«Каменномысское-море»: трудноизвлекаемые, но важные ресурсы Карского моря

0

«Каменномысское-море» — крупное месторождение природного газа, расположенное в Обской губе Карского моря. Предполагаемый уровень добычи в рамках данного проекта должен составить 15 миллиардов кубических метров в год. Все мероприятия по его разработке будут состоять из морской и сухопутной частей, а главным объектом обустройства должна стать специальная ледостойкая платформа, строительство которой стартовало в июне 2020 года. По прогнозам, добыча газа здесь начнется уже в 2025 году.

Газовое месторождение «Каменномысское-море» было открыто еще в далеком 1981 году, но первая залежь была пробурена только в 2000 году. Его протяженность оценивается в 56 километров, а суммарная площадь достигает 825,4 квадратных километра. В настоящее время по объемам запасов газа месторождение оценивается в 555 миллиардов кубических метров (категории С1+С2).



Существующая в Российской Федерации концепция освоения арктического шельфа предполагает начать добычу газа именно с месторождения «Каменномысское-море». Вслед за этим будут осваиваться и менее крупные месторождения, расположенные в непосредственной близости. В перспективе сразу несколько месторождений в районе Обской губы (Семаковское, Тота-Яхинское, Антипаютинское и т.д.) будут разрабатываться в едином кластере. Из генеральной схемы развития можно сделать вывод, что все они в дальнейшем будут объединены в единый добывающий узел, который будет связан с уже функционирующей Ямбургской газотранспортной схемой, после чего топливо будет направляться в Единую систему газоснабжения Российской Федерации.

Одним из ключевых объектов, который будет использоваться при добыче газа в акватории Обской губы, должна стать ледостойкая платформа (ЛСП) «А». Для ее создания используются мощности сразу нескольких крупных отечественных центров судостроения и машиностроительных заводов по принципу «распределенной верфи». Так, элементы платформы изготавливаются в Астрахани (Южный центр судостроения и судоремонта), Калининграде (АО ПСЗ «Янтарь»), Северодвинске (ПО «Севмаш» и Центр судоремонта «Звездочка»), а также в Екатеринбурге и Рыбинске. Стоит отметить, что большинство предприятий, задействованных в реализации данного проекта, являются структурными подразделениями АО «Объединенная судостроительная корпорация». Суммарно в строительстве ЛСП примут участие порядка 7 тысяч отечественных рабочих, а ее окончательная сборка будет осуществляться в Калининграде. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что, по словам специалистов ответственных за данный проект, платформа будет носить полностью импортозамещенный характер.

Моделирование и проектирование ЛСП осуществлялось в соответствии со всеми экстремальными климатическими условия, в которых она будет работать в будущем. Ее длина составит более 135 метров, ширина — 69 метров, а масса превысит 40 тысяч тонн. Учитывая экологическую хрупкость арктической природы на платформе будет задействована система «нулевого сброса», которая будет функционировать так, что все отходы будут вывозиться и утилизироваться за пределами района добычи. Предполагается, что уже в летнюю навигацию 2024 года полностью готовая установка будет отбуксирована в район разработки.

Параллельно со строительством ЛСП вблизи месторождения будет вводиться в эксплуатацию и вся необходимая береговая инфраструктура. Так, на мысе Парусный запустят установку комплексной подготовки газа, построят две очереди дожимных компрессорных станций, межпромысловый газопровод, вахтовый посёлок для обслуживающего платформу персонала и базы снабжения.

Еще одной немаловажной проблемой при освоении месторождения должен стать вопрос доставки крупногабаритных грузов на платформу. Глубины в данных местах весьма незначительны, в большинстве своем они не превышают пятнадцати метров. Поэтому существуют планы по строительству специальных мощных судов обеспечения и судов на воздушной подушке, которые смогут работать в данных условиях. Также нужно понимать, что речь идёт о зимнем и летнем флотах судов, так как проект будет функционировать круглогодично.

Естественно, что добычей газа на данном месторождении будет заниматься ПАО «Газпром», так как континентальный шельф Российской Федерации является регионом стратегических интересов компании. Если говорить конкретнее, то речь идет об одной из дочерних структур - «Газпром добыча Ямбург». Здесь необходимо сказать несколько слов о такой проблеме, как излишняя монополизация данной сферы экономики в России. В нашей стране существует множество административных барьеров для освоения отечественных месторождений коммерческими компаниями. По сути, только «Газпром» и «Роснефть» имеют возможность заниматься освоением большинства арктических шельфовых территорий, что препятствует развитию конкуренции. Отсутствие же конкурентных условий на рынке ведет к целому спектру экономических проблем: от постоянного переноса сроков реализации проектов до отсутствия стимулов у монополистов к технологическому развитию.

Несомненно, что свою негативную роль на реализацию таких проектов играют и санкции, которые ограничивают поставки оборудования и уникальных технологий, которые требуются для добычи полезных ископаемых в арктических территориях. Разработка отечественных аналогов дело не быстрое, как и перенастройка логистических цепочек, связанных с приобретением различных комплектующих. Все это также негативно сказывается на сроках запуска добычи на новых месторождениях.

В заключение хочется добавить, что на современном этапе освоения Арктического региона Российской Федерации по-прежнему остается множество сложнейших задач, требующих незамедлительного решения. Тем не менее, Арктика в сложившихся геополитических условиях постепенно становится максимально стратегически важной для страны территорией, на которой сосредоточены гигантские объемы запасов углеводородов. Можно предположить, что динамика отечественной добычи полезных ископаемых с каждым годом будет все больше ориентирована на добычу трудноизвлекаемых запасов и российские власти должны приложить максимальные усилия для поддержания развития данного экономического направления.