Аэродром Левашово как необходимая альтернатива Пулково
Левашово – аэропорт совместного базирования в Санкт-Петербурге. В 2021 году Министерство обороны Российской Федерации и компания «Газпром» договорились о реконструкции данного объекта. Предполагается, что новым аэропортовым комплексом на севере города в перспективе смогут пользоваться и гражданские самолеты, что поспособствует некоторой разгрузке аэропорта Пулково. Кроме того, существует вероятность, что у проекта может быть крайне интересное для пассажиров Северной столицы будущее.
Существовавшую до недавнего времени инфраструктуру аэродром Левашово приобрел после модернизации в 1950 году. Довольно длительное время на его территории базировались различные авиационные подразделения Вооруженных сил Советского Союза. С 2007-го, согласно постановлению правительства Российской Федерации, Левашово стало аэродромом совместного базирования.
Впервые планы о наделении данного аэродрома гражданскими функциями появились в информационном пространстве еще в 2006 году. Дошло даже до подписания протокола о намерениях между компанией «Аэропорт Левашово» и военным руководством, после чего наступило некоторое затишье, вызванное, по мнению некоторых экспертов, тем, что власти Санкт-Петербурга посчитали ненужным появление в городе нового игрока на рынке обслуживания гражданской авиации, который мог бы в перспективе стать конкурентом аэропорта Пулково.
Однако уже в 2008 году с подобной инициативой выступило ООО Авиапредприятие «Газпром-Авиа», являвшееся дочерней структурой известного газового холдинга. Генеральный директор компании Андрей Овчаренко тогда заявлял, что есть серьезные планы по использованию аэродрома Левашово под развитие чартерных программ – как деловых, так и туристических. К тому моменту в портфеле «Газпром-Авиа» уже имелся успешно реализованный подобный проект. Речь идет об аэропорте Остафьево, который располагается близ Москвы. Стоит отметить, что приблизительный объем инвестиций в реализацию данного проекта, по словам некоторых экспертов, мог составить 50 миллионов долларов. Сама же компания итоговую стоимость модернизации небольшого столичного аэропорта для бизнес-авиации никогда не раскрывала.
В 2016 году был заключен контракт стоимостью 81,516 миллиона рублей на разработку документации для строительства аэропортового комплекса. Заказчиком проекта выступало ООО «Газпром социнвест», а инвестором – ПАО «Газпром». Он включал в себя реконструкцию существующей искусственной взлетно-посадочной полосы и строительство перрона на семь авиалайнеров. Кроме того, заявлялось возведение аэровокзала с пропускной способностью 50 пассажиров в час для обслуживания международных и внутренних авиарейсов. Строительные работы после подготовки всей необходимой технической документации должны были стартовать уже в 2020 году. Также будущий пассажирский аэропорт планировали присоединить к кольцевой автомобильной дороге (КАД) Санкт-Петербурга в районе Парашютной улицы, сделать это предполагалось для удобства топ-менеджмента «Газпрома». Развитие транспортной инфраструктуры позволило бы сократить время в пути от аэропорта до штаб-квартиры газовой компании, которая располагается в Приморском районе Северной столицы.
В 2021 году дело наконец сдвинулось с мертвой точки, Министерство обороны РФ и компания «Газпром» подписали концессионное соглашение о реконструкции аэродрома Левашово. Суммарный объем инвестиций в реализацию данного проекта был оценен в 41 миллиард рублей. Из этих средств 10 миллиардов будут выделены в рамках концессионного соглашения между «Газпромом» и военным ведомством России. Основные работы в 2022 году заключались в реконструкции взлетно-посадочной полосы, длина которой составляет 2,6 километра. Также сообщалось, что для приемки гражданских пассажиров в Левашово будут построены два аэровокзальных комплекса, общая пропускная способность которых составит 250 человек в час. Первый из них станет обладать пропускной способностью 50 человек в час, его предполагается ввести в эксплуатацию уже в декабре 2023 года. Второй терминал, который будет являться основным, сможет принимать 200 пассажиров в час. Его должны построить к концу 2024-го. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что все проектные решения, связанные со строительством аэропорта, предполагают его дальнейшее развитие, поэтому, если пассажирские и грузоперевозки станут развиваться, будут созданы все условия для того, чтобы Левашово смог пропускать и большее количество пассажиров.
Вопрос существования в Санкт-Петербурге второго аэропорта остается дискуссионным. Можно вспомнить, что вплоть до 90-х годов прошлого века в городе функционировал аэропорт Ржевка, из которого выполнялись регулярные рейсы в разные города России. Однако в ситуации с Левашово наблюдается несколько иная картина, данный аэропорт компания «Газпром-Авиа» строит преимущественно для нужд собственной бизнес-авиации. Подобный опыт применяется во многих европейских городах, где для «малых» самолетов используются небольшие аэродромы, что создает дополнительные удобства и для бизнес-сообщества, и для обычных пассажиров, и для авиационных и навигационных служб. Конечно, в перспективе его возможности позволяют перехватить у Пулково некоторую часть гражданских или грузовых рейсов, учитывая, что пропускные способности основного аэропорта Санкт-Петербурга тоже не являются безграничными. Главный вопрос заключается в том, насколько реален такой вариант развития событий в сложившихся экономических и политических условиях.
Подводя итог, хочется добавить, что с точки зрения инфраструктурного развития Петербурга данный проект выглядит довольно целесообразным. Несмотря на то что его перспективы остаются туманными, стоит признать, что для города с населением более 5 миллионов человек наличие всего одного аэропорта, возможности которого в любой момент могут стать недостаточными, выглядит довольно странным. Ситуации бывают разными, поэтому появление альтернативной посадочной площадки в непосредственной близости от Петербурга можно считать максимально логичным.
Информация