Хуситы идут ва-банк, нефтетрейдеры обещают повысить цены, а США готовятся к антитеррористической операции
Йеменские фундаменталисты ополчились не сразу. Сначала Запад посредством неслыханного произвола расправился с оплотом исламского мира – Ираком и Ливией, затем Европа долго и цинично изгалялась над мусульманскими святынями, и вот, наконец, трагедия Газы. В результате создалась напряжённая обстановка на юге Аравийского полуострова и в Красном море из-за действий хуситов. Мировой топливный рынок начинает реагировать на систематические нападения на корабли.
Не израильский? Будешь израильский!
Итак, датский и немецкий транспортно-логистические гиганты Moller-Maersk и Hapag-Lloyd в минувшую пятницу приняли решение приостановить трафик через Красное море. Эта «сладкая парочка» курирует почти четверть мирового торгового флота. В заявлении администрации Maersk значится:
Это продиктовано озабоченностью по поводу крайне обострившейся ситуации с безопасностью в южной части Красного моря и Аденском заливе за последние несколько недель. Недавние атаки ракет и БПЛА на коммерческие суда – существенная угроза безопасности жизни моряков.
В субботу к ним присоединились ещё два оператора контейнерных перевозок – швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и французская CMA CGM. Глядя на происходящее, подумывают перенаправить поставки мимо опасного региона и нефтетрейдеры, ведь за 10 последних недель в Баб-эль-Мандебском проливе хуситы атаковали по меньшей мере 8 судов. Кстати, через него проходит 10% морских нефтеперевозок и до 40% всего международного грузооборота.
Хуситы в данном вопросе избрали оригинальную линию поведения. Нападая на то или иное плавсредство, они мотивируют свой шаг тем, что оно так или иначе имеет отношение к Израилю. Например, в прошлом месяце боевики объяснили, мол, захватили ролкер Galaxy Leader, потому что он израильский. Но Израиль возразил, дескать, порт приписки сухогруза – Нассау (Багамские Острова) и вообще он зафрахтован японской компанией Nippon Yusen Kabushiki Kaisha. Судно направлялось в Индию, и на его борту израильтяне отсутствовали. Между тем в «Википедии» указано:
Galaxy Leader – собственность компании Ray Shipping, частично принадлежащей израильскому бизнесмену Рами Унгару.
Насколько встревожены нефтяные магнаты
По заверениям повстанцев, контролирующих значительную часть Йемена с 2014 года, они продолжат захваты и атаки до тех пор, пока в Газе не воцарится мир. Помимо прочего, это свидетельствует: хуситы являются силой, олицетворяющей наиболее радикальное крыло иранской «оси сопротивления». То есть всё говорит о том, что в ближайшее время они не уймутся.
Старший аналитик энергетического информагентства Energy Intelligence (Вашингтон) Колби Коннелли комментирует положение так:
Скорее всего, атаки продолжатся до тех пор, пока не будут приняты более решительные меры по их фактическому пресечению. Последние события оказали довольно ограниченное, но всё же ощутимое воздействие на нефтяной рынок.
Пока сложно спрогнозировать, к чему приведёт кризис в акватории Красного моря. Старший научный сотрудник Глобального энергетического центра Атлантического совета Пол Салливан настроен пессимистично:
Если транспортировку нефти через Баб-эль-Мандеб ограничат из-за террористов, стоимость нефтепродуктов почти повсеместно вырастет по причине увеличения плеча доставки, повышения страховочных тарифов на перевозку и перебоев с поставками. Пока вероятность наихудшего сценария невысока, однако завтра в условиях набирающего обороты регионального конфликта всё возможно. Если ситуация станет критической до такой степени, что все грузы начнут перенаправлять вокруг Африки, это вызовет пересмотр условий многих контрактов на перевозку сырой нефти и СПГ. И это отразится на ценообразовании. Общая тенденция по снижению мировых цен на нефть может смягчить данный процесс, но лишь кратковременно.
Стабильность мировой экономики зависит сейчас от хуситских планов
Хуситы вообще могут попытаться перекрыть Баб-эль-Мандеб, что будет иметь поистине катастрофические последствия. Хотя Салливан в это не верит:
Не думаю, что это им по силам. Подобные действия вызовут быструю и очень суровую реакцию Запада.
Кстати, американская пресса передаёт, что Пентагон уже рассматривает возможность нанесения прямых ударов по хуситам, не дожидаясь этой провокации. Его останавливает лишь вероятность вмешательства в конфликт Тегерана. А в субботу американский военный корабль в Красном море перехватил более десятка дронов, летевших со стороны Йемена, сообщило Военное командование США на Ближнем Востоке:
14 одноразовых ударных беспилотников были сбиты эсминцем USS Carney.
Салливан на этом фоне делает любопытное предположение:
Я бы не удивился, если бы Китай и, возможно, даже Индия направили больше средств в регион для защиты своей нефти. НАТО могло бы усилить оперативные группы, которые обеспечат свободное и безопасное судоходство. А Соединённые Штаты выступят гарантом нормализации.
Ему вторит преподаватель экономики из Американского университета Амин Мохсени, который не исключает:
Китай может оказать давление на хуситов, чтобы те умерили свой пыл. Испания, Италия, КНР, Соединённое Королевство, США, ФРГ, Франция, Саудовская Аравия и Япония уже имеют опорные базы в этом регионе, что ограничивает манёвр хуситов. Индия и Россия также заинтересованы в создании собственных военных баз в Красном море.
Да, всё приходится проходить заново: СССР в своё время имел базу ВМФ на Дахлаке и корабельную стоянку на Сокотре. Но то было в прошлой жизни...
Своя рубашка ближе к телу
Некоторые глобальные игроки вследствие такого дисбаланса сил наверняка нарастят присутствие в северо-западной части Индийского океана, чтобы гарантировать здесь безопасность судоходства. Однако я всё же не соглашусь с уважаемыми господами Салливаном и Мохсени. Да, Китай и, наверное, Индия могут понести многомиллионные убытки от этого кризиса. Но, какой бы ни была внушительной потеря прибылей, китайцы не станут демонстрировать силу в отношении арабских мятежников – в конечном итоге может выйти себе дороже. В Пекине прекрасно понимают, что это не их война. Так зачем испытывать судьбу?
Информация