Новому Т-80 быть: в Калуге начнется производство «реактивного двигателя» ГТД-1500

35

В сентябре 2023 года было заявлено о возобновлении в России производства «реактивных» танков Т-80. Сообщение это вызвало неоднозначную реакцию, поскольку была неопределенность с газотурбинной силовой установкой для бронемашины, а также извечные сомнения в том, нужна ли в танковых войсках такая разнотипица.

Снова в бой?


О том, что новому Т-80 быть, в эфире телеканала «Звезда» заявил тогда гендиректор концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов:



Такая задача стоит, по крайней мере, военные перед нами ее поставили. И мы сейчас активно взаимодействуем, работаем, прорабатываем эти вопросы и с Министерством промышленности и торговли, потому что это требует, соответственно, мощностей новых.

Естественно, у некоторых недоверчивых россиян возникли подозрения, что под видом новых танков будут просто сниматься с хранения уже произведенные при СССР Т-80, модернизироваться и в таком виде отправляться в зону СВО или куда прикажут. Собственно, именно таким образом и используется резерв в виде 3000 «реактивных» танков. Однако последние новости дают основания рассчитывать на лучшее.

Принципиальным отличием Т-80, как и американского «Абрамса», от всех прочих танков, производимых в мире, является использование газотурбинной силовой установки вместо привычной дизельной. У этого технического решения есть свои плюсы и минусы. К самым очевидным недостаткам относятся высокий расход топлива и проблематичность ремонта танка в полевых условиях. Достоинства Т-80 также отлично известны: он быстро заводится даже в условиях сильнейших арктических морозов, имеет великолепную динамику и маневренность, за что прозван «реактивным» или «летающим танком». Вдобавок к этому он имеет малую шумность в передней проекции при приближении.

На что способна эта бронемашина с газотурбинной силовой установкой, можно посмотреть на видеозаписях.



В условиях СВО, когда чрезвычайно важны маневренность и способность быстро менять позицию, Т-80 оказался очень к месту. Как известно, знаменитый танк «Алеша» относился именно к данному типу и не подкачал.

Пламенный мотор


О том, что в России принято решение не просто модернизировать уже снятые с производства Т-80, а поставить на конвейер новые, можно судить по информационному сообщению от ПАО «КАДВИ». На этом калужском предприятии производятся двигатели гражданского и специального назначения, и именно оно выпускало при СССР газотурбинные двигатели ГТД-1000Т, ГТД-1000ТФ и ГТД-1250 для танков семейства Т-80.

Так вот, региональное издание «Калужские губернские новости» еще в сентябре сего года рассказало о начале подготовки ПАО к производству двигателей для Т-80:

Сегодня государством поставлена задача создать еще более мощный газотурбинный двигатель (1500 лошадиных сил вместо нынешних 1250). Работы в этом направлении уже начались. На заводе увеличен штат сотрудников, появилось много молодежи. Помимо этого, в рамках гособоронзаказа идет активный выпуск газотурбинных электроагрегатов для различных систем ПВО Российской армии. Достижения оборонки реализуются в продуктовой линейке гражданских электростанций. На территории завода завершаются работы по созданию собственного автономного энергоцентра, который станет хорошим подспорьем в обеспечении предприятия энергоресурсами и демонстрационной площадкой преимуществ электростанций КАДВИ.

Новость просто отличная, и особенное внимание на себя обращает информация о ГТУ мощностью 1500 л. с.

Газотурбинный двигатель ГТД-1500, или «изделие 39», был разработан еще при СССР и испытывался, причем успешно, в «лихие девяностые», когда по очевидным причинам в серию не пошел. По сравнению с ГТД-1250 степень сжатия в нем увеличена на 5:6%, а расход воздуха – на 6:8%. Подсчитано, что в дальнейшем мощность двигателя может быть повышена до 1800 л. с. без кардинального изменения его конструкции.

