Аэродром Левашово как необходимая альтернатива Пулково

22

Левашово – аэропорт совместного базирования в Санкт-Петербурге. В 2021 году Министерство обороны Российской Федерации и компания «Газпром» договорились о реконструкции данного объекта. Предполагается, что новым аэропортовым комплексом на севере города в перспективе смогут пользоваться и гражданские самолеты, что поспособствует некоторой разгрузке аэропорта Пулково. Кроме того, существует вероятность, что у проекта может быть крайне интересное для пассажиров Северной столицы будущее.

Существовавшую до недавнего времени инфраструктуру аэродром Левашово приобрел после модернизации в 1950 году. Довольно длительное время на его территории базировались различные авиационные подразделения Вооруженных сил Советского Союза. С 2007-го, согласно постановлению правительства Российской Федерации, Левашово стало аэродромом совместного базирования.



Впервые планы о наделении данного аэродрома гражданскими функциями появились в информационном пространстве еще в 2006 году. Дошло даже до подписания протокола о намерениях между компанией «Аэропорт Левашово» и военным руководством, после чего наступило некоторое затишье, вызванное, по мнению некоторых экспертов, тем, что власти Санкт-Петербурга посчитали ненужным появление в городе нового игрока на рынке обслуживания гражданской авиации, который мог бы в перспективе стать конкурентом аэропорта Пулково.

Однако уже в 2008 году с подобной инициативой выступило ООО Авиапредприятие «Газпром-Авиа», являвшееся дочерней структурой известного газового холдинга. Генеральный директор компании Андрей Овчаренко тогда заявлял, что есть серьезные планы по использованию аэродрома Левашово под развитие чартерных программ – как деловых, так и туристических. К тому моменту в портфеле «Газпром-Авиа» уже имелся успешно реализованный подобный проект. Речь идет об аэропорте Остафьево, который располагается близ Москвы. Стоит отметить, что приблизительный объем инвестиций в реализацию данного проекта, по словам некоторых экспертов, мог составить 50 миллионов долларов. Сама же компания итоговую стоимость модернизации небольшого столичного аэропорта для бизнес-авиации никогда не раскрывала.

В 2016 году был заключен контракт стоимостью 81,516 миллиона рублей на разработку документации для строительства аэропортового комплекса. Заказчиком проекта выступало ООО «Газпром социнвест», а инвестором – ПАО «Газпром». Он включал в себя реконструкцию существующей искусственной взлетно-посадочной полосы и строительство перрона на семь авиалайнеров. Кроме того, заявлялось возведение аэровокзала с пропускной способностью 50 пассажиров в час для обслуживания международных и внутренних авиарейсов. Строительные работы после подготовки всей необходимой технической документации должны были стартовать уже в 2020 году. Также будущий пассажирский аэропорт планировали присоединить к кольцевой автомобильной дороге (КАД) Санкт-Петербурга в районе Парашютной улицы, сделать это предполагалось для удобства топ-менеджмента «Газпрома». Развитие транспортной инфраструктуры позволило бы сократить время в пути от аэропорта до штаб-квартиры газовой компании, которая располагается в Приморском районе Северной столицы.

В 2021 году дело наконец сдвинулось с мертвой точки, Министерство обороны РФ и компания «Газпром» подписали концессионное соглашение о реконструкции аэродрома Левашово. Суммарный объем инвестиций в реализацию данного проекта был оценен в 41 миллиард рублей. Из этих средств 10 миллиардов будут выделены в рамках концессионного соглашения между «Газпромом» и военным ведомством России. Основные работы в 2022 году заключались в реконструкции взлетно-посадочной полосы, длина которой составляет 2,6 километра. Также сообщалось, что для приемки гражданских пассажиров в Левашово будут построены два аэровокзальных комплекса, общая пропускная способность которых составит 250 человек в час. Первый из них станет обладать пропускной способностью 50 человек в час, его предполагается ввести в эксплуатацию уже в декабре 2023 года. Второй терминал, который будет являться основным, сможет принимать 200 пассажиров в час. Его должны построить к концу 2024-го. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что все проектные решения, связанные со строительством аэропорта, предполагают его дальнейшее развитие, поэтому, если пассажирские и грузоперевозки станут развиваться, будут созданы все условия для того, чтобы Левашово смог пропускать и большее количество пассажиров.

