ГК S7 и, по словам одного из топ-менеджеров компании, превышает один миллион долларов в месяц.

В заключение хочется добавить, что проект «Морской старт» является ярким примером экономической и научной интеграции. В современных условиях такое тесное сотрудничество между государствами, которые оказались по разные стороны баррикад, кажется удивительным. Теперь же можно наблюдать, что заниматься данной программой самостоятельно у России получается с трудом, слишком велики финансовые затраты у всех программ, которые так или иначе связаны с космосом.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Voo
    +1
    18 ноября 2023 12:28
    Стоит также уточнить, что в 2020 году платформа была перебазирована на Дальний Восток в порт Славянка, который располагается в 50 километрах от Владивостока. В том же году владелец S7 Владислав Филев подчеркивал, что все действия по развитию данного проекта отложены на неопределённый срок, отдельно уточнив, что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в РФ оказалась в два раза выше, чем в США, хотя изначально российские власти говорили об экономических условиях, которые будут аналогичны американским.

    Как тебе такое Маск? Думаю Маск бы купил и Филева этот металлолом, за недорога. Но зачем?
  2. +3
    18 ноября 2023 12:33
    что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в РФ оказалась в два раза выше, чем в США, хотя изначально российские власти говорили об экономических условиях, которые будут аналогичны американским.

    Это как такое возможно? Вот просто с экономической точки зрения???
    1. +10
      18 ноября 2023 13:50
      С экономической точки невозможно в два раза завысить расходы при более дешёвым составным, а вот с коррупционной точки, само то...
    2. +1
      18 ноября 2023 14:18
      По ссылке можно ознакомиться с интервью Владислава Филева, который об этом заявил.
      Там он подробно всё объясняет.

      https://www.kommersant.ru/doc/4328432
      1. +4
        18 ноября 2023 15:24
        Прочёл и мнения не поменял. По "морскому старту", В.Филев рассказывает, что ему комерсанту государство должно выдавать дотации, а передавать предприятие государству за долги нельзя... Странный капитализм у В.Филева, - прибыли себе, долги государству покрывать. Не тянет до И.Маска гражданин В.Филев, нет комерческих поисков, только нытьё , что его государство не субсидирует. Так банкрот неизбежен, как не субсидируй, ибо работы и прибылей не видать ещё очень долго.
        1. -1
          23 ноября 2023 01:04
          Турзаков, не тянет он на дилона шмакса, да. потому что шмакса так засубсидирвало государство сша, что шмакса до сих пор от бабла распирает! Я уж про госконтракты молчу. А вот Филеву ничего не дадут. И.все знают почему.
  3. +7
    18 ноября 2023 14:47
    Судя по запутанной логистике сборки комплектующих , проект создавался не чтоб работать, а чтоб "отрапортовать" и "попилить"
    И как только "попилили", его скинули..
    Причем подозрительно ,что примерно в тоже время в авиакатострофе разбился.. (как и повар, генерал, врач) директор ГК S7 по космической программе. И усе ,все тутже там заглохло.
    А потом и Рогозинские батуты....
    1. 0
      18 ноября 2023 16:14
      так Рогозин же не сам прыгать собирался а всяким филевым работающим с американцами предлагал... уркаинских ракет из российских запчастей нет. баржу в африку не пускают. помог батут или еще не пробовали?
  4. +4
    18 ноября 2023 18:02
    Проект являлся ярким примером несостоятельности международной интеграции в области освоения космоса.
    1. -2
      19 ноября 2023 12:37
      Проект то был нормальным (на уровне, скажем так), если бы не геополитическая ситуация в Украине.
      1. 0
        23 ноября 2023 01:05
        Автор, в Украине? Вы нерусский что ли?
        1. 0
          18 марта 2024 09:50
          Говорить "в Украине" можно, изучайте словари внимательнее.
          1. 0
            4 апреля 2024 19:37
            Виктор , нельзя.
            1. 0
              5 апреля 2024 09:46
              Успокойтесь, в словаре Розенталя форма "в Украине" закреплена как нормативная, имею полное право так говорить.
              И продолжу так говорить.
              А вы можете продолжать говорить "на Украине", это тоже нормативный вариант.
  5. 1_2
    -1
    18 ноября 2023 18:30
    несмотря ни на что ( заморозка), проект оказался вполне выигрышным для РФ ( получили полный контроль- 95%), и может воскреснуть как только будет разработана многоразовая ракета Союз5 ( аналог Фалкона)
    1. 0
      23 ноября 2023 12:57
      Цитата: 1_2
      несмотря ни на что ( заморозка), проект оказался вполне выигрышным для РФ ( получили полный контроль- 95%), и может воскреснуть как только будет разработана многоразовая ракета Союз5 ( аналог Фалкона)

      Пока ракету разработают и Роскосмос допустят до международного рынка,все оборудование сгниет
  6. -1
    18 ноября 2023 23:49
    В Китае опоры для электропередач 385 метров,запуск ракеты даже с такой высоты уже выгоднее морского.Спасибо.
  7. 0
    19 ноября 2023 00:09
    Интеграция – все, конечная цель – ничто. Супер-пупер джет, Мокрый старт, Мы свои – буржуинские… По Библии еще лет на десять прожектов осталось, хорошо быть молодым sad
  8. +1
    19 ноября 2023 10:04
    Если сравнивать суммы потраченные на площадки Восточного, с расходами на восстановление и эксплуатацию морского старта, то выигрыш явно будет не в пользу наземного. Вопрос в другом, кто именно сливки снимать собирается, а кто оплачивать банкет? Частногоссотрудничество тут дало маху. А в целом это коммерческое предприятие, хотя и могло быть полезным государству.
  9. 0
    19 ноября 2023 14:03
    отдельно уточнив, что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в РФ оказалась в два раза выше, чем в США, хотя изначально российские власти говорили об экономических условиях, которые будут аналогичны американским

    Парадокс: весьма оригинально, хотя и не очень удивительно... winked
  10. 0
    21 ноября 2023 17:51
    Так и не понял смысла этого морского старта. Экономия топлива? Ок пусть треть экономит. Топлива на ракете 400 тонн. Экономим 130 тонн по 1000 долл за тонну как бензин стоит, с налогамт и всем, получаем 130 тыс долл пусть даже 1 миллион долл. Запусков пусть 30 в год. При стоимости в неск миллиардов окупаемость более 50 лет. А щапускали отнюдь не 30 раз в год а в разы меньше. Плюс по моему за каждой ракетой надо было плыть от экватора в порт, добавим содержание судна и платформы , зависимость от погоды и штормов итд итп. Деньги в никуда.
  11. 0
    23 ноября 2023 08:29
    Цитата: 1_2
    ... и может воскреснуть как только будет разработана многоразовая ракета Союз5 ( аналог Фалкона)

    То есть никогда.Если уж по одноразовой Ангаре с начала работ прошло уже почти три десятилетия, а она толком не летает, то что говорить по Союзу-5.На днях объявили сдвиге сроков по " Орлу", который уже в разработке 15 лет. Я всё понимаю - недофинансирование. Одного понять не могу: зарплату же платят, значит этап разработки рабочей документации давно должен быть. А они похоже 15 лет висят на этапе эскизного проекта.