Калужане обещают поставить ГТД-1500 на конвейер уже к 2025 году, и это просто замечательно. Наша страна тогда получит полный цикл производства «реактивных» танков, идеально подходящих для эксплуатации в экстремальных условиях Арктики, а также в качестве средства стремительного глубокого прорыва. Кто знает, возможно, с новым более мощным двигателем получит второй шанс и модернизированный «Черный орел» с его орудием калибра 152 мм. Время покажет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    14 декабря 2023 11:26
    Ну и зачем плодить сущности? Двигатель это хорошо, его можно установить и на Т-90МС и на Т-14 (коль уж так ругают его дизель),но зачем возрождать производство тех же яиц только в профиль и синего цвета? Ну кроме как к чьей то личной пользе.
    1. -1
      14 декабря 2023 11:45
      У каждого проекта есть свои заинтересанты и лоббисты.
      Т-80 здесь не исключение.
      Кто лучше проведёт презентацию и "заинтересацию", тот и на коне. В данном случае на танке.
      1. -2
        14 декабря 2023 11:55
        Цитата: prior
        У каждого проекта есть свои заинтересанты и лоббисты

        Таки да, у каждого дела есть и заинтересанты и лоббисты, главное что бы дело оказалось хорошим, а хорошее ли дело разнотипица в сущности одного и того же?
    2. +2
      14 декабря 2023 11:57
      Не пиши комментарии, это не твоё. Для начала - установка ГТБ требует изменения МТО, что ведет к изменению производственного цикла Т-90 и иже с ним. Тем более танки с ГТБ для своих задач. Таскать за ними эшелон с цистернами топлива такое себе "Возрождать производство"? А когда конкуренция была во вред? Простой пример МиГ - Сухой - Яковлев - Туполев. Производства должны конкурировать и изобретать, а на поле боя проявятся лучшие. ИМХО
      1. 0
        14 декабря 2023 12:08
        Цитата: инсайдер
        Не пиши комментарии, это не твоё

        Трансмиссия (и МТО) по любому изменится в связи с ростом мощности и изменения габаритов двигателя.
        А в связи с тем, что производственно-технологические линии Т-80 в Омсктрансмаше изрядно порушены, то ему пофиг что производить Т-90СМГТД или Т-80.
        Так что

        Цитата: инсайдер
        Не пиши комментарии, это не твоё. ИМХО
      2. -3
        14 декабря 2023 13:59
        Не пиши комментарии, это не твоё - простой пример МиГ - Сухой - Яковлев - Туполев. ИМХО
        1. +1
          14 декабря 2023 19:05
          Пример достаточно тупой в стиле ЕГ-го-го ни одна страна в мире не имеет такой разнотипицы танкового парка (наверное они там все тупые, счастья своего не видят)
          и да -

          Цитата: vik669
          Не пиши комментарии, это не твоё
      3. 0
        15 декабря 2023 09:29
        Цитата: инсайдер
        ... ГТБ ...

        Что такое ГТД мы все знаем - газо-турбинный двигатель.
        А вот, что такое ГТБ?
    3. +2
      14 декабря 2023 11:59
      Рискну предположить, что программа больше рассчитана на экспорт. После того, как "опустили"на СВО репутацию западной бронетехники, потребители протрут и выкинут розовые очки рекламной пропаганды. Да и хороший двигатель (если он действительно хороший) много куда можно воткнуть при модернизациях и в новых наработках.
      1. +4
        14 декабря 2023 19:20
        Экспорт экспортом, но арктическая устойчивость, а также намного лучшая маневренность, в том числе - скорость заднего хода (что очень актуально в реальном бою) - очень нужна и нашей армии, по-крайней мере - для гвардейских штурмовых подразделений и даже элитных родов войск - морпехов и ВДВ
    4. +3
      14 декабря 2023 12:10
      Цитата: mark1
      Ну и зачем плодить сущности? Двигатель это хорошо, его можно установить и на Т-90МС и на Т-14 (коль уж так ругают его дизель),но зачем возрождать производство тех же яиц только в профиль и синего цвета? Ну кроме как к чьей то личной пользе.

