Как семейство самарских МГТД улучшит характеристики российских БПЛА и планирующих авиабомб

21

Сообщается, что в Самаре начаты испытания малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД-22) под названием «Колибри», разработанного для перспективных реактивных беспилотников. Почему же эту новость можно считать крайне позитивной и чрезвычайно многообещающей?

Как известно, Россия подошла к СВО в качестве догоняющей в области беспилотной авиации. Наработки по БПЛА всех классов вроде бы имелись, но часть из них и по сей день остается в виде единичных опытных экземпляров. Война и острые потребности фронта в разведывательно-ударных беспилотниках различных типов подстегнули развитие отрасли, и буквально из ниоткуда начали появляться разношерстные КБ – волонтерские, гаражные, полевые и университетские. В кратчайшие сроки возникло множество проектов, в том числе очень перспективных, но у них всех есть одна ахиллесова пята – зависимость от импортных комплектующих, китайских, иранских или еще каких.



Самарские «птички»


И вот поэтому очень позитивно прозвучало накануне сообщение пресс-службы Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева:

Начались комплексные испытания первого опытного образца малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри», разработанного в нашем университете и предназначенного для небольших, но скоростных и грузоподъемных реактивных беспилотных летательных аппаратов.

Самыми распространенными двигателями, которые используются сегодня в беспилотниках, являются ДВС, включая поршневые и электрические. Есть и реактивные БПЛА, но они считаются относительно редким зверем из-за большей сложности и дороговизны. На этом фоне очень перспективной видится совместная разработка Инжинирингового центра университета и малого инновационного предприятия «3Д Куб», соучредителем которого является сам вуз, которые решили разработать целое семейство малоразмерных газотурбинных двигателей, имеющих широчайшее пространство для последующего применения.

Первым в самарском «птичнике» является МГТД-22 «Колибри», масса которого составляет всего 2,1 кг, максимальная тяга – 220 Н (22,4 кгс), длина – 30,6 см, а диаметр – 11,8 см. На 1 кг своей массы двигатель выдает 10 кг тяги, что является очень хорошим показателем. МГТД-22 имеет встроенную систему управления, электрический запуск двигателя и возможность дистанционного перезапуска прямо во время полета. Конструктивно предусмотрена опция установки электрогенератора, который будет подзаряжать аккумуляторную батарею, питающую электронику БПЛА. В качестве топлива «Колибри» используется авиационный керосин.

Однако одним МГТД-22 самарцы решили не ограничиваться. Параллельно ведутся работы над более габаритными и мощными МГТД-40 «Чайка» с тягой 400 H (40,8 кгc) и массой 4 кг, а также МГТД-100 «Орел» с тягой 1 тыс. H (102 кгc) и массой 13 кг. Почему же все это является очень хорошей новостью?

Новые беспилотные горизонты


Появление в России собственного семейства малоразмерных газотурбинных двигателей открывает широчайшее окно возможностей для стремительного прогресса в области авиации, беспилотной и даже пилотируемой.

Во-первых, в случае запуска семейства МГТД в серийное производство будет устранена критическая зависимость от импортных силовых установок в беспилотной авиации, которая подкосила, в частности, проект тяжелого разведывательно-ударного БПЛА «Альтиус». Как отмечают специалисты, газотурбинный двигатель можно в дальнейшем конвертировать в турбовальный, турбореактивный или турбовинтовой, которые смогут устанавливаться на дроны не только самолетного, но и вертолетного типа.

Во-вторых, появится возможность резко повысить ТТХ уже имеющихся и активно используемых Россией беспилотников типа «Гераней» или «Ланцетов». Да, МГТД более прожорливы, зато они позволят одноразовым ударным дронам развивать намного большую скорость, затрудняя перехват средствами ПВО.

