Что нужно для возвращения России инициативы на Чёрном море

26

Выступая по видеосвязи на саммите Парламентской ассамблеи черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), президент Зеленский заявил, что Украина сумела перехватить у России инициативу на Черном море. Так ли это на самом деле, кто виноват и что делать?

Черноморская инициатива


С сожалением приходится констатировать, что определенная доля правды в заявлении главы киевского режима имеется:



Впервые в мире именно на Черном море начал действовать флот морских дронов, украинский флот (...) теперь Россия не способна использовать Черное море как плацдарм для дестабилизации других регионов мира.

Если к СВО российская сухопутная армия подошла не в лучшей своей форме, то военно-морской флот – и подавно. Сколько в свое время в околовоенных изданиях было написано разгромных статей, критикующих программы строительства военных и патрульных кораблей, не имеющих почти никаких противовоздушных и противолодочных систем вооружений!

В рамках парадигмы сухопутного мышления от надводных кораблей и субмарин, прежде всего, требовалось быть носителями крылатых ракет «Калибр» для обхода ДРСМД, что породило проекты малых ракетно-артиллерийских кораблей «Буян-М» и «Каракурт». Последний вообще является самым крупносерийным кораблем 3-го ранга в составе ВМФ РФ. И это хорошо, поскольку МРК проекта 22800 получился довольно удачным, по своим ТТХ наиболее приближенным к реалиям СВО на Черном море.

Прямым следствием проблем отечественной судостроительной отрасли с крупнотоннажными кораблями стало то, что в корветы проекта 20380(20385) типа «Стерегущий», относящиеся ко 2-му рангу, пытались впихнуть возможности кораблей 1-го ранга. Большой критике экспертного сообщества подвергся перспективный корвет проекта 20386 «Дерзкий», по стоимости приближающийся к фрегату, но с половиной от его функционала. В итоге он был направлен на перепроектирование. Справедливости ради, отметим, что на Черном море нет ни одного российского корвета, хотя именно они более всего пригодились бы при проведении СВО.

Зато там в составе ВМФ РФ есть несколько «голубей мира». Ах, как в свое время критиковали эту серию патрульных кораблей проекта 22160, не имеющих ни ПВО, кроме нескольких ПЗРК, ни ПЛО! В результате, столкнувшись с угрозой вражеских БПЛА, пришлось громоздить прямо на палубе модули от сухопутных ЗРК «Тор», крепя их цепями. Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил о планах довооружить проект 22160 «Калибрами» и ЗРК:

Проектантом, в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков, была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс».

Если посмотреть в хронологическом порядке, то все новые и новые угрозы для Черноморского флота РФ выстраивались следующим образом.

Сперва поспешное минирование ВСУ акватории Одессы исключило проведение десантной операции без неприемлемых потерь. Затем противник начал применять противокорабельные ракеты «Нептун» украинского производства, лишив наш флот возможности приближаться к черноморскому побережью Незалежной. В ходе ожесточенного противостояния за остров Змеиный неожиданной серьезной угрозой для российских бронекатеров оказались турецкие БПЛА «Байрактар», наносившие воздушные удары противотанковыми ракетами.

Затем подошел черед для дистанционно управляемых безэкипажных катеров, которые противник начинил мощными зарядами взрывчатки и превратил в современный аналог брандеров. С их помощью ВМСУ наносят периодические удары как по военным кораблями ВМФ РФ, так и по флотской наземной инфраструктуре. Появление у ВСУ крылатых ракет воздушного базирования британско-французского производства, запускаемых с устаревших бомбардировщиков Су-24, а также американских баллистических ракет ATACMS, вынудило Генштаб ВС РФ произвести рассредоточение надводных кораблей ВМФ из главной базы в Севастополе по трем более удаленным стоянкам.

Теперь угрозу для России на Черном море будут представлять украинские подводные дроны-«камикадзе» типа «Маричка» и их аналоги. Передача Украине американских истребителей четвертого поколения F-16 означает, что в распоряжении Киева неизбежно окажутся и американские противокорабельные ракеты воздушного базирования, которые позволят ему взять под контроль значительную часть черноморской акватории.

Кто виноват?


