КАМАЗ без вас: Россия станет частью беспилотной авто-революции

2
Беспилотные автомобили пока не сказали своего веского слова. Все еще впереди.





Вся королевская рать

Беспилотный автомобиль — это не универсальная программа, которую можно установить на любое транспортное средство. Сейчас это сложный и дорогостоящий набор разного рода датчиков и камер, куда обычно входят: лидар, спутниковая система навигации, система стереозрения, гиростабилизатор и ряд других систем и подсистем.

Тем не менее, вы едва ли найдете в наше время крупную компанию, которая бы не экспериментировала с созданием беспилотных авто. Это и General Motors, и BMW, и Audi, и Volkswagen и Nissan, и многие другие. Масштабы явления таковы, что ряд серьезных исследовательских организаций уже успели «похоронить» профессию водителя. Теоретически, без него смогут (частично или полностью) обходиться такси, автобусы и даже крупные грузовые авто.


На практике же все несколько сложней. И проблем, с которыми сталкиваются создатели беспилотных авто, очень и очень много. C одной стороны, с помощью беспилотников можно будет навсегда избавиться от такой проблемы, как человеческий фактор. По мнению американских ученых, пробок на дорогах станет значительно меньше, даже если всего пять процентов машин будут беспилотными. Исследователи полагают, что машины без водителей смогут побороть так называемые «фантомные пробки». Речь идет о неких препятствиях на дороге, которые продолжают мешать движению, даже когда де-факто исчезают. Но есть и «темная сторона». Беспилотники все еще слишком чувствительны к любым предметам и объектам на пути следования. Иногда они видят опасность там, где ее нет. На момент 2014 года автомобили Google не могли распознавать временные сигналы светофора. А еще они не могли отличить полицейских от пешеходов или куски грязи от камней. Все это порождает неудобные вопросы, особенно, если большому числу беспилотников придется взаимодействовать с большим количеством управляемых автомобилей. Но, по сути, именно это станет новой эрой автомобильного транспорта. Так сказать, точкой невозврата.

Беспилотные технологии для грузовых автомобилей имеют свои отличия и характерные для них трудности. Еще в 2016 году компания Otto, которая принадлежит Uber-у, впервые использовала один из своих беспилотных грузовиков для коммерческой доставки груза. Позволить программе управлять большегрузным авто в пределах города было бы недальновидно. Поэтому в городской черте машиной управлял водитель. Однако после выезда на шоссе он оставил управление грузовиком ИИ, переместившись в заднюю часть кабины. Следует, впрочем, сказать, что маршрут следования заранее согласовали с властями штата Колорадо, а за грузовиком на протяжении всего пути следовали патрульные.


КамАЗ: беспилотный грузовик

История создания КамАЗом беспилотных автомобилей куда длинней, чем может показаться на первый взгляд. Еще в 2015 году стало известно, что в недрах компании вынашивают планы по созданию грузовика-беспилотника. Если быть точней, речь шла о совместной разработке, где разработка программного обеспечения ложилась на плечи компании Cognitive Technologies.

Летом 2018 года году стало известно, что КамАЗ начал финальную стадию проекта «Одиссей», в рамках которого разрабатывают тестовый маршрут беспилотных грузовиков для внутризаводских перевозок. Прототип такого автомобиля уже изготовили: в качестве базы выступил дизельный грузовик КамАЗ-43083. Тогда же сообщалась, что беспилотники смогут перевозить без участия человека комплектующие от прессово-рамного до автомобильного завода. Для движения выбрали уже существующие внутризаводские дороги. «Беспилотники будут курсировать как внутри «Камаза», так и между 6-ю его заводами. «Все грузовики будут ездить в промышленной зоне. Эти дороги считаются в том числе и общими. Запустим как внутри «Камаза», так и на перевозках между заводами», — заявил пресс-секретарь ПАО «Камаз» Олег Афанасьев. Начать тестовые перевозки намерены в начале 2019 года.


