Возможно ли произвести в России 600 новых гражданских авиалайнеров до 2030 года


В преддверии президентских выборов, назначенных на март 2024 года, официально объявлено о конкретных планах по производству до 2030-го 600 полностью отечественных гражданских самолетов. Более того, на данную программу найдены деньги, и в случае ее успеха россияне смогут пересесть на российские же лайнеры, а страна крепко вернется в закрытый клуб авиастроителей.


Непростые решения


По данным правительства РФ по состоянию на весну 2022 года, когда стало ясно, что с Западом нам не по пути, состав парка самолетов отечественных авиакомпаний для коммерческих перевозок насчитывал 1287 воздушных судов, из которых 738 лайнеров были иностранного производства, 359 – российского. То, как и почему наша страна пересела на иностранную авиатехнику в ущерб отечественной, тема для отдельного исследования или даже расследования, и вот почему.

Отказ корпораций Boeing и Airbus продавать РФ новые самолеты и обслуживать ранее приобретенные, стал очень болезненным, почти смертельным ударом по отечественным авиаперевозкам, поскольку до бесконечности «каннибализировать» одни западные лайнеры для ремонта других невозможно. При желании нетрудно посчитать, через сколько лет гигантская по размерам страна осталась бы почти без гражданских самолетов для внутренних воздушных перевозок.

Пришлось обращаться к перспективным российским авиалайнерам «Суперджет-100» и МС-21, но тут сказалась серьезнейшая зависимость от импортных комплектующих, используемых для их производства. Для ближнемагистрального «Суперджета» с долей иностранных компонентов на уровне 75% она была просто критической. Западные санкции, которые начали вводиться против этих самолетов-«конструкторов» после событий 2014 года, очень сильно сдвинули сроки вправо из-за необходимости замещения импортных комплектующих.

Собственно говоря, даже сегодня, спустя 10 лет после Майдана, присоединения Крыма и Севастополя и начала украинской террористической операции против Донбасса, проблемы с импортозамещением до конца не решены и полностью «русифицированные» лайнеры «Суперджет-100» и МС-21 серийно не производятся. Это вынудило правительство РФ принять непростое решение – вспомнить про «советские калоши» и увеличить объемы производства лайнеров Ту-214, Ил-96 и Ил-114-300.

На бумаге


В последние два года внимание властей по понятным причинам приковано к возрождению и развитию отечественного авиастроения. На эти цели до 2030 года выделена реально внушительная сумма в размере 1 триллиона рублей, из которых 215,6 миллиарда рублей поступит из федерального бюджета, 380,9 миллиарда рублей – в виде кредитов, 122,8 миллиарда – личные средства участников инвестпроекта, а еще 283,8 миллиарда будут выделены на возвратной основе из ФНБ, заявил премьер-министр Михаил Мишустин:

Правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов и разрешило использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния. На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 млрд рублей.

Да, наконец-то деньги из Фонда национального благосостояния будут работать напрямую на российскую промышленность, а не на западные финансовые рынки. Под этот проект госкорпорация «Ростех» разместит 15-летние облигации под 1,5% годовых. Деньги из ФНБ пойдут на техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей, проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы, что можно только приветствовать.

Есть некоторые разночтения по количеству самолетов, которые власти рассчитывают произвести до 2030 года. В 2022-м речь шла о 1036 новых лайнерах к указанному сроку. В декабре 2023-го глава Ростеха Чемезов назвал вдвое меньшее количество:

У нас основные гражданские проекты – это в первую очередь, конечно, производство гражданских самолетов для гражданской авиации. И этому у нас как раз уделяется большое внимание. И по программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet-100 и 115 самолетов Ту-214.

А теперь вот говорят о 600 гражданских самолетах, то есть по 100 штук в год, чтобы уложиться за шестилетку. Разночтения объясняют тем, что при расчетах не учитывались небольшие самолеты типа ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал», а также гражданские вертолеты, которые посчитали вместе с самолетами, чтобы добрать до 1036.

Очень амбициозная программа, если учитывать, сколько лайнеров собирается ежегодно в нашей стране реально!

А как же овраги?


Полностью поддерживая конструктивные инициативы федеральных властей, хотелось бы указать на ряд проблем, которые могут оказать деструктивное влияние на столь масштабную авиастроительную программу.

Во-первых, нужно будет как-то обеспечить этот авиастроительный конвейер достаточным количеством двигателей, а с ними у нас имеется масса проблем. На ПД-8, который еще не прошел сертификацию, претендуют сразу несколько типов самолетов – и «Суперджет», и Бе-200, и даже некая ремоторизированная версия Ил-112. Из-за проблем с силовой установкой для последнего также простаивает на земле ближнемагистральный Ил-114-300. ПД-35 для дальнемагистрального Ил-96 еще только разрабатывается, и непонятно, будет ли он вообще, не ограничится ли версией ПД-26.