Динамика у происходящего на Черном море, как говорят медики, негативная. Проблема была заложена в июле 2022 года, когда ВС РФ еще сохраняли за собой плацдарм на правобережье, и была возможность при своевременном проведении мобилизации перейти к наступлению на Николаев, Кривой Рог и дальше, на Одессу. Однако вместо этого была заключена злополучная зерновая сделка, которая не принесла России ничего, кроме потерь, военных и имиджевых. О том, что именно этим дело и закончится, мы предупреждали еще до подписания в Стамбуле этого соглашения.

В конечном итоге, спустя год, Москва все же вышла в одностороннем порядке из черноморской инициативы. Предполагалось, что после этого и Киев утратит возможность экспортировать зерно, зарабатывая валюту и получая через Одессу грузы военного назначения. Однако этого не произошло.

10 августа 2023 года ВМСУ объявили о создании так называемых временных коридоров в Черном море для торговых судов, идущих в порты Черноморск, Одесса и Южный. Судовладельцев честно предупредили о возможных сопутствующих рисках, но уже 16 сентября в тестовом режиме в Одессу зашли за зерном два сухогруза, сообщил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков:

Первые гражданские суда воспользовались временным коридором по направлению к украинским портам. После использования временного коридора для выхода заблокированных <…> судов из портов Одессы, Черноморска и Южного сухогрузы Resilient Africa и Aroyat подтвердили готовность воспользоваться маршрутом на вход в порт Черноморск под загрузку почти 20 тыс. т пшеницы для стран Африки и Азии.

На сегодняшний день объем вывезенного из Одессы, Черноморска и Южного без разрешения России украинского зерна превысил 4 миллиона тонн, заявил президент Зеленский:

Работает зерновой коридор. Сейчас преодолеваем отметку в 4 млн тонн грузов и сохраняем позитивную динамику.

Почему же Москва никак не препятствует этой торговле силами своего военно-морского флота?

Наверное, потому что это чревато. Просто потопить сухогруз ракетой нет никаких проблем, однако все суда идут в украинские порты под флагами иностранных государств и с экипажами из иностранных граждан. Постоянно задерживать для досмотра каждое судно также не представляется возможным, поскольку выход из портов Незалежной осуществляется под прикрытием минных постановок и прицелом украинских противокорабельных ракет. Можно попасть в засаду и потерять очередной военный/патрульный корабль. Кроме того, в «заложниках» у киевского режима находится российское гражданское судоходство, которое может стать жертвой атак украинских морских ударных дронов, надводных и подводных.

Что делать?


В общем и целом, ситуация тяжелая и не имеет простых решений. Без широкомасштабной сухопутной операции по форсированию Днепра, захвату плацдарма на правобережье и последующего освобождения Николаевской и Одесской областей «деукраинизация» Черного моря невозможна. Увы, но в ближайшее время о чем-то таком приходится только мечтать.

Из того, что можно сделать реально, это усиливать Морскую авиацию ВМФ РФ на Черном море. Нужны патрульные самолеты и нужны истребители для их прикрытия. Нужны морские разведывательные дроны, несущие на подвеске, в зависимости от грузоподъемности, противотанковые ракеты для борьбы с вражескими безэкипажными катерами, планирующие авиабомбы с модулями коррекции, или даже противокорабельные ракеты для серьезных целей. Из того, что есть в наличии, это БПЛА «Орион», из перспективных - «Альтиус». При согласии Тегерана можно было бы рассмотреть вопрос о приобретении Минобороны иранских разведывательных и разведывательно-ударных беспилотников для нужд ВМФ РФ. Если что, оружейные санкции в отношении Исламской Республики уже не действуют.

Касательно надводной компоненты, для нужд ВМФ РФ нужно строить «Каракурты» в противолодочной версии, оснастив их ЗРК типа «Тор» или даже «Редут». Необходимость в малых корветах ПЛО, производимых крупной серией, мягко говоря, перезрела. Также явно не лишними будут высокоскоростные малые катера, несущие артиллерийское и ракетное вооружение. Они пригодились бы не только на Черном море для борьбы с украинским «москитным флотом», но и на Балтике.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    18 ноября 2023 11:57
    как это что делать, кремлевский дедушка спит и видит мирный договор с окраиной и стамбул тому свидетель, он не то что на чужой истории не учится, он даже на своей ничему не учится
    1. -2
      18 ноября 2023 22:26
      кремлевский дедушка спит и видит мирный договор с окраиной

