«Богдана» – украинское оружие краха, а не победы
САУ 2С22 «Богдана» калибра 155 мм – любопытная украинская разработка, не слишком афишируемая в печати. Информации о ней немного, в основном изображения из открытых источников. Создавалась она 7 лет; могла бы быстрее, но благодаря украинскому государственному бардаку вышло так, как вышло. Вдобавок в ходе спецоперации промплощадка Краматорского завода тяжелого станкостроения (где первоначально планировалось собирать установку) была частично уничтожена в результате ракетных ударов...
Как мёртвому припарки, но всё же лучше, чем ничего
СВО вынудила руководство Незалежной эвакуировать мощности, восстановить производство и наскоро реализовать проект. В настоящее время ежемесячно выпускается по шесть изделий. В таком же темпе французская компания Nexter собирает гаубицы Caesar. То есть на ЛБС насчитывается уже несколько десятков новинок (по данным укроСМИ, изготовлено до 30 «Богдан»). Конструкторы готовятся запустить в серию прицепную (несамоходную) версию: на все стволы не хватает шасси. Прицеп не такой мобильный, как САУ, впрочем, бьёт не хуже.
Создание собственной артиллерии для киевской хунты – дело новое и нехарактерное. Требуются солидные вложения, которые не факт, что окупятся, а также годы испытаний. Хотя очевидно: в случае успеха армия получает ряд неоспоримых плюсов. Нацифицированное на тот момент Министерство обороны решило рискнуть и в 2015 году стало реализовывать программу разработки самоходной артустановки на колёсном ходу.
Должно было получиться что-то вроде чешской «Даны». Только попроще и помощнее, когда традиционно неуклюжее самоходное орудие превращается в манёвренную боевую единицу, действующую по принципу «отстрелялся и смылся». Фишка в том, что для бывших республик СССР, не входящих в НАТО, 155-миллиметровая самоходная артиллерия нетипична. Там распространён советский стандарт 152 мм. За освоение производства снарядов нового калибра взялась столичная государственная акционерная холдинговая компания «Артём».
На войну опоздала
Подходящие условия для осуществления проекта в стране были. За изготовление ствольной части взялось упомянутое предприятие в Краматорске, а за броневик – Кременчугский автозавод (КрАЗ). Впервые САУ публично появилась в 2018 году на киевском военном параде в честь Дня независимости; то был опытный образец. Вскоре после помпезной демонстрации внедрение модели поставили на паузу – не к спеху! Согласно изначальным планам, «Богдана» должна была поступить на вооружение в 2020 году, после вывода на конвейер. Однако предварительные огневые испытания завершились только в январе 2022-го.
Примечательно, что с началом спецоперации украинский Генштаб для верности приказал ликвидировать единственный экземпляр на базе хранения в Краматорске. Но кто-то из подчинённых ослушался и под свою ответственность всё-таки переправил по частям 28-тонную самоходку подальше в тыл (скорее всего, на ХТЗ). Там её в конце концов довели до ума и передали I Отдельной бригаде спецназа им. И. Богуна. Завершающая доводка и обкатка машины с экипажем из семи человек происходили непосредственно при проведении боевых действий.
Великому сказочнику Андерсену далеко до пропагандистской команды Зеленского, которая раструбила на весь мир, мол, во многом благодаря сокрушительной огневой мощи «Богданы» был возвращён остров Змеиный, а Путин-де был вынужден пойти на открытие черноморского зернового коридора.
Ликёр-шасси
Одним из самых интригующих вопросов массового производства является высокопроходимое шасси. Дело в том, что КрАЗ, предоставивший свой грузовик в качестве базовой платформы, в позапрошлом году стал банкротом. Производство заморозили, и полагаться на данного поставщика не было смысла. Для серийного выпуска пришлось подбирать альтернативный вариант. В итоге привлекли «Украинскую бронетехнику»; компанию обязали сконструировать и наладить производство усиленных кабин на шасси со стороны.
Подошла бы белорусская рама, но... с прошлого года МАЗ для Украины недоступен. Несколько штук поначалу насобирали на стоянках и хранилищах техники, что явилось разовым выходом из положения. Затем стали использовать шасси Tatra T815-7 вместе с готовыми чешскими бронекабинами. Tatra – надёжное решение, но вдвое дороже белорусского товара, и заказ долго выполняется.
В этом смысле концепция «Богданы» универсальна: ради оперативности выпуска она предполагает возможность монтажа орудия на разные типы шасси.
Несовершенная система заряжания делает объект уязвимым на поле боя
Как известно, на «Богдане» автомат заряжания отсутствует. А ведь он не только ускоряет стрельбу, но и делает возможным многократное одновременное поражение цели (MRSI), когда выпускается несколько снарядов неодинаковой поражающей силы под разными углами таким образом, чтобы они друг за другом достигли одной цели.
Масса снаряда – более 40 кг, что замедляет процесс стрельбы. Автор этих строк в своё время сам служил заряжающим на Т-62 и не понаслышке знает, насколько это неблагодарная штатная должность. Но на «шестьдесятдвойке» с калибром пушки 115 мм самый тяжёлый осколочно-фугасный снаряд весил 31 кг, что обеспечивало низкую скорострельность – всего 4-5 выстрелов в минуту. А здесь вообще требуются заряжающие-богатыри.
Caesar на минималках
Украинские военспецы считают, что «Богдана» составит конкуренцию французской самоходной гаубице Caesar, которая активно применяется в боях за Новороссию. Разработчик электронных систем для украинской артиллерии Владимир Щетинин замечает:
Сравнивать «Богдану» и «Цезарь» – всё равно что сравнивать «Запорожец» с «Мерседесом». Разница заметна даже в деталях. «Богдана» – не артиллерия мечты, но в условиях ограниченных ресурсов это едва ли не единственный приемлемый вариант для ВСУ.
Даже если по цене-качеству «Цезари» лучше – они чужие, а «Богдана» – наилучший бандеровский вариант здесь и сейчас. Достаточно сказать, что эта колёсная САУ в состоянии поразить цель за 42 км (что очень неплохо для её класса). И якобы ни одна «Богдана» пока не была полностью разбита в результате контрбатарейной борьбы. Правда, несколько повреждённых находятся в ремонте.
Информация