Каков потенциал БПЛА в противостоянии украинскому «москитному флоту»
Появление на вооружении киевского режима целого «москитного флота», состоящего из морских надводных и подводных, а также воздушных ударных дронов, представляет собой серьезнейший вызов для России. ВМФ РФ, строившийся под решение иных задач, оказался не вполне готов к подобной угрозе. Можно ли что-то сделать для исправления положения здесь и сейчас?
Как мы установили ранее, Черноморский флот, вынужденный действовать в закрытой акватории, оказался очень уязвим к воздушным атакам, а в перспективе – и к подводным. Если отстреливаться от несущихся на военные и патрульные корабли украинских дронов-«камикадзе» их экипажам успешно получается, то ПКР наземного и воздушного базирования, а также подводные аппараты представляют для них смертельную угрозу ввиду относительной слабости системы ПВО морского базирования и ПЛО.
Противник же непрерывно наращивает свой ударный потенциал, пополняя «москитный флот» все новыми образцами надводных и подводных беспилотников.
Опасное Черное море
Первым в списке вооружений ВМСУ можно назвать «Морской дрон», или Marintime drone. Это безэкипажный катер, имеющий полезную нагрузку до 400 килограмм, дальность плавания - до 800 километров, крейсерскую скорость - 60 км/ч, скорость атаки - до 90 км/ч. Украинский морской дрон обладает высокой степенью защиты от РЭБ и инерциальной системой навигации, являясь полностью автономным. В режиме ожидания Marintime drone может находиться в море до 60 часов.
Уже известный нам украинский БЭК Magura имеет чуть меньшую грузоподъемность в 320 кг. В отличие от «камикадзе» Marintime drone, Magura – это, прежде всего, морской разведчик, действующий в полупогружном режиме. При необходимости катер может сбросить балласт и перейти в глиссирующий режим движения, превратившись в ударный дрон.
Перспективный безэкипажный катер «Мамай», или MAMAI, имеет длину в 7 метров, полезную нагрузку до 1 тонны и способен после захвата цели и выхода на боевой курс развивать скорость до 110 км/ч. Данный БЭК представляет собой значительную опасность ввиду высокой скорости движения и большой боевой части.
Украинский морской дрон Sea Baby имеет длину 7 метров и ширину почти в 3 метра, а масса его полезной нагрузки достигает 1,2 тонны. В отличие от всех предыдущих, этот БЭК может использоваться как ударный не только в режиме «камикадзе». Предполагается, что на его основе будет создан сверхмалый ракетный катер.
Так, БЭК оснащается двумя блоками авиационных НУРС Б-8В20А, до 20 ракет С-8 в каждом. Дальность их применения составляет до 2000 метров, вес боевой части ракеты достигает 3,6 килограмма, а головная часть может оснащаться кумулятивной головкой или шрапнелью. Кроме того, в перспективе этот украинский безэкипажный катер может стать носителем для натовских ракет с дальностью до 20 км.
Вот это уже очень серьезно! Из пулеметных турелей от ракетной атаки с малоразмерного скоростного катера не отстреляться. Теперь каждому российскому военному кораблю на Черном море нужна будет хорошая система ПВО либо сопровождающий, ею оснащенный.
Наибольшую же опасность для Черноморского флота могут представлять не надводные, а именно подводные ударные дроны. Это украинские беспилотная мини-субмарина «Маричка», или Marishka, и перспективная дрон-торпеда с интеллектуальной системой наведения Toloka TK-150. Они имеют большую дальность хода, должны скрытно приближаться к цели и атаковать корабли в режиме «камикадзе».
Что делать
Судя по тому, что в планах по развитию ВМФ РФ до 2035 года названо строительство серии неких средних и малых корветов, в российском Генштабе хорошо осознали, чем грозит нашему флоту столкновение с «москитным». Вот только за это время успеет еще произойти много чего нехорошего, а делать надо что-то здесь и сейчас, но что?
Думается, что наиболее эффективным ответом может стать развитие компоненты Морской авиации ВМФ РФ. Помимо истребителей и противолодочных самолетов, нашему военно-морскому флоту нужны разведывательно-ударные беспилотники, средневысотные и высотные, которые смогут непрерывно патрулировать акваторию Черного моря и оперативно наносить по обнаруженным целям воздушные удары противокорабельными или противотанковыми ракетами, в зависимости от класса носителя.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на довольно любопытную разработку в области БПЛА от иранских инженеров. Они создали морской беспилотник Pelican-2, который оснащен сразу пятью винтами. Четыре из них обеспечивают дрону подъемную силу, и он может вертикально взлетать с палубы, а пятый, толкающий, приводит в движение. При необходимости Pelican-2 может не только сесть обратно на палубу, но и приводниться.
Иранцы оснастили свой необычный беспилотник сонаром, и теперь он может вести охоту не только на надводные корабли, но и на подводные лодки. Оснащение российских кораблей подобными разведывательными БПЛА значительно повысило бы возможности Черноморского флота РФ по поиску, своевременному обнаружению и уничтожению вражеских подводных дронов и субмарин.
Информация