      с чего вы это взяли ? сейчас идёт перемалывание мясных ресурсов Украины. Существует два мясных мешка, Работино и Авдеевка. Ведь уничтожать противника когда он в мешке можно с трёх сторон ( с обоих флангов и на линии фронта ), а это намного эффективнее, нежели бить по врагу только на линии фронта. При таком ведении боевых действий потери тех кто в мешке, намного превышают потери тех кто кто их заманил в мешок. Именно - ЗАМАНИЛ и брать этот мешок двумя ударами с флангов в котёл, Путин не спешит ( хотя мог бы это сделать давно ). Во первых любое наступление это гораздо большие потери, а во вторых, в этих мешках можно столько набить хохлятины и при этом избежать больших потерь со своей стороны.
      А Одесса, Харьков, Екатеринослав ( сегодня это Днепр ), они по любому будут в составе России, в этом нет ни капли сомнения. И садиться за стол переговоров когда враг уже присмерти никто не будет. Хотелось бы заодно прорубить и коридор к Калининграду ( Сувалки ), но это как карта ляжет. Если Поляки не полезут в Украину, то прорубить коридор не удастся, мы первыми начинать ЭТО не станем. И только если Польша спровоцирует Россию введением своей армии на территорию Украины, то только тогда у нас появится прецедент прорубить ОКНО к Калининграду.
      1. +4
        19 ноября 2023 04:36
        Смешной эпос,особенно бредни про перемалывание.Ну окей,10 лет перемалывать будем,хитрый план ага.Только за эти 10 лет новое поколение подрастет
  2. -1
    18 ноября 2023 12:04
    Нужно, не нужно...
    Раз все так идет, значит это и нужно правительству.
    Мощностей у наас поболе, и при желании снели всё прибрежное до лунных пейзажей.
    А так - Задача демилитаризации выполняется, население украины убывает, инфраструктура сгорает, деньги на флот осваиваются.
    Новые Самолеты, катера, вертолеты, корабли и т.п? так это нужны мощности ,специалисты, деньги и т.п. А или нет, или жалко - деткам да тещам "элиты" за границам это все тоже ох как нужно.
  3. Voo
    0
    18 ноября 2023 12:18
    Нужны патрульные самолеты и нужны истребители для их прикрытия. Нужны морские разведывательные дроны, несущие на подвеске, в зависимости от грузоподъемности, противотанковые ракеты для борьбы с вражескими безэкипажными катерами, планирующие авиабомбы с модулями коррекции, или даже противокорабельные ракеты для серьезных целей. Из того, что есть в наличии, это БПЛА «Орион», из перспективных - «Альтиус».

    Владельцы с удовольствием их продадут. Начинайте сбор финансов. Потому как бюджет ооо рф не резиновый.
    Россия на Dubai Airshow 2023: шоу, которое не заказывали
    https://topwar.ru/230331-rossija-na-dubai-airshow-2023-shou-kotoroe-ne-zakazyvali.html
  4. 0
    18 ноября 2023 12:43
    Согласен с автором. Морская авиация, вот ключ к успеху в ЧМ. Но к этому неплохо бы добавить мощный подводный флот, чтобы каждая пядь морской поверхности прослушивалась. Возможно сейчас традиционная надводная часть ЧФ выглядит избыточной
  5. +3
    18 ноября 2023 13:07
    Нужны ли в нынешних реалиалиях два УДК , что строятся в Керчи? Завод под перманентной угрозой воздушных атак.

    Для сравнения: на строительство двух УДК было выделено 100 млрд рублей. Стоимость одного "каракурта" порядка 2 млрд рублей. Да и строятся они намного быстрее и в более безопасных районах.
  6. +1
    18 ноября 2023 13:35
    А если им америкосы Орку начнут поставлять? Для испытаний в боевых условиях? Вот тогда даже не знаю, куда ЧФ уходить придётся. И ПЛ не помогут и морская авиация..
  7. +4
    18 ноября 2023 13:36
    Ответ. Нужна цель. Нужна стратегия. У РФ этого нет. Нужно дать всем ответ, что будет после войны с Украиной? Кремль боится ответить на любой вопрос.

    Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением

    - Сунь-цзы.

    У России выход только один, полная Победа на поле боя.
    Надо законодательно закрепить, что вся территория Украины, в границах 1975 года, захваченная сепаратистами с помощью НАТО, является неотъемлемой частью России.
    При наличии Закона, проводимая Россией СВО на Украине, это освобождение территории России, оккупированной сепаратистами, восстановление территориальной целостности России, воссоединение народов, включение экономики, населения, территории Украины в сферу хозяйственной деятельности России.
    Наличие Закона приведет к быстрому исчезновению войны на Украине, гражданская война закончится, люди перестанут убивать друг друга.
    1. 0
      21 ноября 2023 20:15
      Вы ещё не выдвигались? Поторопитесь, скоро март. В апреле уже подпишете свой Указ.
  8. +3
    18 ноября 2023 13:45
    Полчаса назад по рен.тв показали блиндаж наших артиллеристов при фронтовой зоне,хороший,уютный блиндаж,осталось жён и детей на побывку приглашать! Американцы проиграли войну во Вьетнами,одна из версий,потому что пехоте на обед согласно меню мороженного не доставили,не хотели в атаку идти.
  9. 0
    18 ноября 2023 13:45
    Сперва

    Прямым следствием проблем отечественной судостроительной отрасли с крупнотоннажными кораблями стало то, что в корветы проекта 20380(20385) типа «Стерегущий», относящиеся ко 2-му рангу, пытались впихнуть возможности кораблей 1-го ранга.

    Затем

    Касательно надводной компоненты, для нужд ВМФ РФ нужно строить «Каракурты» в противолодочной версии, оснастив их ЗРК типа «Тор» или даже «Редут».

    То есть впихнуть на МРК возможности, минимум, фрегата?
  10. +1
    18 ноября 2023 14:01
    Цитата: Dart2027
    Сперва

    Прямым следствием проблем отечественной судостроительной отрасли с крупнотоннажными кораблями стало то, что в корветы проекта 20380(20385) типа «Стерегущий», относящиеся ко 2-му рангу, пытались впихнуть возможности кораблей 1-го ранга.

    Затем

    Касательно надводной компоненты, для нужд ВМФ РФ нужно строить «Каракурты» в противолодочной версии, оснастив их ЗРК типа «Тор» или даже «Редут».

    То есть впихнуть на МРК возможности, минимум, фрегата?

    Эта тема насчет Каракурта поднималась неоднократно. Насколько понимаю, речь про увеличение его ВИ до 1,5 т тонн и создание ВМЕСТО МРК малого корвета ПЛО либо малого корвета ПВО. А не о том, чтобы это был МРК с Редутом и Ответом.
    1. 0
      18 ноября 2023 15:45
      Цитата: Бейдодыр
      Насколько понимаю, речь про увеличение его ВИ до 1,5 т тонн и создание ВМЕСТО МРК малого корвета ПЛО либо малого корвета ПВО. А не о том, чтобы это был МРК с Редутом и Ответом.

      Тогда нужно просто взять проект корвета 20380, выкинуть к черту ангар для вертолета, оставив возможность посадки и дозаправки, сделать бульб как у турецких корветов Ада (так чтобы осадка была не почти 8 м, а 4), сделать выхлоп газов не через здоровенную трубу, а как на тех же МРК или немецких корветах (через борт), поставить морскую версию Тора, или урезанную Редута (ПВО на 15-20 км и достаточно, сразу минус стоимость дорогущих радаров) на 64 ракеты, плюс 8 ПУ Калибра. Водоизмещение сократится тонн на 400-500, стоимость раза в 2, появится возможность перебрасывать с БМ в ЧМ и наоборот.

