Приближается серийное производство самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ

21

Советский агрегат РД-170, который в составе ракеты-носителя «Энергия» вывел на орбиту легендарный космический корабль «Буран», бесспорно, стал вершиной эволюции жидкостных ракетных двигателей.

При этом, несмотря на то что двигателем до распада СССР успели воспользоваться лишь дважды, старания отечественных инженеров не прошли даром. Позднее, уже при современной России, его дальнейшая модификация – РД-171М – использовалась для запуска РН «Зенит». Кроме того, заложенный в модели конструкторский потенциал позволил разработать целую линейку новых двигателей для ракет-носителей разных классов. В частности, РД-180 и РД-181 (экспортные версии для США) и РД-191, устанавливаемый на российские РН «Ангара-А5».

При этом вышеупомянутые агрегаты могли похвастать лишь частью возможностей легендарного РД-170. Вся мощь двигателя, которым оснащалась сверхтяжелая «Энергия», долгое время у нас в стране была невостребованной. Однако, похоже, этот момент наступил.



Стремительное развитие российской космонавтики, успешно преодолевшей кризис 90-х, потребовало вывод на орбиту тяжелых грузов. Это, в свою очередь, привело к необходимости создания современного мощного ракетного двигателя.

В итоге появился РД-171МВ, который вобрал в себя все лучшее от предшественников, а также получил новую систему регулирования, улучшенную защиту от возгорания и еще ряд передовых конструктивных решений.

При этом теперь уже российский РД-171МВ, как в свое время и советский РД-170, стал самым мощным жидкостным ракетным двигателем в мире.

Тепловая мощность, выделяемая камерой сгорания, составляет 27 млн КВт, а турбонасосный агрегат развивает мощность в 180 тыс. КВт.

Вышеупомянутые характеристики позволяют РД-171МВ при собственной массе в 10 тонн развивать тягу свыше 800 тонн.

Стоит отметить, что на прошлой неделе стало известно о завершении сборки уже второго образца самого мощного в мире ракетного двигателя для будущих летных испытаний. Кроме того, по некоторым данным, подходит к концу создание и третьего.

Следующими этапами программы станет проведение межведомственных испытаний агрегата и его серийное производство для комплектования новейшей РН «Союз-5». Кроме того, именно РД-171МВ планируется использовать в составе перспективной сверхтяжелой ракеты «Енисей».

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    11 декабря 2023 15:11
    Куда большее значение, чем абсолютная мощность, имеет мощность удельная - в пересчёте на единицу веса. Как у этого двигателя обстоит дело с этим показателем? Также впереди планеты всей, или очередная царь-пушка, не пригодная к стрельбе?
    1. 0
      11 декабря 2023 16:08
      Ну так посчитайте, все данные в тексте.
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        11 декабря 2023 18:04
        Вы это имеете в виду?

        Вышеупомянутые характеристики позволяют РД-171МВ при собственной массе в 10 тонн развивать тягу свыше 800 тонн.

        Это данные, но под ВСЕ я имел в виду сравнение этого показателя с другими современными ЖРД.
        К примеру, у российских РД-191М тяга около 200 тонн при собственном весе в 2,5 тонны, а у РД-192 - чуть большая, но при собственном весе 2250 кг. Может и есть смысл ставить один большой двигатель вместо четырёх меньших, к примеру, если он дешевле, но сравним с Илоновскими "Рапторами": у первой модификации тяга 185 тонн, но при весе в 2 тонны, а у второй - 230 тонн, при собственном весе в 1600 кг! Я не говорю, что обсуждаемый двигатель плох, но педалировать в рекламе именно тот факт, что он самый мощный в мире... Это из серии незабвенного советского анекдота о самых больших в мире советских микрокалькуляторах.
        Вот надо нам обязательно быть первыми, вместо того, чтобы просто делать хороший, конкурентоспособный ракетный двигатель, пусть он не будет самым-самым ни в чём, зато будет в числе (хотя бы просто - в числе) лучших по соотношению параметров, включая главный: цена-качество (в широком смысле). А гигантомания - признак закомплексованности и неуверенности в себе.
        1. +1
          12 декабря 2023 06:36
          Удельная тяга в Вашем понимании для ракетных двигателей роли практически не играет особенно для таких тяг.Это во- первых, во- вторых, это не гигантомания и двигатель был спроектирован для изначально для сверхтяжелых носителей. Стартовая масса "Энергии" 2400 тонн. 4 движка РД-170 весили допустим 40 тонн, сто составит 1.6% от массы. Гораздо большее значение играет "другая удельная тяга или удельный импульс, расчитывсемый как тяга деленная на расход топлива. С этим у этого двигателя всё в порядке. У нас проблема не с двигателями, а ракетами. Вот такой парадокс: в 60-хгодах не было мощных двигателей, а сейчас не ракет под эти двигатели. "Енисей" прикрыли.
          1. 0
            13 декабря 2023 15:45
            4 движка РД-170 весили допустим 40 тонн, сто составит 1.6% от массы.

