Сможет ли СПГ обеспечить энергобезопасность Калининградской области?

14

Калининградская область всегда обладала своеобразным особым статусом, в связи со своим географическим положением. Данный регион полностью отделен от основной части России границами зарубежных стран. В последние годы власти РФ активно занимаются вопросом обеспечения энергетической безопасности Калининградской области. Так, для этих целей в 2019 году был введен в эксплуатацию терминал по приему газа и плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский», о которых и пойдет речь дальше.

До 2019 года Калининградская область получала природный газ в промышленных объемах только по построенному еще во времена Советского Союза транзитному газопроводу «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград», пропускная способность которого составляет 2,5 миллиарда кубических метров в год. Транзит топлива через территорию Белоруссии никогда не угрожал энергетической безопасности Калининградской области, если рассуждать об этом с политической точки зрения, чего нельзя сказать о Литве, которая предпринимала попытки уйти от газовой зависимости от России, переориентировавшись на рынки других стран. Именно поэтому было принято решение реализовать проект по альтернативному варианту газоснабжения Калининградской области. Так, уже в самом начале 2019 года силами «Газпрома» были введены в эксплуатацию терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) и плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский», что позволило вывести на новый уровень энергобезопасность региона.



Стоит отметить, что «Маршал Василевский» является единственной плавучей регазификационной установкой в Российской Федерации, которая специализируется на хранении, перевозке и регазификации (перевода газа из сжиженного в газообразное состояние) СПГ. Судно было спущено на воду в 2019 году, изначально оно занималось экспортной транспортировкой топлива в различные государства (Испания, Индия и другие). Однако уже в 2022 году, в связи с обострением политической ситуацией, было приписано к калининградскому направлению на случай остановки литовского транзита. Вместимость грузовых танков данной установки составляет 174 тысячи кубических метра.

Еще одним объектом, появившимся в рамках данного проекта, стал терминал по приему газа, который был построен в акватории Балтийского моря в пяти километрах от берега. Его главным конструкционным элементом можно считать стационарный морской причал с волноломом. Именно в этом месте швартуется плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский». Длина причала, установленного на 177 сваях, составляет 125,5 метра, он защищен от волн мощным волноломом длиной 728 метров. Такая конструкция гарантирует безопасную работу судна и способна функционировать в самые сильные штормы, которые довольно часто случаются в данном регионе. Процесс регазификации происходит на самом судне, после чего топливо направляется в газотранспортную систему региона. Далее газ поставляется потребителям или закачивается в Калининградское подземное хранилище газа (ПХГ). Подобный способ обеспечивает возможность получения регионом природного газа морским транспортом в объеме до 3,7 миллиарда кубических метров в год, что полностью покрывает потребности области.

Необходимо также уточнить, что само Калининградское ПХГ было ведено в эксплуатацию еще в 2013 году и стало первым в Российской Федерации подземным объектом подобного типа, которое было построено в отложениях каменной соли. Его появление позволило выравнивать сезонную неравномерность потребления газа, поддерживать гибкость и регулярность поставок «голубого топлива» конечным потребителям региона. Кроме того, ПХГ является весомой составляющей проекта обеспечения энергетической безопасности Калининградской области. В настоящее время его технические возможности продолжают увеличиваться, предполагается, что уже к 2025 году объект выйдет на проектную мощность. Несмотря на такие оптимистичные прогнозы, совсем недавно губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявлял, что строительство ПХГ идет в два раза медленнее, чем было предусмотрено изначальными планами.

Хотелось бы пояснить, почему в данном случае так важна привязка к 2025 году. Сообщается, что договор между Российской Федерацией и Литвой о транзите топлива действует именно до 2025 года. Если Литва сможет обеспечить себя необходимым количество СПГ-контрактов, то продление этого договора для Вильнюса может стать абсолютно ненужным, что приведет к полной остановке транзита газа в Калининградскую область по данному маршруту. В 2022 году уже происходила похожая ситуация, тогда Литва прекратила пропускать попавшие под санкции Евросоюза товары, которые везут транзитом железнодорожным транспортом из регионов Российской Федерации в Калининградскую область.

Ранее в Министерстве энергетики Российской Федерации заявляли, что регазификационный терминал будет являться резервным источником поставок и введенный в эксплуатацию объект на полную мощность на регулярной основе использовать не будут. Причина, по мнению чиновников, заключалась в высоких ценах на топливо. С учетом всех экономических условий сжиженный природный газ был на порядок дороже трубопроводного топлива. Причем связано это не только с технологическим процессом, который требует серьезных дополнительных финансовых затрат, но и с тем фактом, что «Газпром» большую часть СПГ приобретает у зарубежных трейдеров, что также приводит к повышению его цены. Приблизительно в то же время президент РФ Владимир Путин обратился к правительству страны с просьбой подготовить предложения, которые позволят сделать так, чтобы разница в цене между трубопроводным газом и СПГ не легла дополнительным бременем на плечи рядовых потребителей в Калининградской области.