Вопрос существования в Санкт-Петербурге второго аэропорта остается дискуссионным. Можно вспомнить, что вплоть до 90-х годов прошлого века в городе функционировал аэропорт Ржевка, из которого выполнялись регулярные рейсы в разные города России. Однако в ситуации с Левашово наблюдается несколько иная картина, данный аэропорт компания «Газпром-Авиа» строит преимущественно для нужд собственной бизнес-авиации. Подобный опыт применяется во многих европейских городах, где для «малых» самолетов используются небольшие аэродромы, что создает дополнительные удобства и для бизнес-сообщества, и для обычных пассажиров, и для авиационных и навигационных служб. Конечно, в перспективе его возможности позволяют перехватить у Пулково некоторую часть гражданских или грузовых рейсов, учитывая, что пропускные способности основного аэропорта Санкт-Петербурга тоже не являются безграничными. Главный вопрос заключается в том, насколько реален такой вариант развития событий в сложившихся экономических и политических условиях.

Подводя итог, хочется добавить, что с точки зрения инфраструктурного развития Петербурга данный проект выглядит довольно целесообразным. Несмотря на то что его перспективы остаются туманными, стоит признать, что для города с населением более 5 миллионов человек наличие всего одного аэропорта, возможности которого в любой момент могут стать недостаточными, выглядит довольно странным. Ситуации бывают разными, поэтому появление альтернативной посадочной площадки в непосредственной близости от Петербурга можно считать максимально логичным.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 декабря 2023 10:14
    для города с населением более 5 миллионов человек, наличие всего одного аэропорта, возможности которого в любой момент могут стать недостаточными, выглядит довольно странным

    А то, что в России скоро вообще не на чем будет летать, странным не выглядит?!
    1. 0
      14 декабря 2023 10:23
      Выглядит, конечно.
      Но, считаю, что можно порассуждать на эту тему, вдруг ситуация изменится.
    2. 0
      14 декабря 2023 11:20
      Да лаадно.. Подкупят Гольфстримов то..
  2. +1
    14 декабря 2023 13:25
    Да ладно...
    Все же наверняка читали обзоры, что главное - не успешность проекта. Например , аэропорта.
    Главное - освоить деньги. Например, на его реконструкцию. (Или на стадион. Или объекты в Сочи. Или трубопровод. Транспортный путь и т.д)
  3. 0
    14 декабря 2023 17:23
    А к чему вообще эти разговоры про некий "второй аэропорт", если вообще не планируется осуществлять оттуда регулярные рейсы в интересах "простых смертных"? Всё это нужно рассматривать в рамках дальнейшего формирования (скорее - восстановления) в России сословного общества. Новым боярам просто невместно одними аэропортами со смердами пользоваться. И в этом контексте, разумеется, этот аэропорт необходим. Вопрос - кому? Ну а то, что на него тратятся бюджетные деньги, то это тоже более чем понятно - на то и бояре, чтобы бюджетами рулить, а дело простого люда - эти бюджеты наполнять, а не спрашивать, на что их тратят.
    1. +1
      14 декабря 2023 18:53
      Вы статью читали, или так, просто высказаться решили?
      1. 0
        14 декабря 2023 20:16
        А Вы реально вопрос изучали, благо - информации в региональной прессе Санкт-Петербурга достаточно, или сразу свою статью начали писать, даже не почитав "труды предшественников"? Про то, что никто из этого аэропорта регулярные рейсы запускать не планирует - писали не раз, и я не слышал, чтобы кто-то этот факт опровергал. А с учётом этого, любые разговоры про "второй аэропорт для города" лишаются всякого смысла. Разговоры про его использование для чартеров, доставляющих вахтовиков на месторождения - не выдерживающая критики дымовая завеса, как раз чтобы избежать вполне законных обвинений в трате бюджетных миллиардов ради интересов небольшой кучки газпромовских топов. Рейсов для вахтовиков не много, а живут они отнюдь не только в Петербурге, так что - в каждом городе страны второй, "газпромовский" аэропорт строить?
        Для 5 миллионов жителей Петербурга никакой пользы от этого объекта не просматривается. Или Вы относитесь к тем уважаемым петербуржцам, для кого удобства пользования услугами бизнес-авиации как раз таки значение имеет? Тогда - другое дело!
        1. +2
          14 декабря 2023 20:32
          Пожалуйста, читайте региональную прессу. Нужно вам ближе с данным вопросом познакомиться, видимо. Может поменяете свое мнение, что там ничего не планируется.