Примечательно, что ранее ряд СМИ (притом, вполне уважаемых) распространили информацию, что беспилотный автомобиль КамАЗ во время испытаний «врезался в цех, полностью его разрушив». Однако в самой компании поспешили опровергнуть этот якобы имевший место инцидент. Да и звучит он, мягко скажем, довольно странно. Вряд ли скорость грузовика и сила удара позволили бы полностью разрушить крупное строение.

КамАЗ: беспилотный автобус

Куда большее внимание СМИ сейчас привлекает электрический беспилотный автобус ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика), который КамАЗ представил на международном Московском автосалоне в 2016 году. Прежде всего, бросается в глаза футуристичный дизайн транспортного средства. ШАТЛ произвели с нуля. Концепт беспилотного автобуса компания разработала в партнерстве с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом НАМИ. Российские инженеры заменили водителя системой полностью автономного вождения. Он, в частности, включает в себя центральный процессор, радары, четыре видеокамеры, две стереокамеры от компании Mobileye и многое другое.


Транспортное средство имеет длину 4,6 м, высоту 2,5 м и ширину 2 м. Автобус может перевозить до двенадцати пассажиров. Машина сможет разгонять до 110 км/ч. Автомобиль получил двигатель мощностью 96 киловатт и аккумуляторную батарею емкостью 35 киловатт-час, которой хватает на 120 километров хода. Зарядка занимает 50 минут.

Для удобства посадки-высадки раздвижные двери открываются с обеих сторон. Места для сидения расположили по обе стороны транспортного средства: всего их шесть. В салоне можно видеть небольшие плазменные экраны, на которых будут демонстрировать маршрут следования, и выводить другую полезную информацию. Управлять транспортным средством смогут сами пассажиры, выбирая необходимые остановки. Вызвать ШАТЛ можно будет при помощи специального приложения.

Важно сказать, что проект не стоит на месте, а худо-бедно развивается. По состоянию на ноябрь этого годы КамАЗ построил четыре опытных экземпляра с твердым намерением запустить разработку в серию. Согласно планам, беспилотный пассажирский автобус начнет сходить с конвейера в 2022 году или несколько позже. У него за спиной удачные испытания: летом ШАТЛ на специальной трассе в Казани преодолел трек длиной в 650 метров на скорости 10 км/ч. Сообщается, что автобус уже научили следить за полосой, анализировать дорожные знаки, тормозить перед препятствиями и многое другое.


Подводные камни

Не один из проектов КамАЗа, впрочем, не обошли стороной скептики. Начать хотя бы с того, что западные конкуренты продвинулись значительно дальше в деле создания беспилотных грузовиков (про первый коммерческий рейс творения Uber написано выше). Проект беспилотного автобуса также лишен практического смысла, если на него не будет спроса.


Ранее эксперты подсчитали, что для рентабельности ШАТЛа нужен заказ примерно в 50–100 машин в год при общем парке в стране 400–500 единиц. Однако озвученные цифры выглядят как-то уж слишком скромно. Аналогия, возможно, не совсем корректна, но здесь можно вспомнить многострадальную Tesla. В третьем квартале 2018 года произвели 53 тысячи (!) автомобилей Tesla Model 3. И только тогда компания мало-помалу начала приносить прибыль. Поэтому стоит еще раз напомнить: вне зависимости от класса транспортных средств, сделать их выпуск рентабельным в наше время очень и очень сложно. И даже революционные решения далеко не всегда находят у покупателей отклик.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    11 декабря 2018 12:38
    Да-да...."станет" или...."не станет".... Мы еще помним "ё-мобиль"....тоже, ведь "революцию" обещали...... wink
    1. 0
      27 декабря 2018 04:15
      Мы еще помним "ё-мобиль"....тоже, ведь "революцию" обещали......

      Кто тебе и что обещал? И не "обещали", а обещал. Конкретный обещальщик-балабол Миша Прохоров.
      КАМАЗ ничего не обещает, а только информирует общественность о ведущихся разработках.