В-третьих, с появлением в нашей стране серийно производимых малоразмерных газотурбинных двигателей вполне реальным станет оснащение планирующих авиабомб дополнительной силовой установкой. Подробно о подобном проекте мы рассказывали ранее, приведя в качестве примера израильскую планирующую авиабомбу SPICE 250 ER (Extended Range, т. е. увеличенной дальности).


Увеличение дальности стало возможным благодаря оснащению ее миниатюрным турбореактивным двигателем и топливной системой (топливо JP-8/10), что позволило корректируемому авиационному боеприпасу пролетать от места сброса уже не 100, а 150 км. Иначе говоря, это уже некий бюджетный гибрид между планирующей бомбой и миниатюрной крылатой ракетой.

О чем-то подобном нам приходилось только мечтать, но с появлением самарского семейства МГТД в лучшую сторону может измениться очень многое. Как здорово будет, если планирующие авиабомбы калибра 500 кг или 1500 кг кардинально увеличат дальность своего полета в глубокий тыл противника за счет установки миниатюрных газотурбинных двигателей!
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 декабря 2023 12:55
    Как здорово будет, если планирующие авиабомбы калибра 500 кг или 1500 кг кардинально увеличат дальность своего полета в глубокий тыл противника за счет установки миниатюрных газотурбинных двигателей!

    дальность они конечно увеличат, но увеличат заметность в инфракрасном излучении для средств ПВО врага и стоимость самой бомбы.
    1. +3
      8 декабря 2023 19:45
      Цитата: wladimirjankov
      но увеличат заметность в инфракрасном излучении для средств ПВО врага и стоимость самой бомбы.

      Ни чего не бывает бесплатно
    2. +4
      9 декабря 2023 11:21
      при дальности в 150км двигатель работает на первых 50км, за 100км до цели отключается = так что незначительно увеличит
    3. 0
      9 декабря 2023 17:12
      с появлением в нашей стране серийно производимых малоразмерных газотурбинных двигателей вполне реальным станет оснащение планирующих авиабомб дополнительной силовой установкой.

      Когда в 2003 г. "Базальтом" был разработан МПК в 3 вариантах для "чугуниевых" бомб ,в 3м варианте была предусмотрена установка ПуВРД (пульсирующего воздушно-реактивного двигателя) ! Подобные ПуВРД уже давно ставят и на ряд моделей БПЛА !
    4. HJP
      0
      10 декабря 2023 11:02
      А ты сравни эту стоимость с ракетой имеющей такую же БЧ по массе.
      Ведь это уже не совсем бомба будет, а мини ракета.
  2. +5
    8 декабря 2023 13:51
    Учитывая разветвленную агентурную сеть Окраины в России - такие новости должны быть тайной а не хвастовством. Теперь трудно будет сохранить секрет и безопасность вовлеченных. Что за великая глупость хвастать о всем что можно.
    1. +1
      10 декабря 2023 16:36
      Так чего тут тайного? Вон , одна из модификаций Гераней уже летает с подобным двигателем, максимальная при атаке 750 км в час а маршевая 480 км в час. Идёт к цели на малых высотах и очень манёвренная. Плохо или не захватывается радарами и быстро выходит из захвата при обнаружении их ОЛС, поскольку быстра и маневренна , идёт низко и времени при захвате (а он только на малой дистанции из особенностей конструкции и возможности на сегодня вражеских станций ) на перехват почти нет
      Бомбы с ТРД - те же крылатые ракеты с упрощённой схемой управления и не большой дальностью. Специально для тактических задач в ближних тылах противника. Сейчас , если двигатели себя покажут то напроизводят достаточно. Эти двигатели примитивны очень с ресурсом в несколько часов .
    2. 0
      11 декабря 2023 09:18
      У них есть неплохой АИ, который даже туркам поставлялся.
  3. 0
    8 декабря 2023 22:32
    Всё это сделано на Западе уже лет 20 назад. Нашим генералам надо западные военные журналы читать.
    1. 0
      10 декабря 2023 16:47
      Вообще то многое , что применяется на фронте , мы ещё в Домах Пионеров при СССР творили. Так что ещё вопрос , кто у кого и что утащил. Новое - это почти забытое старое но на современной компонентной базе и технологиями
      Генералов будете ругать когда сами ими станете и поймёте что такое генерал. Техника совершенствуется непрерывно , как и методы её применения . Всё предусмотреть не возможно. Генералы пользуются тем что им предоставила промышленность с учётом достигнутого технологического уровня страны.
      Вон , даже запад с его накрученными вундервафлями , при должном применении даже старого советского оружия , проигрывает да ещё и с треском.
      1. 0
        22 декабря 2023 17:25
        Генералы пользуются тем что им предоставила промышленность с учётом достигнутого технологического уровня страны.

