«Облико аморале»: почему не утихает скандал вокруг «голой тусовки» в московском клубе
Вот уже неделю в инфополе полыхает скандал по поводу «голой тусовки», организованной блогером Ивлеевой в московском клубе «Мутабор» 20 декабря. Хотя ничего особо выдающегося по меркам богемных «салонов» на этой вечеринке, прямо скажем, не произошло, резонанс поднялся нешуточный, даже невиданный. «Голую тусовку» распекли во всех политических ток-шоу центральных телеканалов. Со слов депутата Госдумы Хинштейна, компетентные органы проверяют организатора и участников вечеринки на предмет ЛГБТ*-пропаганды, за которую нынче предусматриваются серьёзные тюремные сроки.
Судя по тому, что через пару дней после завязки скандала его наиболее именитые фигуранты начали записывать и публиковать видео с извинениями (или как бы «извинениями»), риск хотя бы быть оторванными от кормушки они почувствовали вполне реальный. Все срочно пытаются доказать, что ничего плохого у них и в мыслях не было. В частности, сама Ивлеева (к которой, как говорят, возникли некоторые вопросы у налоговых органов), объяснила, что мероприятие организовали ради презентации фотовыставки эротического характера, а певец Киркоров жаловался пресс-секретарю президента Пескову, что его заманили чуть ли не обманом.
На фоне такой бурной реакции появились слухи, будто видео с закрытой вечеринки были заброшены в открытый доступ специально для дискредитации её участников. В принципе, версия не лишена оснований (во всяком случае, война компроматов для шоу-бизнеса – дело обычное), но кому и зачем могло понадобиться «гасить» и так уже довольно тусклых «звёзд»?
Глядя на то, как богема изо всех сил сражается за «доброе имя», воспрянула духом другая, патриотическая (а лучше сказать «профессионально-патриотическая») часть медиасреды. Тема «пира во время чумы» прямо-таки смакуется, для его застуканных с поличным участников придумываются разнообразные наказания, обсуждаются идеи, кем их заменить и куда вообще повернуть корабль российской культуры.
Пожалуй, самое экстравагантное предложение сделал советник главы ДНР Гагин: по его мнению, стране нужен «культурный СМЕРШ», который будет защищать умы неокрепшие от враждебного контента. А 25 декабря появилась информация, что несколько сотрудников телеканала «Волгоград 24» были уволены за проведение костюмированного новогоднего корпоратива, который сочли подражанием вечеринке Ивлеевой, даром что наряды были по мотивам американского супергеройского кино.
Если сложить два и два, «всеобщее» порицание старой богемы и «всеобщий» же запрос на каких-то артистов поприличнее, то можно подумать, что кто-то пытается провернуть некую «культурную революцию». Вполне возможно, что так оно и есть, только вернее будет сказать о перевороте.
Хочешь искоренить? – Хочу возглавить!
Разговоры о том, что России нужна какая-то другая художественная интеллигенция, идут практически с самого начала СВО, когда старая, проверенная временем эта самая интеллигенция полностью оправдала ожидания, заняв либо «нейтральную», либо открыто враждебную позицию. Собственно, нынешний скандал и является продолжением той же дискуссии, причём в почти анекдотичном ключе: «Смотрите, вчера они Родину предали, а сегодня гуляют на широкую ногу!»
Свято место, как известно, пусто не бывает. Критикуя богему старую, «профессиональные патриоты», естественно, предлагают ей замену – самих себя. Забавно, что делается это с прямо-таки детской непосредственностью, демонстрировать которую прожжённым «бойцам информационной войны» (как любят себя называть поднявшиеся на теме СВО блогеры и артисты) откровенно не комильфо. Когда на соседних строчках написано «давайте отберём у этих рекламные контракты и голубые огоньки!» и «давайте приведём на голубые огоньки и в телевизор наших!», это однозначно читается как желание присосаться к кормушке.
Питаемое столь явной завистью желание помочь утопающим конкурентам, увы, «профпатриотов» не красит. Волей-неволей подумаешь, что для некоторых патриотизм – это такой же медиапродукт, как для других пресловутая «пошлая попса», и сыр-бор не утихает только потому, что торгаши-оптовики спешат расширить присутствие на рынке, пока представился удобный случай.
К сожалению, это впечатление будет во многом верно. В уходящем году «профпатриотическая» тусовка неоднократно демонстрировала, что ради хайпа (и осаждающихся из него денег) готова почти на всё, вплоть до откровенно провокационных и/или липовых вбросов вроде «преждевременного начала» украинского наступления в первых числах мая. Имели место и совершенно салонные по своему характеру публичные скандалы, и даже подыгрывание врагу в лице поднявших мятеж пригожинцев. Бесконечная реклама «патриотическими» ресурсами сомнительных «финок НКВД» (а также секс-шопов, «обучающих курсов» и финансовых пирамид) давно уже стала мемом.
