Керченский тоннель: нужно ли реализовывать эту утопию?

28

Вероятность соединения Крыма с большой землёй посредством тоннеля высказывалась и прежде, однако сейчас данная идея, похоже, приобретает осязаемость. Как сообщает The Washington Post, приближённые к правительству отечественные и китайские компании ведут переговоры относительно планов строительства транспортной артерии по дну Керченского пролива, наподобие тоннеля под Ла-Маншем, только короче. Главный мотив строительства – повышение степени безопасности переправы. Не секрет, что защищённость Крымского моста сейчас оставляет желать лучшего.

Кто не рискует, тот не пьёт... новосветского шампанского


Для КНР это в определённом смысле рискованный проект, так как в случае его реализации китайцам придётся признать, пусть и косвенно, российскую принадлежность Крыма (как известно, они этому всячески упираются). Отсюда возможны санкционные последствия в отношении хозяйственных субъектов Поднебесной.



Отдельные медиаресурсы сообщают, что тоннель в случае его постройки окажется самым длинным в Европе. Это далеко не так. Протяжённость упомянутого Евротоннеля – 31,35 миль (50,46 км, из которых 39 км расположены непосредственно под водой). А протяжённость Крымского моста – 11 миль (17,7 км). Вряд ли тоннель будет хотя бы даже вдвое длиннее. В настоящее время в Старом Свете строится ещё один тоннель, который по протяжённости также будет короче перехода между Францией и Англией (18 км). Это Фемарнбельтский тоннель между Данией и ФРГ стоимостью $8,7 млрд, который должны запустить к 2029 году.

Надо строить, потому что это всерьёз и навсегда!


Однако давайте здраво порассуждаем на эту тему. Большинство читателей относятся к замыслу сметой в $5 млрд как к безрассудной, нерациональной авантюре. Да, деньги можно пустить на пушки и на масло. Но если реализовать этот, как ни крути, полезный проект, Китай и Россия окажутся повязанными одним общим делом. И дело это будет направлено на благо полуострова. А значит, против англосаксов, которым Крым – как кость в горле!

Будем откровенны: если бы в 2014-м и последующих годах Крым остался в составе Украины, он в конце концов формально или фактически был бы поглощён коллективным Западом. Даже несмотря на присутствие там ЧФ, нас взяли бы измором. Уже по крайней мере двести лет назад Европа положила глаз на этот благодатный край. А Турция вообще считает его своей кровной, несправедливо утраченной территорией. И не только его, но и Азов, Очаков, Новороссийск, Геленджик, а также много чего ещё. В общем, охотников на эту землицу хватало и хватает.

Китайский вопрос


Теперь вот китайцы нарисовались. С одной стороны это вроде бы неплохо – инвестиции, развитие территории и всё прочее. Однако азиаты ничего не делают без выгоды, поэтому потребуют для себя долю участия не только в проходке подземной выработки, но и в последующей эксплуатации стратегического объекта с приданной инфраструктурой. И тут надо десять раз подумать: если китайцы зайдут в Крым, они там останутся со всеми вытекающими – слишком соблазнительный шанс. Военная спецоперация рано или поздно закончится, а жизнь будет продолжаться и после неё...

Кстати, российско-китайский консорциум по этому поводу уже якобы создан, и в качестве генподрядчика привлекается к сотрудничеству Китайская корпорация железнодорожного строительства (CRCC). Эта госструктура имеет богатый опыт создания транспортных сетей у себя на родине, а также по приглашению российской стороны – в московском регионе. Однако подробности сделки содержатся в секрете.

Альтернативные варианты


Параллельно по Крыму реализуются портовые инфраструктурные проекты, создаются новые транспортные коридоры. Так, уже приступают к прокладке новой железнодорожной ветки по берегу Азовского моря, которая призвана соединить Крым с Ростовским регионом через Мариуполь и Бердянск. Но, насколько известно, китайские исполнители здесь не задействованы.

Раз уж вспомнили о Ростове-на-Дону. Помнится, вскоре после присоединения Крыма довольно громко были анонсированы маршруты пассажироперевозок из Таганрога, Азова и Ростова в Керчь судами-экспрессами на подводных крыльях. Даже тогдашний премьер Медведев, помнится, позировал в кабине «Кометы» в 2018 году. Однако данная инициатива почему-то заглохла ещё на стадии версии. Почему бы не вернуться к этой теме, хотя бы со временем? Специалисты ссылаются на проблему отсутствия таких судов, их ещё надлежит изготовить. Ну так изготавливайте, что мешает!

Надо сказать, скоростное сообщение между Крымом и Кубанью в 2014 году всё-таки пустили. Катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2» на 300 посадочных мест обслуживали маршруты Анапа – Феодосия и Анапа – Ялта. Но они оказались убыточными из-за высокой себестоимости рейса (до Ялты билет стоил 2,7 тыс. руб.). Через полтора года от затеи пришлось отказаться, а рентабельных «Комет» как не было, так и нет.