      Дизель для Т-14 уже переделали,устранив все недочёты,но дизель не имеет преимущества перед газотурбинным танковым дизелем той же мощности в 1500 л.с. в подвижности. Именно исходя из опыта СВО и проявленных качеств Т-80БВМ с ГТД-1250 в подвижности над тем же Т-90М МО РФ и поставило задачу готовить производство новой модификации Т-80 с усиленной бронёй и движем ГТД-1500.ГТД-1500 успешно испытывался на полигоне ещё при Союзе на разрабатываемом танке Чёрный орёл.Так что новости плюс. good К тому же на движе ГТД-1500 стоит мощный фильтр от пыли и грязи ,так что пыли ГТД-1500 не боится в отличии от газотурбинного движка,что стоит на Абрамсе,за которым нужен постоянный уход и тех.обслуживание.
      В видео ниже показывают фильтры от ГТД-1500.ГТД-1500 может переваривать 100 кг пыли каждые 100 часов.Про это рассказывают в видео начиная с 8 минуты.

      1. +2
        14 декабря 2023 12:36
        Газотурбинный танковый двигатель,а не газотурбинный танковый дизель.Не то напечатал.В уме одно,а напечатал другое.
    5. +1
      14 декабря 2023 19:16
      А скорее всего, новый Т-80 и будет, по сути, Т-90ым, но с ГТД. Ну и насчет Арматы - мысль интересная, возможно, что она с ним и будет по итогу, если Х-образник не доведут до ума в ближайшие годы
    6. 0
      14 декабря 2023 20:33
      Ага, не переделывая трансмиссию под нагрузки, остальное....Так это просто - всунул (переделав двигательный отсек) движок в т-90 и вот оно - счастье. Ей Богу, как дети.
      Поправить все слабые места и взять наработки современные в Т-80 проще, чем то, что вы предлагаете. Понимаете разницу?
    7. 0
      18 декабря 2023 14:57
      А это единственная возможность. Создать что-то новое, просто тяму не хватит. Всё развалили промухали. Даже и это может не получиться. Языком чесать все горазды, особенно, когда за провал спросу нет.
  2. 1_2
    +3
    14 декабря 2023 11:59
    такой двигатель скорее нужен малозащищенной САУ( быстро сваливать с позиции), а не танку. а танку нужна КАЗ Арена или Афганит, но пока неслышно что их устанавливают на новейшие т-90мс
    1. +1
      14 декабря 2023 12:15
      Цитата: 1_2
      такой двигатель скорее нужен малозащищенной САУ( быстро сваливать с позиции), а не танку. а танку нужна КАЗ Арена или Афганит, но пока неслышно что их устанавливают на новейшие т-90мс

      Про ГТД-1500.

      «Танк с ГТД-1500 мы испытывали за пределами города на Волхонском шоссе. Чтобы не было проблем с ГАИ, эти работы проводили очень рано утром. Так вот, танк развивал скорость уже до 95 км/ч. Машина была очень послушной и легкой в управлении», - рассказал Ефремов.

      У данной машины был очень большой потенциал, но из-за кризиса 1500-сильный силовой агрегат не удалось внедрить в серийное производство. По словам Ефремова, этой мощной турбиной хотели оснастить и нижнетагильский танк Объект 187, который создавался в начале 90-х. Конструкторы даже установили ГТД-1500 на одной из опытных машин.