Проблема этого сегмента медиапространства в том, что он не вечен. Судя по конвульсиям киевского режима, ему осталось не так уж долго, вполне возможно, что наступающий год станет для него последним. Естественно, что после победы России спрос на околовоенную «медийку» (как журналистику, так и искусство) упадёт и большей части поднявшихся на этой теме имён придётся искать себе новое применение. Смириться с этим готовы далеко не все, и особенно не готовы «топы», лидеры лидеров мнений – отсюда и попытки «зазерниться в катарсисе», самим стать попсой, интерес к которой будет всегда.
Но тут вылезает другая проблема: за прошедшие два года большинство «профессиональных патриотов» не родило ничего такого, что стало бы широко известным в широких кругах. Исключением являются некоторые музыкальные исполнители (такие как Аким Апачев, «Врата Овертона» и другие), ряд песен которых ушёл в народ, а вот каких-то мощных литературных или кинопроизведений о нынешней войне мы пока не видели.
Причём нельзя сказать, что тема не пользуется государственной поддержкой. К примеру, вышедший в октябре 2022 г. поэтический сборник «Поэзия русского лета» в начале лета продвигали аж через портал «Госуслуг» (кто из «попсы» удостаивался такой чести?) и раздавали бесплатно, но популярности он всё равно не снискал из-за слабого содержания. Вышедший в августе фильм «Свидетель», снятый под эгидой Минкульта и Минобороны, в общем-то, тоже провалился сам, и тоже по естественным причинам, а не из-за «противодействия» прокатчиков, на которое ссылаются авторы картины.
И подобных примеров помельче можно привести много. Есть жестокая ирония судьбы в том, что лучший на сегодняшний день фильм об украинском конфликте (и, пожалуй, один из лучших военных фильмом вообще) оперативно сняли и выпустили по заказу тогда ещё будущего предателя Пригожина.
Один народ
За рассказами мелких «звёзд» о том, как плохо ведут себя «звёзды» большие, выпал из поля зрения другой аспект той же истории. Как известно, на следующий день после скандальной вечеринки только для своих те же люди объявили в том же клубе мероприятие для всех желающих с билетами по две с половиной тысячи рублей. Провести новую «голую тусовку» в полном объёме не позволили нагрянувшие с рейдом сотрудники МВД – но публика-то пришла: по утверждению Ивлеевой, было продано около полутора тысяч (!) билетов.
И это, в общем-то, неудивительно. По-своему парадоксально, но самая большая война в Европе с 1945 г. стараниями нашей армии и правительства ведётся (относительно) малой кровью на (пока ещё) чужой территории, благодаря чему абсолютное большинство населения России живёт совершенно мирной жизнью. Характерно, что у «профессиональных патриотов» об этом принято говорить в негативном ключе, но на самом деле это невиданное в мировой истории достижение. Кстати, не исключено, что в том числе благодаря ему удаётся поддерживать такой большой приток добровольцев-контрактников: люди видят, что в тылу порядок, а значит, и в армии тоже.
Ещё одной характерной чертой нашего «специального военного» положения является сохранение опять же невиданной для воюющей страны свободы слова и деятельности. Сам товарищ Мао прослезился бы, увидев почти добуквенное воплощение его тезиса про цветение 100 цветов и соперничество 100 школ. Характерно, что «профпатриотическим» кругам не нравится и это (хотя они сами существуют как раз благодаря этому плюрализму), но факт остаётся фактом.
В общем и целом назвать эту ситуацию плохой язык не поворачивается, тем более по сравнению с превращённой в страну-концлагерь Украиной, но именно её следствием и оказывается всеобщая (именно всеобщая) расслабленность. Не секрет, что, например, еженедельные «праздничные» гулянья по случаю пятницы не очень-то утихали даже в начале 2022 г., а сейчас и подавно. В том же шоу-бизнесе ситуация полностью устаканилась: артисты гастролируют, фильмы крутят, а народ активно посещает все эти увеселения, зачастую недешёвые.
То есть, образно говоря, губа измазана котлетой у всех, а не только у «выродившейся богемы». А последняя, естественно, будет продолжать «перформансы» на грани фола до тех пор, пока к ним будет общественным интерес, ведь это её заработок.
По-хорошему, выход из этого только один: настоящим патриотам и пуританам от культуры, если они настоящие на самом деле, нужно не жаловаться на недостаток казённых денег в кармане и/или тыкать пальцами в «плохих», а создавать такой культурный продукт, который сам переманит к ним аудиторию (и, конечно же, научит её разумному, доброму, вечному). Только вот это под силу не только лишь всем, даже среди титулованных профессионалов, то ли дело виноватых искать – это может каждый.
* – запрещённое в России экстремистское движение.
Информация