      А если пытаться увеличить МРК в 2 с лишним раза, то это будет полностью новый проект с кучей детских болезней и опять запредельные сроки строительства. Максимум что можно более-менее быстро сделать из МРК - это МПК.
      1. +1
        19 ноября 2023 12:25
        отличная идея. но сколько строятся корветы? а Каракурты освоены крупной серией на 3 заводах

        Верно, но тот же Зеленодольск вполне может строить их вместо МРК, а упрощение конструкции ускорит сроки строительства.
  11. +3
    18 ноября 2023 16:06
    Самое простое уничтожить места базирования и производства, а также весь причальный фонд, для этого у нас не то что сегодня, ещё вчера всё было. С учётом восстановления это всё равно обойдётся дешевле.
    1. sap
      0
      18 ноября 2023 20:32
      Единственный вменяемый дельный комментарий. Все остальные маниловщина диванных Х-пердов.
  12. +3
    18 ноября 2023 23:53
    пока украину не отрежут от черного моря так и будем боятся за чм флот и за мост
  13. 0
    19 ноября 2023 00:19
    Цитата: Полковник Кудасов
    Согласен с автором. Морская авиация, вот ключ к успеху в ЧМ. Но к этому неплохо бы добавить мощный подводный флот, чтобы каждая пядь морской поверхности прослушивалась. Возможно сейчас традиционная надводная часть ЧФ выглядит избыточной

    Я полагаю, что надо создавать подводные системы прослушивания моря. Направления и зоны атак со стороны Украины (и, возможно, Румынии/Болгарии) имеют глубины порядка 300 метров. Вполне позволяют "засеять" подводными якорными гидроакустическими буями, которые не видны с поверхности моря. Конфигурация их расположения может быть любой, как в виде заградительной цепочки (или нескольких эшелонов), так и в шахматном порядке. Про отечественные разработки таких приборов мне не известно. А вот когда я морячил на спец судах СССР в семидесятые годы, то нас американы с самолетов закидывали подобными буями (как надводными, так и подводными), когда мы ложились в дрейф, для охраны своей стационарной буйковой станции.
  14. 0
    19 ноября 2023 04:33
    Чтобы эффективно мониторить акваторию,необходимы беспилотники.А так как беспилотники это игрушки для детей по мнению гениев генерал-адмиралов,то беспилотников не будет. Значит и разведки и мониторинга ситуации в море не будет.Конец
  15. +5
    19 ноября 2023 18:29
    Вначале нужно отобрать у руководства книжки философа Ильина и "историка" Мединского и вернуться из вымышленной России в реальную. Потом будет легче.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    21 ноября 2023 01:15
    Они там, в штабе Ч Ф только после того, как к ним "прилетело", поняли, что война...
  18. +4
    21 ноября 2023 11:27
    Приходится признать, что украинцы воюют лучше. То ли своим талантом, то ли натовским, и все их обещания осуществляются: дроновый флот есть, разгром ЧФРФ есть, Крым и Крымский мост под ударами есть, Москву и тыл бомбят есть, практически нелетная зона для ВВСРФ над украиной есть, прорыв на левобережье начат есть... Чего же нет? Нет "демилитаризации/денацификации", нет "натовские поставки будут уничтожены", нет страха у киевского режима. Нет удовольствия всё это признать, но факты упрямая вещь. Гигантские просчеты в этой "операции" с самого начала.
    1. -1
      22 ноября 2023 18:12
      Не гони волну любезный. С некоторй натяжкой так можно было бы рыдать в октябре 22, но уж никак не сейчас. Страх у киевского режима есть, по сравнению с ударами по украине, удары по Москве ни о чем.Крым достают, так война, сравни с Харьковом, Одессой, Хмельницким и др. Как хохлы лучше воюют показал "контрнаступ" . Кроме тебя уже весь мир смекнул, что бандерлогам не светит, их хозяева о перемирии вдруг заговорили, а то кричали про победу над Россией на поле боя, понимаешь. Ты на украине такие вещи говори, там зайдет, не отчаивайся короче. Про дроны всякие не заморачивайся, в России они тоже имеются и в большем количестве, на английские катера тоже управа найдется. А про роль ЧФ, так он последний раз владел инициативой на Черном море во время Синопского сражения. В дальнейшем ни в Крымской, ни в Первой мировой, ни ВОВ до 1944 он ею не владел, география и специфика театра бд так сказать. Фашистов не спасло и этих не спасет, все решится в полях.
      1. 0
        22 ноября 2023 19:53
        Что ты этими дронами собрался сбивать,если у Украины флот нет?)))Гордость не позволяет признать что на ЧМ полная попа.
  19. 0
    22 ноября 2023 13:23
    Вниманию подписчиков! В связи со сменой учредителя, главного редактора и журналистов вместо газеты "Горемыка" будет выходить журнал "Баловень судьбы".