Как западные санкции могут ударить по российскому «сумеречному» флоту

4

Коллективный Запад продолжает бить Кремль по карману, стараясь лишить его финансовых возможностей для продолжения СВО на Украине. В очередном, 12-м по счету пакете антироссийском санкций, могут оказаться ограничения на продажу нам нефтяных танкеров. Какими же могут быть долгосрочные последствия подобной экономической политики?

«Сумерки»


Как известно, до начала спецоперации на Украине российский федеральный бюджет примерно на треть пополнялся валютной выручкой от продажи на экспорт нефти и газа. Не ударить Кремль по этой его ахиллесовой пяте было бы непростительной ошибкой для «западных партнеров».



Так сразу взять и отказаться от использования трубопроводного российского газа было непросто, а вот замена нашей нефти нашлась легко. Проблемы возникли только у ряда европейских стран, не имеющих выхода к морю и исторически заточенных под российскую нефть, поставляемую через трубопровод «Дружба». Естественно, Москва начала поспешно искать новые рынки сбыта для своего основного экспортного товара и нашла их в Юго-Восточной Азии, где черное золото из России готовы были взять с политически мотивированной скидкой.

Но сразу же возникли новые проблемы. С одной стороны, придирчивые индийские покупатели потребовали себе существенный дисконт. С другой стороны, «западные партнеры» ударили по логистике. Поскольку магистрального нефтепровода из России в Юго-Восточную Азию не существует, доставлять сырье приходится морем, на котором объективно властвуют англосаксы, располагая огромной военной силой и силой «мягкой». Последняя в чем-то оказалась даже более эффективной.

Так, исторически именно Великобритания является ведущим игроком в области взаимного страхования (P&I) и страхования морских судов (H&M), а международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) базируется в Лондоне. Из Туманного Альбиона посредством страхования морских перевозок контролируется порядка 90% от совокупного мирового тоннажа. Удар был нанесен именно по этому узкому месту, когда Брюссель и Лондон совместно ввели санкции в отношении морских перевозок российской нефти путем запрета их страхования.

Асимметричным ответом стало создание так называемого «сумеречного», или «теневого», танкерного флота для перевозок подсанкционной российской нефти. По всему миру начали поспешно скупаться старые танкеры, зарегистрированные в нейтральной юрисдикции. С прошлого года отмечен резкий рост стоимости возрастных крупнотоннажных судов: 15-летние суда класса Suezmax дедвейтом в 160 тысяч тонн подорожали на 58,5%, а 10-летние танкеры класса VLCC с дедвейтом от 200 до 320 тысяч тонн выросли в цене на 20,5%. По данным французского судового брокера BRS Group, российский «сумеречный» флот танкеров составляет более тысячи судов, дедвейт половины из которых – 51 тысяча тонн.

Схематически работа «сумеречного» флота выглядит следующим образом. Главными точками выхода подсанкционной российской нефти являются порты на Балтийском море и Новороссийск на Черном. Углеводородное сырье заливается на танкер-челнок, который несколько раз выходит в море, где переливает его на супертанкер класса Aframax, Suezmax или VLCC. Залитый под завязку, супертанкер под флагом некой третьей державы проходит Суэцкий канал и направляется в Индию или еще куда.

«Осенний марафон»


Казалось бы, мы опять всех переиграли и можно спокойно показывать англосаксам фиги. Однако, судя по ряду информационных утечек, «западные партнеры» готовы пойти дальше по пути санкционной эскалации.

Во-первых, обсуждается вопрос о том, сможет ли Дания останавливать и инспектировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды и не имеющие западной страховки, во исполнение датских природоохранных законов.

Во-вторых, аналогичные проблемы у судов «сумеречного» флота в перспективе могут возникнуть при прохождении турецких проливов и Суэцкого канала.