        Это в корне не верное суждение и опасное заблуждение. Не ВПК должен предлагать и армия, флот брать, что им предложат, а генералы и адмиралы МО, которые отвечают за развитие вооружения должны ставить перед ВПК, правительством, президентом приоритеты, цели, задачи по строительству армии, модернизации и созданию новых видов оружия. Командование армии и флота должны определять, что должно быть у них на вооружении и чем они могут обеспечить безопасность страны. Во всех крупнейших странах и армиях мира так все и происходит. В нашей же стране все наоборот и эта извращенная политика и практика в вопросах вооружения привели к тому, что наша военная промышленность долгое время (больше 20 лет) серьезно не занималась разработкой и производством современных ударных и разведовательных БПЛА, средств защищенной связи, спутниковой и наземной разведки, контрбатарейной борьбы, автоматизированными системами артиллерийской стрельбы, УМПК, наведения и корректировки, высокоточных боеприпасов, портативными и переносными и авиационными устройствами РЭБ, эшелонированной ПВО и многими другими видами оружия. Все это сказалось и до сих пор сказывается на ходе проведения СВО, на ее потерях и успехах. Что наше ВПК не смогло бы создать всю необходимую для армии номенклатуру БПЛА, УМПК, если бы перед ним была своевременно лет 20 назад была поставлена такая задача? "Технологического уровня страны" не хватило бы, мозгов? Но простите, если наше ВПК сумело разработать и произвести КР Х-101, которая может автономно лететь на 6500 км и КР калибр с дальностью 4500 км, то с задачей создания БПЛА, не уступающих американским или израильским он наверняка бы справился. Просто перед ВПК никто и не ставил такой задачи. Наши генералы считали БПЛА чем то не серьезным, игрушками. А вот в китае, иране, турции их генералы считали иначе. И сейчас мы вынуждены закупать дроны у первых двух стран, так как только недавно стали сами активно заниматься этой проблемой. Тоже самое произошло и с УМПК для ФАБ. Наши генералы, почему то предпочитали закупать предлагаемые Базальтом КАБы, которые стоили на порядок дороже, чем УМПК. Сейчас же, когда война показала, что без последних не обойтись, перед ВПК поставили наконец задачу разработать и произвести их в необходимом количестве, с которой он довольно быстро начал справляться. И все мы стали видеть результаты этого. На врага полетели мощные и дешевые ФАБы с УМПК. Но опять же время то было упущено. И похоже, никто из ответственных за это людей не был наказан. Такие истории у нас происходят и по другим видам оружия. Для того, чтобы этого не было, телега всегда должна быть сзади лошади, а не на оборот. Военные должны решать чем и как они должны воевать. Они должны ставить перед ВПК задачи, а он их должен решать, при поддержке правительства.
  4. +1
    9 декабря 2023 10:09
    Дайте денег Игорю Негоде, он давно уже у себя в гараже клепает малоразмерные ТРД с пивную банку.
  5. +1
    9 декабря 2023 10:41
    Там, где у автора пункты:

    "Во-первых": нельзя сконвертировать турбореактивный двигатель в турбовальный/турбовинтовой. Можно заимствовать только камеру сгорания.

