Что нужно для возвращения России инициативы на Чёрном море
Выступая по видеосвязи на саммите Парламентской ассамблеи черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), президент Зеленский заявил, что Украина сумела перехватить у России инициативу на Черном море. Так ли это на самом деле, кто виноват и что делать?
Черноморская инициатива
С сожалением приходится констатировать, что определенная доля правды в заявлении главы киевского режима имеется:
Впервые в мире именно на Черном море начал действовать флот морских дронов, украинский флот (...) теперь Россия не способна использовать Черное море как плацдарм для дестабилизации других регионов мира.
Если к СВО российская сухопутная армия подошла не в лучшей своей форме, то военно-морской флот – и подавно. Сколько в свое время в околовоенных изданиях было написано разгромных статей, критикующих программы строительства военных и патрульных кораблей, не имеющих почти никаких противовоздушных и противолодочных систем вооружений!
В рамках парадигмы сухопутного мышления от надводных кораблей и субмарин, прежде всего, требовалось быть носителями крылатых ракет «Калибр» для обхода ДРСМД, что породило проекты малых ракетно-артиллерийских кораблей «Буян-М» и «Каракурт». Последний вообще является самым крупносерийным кораблем 3-го ранга в составе ВМФ РФ. И это хорошо, поскольку МРК проекта 22800 получился довольно удачным, по своим ТТХ наиболее приближенным к реалиям СВО на Черном море.
Прямым следствием проблем отечественной судостроительной отрасли с крупнотоннажными кораблями стало то, что в корветы проекта 20380(20385) типа «Стерегущий», относящиеся ко 2-му рангу, пытались впихнуть возможности кораблей 1-го ранга. Большой критике экспертного сообщества подвергся перспективный корвет проекта 20386 «Дерзкий», по стоимости приближающийся к фрегату, но с половиной от его функционала. В итоге он был направлен на перепроектирование. Справедливости ради, отметим, что на Черном море нет ни одного российского корвета, хотя именно они более всего пригодились бы при проведении СВО.
Зато там в составе ВМФ РФ есть несколько «голубей мира». Ах, как в свое время критиковали эту серию патрульных кораблей проекта 22160, не имеющих ни ПВО, кроме нескольких ПЗРК, ни ПЛО! В результате, столкнувшись с угрозой вражеских БПЛА, пришлось громоздить прямо на палубе модули от сухопутных ЗРК «Тор», крепя их цепями. Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил о планах довооружить проект 22160 «Калибрами» и ЗРК:
Проектантом, в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков, была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс».
Если посмотреть в хронологическом порядке, то все новые и новые угрозы для Черноморского флота РФ выстраивались следующим образом.
Сперва поспешное минирование ВСУ акватории Одессы исключило проведение десантной операции без неприемлемых потерь. Затем противник начал применять противокорабельные ракеты «Нептун» украинского производства, лишив наш флот возможности приближаться к черноморскому побережью Незалежной. В ходе ожесточенного противостояния за остров Змеиный неожиданной серьезной угрозой для российских бронекатеров оказались турецкие БПЛА «Байрактар», наносившие воздушные удары противотанковыми ракетами.
Затем подошел черед для дистанционно управляемых безэкипажных катеров, которые противник начинил мощными зарядами взрывчатки и превратил в современный аналог брандеров. С их помощью ВМСУ наносят периодические удары как по военным кораблями ВМФ РФ, так и по флотской наземной инфраструктуре. Появление у ВСУ крылатых ракет воздушного базирования британско-французского производства, запускаемых с устаревших бомбардировщиков Су-24, а также американских баллистических ракет ATACMS, вынудило Генштаб ВС РФ произвести рассредоточение надводных кораблей ВМФ из главной базы в Севастополе по трем более удаленным стоянкам.
Теперь угрозу для России на Черном море будут представлять украинские подводные дроны-«камикадзе» типа «Маричка» и их аналоги. Передача Украине американских истребителей четвертого поколения F-16 означает, что в распоряжении Киева неизбежно окажутся и американские противокорабельные ракеты воздушного базирования, которые позволят ему взять под контроль значительную часть черноморской акватории.
Кто виноват?
