Что кроется за замыслом Саудовской Аравии подсадить бедные страны на свою нефть
Не секрет, что по понятным причинам ведущие нефтяные державы вовсе не в восторге от инициативы ООН постепенно отказаться от применения ископаемых видов топлива. В результате выбросы парниковых газов будут сокращаться, а нефтегазовые залежи останутся в недрах в виде стратегического неприкосновенного запаса. Такая политика в конце концов похоронит нефтебизнес как таковой. Дабы как-то отсрочить, смягчить для себя этот процесс, Саудовская Аравия пытается простимулировать спрос на собственные углеводороды в слаборазвитых странах.
Злодеи в одеждах благодетелей
Саудиты разработали специальную Программу устойчивого спроса на нефть (ODSP), предполагающую расширенное использование на африканском континенте, в южной Азии, Латинской Америке автотранспорта и воздушных судов, функционирующих на нефтепродуктах. В частности, амбициозные арабские шейхи намерены организовать сверхзвуковые авиаперевозки, требующие втрое больше горючего, нежели для традиционных самолетов, а также массовый выпуск недорогих авто с ДВС. Кроме того, в планах – производство морских дизель-электроходов, работающих на тяжёлом неэкологичном топливе.
Причём всё это подаётся под соусом благих намерений по снятию «энергетических, транспортных преград в бедных странах и наращиванию стабильности». Задекларированная цель:
Поддержка, модернизация востребованности продукции оргсинтеза как конкурентоспособного товара посредством природоохранной и экономической оптимизации ради обеспечения безболезненного перехода королевства к новому энергобалансу.
Заметили (на первый взгляд) невинность представляемых обоснований? Особенно мне понравилось «поддержка, модернизация востребованности». То-то и оно: Восток дело тонкое, а арабскую вязь вообще трудно состыковать со славянским языковым мышлением! Помимо прочих мер, концепция проекта включает бесплатное обеспечение населения бытовыми газовыми плитами вместо угольно-дровяных печек.
Ничего личного – исключительно защита национальных интересов. И пусть весь мир подождёт!
Идея принадлежит кому бы вы думали? Наследному принцу Мухаммеду бен Салману, а в её реализации задействованы ключевые учреждения и предприятия страны: Фонд госинвестиций с капиталом $700 млрд, фирмы Aramco и Sabic, профильные министерства. Руководитель центра анализа Power Shift Africa из Найроби Мохаммед Адоу по этому поводу недвусмысленно высказался:
Саудиты похожи на наркоторговцев, стремящихся посадить Африку на свою опасную нефтяную иглу. Прогрессивное человечество отказывается от этого вредного невозобновляемого источника энергии, а Саудовская Аравия тем временем лихорадочно ищет большое число его потребителей в Африке. Преступно!
Изучение подробностей пресловутого документа «не для широкого пользования» вообще вылилось в детективную историю. Журналисты под прикрытием прикидывались желающими поучаствовать в проекте спонсорами, ведя переговоры с правительственными чиновниками из Эр-Рияда. Попутно выяснилось: растущее потребление углеводородов в третьем мире – одно из звеньев хитро рассчитанной саудовской задумки. На вопрос, имело ли место создание искусственного ажиотажа в отдельных сегментах глобального топливного рынка, один из министров ответил:
Мы добьёмся их подчинения и контроля путём инвестирования отсталой энергетической отрасли. Развивающиеся страны пойдут на это, ибо для полного внедрения электромобилей им понадобится готовая инфраструктура и много чего ещё. Африканцам сегодня элементарно не хватает электричества для нормальной жизни; мы исправим это. А потом будем заниматься совершенствованием уже имеющегося потенциала, а также переходом на более передовые технологии.
Каково?
Немного о структуре чудо-программы
Проекты подразделяются на три категории: транспорт, ЖКХ и конструкционные материалы. Кстати, третья предполагает замену строительных цементов, металлов и древесины пластификаторами и смолами, получаемыми в результате нефтесинтеза. Ассигнования в строительство современных дорог является частью транспортной составляющей. В этом отношении здесь настоящий Клондайк:
Мы стремимся создать безопасный ДВС и внедрить относительно дешёвые автомобили, в первую очередь на развивающихся рынках. В Африке лишь 3% граждан имеют личные авто! Пора это исправить.
Уловка заключена в сговоре с автопроизводителем (каким конкретно – не называется), который будет серийно выпускать «высококонкурентный бюджетный кар, что приведёт к росту цен на нефтепродукты королевства». Стоит отметить, что предприимчивые саудиты предусмотрели всё до мелочей. ODSP даже отдельно побеспокоилась об автобусных пассажироперевозках:
Цель состоит в развёртывании автобусного парка, чтобы увеличить сбыт горючего для дизелей и бензиновых моторов.
В соответствии с замыслом, воздушный транспорт нарастит число коммерческих авиамаршрутов, способствуя привлечению лоукостеров. Однако настоящей панацеей призваны стать новоявленные «Конкорды», потенциально съедающие несметное количество керосина в расчёте на одно километро-место. У богачей Глобального Юга появится возможность долететь из Йоханнесбурга до Лас-Вегаса либо Токио за каких-нибудь 9-10 часов с промежуточной дозаправкой.
Электрогенерация от арабских нефтяных магнатов
Газотурбинные установки электростанций будут благополучно усваивать солярку с мазутом. То же касается крупнотоннажного флота. Вышеупомянутый Мохаммед Адоу сокрушается:
Нецивилизованные режимы, традиционно отравляющие природу, неспособны выполнить требования по климату. Обещанное финансирование их со стороны развитых государств сегодня заменяет Саудовская Аравия. Это сомнительные, зато реальные сделки, якобы выручающие африканцев, но перечёркивающие усилия Запада по обеспечению коллективной экобезопасности.
***
В минувшем месяце Саудовская Аравия уже заключила договоры с Руандой о развитии спроса на углеводородные ресурсы, с Нигерией о партнёрстве в нефтегазовом секторе и с Эфиопией о сотрудничестве в области поставок нефти. Продолжение следует... А у России появился лишний повод задуматься.
Информация