Без олигархов – никуда


Ключевыми фигурами в этой истории с российской стороны называют Постоянного Представителя РК при Президенте РФ Георгия Мурадова, по совместительству являющегося Зампредседателя Совмина РК и олигарха Аркадия Ротенберга. С китайской стороны это шеф международного департамента CRCC Сюй Хуасян. Обратите внимание на весьма показательную деталь: CRCC согласна фигурировать в качестве партнёра лишь в случае строжайшей конфиденциальности. Причём при оформлении деловой документации фирма должна будет сменить вывеску на другое, не аффилированное юрлицо. Вероятно, чтобы прилично выглядеть перед «цивилизованным миром». Наконец, китайцы будут конвертировать долларовые активы в рублёвые с целью их последующей переправки на место для инвестирования консорциума.

На Западе не верят в успех данного предприятия; там полагают, что осторожный Пекин не решится на такой сомнительный риск. Тем более что китайцы прекрасно видят: в связи с войной экономическая активность в регионе заметно поубавилась... Поэтому если положительное решение КНР будет всё-таки принято, за океаном это расценят как самоотверженный подвиг.

Эксперты также считают, что Керченский тоннель Кремль может позволить себе строить десятилетиями – как говорится, не к спеху. Подобные стройки относятся к разряду долговременных инвествложений капитального характера с отложенным спросом.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Voo
    +1
    26 ноября 2023 10:29
    Думаю если рыть тоннель, то прям из Геленджика. Заодно и мировой рекорд возьмём.
    1. +3
      27 ноября 2023 15:59
      Да сразу от ЦКАДа - чего размениваться то winked
      1. 0
        28 ноября 2023 10:00
        И то правда...
        ключевое слово - китайцы в Крыму... нам это надо?
        Может это надо не нам?
        И ещё, "китайцы будут конвертировать...", блажен, кто верует...
        если и будут, то только в юани и к себе.
  2. +8
    26 ноября 2023 12:08
    Зачем тоннель если уже сейчас есть мост, паром, наконец сухопутный маршрут в Крым? Если в самом деле переговоры с Китаем о строительстве тоннеля ведутся правительством России то это может свидетельствовать о возможной сдаче Приазовья для перемирия с Украиной которое поддержит Запад
  3. +8
    26 ноября 2023 12:30
    Зато сколько денег можно "оптимизировать"!
    Помните , Путин несколько раз укорял за значительное удорожание и так недешового строительства моста прям во время строительства?
    А здесь то какие просторы для истинных скреп!
    Некоторые экономисты так и говорят: что истинная прибыль закладывается не от эксплуатации, а при строительстве объектов подрядчиками олигархов.
  4. +5
    26 ноября 2023 12:33
    Лучше бы тоннель на Сахалин уже наконец достроили
  5. +5
    26 ноября 2023 12:41
    Керченский тоннель - в средствах массовой информации, очень плохой предвестник для народа РФ. Это говорит о том, что "элита" РФ готовится сдать НАТО Херсонскую, Запорожскую обл. и ЛДНР на свою прекрасную, святую жизнь в Лондоне.
  6. D O
    +5
    26 ноября 2023 14:09
    Не секрет, что защищённость Крымского моста сейчас оставляет желать лучшего.

    А чем защищенность тоннеля от диверсии выше защищенности моста?
    1. 0
      26 ноября 2023 14:31
      От диверсий никто и ничто не защищено, а вот от прямых ударов да.
      1. D O
        +2
        26 ноября 2023 19:45
        Защищенность подводного тоннеля от ударов подводных дронов зависит от глубины его прокладки, и от проектной прочности конструкции. Ну и выходы тоннеля на поверхность, которые можно обвалить ударами ракет, так же не защищены как и мост.
  7. +4
    26 ноября 2023 14:30
    В сухом остатке. Единственное, что ТОЧНО следует из этого проекта - враждебная Украина останется. Власть , похоже, с этим уже согласилась. И под вопросом ж/д сообщение по территории новых регионов. Ни при каких других условиях тоннель, как дублёр Крымского моста, не нужен.
    Если столько свободных денег - лучше бы на Сахалин тоннель построили. А то только паром. В регион с полумиллионным населением и огромными перспектвами- как промышленными, так и туристическими.
    1. -7
      26 ноября 2023 15:49
      Какое громкое " в сухом остатке". Нет, вы, посмотрите на этого гостя, он действительно странный. А на строительство тунеля, что уже деньги выделили или договоры какие составлены, или проектная документация оформлена? Значит украина таки "ТОЧНО" будет и таки враждебная, и власть согласная, а может не будет, а может будет не враждебная и власть не такая уж и согласная. Это у кого под вопросом ж/д сообщение по новым территориям, а автомобильное не под вопросом? Почему не под вопросом? Вопрос. Зачем вам Сахалин, какое вы имеете к нему отношение и к туристическим перспективам этого достойного края? Допустим свободные деньги пойдут на восстановление освобожденного Донбасса или Харькова, или Запорожья и еще каких мест. Как говорится не Сахалином единым. Кстати туннель как дублер моста перспективная тема, место там оживленное, в сезон так вообще,спецгрузы всякие да мало ли. Перспективы у Крыма в России будь здоров. Резюмирую, реально никакого сухого остатка по этой теме нет, на самом деле это только лично ваши влажные мечты.
      1. +4
        26 ноября 2023 16:33
        Объясните - зачем тоннель в Крым при наличии Керченского моста, и современного скоростного ж.д. и авто сообщения через Харьков и Мелитополь?
        1. 0
          26 ноября 2023 19:52
          Я и не предлагал строить тоннель, не ко времени это сейчас. Может после войны, хотя тогда будут другие заботы.По житейски наличие такого тоннеля не помешало бы: резервирование путей,увеличение грузопотока, военным для маневра силами и средствами тоже хорошо,увеличивается связность Крыма и России,строители навыки отточили бы или заимели,у китайцев что нибудь переняли или подсмотрели. Никогда не знаешь,что и где пригодится.
          1. +1
            26 ноября 2023 20:15
            Проще и дешевле рядом второй мост построить) для резервирования путей. Если не будет Украины и по приазовью и левобережью пойдут скоростные желдор. и авто магистрали.
        2. 0
          27 ноября 2023 14:03
          авто сообщения через Харьков