    "Во-втоорых": Герани заточены на дальность и локационную невидимость. Увеличение скорости полёта в 2 раза, приведет:
    -- к резкому повышению радиолокационной заметности (РЛС используют доплеровский эффект);
    -- к двойному расходу топлива на километр (квадратурноя зависимость формулы сопротивления...). Реактивный двигатель очень далёк от экономичности поршневого двигателя и важен размер (у маленьких газотурбинников экономичность просто ничтожная).
    Ну не дураки делали Герани.

    "В-третьих" - ну не ладит автор не понимает какие объёмы энергии у планирующих бомб (скорость в квадрате, масса, высота). И самое смешное, то что установка двигателя, переводит эти бомбы в класс ракет "воздух-земля", которые уже есть и вылизаны по параметрам и цене.
    1. +2
      9 декабря 2023 17:02
      Цитата: Wamp
      "Во-первых": нельзя сконвертировать турбореактивный двигатель в турбовальный/турбовинтовой. Можно заимствовать только камеру сгорания.

      Может автор статьи и выразился коряво,но вот некоторое время назад прочитал такое сообщение , что в неком КБ разрабатывают малогабаритный газотурбинный генератор ,на базе которого должны выпускаться турбовальный и турбовинтовой двигатели для легких вертолётов и самолётов ! У них и обозначения одинаковые (!)...лишь в конце буквенные индексы разные !
    2. D O
      +1
      9 декабря 2023 17:22
      "В-третьих" - ну не ладит автор не понимает какие объёмы энергии у планирующих бомб (скорость в квадрате, масса, высота). И самое смешное, то что установка двигателя, переводит эти бомбы в класс ракет "воздух-земля", которые уже есть и вылизаны по параметрам и цене.

      Вопрос увеличения дальности планирующих бомб критически важен при контрбатарейной борьбе с дальнобойными РСЗО ВСУ.
      Планирующая бомба, оснащенная двигателем для увеличения дальности, это совсем не то же самое что ракета, хотя бы из-за соотношения масс БЧ/(двигатель+горючка). Какой двигатель при этом использовать - ГТД, ТРД, РД, вопрос к профильным специалистам.
      В любом случае представляется, что потратить ресурсы разработчиков на оснащение двигателем планирующих бомб необходимо.
  6. +1
    9 декабря 2023 11:06
    Цитата: zloybond
    Учитывая разветвленную агентурную сеть Окраины в России - такие новости должны быть тайной а не хвастовством. Теперь трудно будет сохранить секрет и безопасность вовлеченных. Что за великая глупость хвастать о всем что можно.

    Теперь неизбежна череда покушений на разработчиков, что за идиотизм, если не вредительство...
  7. +1
    9 декабря 2023 11:24
    Цитата: wladimirjankov
    Как здорово будет, если планирующие авиабомбы калибра 500 кг или 1500 кг кардинально увеличат дальность своего полета в глубокий тыл противника за счет установки миниатюрных газотурбинных двигателей!

    дальность они конечно увеличат, но увеличат ... стоимость самой бомбы.

    и обезопасит(съэкономит) запускающий ЛА = который на несколько порядков дороже сотни подорожавших бомб
  8. HJP
    +3
    9 декабря 2023 11:33
    Нужно успеть сделать и испытать до конца СВО.
    Ещё лучше к нашему ген. наступлению, если оно, конечно, планируется.
  9. +2
    9 декабря 2023 12:44
    Полностью согласен с предыдущим оратором Wamp.
    Писать надо о том, в чём способен разобраться.
    Вопросов к посту много. Вот основные:
    Во-первых, а какой, собственно, двигатель разработали и начали испытывать в Самаре? Газотурбинный двигатель (ГТД) - это общее название. Когда это название употребляется по умолчанию, обычно имеется в виду двигатель вроде того, что стоит на танке Т-80.