      https://topwar.ru/64887-gazoturbinnye-dvigateli-razgonyali-rossiyskie-tanki-do-100-km-ch.html
      1. -8
        14 декабря 2023 13:48
        Да да...
        наши танки самые быстрые... на полигонах
        наши самолеты самы маневренные... на авиашоу
        наши поезда самые поездатые, и дальше по списку)))
        А как доходит до реальности...)))
        Ни один танк ни на одном видео с реальных боев почему-то не носился, а медленно ползал. С чего бы это? Ни один самолет или вертолет не устраивал цирковое шоу а максимально быстро разворачивался на 180 и давал по тапкам)
        Что-то мне кажется что ГТД-1500 это последнее в списке, что важно для российского танка, да и сам Т-80 в общем-то не очень и нужен. То что он заводится при любой температуре это его единственный плюс в определенных условиях. А дальше минусы и вопросы: в чем он лучше т-90? В броне? В БИУС? В прицельном комплексе? В размерах БК АЗ? В дальности хода? С какой пушкой он пойдет М-1 или М-4? Что насчет "дырищи" в бронировании вокруг ствола? ДУМ как у Т-90?
        Ради одного двигателя городить огород? Или может все-таки увеличивать выпуск самого современного на данный момент танка и объективно лучшего, кроме (цензура) скорости назад. Которой бы и заняться усиленно, а не плодить ненужных сущностей и головняка со снабжением.
    2. 0
      14 декабря 2023 19:24
      А одно другому не мешает, КАЗ - это тоже не панацея непробиваемая, а доп. фактор комплексной защиты
  3. +6
    14 декабря 2023 12:02
    Я абсолютно уверен, что в лихие девяностые, американцы приложили немало средств и сил, что бы лишить нас танка Т-80! Даже прихлопнули Омский завод, который выпускал Т-80! Кто то на лапу очень хорошо получил в свое время! Т-80 по сравнению с Т-72, это как Мерседес против Запорожца!
  4. +2
    14 декабря 2023 12:36
    Заказываемые изделия МО обосновываются предъявляемыми требованиями по ТТХ , а значит перспектива есть у ГТД-1500, не зря Абрамсы также на ГТД. Повышенное употребление топлива, по сравнению с улучшенными характеристиками, вполне оправданные затраты. В придачу необходимы современные усовершенствования выпускаемых Т-80 (М), на пример: отделить переднее пространство мех вода отдельной броне перегородкой, что даст эффект повышенной выживаемости для членов экипажа и тд.. СВО выявило много запросов по совершенствованию ОБТ, так и внедрять по полной, - прежние наработки быстро устаревают.
    1. +1
      15 декабря 2023 09:30
      Цитата: Владимир Тузаков
      отделить переднее пространство мех вода отдельной броне перегородкой

      это усложнит обмен информацией в экипаже, пвысит вес танка и усложнит эвакуацию нижним люком, а эффекта не даст, никакая перегородка не спасет от взрыва боекомплекта и в леопарде тоже не спасет, это для глупых , чтобы думали что спасутся, необитаемая башня есть на армате,так что такое техническое решение есть уже и не факт, что оно оправдалось в боевых действиях
      1. -1
        15 декабря 2023 12:46
        это усложнит обмен информацией в экипаже, повысит вес танка и усложнит эвакуацию нижним люком

        Информация по шлемофону, и перегородка не влияет. Повышение веса за счёт безопасности всегда было необходимым направлением. Что повысит безопасность, вы уж не поняли, при кумулятивной струе в область мех вода, остальной экипаж защищён от баротравмы и прочих воздействий, как и наоборот. Покидание танка через люк "героев",- исключительно редкие случаи, ибо покидание танка нужно спешное по многим причинам. По броне капсуле "Арматы", так Леопарды доказали выживаемость экипажа после подрывов БК, что перекликается с броне перегородкой передней части ОБТ..
  5. +1
    14 декабря 2023 15:20
    Кто знает, возможно, с новым более мощным двигателем получит второй шанс и модернизированный «Черный орел» с его орудием калибра 152 мм. Время покажет.