В-третьих, Еврокомиссия может создать проблемы для России с пополнением ее «теневого» флота. Как было отмечено выше, его основу составляют возрастные танкеры, срок службы которых объективно ограничен. Раньше или позже, но изношенные суда придется отправлять на утилизацию, покупая взамен другие. По данным агентства Reuters, в 12-й пакет санкций могут войти ограничения на продажу/перепродажу в Россию нефтяных танкеров.

Иначе говоря, торговая война с коллективным Западом – это не спринт, а марафон. Проблемы, создаваемые нам сегодня, могут аукнуться уже в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – стать настоящей гирей на ногах. И что же делать?

Учитывая те направления, по которым может быть впоследствии нанесен удар, следует начать работать на опережение. В частности, необходимо активно развивать крупнотоннажное строительство судов внутри России, чтобы не зависеть от иностранных подрядчиков. Сегодня нас «кинула» с заказами на танкеры Южная Корея, но как поступит завтра Китай?

Также вполне очевидно, что нужно развивать альтернативные транспортные маршруты в обход Суэцкого канала и прочих подконтрольных «западным партнерам» логистических узлов. Речь идет, конечно же, о Северном морском пути, который должен стать всесезонным после ввода в строй атомных суперледоколов проекта «Лидер», и сопутствующей наземной инфраструктуре.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 ноября 2023 12:48
    СМП нужен, это стратегическая водная дорога, дорога жизни России. Танкеры ледового класса нужны, балкеры нужны, контейнеровозы нужны и т.д. Супер ледоколы для проводки нужны. Нужны деньги, кадры, компетенции, заводы, верфи. Нужна власть, действия которой направлено на развитие России, а не личного кармана находящего в странах НАТО. Представьте, завтра утром проход судов, идущих в РФ и из РФ, будет закрыт на Балтике Данией, Босфор закроет Турция. Что делать? Объявлять ядерную войну НАТО? Власть РФ никогда не станет использовать ЯО против НАТО, даже если НАТО сбросит ядерный заряд на Кремль. У России остаются открытые порты на Севере и Дальнем Востоке. Противостояние, Тёплая война с НАТО, это лет на 50. Вопрос остался. Что делать???
  2. +1
    24 ноября 2023 08:35
    Что бы всё встало на свои места как прежде,всего то лишь победить в войне с Украиной! Крепкий " кулак" перед носом старухи Европы подействует отрезвляюще,а янкам без неё станет сложно вставлять палки в колёса РФ и не только ей! lol
  3. 0
    24 ноября 2023 09:29
    Напротив моего окна растет молодое деревце.Его обдувают ветра,снега.Оно гнется,но не ломается.И с каждым годом становится все крепче. Вот так и в жизни.Только сопротивления всем тяготам жизни делает жизнь более осмысленной и красивой. А южные растения убрали на зиму. В 1991 году мы решили избрать тепличные условия жизни для нашей страны. А когда коснулось лихо, то многие не хотят покидать комфортное условие.А ведь оно длилось без малого четверть века.Лихие времена даже не стоит вспоминать.Кстати именно в те годы было поломано национальное существование.Все обособились квартирами да участками.Мы часто говорим на одном языке,но не понимаем друг друга. В древности Вавилон развалился.Но там хоть говорили на разных языках. Бернард Шоу писал-

    Мы научились летать,как птицы.Плавать под водой,как рыбы.Научиться бы жить на земле как люди.
    1. Комментарий был удален.
  4. 0
    25 ноября 2023 00:03
    Я думаю, что если мы съедим "законные" - в западных трактовках, остановки танкеров - хоть в Балтике, хоть где - грош нам цена как империи, а мы - претендуем, как не крути именно на эту формулировку. Съедим молча....ну тут и так ясно, без дельнейших букв...
    Я не пойму, когда мы будем играть на их поле???!!!! Устраивать революции - ТАМ?! Помогать Мексике в её борьбе за Техас, помогать ИРА (восстановить Ирландскую Республиканскую армию, там-же Шотландия рядом???), англичан начать уничтожать ?!
    Установить базы вокруг США в составе КНДР- КНР-Иран-Россия, Куба, и др. ?!
    Очень странно, что этого нет до сих пор.