          В дальнейшем Левашово будет использоваться не только для нужд ПАО "Газпром", но и для бизнес-авиации других крупных организаций нашей страны, гражданской авиации. Мощности будущего аэропорта позволят это осуществить.

          https://www.dp.ru/a/2022/11/10/Arhitektori_predstavili_p

          Весной этого года был представлен проект реконструкции аэродрома и строительства необходимой инфраструктуры, а также пассажирского терминала. Предполагается, что здесь будут обслуживать чартерные рейсы, бизнес-авиацию и малые грузовые перевозки.

          https://www.bn.ru/gazeta/articles/262113/

          Или для чартерных рейсов вы тоже слишком простой человек? Так может вообще все аэропорты закрыть? Простые люди могут на поезде или пешком передвигаться.
          1. -3
            14 декабря 2023 21:13
            Ладно, я вижу вы не понимаете, что бессмысленно представлять, как некое "второе Пулково" аэропорт, из которого никто не предполагает выполнение регулярных рейсов, что вы сами подтвердили приведёнными цитатами. И да - чартерными рейсами я никогда не пользовался, только регулярными. И у меня возникло подозрение... вы вообще в курсе - что означает термин "чартерный"? Иначе я не могу объяснить ваш пассаж в последнем абзаце - если нет чартеров, то можно аэропорты закрывать.
            1. 0
              14 декабря 2023 21:38
              Хочется опустить руки, но попытаюсь еще раз.
              Вы понимаете, что разгрузка Пулково заключается не только в тупом переносе регулярных рейсов в Левашово, который на данный момент и не планируется, и в статье я об этом ни слова не сказал.
              Что мощности Пулково сжирает та же бизнес-авиация, чартеры, грузовые рейсы. Самолетам нужно где-то стоять, топ-менеджеров кому-то обслуживать в терминалах. Это все поглощает ресурсы Пулково. Понимаете, что навигационные возможности Пулково тоже не безграничны?
              Или вы плохо представляете, что такое альтернатива?
              Что, если, например, Пулково закроют на пару часов в случае какой-нибудь террористической угрозы, то у самолетов для посадки будет АЛЬТЕРНАТИВНАЯ посадочная площадка в пределах города?
              Или вы так глобально не способны рассуждать, и вам во всем видится ущемление прав простого русского мужика с завода? Мол, гляньте, для буржуев, новый аэропорт отгрохали, отдельно от челяди.
              Тогда я вас удивлю, и для простого человека появление Левашово будет иметь свои плюсы, потому что освободившиеся ресурсы Пулково будут перераспределены именно на регулярные пассажирские рейсы.
              1. -2
                14 декабря 2023 21:50
                Извините, я больше не буду мешать вам выполнять свою работу, а профессиональный пиар и лоббизм, вполне себе работа - нужная (заказчику), неплохо оплачиваемая. На этом диалог заканчиваю. Всего наилучшего.
                PS Не смог удержаться напоследок: если уж решили лохматить бабушку, в плане альтернативных площадок в случае закрытия Пулково, то чисто военное назначение Левашово (а его реконструкция как чисто военного аэродрома потребовала бы кратно меньших вложений, чем нынешний вариант, хватило бы на модернизацию НЕСКОЛЬКИХ баз ВВС) помешало бы перенаправить туда самолёты, если речь шла о жизни людей? Может не будем натягивать сову на глобус?
                1. 0
                  15 декабря 2023 17:37
                  Подтверждаю, что раньше гражданские борта в отдельных, крайних случаях садились на военные аэродромы.
                2. 0
                  19 декабря 2023 12:14
                  А теперь представим, что вы пассажир, который попал в такую ситуацию, что ваш самолет садится на запасной аэродром. Куда бы вам хотелось приземлиться, на военный аэродром, где нет никакой соответствующей инфраструктуры и военные, скорее всего, обойдутся с вами так, что вы бы предпочли вообще не здесь не приземляться, потому что объект "режимный"?
                  Или все-таки есть желание приземлиться недалеко от изначального пункта посадки в нормальный пассажирский терминал с адекватными условиями?
        2. D O
          0
          14 декабря 2023 21:39
          УАЗ 452,