    А что, время уже не показало? 25 лет оказалось мало? Странно. По моему, сроки как обычно сдвинут вправо, а бюджетные деньги уже будут приХватизированы по привычным схемам. Такая история снова и снова повторяется с каждым нужным "новым" изделием.
  6. -5
    14 декабря 2023 18:36
    Я говорю, что нам лучше вернуть меньший и более маневренный Т34 и сделать их 50 000, дать каждому солдату Вагнера по Т34.
  7. +3
    14 декабря 2023 19:07
    К самым очевидным недостаткам относятся высокий расход топлива и проблематичность ремонта танка в полевых условиях.

    Как раз в условиях СВО расход топлива мало что значит. Танк едет недалеко, передвижения в день составляют несколько десятков километров.
    Зато огромное значение приобретает его фантастическая приёмистость. Тактика применения - сделать несколько выстрелов по разведанным БЛА целям и быстро метнуться со старой позиции на новую, пока не прилетела ответка.
    А мощность можно сделать до 2000 л.с. о чём я писал ещё 11 сентября.
    https://topcor.ru/39139-pochemu-resheno-vozobnovit-proizvodstvo-reaktivnogo-tanka-t-80.html#comment-id-367105
  8. 0
    14 декабря 2023 21:44
    Арифметика. Сколько у РФ осталось шт. Т-80 ? Возьмём цифру в 2000 шт. Все знают, что железо ломается. Капиталить двиг. танка долго и зачем, можно быстро поставить новый. При использовании в СВО 1000 танков Т-80, вот вам уже надо 1000 двигателей. Про новые танки это другая песня.
    1. 0
      15 декабря 2023 09:24
      вы думаете что гтд 1000д и гтд 1500 имеют одни габариты? не факт
      1. +2
        15 декабря 2023 14:05
        С вашим доводом соглашусь, но надо быть кретином, чтобы новый двиг. нельзя было поставить вместо старого ГТД1000. Т-80 сделали более 10000 шт., модернизация Т-80 с новым двиг., это считай новый танк, на этой платформе можно много хорошего сделать, считайте, что у вас есть 5000 шт. готовых платформ.
        1. 0
          15 декабря 2023 21:47
          наверное целесообразно для модернизаци старых танков продолжать выпуск гтд 1000 д, и а для новых делать гтд 1500
      2. 0
        15 декабря 2023 19:14
        https://kadvi.ru/product_category/gas_enginee/
        Вот цитата:

        Научно-технические решения, применённые при разработке ГТД-1250, создали большой модернизационный потенциал изделия и обеспечивают возможности успешного внедрения:
        ГТД с гидрообъёмной передачей (ГОП);
        Бортовой информационно-управляющей системы (БИУС);
        Форсированного режима с увеличением мощности до 1400 л.с.;
        Единой агрегатированной силовой установки (ГТД, ГОП и трансмиссия в одном блоке) мощностью 1800 – 2000 л.с.;
        Использования ГТД-1250 в машинах инженерного назначения, не только как маршевого двигателя, но и для обеспечения привода навесного оборудования.

        В 1969г. поставили двигатель 100 л.с, в 1980г. - 1100 л.с., в 1990г. - 1250 л.с. А время идёт.
        На автомобилях за это время тоже двигатели сильно поменялись. Стали мощнее и меньше. Этому ведь никто не удивляется.
        Был бы запрос от МО, давно бы поставили и 1400, и 1800, и 2000 ...
        ГТД 1250 в варианте питания газом проходит испытания на БелАЗе, на карьерном самосвале БЕЛАЗ-75588.
  9. 0
    14 декабря 2023 22:31
    Мы Русские! С нами Бог! Победа будет за нами!
  10. Voo
    0
    15 декабря 2023 16:45
    Назад в будущее
  11. +1
    18 декабря 2023 14:54
    Свежо предание, а всё же верится с трудом. Не с этой командой управленцев.
  12. 0
    25 декабря 2023 02:05
    Нужен один танк. Современный. Разработки 30-40ка летней давности - не нужны. И должна быть унификация для ремонта на месте. А сейчас имеем: 80, 90 и катающуюся на парадах Армату