Они знают: как западные корпорации могут следить за владельцами гаджетов
Накануне, 20 декабря, прошел профессиональный праздник работников ФСБ, ФСО, СВР и ГУСП России. Есть обывательское представление, что Контора следит не только за всем, что происходит в стране, но и чуть ли не за каждым отдельно взятым субъектом. Так ли это на самом деле?
На самом деле жизнь среднестатистического россиянина особого интереса для спецслужб не представляет. Однако это не значит, что за нами не следят. Напротив, мы все совершенно добровольно находимся под колпаком у другой «конторы», находящейся за рубежом.
Они слушают
На написание данной публикации ее автора мотивировал ряд наблюдений, подтолкнувших к более глубокому изучению вопроса, оказавшегося крайне серьезным. Было замечено, что после обсуждения в узком семейном кругу некоторых специальных тем контекстная реклама начала выдавать соответствующие им объявления. Никаких поисковых запросов на компьютере при этом не делалось.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало следующее событие. В сугубо частном устном разговоре была произнесена шутка про один известный сервис доставки, пользоваться которым не доводилось никогда. Примерно через полтора часа на мобильный телефон автора строк позвонил менеджер от этого сервиса, предложивший заключить договор о сотрудничестве. Это был уже реально перебор!
Наверняка наши читатели смогут припомнить сходные случаи, а профессиональный долг вынудил окунуться в тему прослушки смартфонов посторонними лицами. И вот что выяснилось.
Они знают
Тема того, что наши же собственные гаджеты, к которым относятся далеко не только смартфоны, подслушивают и сливают информацию «куда надо», поднималась уже неоднократно. В первый раз «спалилась» на этом крупнейшая в мире социальная сеть господина Цукерберга, которая представила в 2014 году функцию автоматического распознавания музыки и телешоу во время обновления статуса.
Смартфон в ходе обновления статуса самостоятельно активировался и записывал 15-секундный аудиоролик, отправляя его на серверы корпорации. После этого пользователи онлайн-сервиса стали замечать, как предметы их обсуждений в частных разговорах стали появляться в объявлениях контекстной рекламы. В 2016 году IT-гигант сделал как бы опровержение факта коммерческого подслушивания, заявив, что приложение имеет доступ к микрофону, только если пользователь даст соответствующее разрешение и активно использует вышеупомянутую функцию.
Однако почему-то подозрения в коммерческой прослушке остались, и в 2018 году Марк Цукерберг предстал перед комиссией Сената США, чтобы дать показания по вопросу о возможных нарушениях приватности пользователей. К слову, сам основатель крупнейшей социальной сети почему-то предпочитает заклеивать глазок видеокамеры на своем ноутбуке, что заметно на некоторых фотографиях. Год спустя оказалось, что корпорация передавала голосовые сообщения из приложения Messenger сторонним компаниям для последующей транскрибации, или расшифровки аудио в текст. На этот раз ведомство Цукерберга не стало отрицать очевидного, заявив, что приостановило данную практику.
Буквально несколько дней назад издание Business Insider опубликовало статью о сервисе «Активного слушания» (Active Listening), разработанного компанией Cox Media Group для сервиса таргетированной рекламы:
Это похоже на то, что вы могли бы услышать от своего друга-параноика: ваши устройства слушают вас, чтобы компании могли продавать вам товары на основе ваших разговоров. Но это именно то, чем хвастается маркетинговая компания, как показывает новый отчет 404 Media. Cox Media Group недавно предоставила рекламодателям обзор новой технологии, которую она называет «Активное слушание».
CMG заявила, что ее технология может использовать данные микрофонов с таких устройств, как смартфоны и планшеты, в частности, анализируя «разговоры перед покупкой». В удаленном сообщении блога также упоминается применение искусственного интеллекта для определения того, когда фразы, услышанные со смарт-устройств, могут быть «релевантными» для рекламодателей.
CMG заявила, что ее технология может использовать данные микрофонов с таких устройств, как смартфоны и планшеты, в частности, анализируя «разговоры перед покупкой». В удаленном сообщении блога также упоминается применение искусственного интеллекта для определения того, когда фразы, услышанные со смарт-устройств, могут быть «релевантными» для рекламодателей.
Правда, вскоре компания-разработчик удалила тот пост, но его можно найти по ссылке в архиве. Иначе говоря, это уже прямое признание со стороны западных маркетологов в том, что любой электронный гаджет может стать их осведомителем.
Как отмечают IT-специалисты, проблема коммерческой прослушки перешла на принципиально иной уровень, когда массово начали внедряться сервисы голосовых помощников. Это означает, что смартфон или ноутбук слушает своего владельца в режиме 24/7. Вопрос лишь в том, при помощи каких триггеров он включается: «Ок», «Привет» или «Слушай».
А может, реальный список триггеров намного больше?
Разговоры на кухне
Даже в мирные времена вся эта тема с коммерческой прослушкой и «рекламным подглядыванием» вызывала бы только отторжение. Но куда сегодня реально идет получаемая с гаджетов информация и только ли в коммерческих целях она впоследствии используется?
То, что западные IT-корпорации являются негласными филиалами западных же спецслужб, едва ли кто-то всерьез станет оспаривать. С данным положением дел надо уже что-то решать. Есть ряд косвенных признаков того, что гаджет неусыпно работает: слишком быстро разряжается батарея, аппарат греется даже в покое, иногда сам собой включается дисплей и индикаторы. Ну и, конечно же, невероятная осведомленность продавцов товаров и услуг о ваших потребностях.
Что с этим делать?
Специалисты рекомендуют отключать голосовых помощников, не разрешать приложениям при установке получать доступ к микрофону и камере, ставить на смартфон специальные чехлы или даже специальные антишпионские приложения, производящие шумовой фон в речевом интервале частот. Это то, что может сделать для себя каждый отдельно взятый человек со смартфоном или иным электронным гаджетом с камерой и микрофоном.
А по-хорошему с ситуацией должны разбираться регулирующие органы государства, запретив предустановку подобных программ с функциями слежки, если потребитель сам не дает однозначного на то согласия. И это согласие должно даваться конкретно на коммерческую слежку за собой, а не идти пакетом со всеми остальными функциями.
Информация