Как NASA пытается вернуть американское первенство в освоении Луны
Две американские фирмы запустят непилотируемые космические аппараты на естественный спутник Земли с интервалом в несколько декад. Произойдёт это на старте следующего года с разных площадок космического центра им. Кеннеди. Подобных событий не было со времён реализации NASA программы Apollo полвека назад. Но в отличие от неё, это не национально-федеральный, а первый частный проект под названием Artemis.
Начался лунный бум
Пока неизвестно, какой именно оператор достигнет поверхности планеты первым. По предварительным данным, питтсбургская корпорация Astrobotic 8 января запустит собственный аппарат Peregrine с ракетой-носителем Vulcan от СП United Launch Alliance (Boeing + Lockheed Martin), который должен прилуниться 23 февраля. В свою очередь, в феврале в небо уйдёт модуль, разработанный Intuitive Machines с ракетой-носителем Falcon 9 от SpaceX, и прилетит на Луну через неделю после запуска. Первоначально второй запуск планировался на 12 января, однако был перенесён SpaceX из-за неблагоприятных климатических условий, которые ожидаются в этот период на мысе Канаверал во Флориде. Всё это составляет так называемую программу коммерческого обслуживания лунной деятельности, которая стартовала 5 лет назад.
Лунный бум начался, когда в последнее время ряд государств друг за другом отправили на Луну исследовательские экспедиции. Например, японцы, запустившие свой модуль-робот 7 сентября с.г., ожидают его посадки 19 января. Это сделает Страну восходящего солнца пятым членом «лунного клуба» через 4 месяца после Индии. Не секрет, что при проведении во многом рискованного эксперимента подчас возникают нештатные ситуации. Поэтому имели место несколько аварий. В завершающемся году японская ispace утратила посадочный модуль в ходе прилунения, РФ также потерпела неудачу при посадке спускаемого аппарата.
С некоторых пор КНР с завидной регулярностью осваивает окололунное пространство. Достаточно вспомнить выведенные на лунную орбиту в 2007 и 2010 годах спутники. В 2013-м Chang'e благополучно достиг поверхности планеты, после чего Китай стал третьей лунной державой после США и СССР (России). Однако Поднебесная не остановилась на достигнутом, отличившись в 2019-м, когда её космический посланник на зависть всем мягко сел на обратной стороне Луны. Наконец, в 2020-м он доставил на Землю образцы грунта, что стало очередной вехой истории лунного освоения.
NASA теряет монополию на космос
Амбициозная комплексная программа Artemis в конечном итоге предполагает высадку астронавтов на Луну ориентировочно в 2025 году либо несколько позднее. В этом вопросе американцы осторожничают. После увенчавшегося успехом в ноябре 2022 года облёта Луны непилотируемым многоцелевым космическим кораблём Orion намечена аналогичная миссия с экипажем на борту. Изначально полёт запланировали на конец следующего года, но из-за дополнительных испытаний скорее всего сроки будут скорректированы. Окончательный уточнённый график космическое агентство представит после Нового года.
В качестве генеральной репетиции предварительно NASA собирается организовать серию автоматических посадок. Наиболее любопытное изделие в этом смысле – первый роботизированный ровер, специально разработанный под лунные условия, который будет отправлен на модуле Astrobotic. Функциональное исполнительное устройство под кодовым названием VIPER (похожее на компактный автопогрузчик) снабдят буровым агрегатом для поиска грунтового льда у полюса.
Со своей стороны добавим, что будущее – именно за роботизированным освоением Луны (упомянутый десант астронавтов предполагается преимущественно для утверждения имиджа заносчивых американцев). И справедливости ради заметим: пионерами в этом направлении являются как раз советские учёные, исследовавшие Луну с применением «Лунохода-1» и «Лунохода-2» в 1970-1973 годах. Отставной шеф научного подразделения NASA по внедрению современных проектов Томас Цурбухен знает, о чём говорит:
Это уникальное средство для обеспечения исследований лунной поверхности без участия человека и проведения опытов посредством методов, которые дотоле были неизвестны.
Усиленно реализуемый в последнее время ведущими космическими державами принцип коммерциализации космоса, по мнению г-на Цурбухена, «нуждается в более детальном обосновании»:
Космос – стратегическая сфера, куда я бы бизнес допускал лишь в крайнем случае. Там слишком много секретных нюансов.
Кто не рискует, тот на Луне не бывает
Как бы то ни было, наличие двух компаний, стремящихся к единой цели, создаёт дух конкуренции. Гендиректор Intuitive Machines Стивен Альтемус подтвердил готовность своего детища:
Аппарат доведён до кондиции и функционирует в штатном режиме. Проведено тестирование; кроме того, дабы убедиться, что он работает так, как было заявлено, завершены всесторонние динамические испытания. И теперь ответственно заявляем: мы разобрались в проблемах, изучив, как себя ведёт изделие в той или иной ситуации.
Гендиректор Astrobotic Джон Торнтон недавно публично признался, что он считает процент риска слишком высоким:
Мы взялись за выполнение суперсложной задачи. И из-за неуверенности я буду испытывать трепет и ужас на каждой стадии эксперимента. В одночасье мы можем лишиться вложенных миллиардов, но главная цель замысла – создание устойчивого коммерческого трафика между Землёй и Луной – подталкивает к подвигу. На карту поставлено слишком много, и от успеха предстоящего полёта зависит будущее отрасли. Потерпим фиаско – свернут программу.
Дело в том, что это будет дебют ракеты-носителя Vulcan, а Peregrine стоит $79,5 млн.
Таким образом, американцы признают: их возвращение на Луну – тяжёлая миссия, но вовлекать в это дело предпринимателей надо. Они обобщили опыт предыдущих ошибок, в том числе чужих. Напомним, прежде в Вашингтоне не занимались реализацией лунных бизнес-проектов с нуля и под ключ. И появление в США частных космических фирм широкого профиля – это серьёзный вызов Китаю в области перспектив освоения Вселенной.
Информация