    Как отмечают специалисты, газотурбинный двигатель можно в дальнейшем конвертировать в турбовальный, турбореактивный или турбовинтовой, которые смогут устанавливаться на дроны не только самолетного, но и вертолетного типа.

    Специалисты не обязаны говорить на языке понятном широкой публике, их надо ещё правильно понять.
    Реально понятие ГТД включает в себя

    ... турбовальный, турбореактивный или турбовинтовой,...

    а ещё турбовентиляторный, турбовинтовентиляторный ...
    На самом деле, этот двигатель начал проходить лётные испытания в Казани 3 с лишним года назад. На беспилотнике, А-30 (в качестве летаюшей лаборатории). И это уже турбореактивный двигатель, не надо его никуда конвертировать.
    Во-вторых, нет смысла тупо пришпандоривать эти движки на имеющиеся отработанные БЛА. Они каждый занимают свою нишу. Герань - копеечный аппарат, вполне выполняющий свои задачи. Над ним уже работают вполне удачно, нужен только свой ДВС.
    Большая скорость не нужна ни Герани, ни Ланцету. Тот же Ланцет при высокой скорости усложнит прицеливание.
    Под турбореактивный двигатель нужна другая конструкция, другая аэродинамика. То есть, другой аппарат. И другая концепция применения.
    Достаточно посмотреть на модельный ряд любого нашего авиаконструктора истребителей периода перехода с ДВС на ТРД. Сначала именно пытались второпях приделать ТРД вместо ДВС. Но быстро от этого отказались. И зачем снова наступать на эти грабли?
    В-третьих, тут примерно то же, что и во-вторых. Не надо сравнивать зелёное с мягким. Вы просто сравните бомбы серии SPICE и наши ФАБ, к которым приспособили планирующие модули.
    Сейчас (наконец то) начали считать деньги не только свои, но и государственные. И доработка ФАБ просто позволяет использовать по назначению огромные запасы этого вооружения. Причём стоимость ФАБ на сегодняшний день можно считать нулевой. Просто они уже есть. А можно считать отрицательной, т.к. иначе их скоро придётся утилизировать. А это немалые деньги.
    Конструкцию ФАБ менять категорически не надо. Можно что-то немного добавить. Добавить ТРД будет сложно и дорого. Система подорожает в разы (а скорее в десятки раз). Кроме маленького ТРД там будет система питания, запуска и т.д.
    Единственное, что тут можно ещё сделать - это установить сзади ФАБ существующий твёрдотопливный ускоритель от какой нибудь крылатой ракеты. Он простой, отработает, дав прирост дальности процентов 20 - 30, и отсоединится.

    Реальные достоинства нового ТРД вы не раскрыли. Хотя подсказка в тексте есть.

    очень перспективной видится совместная разработка Инжинирингового центра университета и малого инновационного предприятия «3Д Куб»

    Вот:

    В рамках проекта создана технология изготовления деталей МГТД и газотурбинных установок промышленного назначения методом послойного лазерного сплавления с использованием металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов. Ряд разработанных сплавов по прочностным характеристикам превосходит зарубежные аналоги более чем на 20%. Время изготовления основных элементов двигателей благодаря новой технологии удалось сократить в 20 раз при более чем двукратном снижении стоимости их производства.

    Кроме расширения номенклатуры ещё и новые высокие технологии.
    Можем ведь, когда деньги доходят до реальных трудяг не разворованными. Ну, или не сильно разворованными.
  10. 0
    10 декабря 2023 07:29
    Будущее в электродвигателях и батарейках большой емкости.
  11. 0
    11 января 2024 13:01
    Цитата: wladimirjankov
    дальность они конечно увеличат, но увеличат заметность в инфракрасном излучении для средств ПВО врага и стоимость самой бомбы

    Ну то что сейчас из-за небольшой дальности приходится рисковать самолётом носителем и лётчиками для вас не важно?