            А разве масса полезной нагрузки не составляет примерно такую же мизерную долю от массы ракеты (с учётом топлива и окислителя, разумеется)? А вес двигателя по крайней мере последней ступени прямо отнимается от веса потенциальной полезной нагрузки, килограмм за килограмм.
            За остальной ликбез спасибо, всегда люблю повышать свою эрудицию - пригодится при разгадывании кроссвордов :)).
    2. -1
      12 декабря 2023 01:13
      двигатель далают для работы ракеты...
    3. 0
      12 декабря 2023 14:49
      Сказано же:

      тяга более 800 т при весе в 10 т. - 1/80 соотношение ед. веса. и тяги
  2. +1
    11 декабря 2023 17:57
    Двигатели всегда хорошо.
    Другое дело ,что американцы и Китайцы и без новейших двигателей вполне успешно уже выводят конкретные грузы и спутники.
    Так что ждем результатов....
  3. -1
    11 декабря 2023 20:31
    Рогозин предлагал американцам батуты .Вот теперь они на них прыгают а Россия осталась с носом
    1. -3
      12 декабря 2023 01:16
      американцы на миллиарды $ купили русские двигатели после 2014 года, а Россия делает РД и вводит новые.
      О чем ты?
  4. 0
    12 декабря 2023 09:16
    Вы все врете, ибо "самый мощный" ЖРД -это пи ндосский F1- 690 тонн тяги! Только они его типа про..ли) лошары
    1. +1
      12 декабря 2023 12:27
      Интересно вот что - у РД-170 есть линейка развития, и это не удивительно, чего вдруг не использовать удачный агрегат? А вот у чуда техники F-1, имеющего даже по современным временам якобы запредельные характеристики - потомков нет. Ни одного. Разве так - бывает?
  5. 0
    12 декабря 2023 12:35
    Ни в одной области нет объективной, по гамбургскому счету, картины. Очень удобно для гарантов – в монополизированных СМИ сразу для 150 миллионов прочирикали, а все объективные разъяснения, опровержения на всяких скучных сайтах роли уже не играют. Через день, в рыбный четверг, в первые же 5 минут услышим, что гарант доволен работой правительства и ЦБ. Но свет не потушат и не разойдутся – еще четыре, пять часов будут раздаривать морских свинок особенным детям.
  6. 0
    12 декабря 2023 23:56
    Увы, двигатель не только самый мощный, но и самый дорогой, что для РФ весьма критично. Пока не будет многоразовых носителей, где бы он мог применяться, его производство будет ограничено. Во всяком случае, базовый Союз-5 будут собирать по 1-2 носителю в год.
  7. Voo
    0
    13 декабря 2023 03:39
    Надеюсь, Земля, при запуске этого монстра, с орбиты не сойдёт. А то весело будет - 6 миллиардов космонавтов.
  8. 0
    16 декабря 2023 09:26
    Двигатель действительно хорош. Но про стремительное развитие российской космонавтики вы конечно загнули. Если посмотреть на статистику запусков, то это похоже на стремительную деградацию. К сожалению у нашей космонавтики в путинской России нет шансов. Другие приоритеты.
  9. +1
    18 декабря 2023 15:02
    Стремительное развитие российской космонавтики...

    Гм, я что-то пропустил?
    1. Комментарий был удален.
  10. 0
    19 декабря 2023 12:31
    Как всё это тупо, глупо, бездарно, а, главное, унизительно - орать на всех перекрёстках о "победах"!
    Самая "большая" интегральная схема,
    Самый "большой" ЧИП,
    Самая-самая! Самей не бывает!
    Кто там у нас намедни "сел" в Луну?!
    Примерно так и будет с этим двигателем.
    Слишком хороши у нас СК, МВД, ФСБ и прочая...
    Там хохлов на квадратный метр больше, чем в Житомире.
  11. 0
    22 января 2024 14:34
    На ум просятся лишь две фразы советских времён: "И что оно ему это дало?", "Вот ты говоришь "я умный, умный"... А чего же тогда такой бедный?" Будет, как всегда, пук в воду?
    1. 0
      22 января 2024 14:36
      Так вся проблема в хохлах?
  12. 0
    22 января 2024 14:41
    Вопрос: "Что этими двигателями доставлять на орбиту? Какой ПОЛЕЗНЫЙ груз? Космонавта, за которым только и следи, чтоб не помер? Супер-пупер телескоп? Так "Хаббл" сначала нужно создать. Оружие. Вот это точно пойдёт.