Подводя итог, хочется добавить, что в изменившихся экономических условиях, значимость данного проекта серьезно возросла. Поступления трубопроводного газа в Калининградскую область могут в любой момент оказаться под угрозой из-за политических позиций Литвы. В такой ситуации сжиженный природный газ может остаться одним из немногих видов топлива, который позволит гарантировать энергетическую безопасность региона. Для этого нужно активнее развивать мощности подземного хранилища газа в области, чтобы при негативном развитии событий иметь возможность сформировать необходимые для области запасы «голубого топлива».
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 декабря 2023 11:05
    Разница в цене все равно ляжет на население. Все виидят ,как правительство выполняет поручения.
    ну а многовекторность - правильное решение.
    Надежды, что МИД хорошо договориться о прокачке - чтото никакой. Лавров не этим знаменит совсем, не выгодными договорами.
    1. 0
      10 декабря 2023 16:01
      Вы с кем выгодные договора заключать на прокачку собрались ? С литовцами? Лаврову наверно будет проще телеграфный столб уговорить , чем этих тормозов . У них к России огромная ненависть и зависть.
  2. +8
    9 декабря 2023 11:38
    когда строили сп-2 нужно было сразу делать отвод и на Калининград и сейчас бы не было таких проблем, но очень торопились и деньги застили глаза, посчитали видно что дорого, а скупой платит дважды
    1. -1
      9 декабря 2023 22:35
      Взорвали ли же оба сп.
    2. 0
      10 декабря 2023 10:28
      В существующем варианте проекта согласование со всеми балтийскими странами прошло поразительно быстро. Этим занималась датская фирма. Были составлены документы на языках всех этих стран, наверняка занесли кому надо ... Короче, фирма оказалась на высоте поставленных задач. Она блестяще справилась с СП, и её пригласили на СП2. С тем же блестящим результатом.
      Среди этих согласующих стран такие записные русофобы, как Польша и Трибалтика. Но никаких проблем с согласованием не было. Потому что в проекте была кровно заинтересована Германия. Где тогда ещё правили вменяемые политики.
      Это потом Европу наводнили недоумки, русофобы и коллаборацирнисты типа Шольца, Ани-Лены, Каи Каллас, Саны Марин и т.д.
      Но если бы в проекте возникло ответвление на Калининград, могли возникнуть вопросы по согласованию и совместному финансированию. Возможно, этот вопрос и обсуждался, но мы, скорее всего, об этом не узнаем.
    3. 0
      10 декабря 2023 15:30
      После подрыва Потоков в трубах вода. И отвод бы затопило. Хотя если бы были узлы дистанционной отсечки то может и нет .Хотя тогда подобный диверсию такой магистрали даже в
      мыслях себе было трудно представить. .Газпром для Калининграда пользуется СПГ своим или по обмену при необходимости. Кроме того наш СПГ дешевле чем импортный и имеет меньшее логистическое плечо доставки.По этому его в Европе и стремятся покупать даже не взрая на запреты и санкции. Судно вроде не одно а два. Помогает Высоцк в случае необходимости они могут направить одно из тех кто работает на вывоз СПГ с тех предприятий. Были учения года два назад , когда наши достроили там две ТЭЦ на газе . Регион стал самодостаточным в по теплу и электроэнергии , часть могут даже продавать .Вы не представляете , как на ряду с АЭС в Белоруссии и этими станциями , это взбесило литовцев.
  3. 0
    9 декабря 2023 13:12
    Хочу заметить, что в Ленинградской области запустили завод по жжиживанию природного газа. И еще газ закачивается не в газотранспортную систему, а в газовое хранилище, которое построили в Романово, в точки входа газопровода с моря на сушу.
    1. 0
      10 декабря 2023 11:38
      Вы путаете газ может и напрямую попадать в газотранспортную систему. Пожалуйста, вот вам цитата с сайта Газпрома.

      Процесс регазификации начинается на судне после его швартовки к причалу. Затем газ, переведенный в газообразное состояние, направляется в существующую газотранспортную систему через построенный 13-километровый газопровод-подключение. Далее газ поставляется потребителям или закачивается в Калининградское подземное хранилище.
  4. 0
    9 декабря 2023 21:27
    а проложить газопровод от " действующей нитки до калининграда слабо?
    1. 0
      9 декабря 2023 22:36
      А кто даст согласие на это? Море то не наше а натовское.
    2. 0
      10 декабря 2023 10:32
      Чуть выше я написал по поводу процесса согласования проектов СП и СП2.
      В современных условиях мы этого согласования точно не получим.
      1. +1
        10 декабря 2023 15:36
        Оно там было и не нужно для подобного отвода. Там наши экономические и территориальные воды плюс чуть нейтральные . Скорей всего была договорённость с участниками в этих потоках и какие то гарантии. То что сейчас творится , практически это экономическая война которая может в любой момент стать горячей.
  5. 0
    10 декабря 2023 11:57
    Помня о подрыве "Северных потоков", нельзя забывать об охране (обороне) данной системы доставки газа. Помните о гибели "Адмирала Нахимова" ("Витторио Чезаре") на рейде Севастополя!
  6. 0
    11 декабря 2023 09:00
    Каждый город должен иметь резерв буквально на все.А Калининград тем более. У нас на севере работает плавучая атомная станция.Неплохо было бы направить подобную станцию в этот город. Но самое главное это не допустить блокады Калининграда.Все судоходство, гражданское и военное, должны работать в Балтийском море. Всю агрессию в отношении судов возлагать на государства, допустившие это.В некоторых случаях всегда надо быть твердым.