          Для 5 миллионов жителей Петербурга никакой пользы от этого объекта не просматривается.

          Ну почему же. Отвлекаясь от попыток МО привлечь частные инвестиции к модернизации аэропорта, со времен ВОВ это военный аэродром. Не перестал он быть военным и поныне.
          В контексте угрозы натовских стран блокировать Финский залив, и понятное дело, неминуемой последующей военной эскалации, польза от Санкт-Петербургского военного аэродрома Левашово в обеспечении безопасности Северо-Западного региона России вполне себе просматривается.
          1. -2
            14 декабря 2023 21:46
            Если верить написанному в статье, то из 41 миллиарда потребных вложений, инвестиции составили 10 миллиардов. А откуда взяли и ещё возьмут оставшийся 31 миллиард. Вестимо - из бюджета. На эти деньги можно было провести модернизацию отнюдь не только Левашово. Так что извините, но оборонная составляющая этого проекта представляет собой также всего лишь дымовую завесу, для оправдания бюджетных вливаний в десятки миллиардов. К тому же, статус аэродрома совместного базирования позволит и расходы по эксплуатации повесить на бюджет, даже если там военный борт приземлится раз в месяц, и то - в рамках визита МО и высшего генералитета.
            1. -1
              14 декабря 2023 23:51
              Что будут строить дополнительный второй аэропорт для мегаполиса, уже хорошо. Что Газпром своих на бизнес джетах с особых аэропортов возит, так богатые на нефти и газе могут себе позволить. Умалчивается вторая сторона медали, использование аэропорта МО РФ , ведь в начале обозначено, как совместный. Для центра огромного конгломерата нового военного округа, военная составная отдельного аэропорта будет более чем востребована. Потому и два отдельных здания с разными потоками, второй, поболее для МО РФ похоже предназначается. В этом двойственном раскладе похоже и суть.
            2. D O
              -2
              15 декабря 2023 01:18
              УАЗ 452,

              даже если там военный борт приземлится раз в месяц

              У Вас есть актуальная статистика сколько военных бортов в день взлетают и садятся на аэродром Левашово, и сколько гражданских лайнеров делают то же самое?
              1. 0
                15 декабря 2023 20:35
                Реплика. Всегда важные системы дублируются, потому и второй действыующий аэропорт мегаполису нужен. (Сколько Москва имеет ,- три большие).Тем более оба находятся в диаметральных местах. По потокам пассажиров, всё от запросов и нужд, которые имеют особенность изменяться.
  4. +1
    14 декабря 2023 17:37
    Слегка знакомый аэродром, он был в несколько запущенном состоянии, включая всю "матчасть". Реализация идеи совместно базирования вызвана в первую очередь интересами Газпрома (оттуда получится достаточно быстро добраться до "башни"), всё остальное оценивалось в последнюю очередь. Полноценным аэропортом для массового использования Левашово не станет, иначе проще было сохранить и реконструировать в своё время чисто гражданский аэропорт Ржевка...
  5. 0
    15 декабря 2023 11:36
    Нужно строить! На Прямой линии Путин сказал, что к 2030 году Россия построит "более тысячи" собственных самолетов!
    1. 0
      16 декабря 2023 00:05
      тысяча выйдет из эксплуатации, тысячу построят. Всё верно.
      1. 0
        17 декабря 2023 10:46
        Первое утверждение - безусловно верное, второе... ну, будем надеяться, а пока что эти сроки и объёмы и близко не выглядят реалистичными.