Динамика у происходящего на Черном море, как говорят медики, негативная. Проблема была заложена в июле 2022 года, когда ВС РФ еще сохраняли за собой плацдарм на правобережье, и была возможность при своевременном проведении мобилизации перейти к наступлению на Николаев, Кривой Рог и дальше, на Одессу. Однако вместо этого была заключена злополучная зерновая сделка, которая не принесла России ничего, кроме потерь, военных и имиджевых. О том, что именно этим дело и закончится, мы предупреждали еще до подписания в Стамбуле этого соглашения.
В конечном итоге, спустя год, Москва все же вышла в одностороннем порядке из черноморской инициативы. Предполагалось, что после этого и Киев утратит возможность экспортировать зерно, зарабатывая валюту и получая через Одессу грузы военного назначения. Однако этого не произошло.
10 августа 2023 года ВМСУ объявили о создании так называемых временных коридоров в Черном море для торговых судов, идущих в порты Черноморск, Одесса и Южный. Судовладельцев честно предупредили о возможных сопутствующих рисках, но уже 16 сентября в тестовом режиме в Одессу зашли за зерном два сухогруза, сообщил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков:
Первые гражданские суда воспользовались временным коридором по направлению к украинским портам. После использования временного коридора для выхода заблокированных <…> судов из портов Одессы, Черноморска и Южного сухогрузы Resilient Africa и Aroyat подтвердили готовность воспользоваться маршрутом на вход в порт Черноморск под загрузку почти 20 тыс. т пшеницы для стран Африки и Азии.
На сегодняшний день объем вывезенного из Одессы, Черноморска и Южного без разрешения России украинского зерна превысил 4 миллиона тонн, заявил президент Зеленский:
Работает зерновой коридор. Сейчас преодолеваем отметку в 4 млн тонн грузов и сохраняем позитивную динамику.
Почему же Москва никак не препятствует этой торговле силами своего военно-морского флота?
Наверное, потому что это чревато. Просто потопить сухогруз ракетой нет никаких проблем, однако все суда идут в украинские порты под флагами иностранных государств и с экипажами из иностранных граждан. Постоянно задерживать для досмотра каждое судно также не представляется возможным, поскольку выход из портов Незалежной осуществляется под прикрытием минных постановок и прицелом украинских противокорабельных ракет. Можно попасть в засаду и потерять очередной военный/патрульный корабль. Кроме того, в «заложниках» у киевского режима находится российское гражданское судоходство, которое может стать жертвой атак украинских морских ударных дронов, надводных и подводных.
Что делать?
В общем и целом, ситуация тяжелая и не имеет простых решений. Без широкомасштабной сухопутной операции по форсированию Днепра, захвату плацдарма на правобережье и последующего освобождения Николаевской и Одесской областей «деукраинизация» Черного моря невозможна. Увы, но в ближайшее время о чем-то таком приходится только мечтать.
Из того, что можно сделать реально, это усиливать Морскую авиацию ВМФ РФ на Черном море. Нужны патрульные самолеты и нужны истребители для их прикрытия. Нужны морские разведывательные дроны, несущие на подвеске, в зависимости от грузоподъемности, противотанковые ракеты для борьбы с вражескими безэкипажными катерами, планирующие авиабомбы с модулями коррекции, или даже противокорабельные ракеты для серьезных целей. Из того, что есть в наличии, это БПЛА «Орион», из перспективных - «Альтиус». При согласии Тегерана можно было бы рассмотреть вопрос о приобретении Минобороны иранских разведывательных и разведывательно-ударных беспилотников для нужд ВМФ РФ. Если что, оружейные санкции в отношении Исламской Республики уже не действуют.
Касательно надводной компоненты, для нужд ВМФ РФ нужно строить «Каракурты» в противолодочной версии, оснастив их ЗРК типа «Тор» или даже «Редут». Необходимость в малых корветах ПЛО, производимых крупной серией, мягко говоря, перезрела. Также явно не лишними будут высокоскоростные малые катера, несущие артиллерийское и ракетное вооружение. Они пригодились бы не только на Черном море для борьбы с украинским «москитным флотом», но и на Балтике.
Информация