Печальный финал проекта «Морской старт»
«Морской старт» – плавучий космодром для запуска ракет. На момент создания считался одним из самых амбициозных проектов в истории космонавтики. По сути, представляет собой бывшую норвежскую нефтяную платформу, которая была адаптирована под запуски ракет модификации Зенит-3SL семейства «Зенит». Смысл проекта заключался в доставке ракеты-носителя по морю на экватор, где наблюдаются оптимальные условия для запуска космических аппаратов на экваториальную орбиту.
Еще в марте 1993 года российское предприятие НПО «Энергия», которое ранее занималось предварительными исследованиями по возможности строительства ракетно-космического комплекса морского базирования, обратилось с предложением к американской аэрокосмической компании Boeing принять участие в реализации данного проекта. Уже осенью в городе Турку (Финляндия) состоялась деловая встреча представителей НПО «Энергия» и Boeing. Также в данном мероприятии участвовало норвежское судостроительное предприятие Кvaerner (позже – Aker Solutions). Итогом встречи стало подписание рамочного соглашения о создании морского космодрома. Стоит также отметить, что еще через год к работам в рамках данного проекта были привлечены украинские ПО «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» («Южмаш») и конструкторское бюро «Южное».
В 1995 году было принято решение создать Международный консорциум Sea Launch Company, именно он должен был заниматься реализацией данного проекта. В настоящее время состав его владельцев кажется удивительным. Так, если рассмотреть собственников консорциума в государственном разрезе, то американской стороне принадлежало 40% (Boeing Commercial Space Company – «дочка» Boeing), российской – 25% (НПО «Энергия»), норвежской – 20% (судостроительная компания Aker Solutions), а украинской – 15% (КБ «Южное» и ПО «Южмаш»). Стартовая стоимость строительства плавучего космодрома оценивалась в 3,5 миллиарда долларов.
Если говорить о функциональной специализации каждой из сторон, то дочерняя компания Boeing занималась созданием головного блока ракеты-носителя и обеспечивала системную интеграцию всего проекта. Aker Solutions переоборудовала нефтяную платформу под космические нужды. Остальные участники проекта занимались созданием и подготовкой ракет модификации Зенит-3SL семейства «Зенит», именно эта ракета-носитель была единственной, которая подходила подо все условия, необходимые для эффективного запуска с платформы «Морского старта». Так, украинские предприятия (ПО «Южмаш» и КБ «Южное») изготавливали двухступенчатую ракету-носитель Зенит-2S. Силами НПО «Энергия» производился разгонный блок DM-SL (третья ступень), а структурное подразделение Boeing специализировалось на блоках полезной нагрузки.
Поражала и география перемещений комплектующих, сама ракета-носитель строилась в Украине, туда же прибывали необходимые запчасти, за которые была ответственна российская сторона. После чего Зенит-3SL в разобранном виде отправлялся в США, где собирался, грузился на судно и отправлялся на платформе к точке запуска, расположенной на линии экватора. Несмотря на все расходы, экономическая эффективность проекта заключалась в экономии топлива, необходимого для выведения космического аппарата на экваториальную орбиту.
Первый пуск по программе «Морской старт» состоялся уже 28 марта 1999 года. В 2009 году проект столкнулся с финансовыми трудностями, сказалась низкая интенсивность запусков. В ходе процедуры банкротства Boeing был вынужден рассчитаться с задолженностью перед кредиторами за весь консорциум, выплатив им 448 миллионов долларов. Дело закончилось полной реорганизацией, после которой одна из дочек НПО «Энергия» получила в проекте 95%, 3% отошло Boeing, 2% – Aker Solutions. В 2014 году все мероприятия в рамках программы «Морской старт» были приостановлены из-за политической ситуации на Украине. К этому моменту времени было осуществлено 36 пусков, на орбиту Земли были выведены космические аппараты разных стран (США, Великобритания, ОАЭ, Япония, Италия, Франция, Южная Корея и Нидерланды).
В 2016 года глава государственной корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров заявил, что проект «Морской старт» готовится к продаже и уже найден потенциальный покупатель. Им стала ГК S7, стоимость покупки комплекса составила 6,28 миллиарда рублей. Сделка была закрыта уже в 2017 году. Новому владельцу достались корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич в США и товарный знак Sea Launch. Новые владельцы заявляли о готовности проведения коммерческих запусков с 2019 года, для этого планировалось приобрести 50 новых ракет. Кроме того, существовали планы по замене украинских ракет отечественной разработкой «Союз-5» (начало летных испытаний этой ракеты-носителя ожидается только в 2024 году).
Стоит также уточнить, что в 2020 году платформа была перебазирована на Дальний Восток в порт Славянка, который располагается в 50 километрах от Владивостока. В том же году владелец S7 Владислав Филев подчеркивал, что все действия по развитию данного проекта отложены на неопределённый срок, отдельно уточнив, что стоимость базирования комплекса «Морской старт» в РФ оказалась в два раза выше, чем в США, хотя изначально российские власти говорили об экономических условиях, которые будут аналогичны американским.
Уже в 2022 году появилась информация о возможной передаче «Морского старта» государственной корпорации «Роскосмос», поскольку в сложившихся экономических и политических условиях осуществление коммерческих запусков стало невозможным. На данный момент проект находится в «замороженном» состоянии, его перспективы непонятны, а вся деятельность по поддержанию его в функциональном состоянии лежит тяжелым финансовым грузом на ГК S7 и, по словам одного из топ-менеджеров компании, превышает один миллион долларов в месяц.
В заключение хочется добавить, что проект «Морской старт» является ярким примером экономической и научной интеграции. В современных условиях такое тесное сотрудничество между государствами, которые оказались по разные стороны баррикад, кажется удивительным. Теперь же можно наблюдать, что заниматься данной программой самостоятельно у России получается с трудом, слишком велики финансовые затраты у всех программ, которые так или иначе связаны с космосом.
Информация