          belay belay belay
          1. 0
            27 ноября 2023 15:56
            Так когда не будет Украины, а будет Малороссийский Федеральный округ hi
  8. +3
    26 ноября 2023 16:32
    Мост ремонтопригоден хотя бы,а туннель в случае атаки сразу все затопит .Напомнить гениям как первый раз была осуществлена атака на крымский мост?
    1. -1
      26 ноября 2023 19:43
      В случае надобности все может быть разрушено и уничтожено, без исключения. После этого знания,что не надо ничего строить? Странная логика. Кстати, весь тоннель не затопит, имеются гермозатворы, которые изолируют затопляемую часть тоннеля. Но это так к слову. Наверное и меры безопастности будут соответственные, осуществить акцию со взрывом буден очень не просто, да и взрывчатки надо будет хренову кучу.
  9. +1
    26 ноября 2023 19:33
    Это очередная китайская пиар-акция. Сначала распустить слух, компрометирущий Китай, а затем, когда журналистская свора раскрутит эту тему, опровергнуть все.
  10. 0
    26 ноября 2023 20:47
    I would say that any progress with infrastructure is necessary, with today's world you need to think far ahead, not just in the moment. Is it needed right now, no; will it be needed in the future, quite possibly.
  11. +3
    27 ноября 2023 14:22
    Мосты надо строить иначе , с тремя направлениями : прямое, обратное и реверсивное. Реверсивное - на случай ремонта или резкого увеличения транспортного потока в одну из сторон. Так дешевле, чем строить тоннель.
  12. 0
    27 ноября 2023 14:42
    тоннель нужен России, всё остальное притянуто за уши. И китайская позиция, и западная. Если нужен - надо строить. Денег никогда ни на что не хватит. Но это инфраструктурный проект в сфере стратегической безопасности. Да, конечно лучше бы построить сначала вместо тоннеля с десяток заводов, получить с них прибыль и мультипликативный эффект в экономике, а потом на доходы с этих заводов построить тоннель... Но кто-же мешал правительству насильно заставить олигархов построить нужные заводы полного цикла в России в 2008-2018 годах? Никто не мешал. Слабая позиция руководства, которое побоялось давить на олигархов, и только советы раздавало. Так строить нужно в тех условиях, которые есть.
  13. +1
    27 ноября 2023 18:21
    Любопытно, а вариант железной дороги через Арабатскую стрелку, когда нибудь изучался?
  14. +1
    27 ноября 2023 19:33
    И не лень этот бред обсуждать-какой тоннель если мост есть да и маршруты в Крым-еще и-по вновь приобретенным территориям?
  15. 0
    1 декабря 2023 16:04
    Для Ротенбергов никаких утопий не бывает, все ежи знают.
  16. 0
    3 декабря 2023 11:34
    Цитата: Platon Verdictov
    Для Ротенбергов никаких утопий не бывает, все ежи знают.

    А ротенберги у нас КТО? Ха-ха-ха...
  17. 0
    3 декабря 2023 14:47
    Я вообще считаю, что олигархи надо гнать проч из Россию, отобрать всё у них. Все крупные заводы, все, что касается природных ресурсов должно контролировать государство и только государство. Промышленность можно представить частников при особых условиях и забирать у ни 90% валютная выручка, обменивай её на рубли. Оставлять им только 10% прибыли. Тогда они не смогут против державу работать как нынешние олигархи.