Во-вторых, даже когда все отечественные двигатели будут успешно сертифицированы, придется масштабировать объемы их производства, поскольку на каждый самолет их нужно как минимум два, а ведь необходим еще и запас. Если брать по нижней планке в 600 лайнеров, то за следующие шесть лет страна должна произвести минимум 1200 двигателей. Это ставит вопрос о том, готовы ли предприятия к столь значительному увеличению объемов производства, имеются ли в достаточном количестве квалифицированные кадры, а если нет, то какие программы их подготовки и переподготовки потребуется ввести здесь и сейчас.

В-третьих, вышеуказанные проблемы объединяет одна, еще более серьезная. Это вопрос персональной ответственности чиновников и функционеров от авиастроительной отрасли за исполнение или неисполнение поставленных перед ними задач в указанные сроки. Если самой страшной карой за срыв программы будет перевод на другую высокооплачиваемую должность, то на какие-то прорывы всерьез рассчитывать стоит едва ли.

В общем и целом столь повышенное внимание федеральных властей к проблеме гражданского авиастроения можно только приветствовать. В любом случае определенный позитивный результат будет, вопрос лишь в том, насколько реально будут реализованы столь амбициозные планы.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. prior Офлайн prior
    prior (Влад) 18 января 2024 11:48
    +9
    Если страна не в состоянии производить отечественные легковые автомобили, стоит вообще ли говорить об авиации?!
    Налицо системный кризис и власти, и экономики, и политики, и производства.
    Капитализм оказался не по размеру России.
    1. Nelton Онлайн Nelton
      Nelton (Олег) 18 января 2024 12:37
      -4
      Цитата: prior
      Если страна не в состоянии производить отечественные легковые автомобили, стоит вообще ли говорить об авиации?!

      вполне производят легковые автомобили.

      Цитата: prior
      Налицо системный кризис и власти, и экономики, и политики, и производства.

      Налицо действие санкций.
      С тем же автопромом - они повлекли к снижению производства до 3.7 тыс в мае 2022, а в ноябре 2023 уже 64 тыс.
      Но с автопромом проще, практически любым западным автокомпонентам можно найти аналоги в Китае, их замена не требует долгой процедуры сертификации.
      С авиапрмом сложнее, во первых, в Китае далеко не все компоненты есть, их собственные COMAC C919 имеют мглу западных компонентов, включая двигатели, на ремоторизацию которых даже не замахиваются.

      Во вторых, все что заместили - надо сертифицировать, а это длительная процедура.

      Работы и по сертификации, и по расширению производственных мощностей идут.
      600 авиалайнеров за 6 лет - это конечно мало реально (подробно комментировал в других статьях), но и хоронить гражданский авиапром пока еще рано.
      1. Алексей Лан Онлайн Алексей Лан
        Алексей Лан (Алексей Лантух) 18 января 2024 14:48
        +3
        Даже, если сделают половину, а тем более три четверти, то это уже прогресс. Наладить производство и технологии не просто, а деваться все равно некуда.
        1. Nelton Онлайн Nelton
          Nelton (Олег) 18 января 2024 14:58
          0
          Цитата: Алексей Лан
          если сделают половину

          в лучшем случае к 2029 выйдут на 60 бортов в год, 36 МС-21 и 24 остальных ( не считая Байкалов).
          Это будет ( если будет) отличный результат, полностью закрывающий потребности РФ и еще на экспорт останется.
          1. Дваждырождённый (Неизвестный) 18 января 2024 23:31
            +2
            60 лайнеров год, да ещё через 5 лет?! Бесплотные фантазии! К сожалению.
            И ни черта это наши потребности не покроет, даже если сохранится большинство нынешних самолётов.
            Нам развиваться нужно, и ещё больше надо иметь самолётов чем сейчас!
        2. Маленький Мук_2 (Маленький Мук) 18 января 2024 15:11
          +2
          не сделают и половины, нет объективных причин для этого - нет мощностей, нет кадров. Может быть, с большим трудом, пятую часть осилят. Всё это очередной властный популизм.
        3. Николай Волков (Николай Волков) 20 января 2024 11:09
          +1
          Наладить производство и технологии не просто

          вы правы...а теперь осталось вспомнить,кто это производство и технологии старательно убивал 30 лет...бесплатно,с доплатой,лишь бы "вбить последний гвоздь в крышку гроба коммунизма"...

          похоже,не туда вбили...
      2. prior Офлайн prior
        prior (Влад) 19 января 2024 09:09
        +2
        Олег.
        А вы в курсе, что происходит в сфере сертификации, после того, как половину советских ГОСТов отменили?
        Там полный СЕРТИФИКЕЦ.
        Никто не понимает что, как и по каким нормам сертифицировать.
        1. Nelton Онлайн Nelton
          Nelton (Олег) 19 января 2024 10:05
          +1
          Цитата: prior
          вы в курсе, что происходит в сфере сертификации

          Я в курсе того, что пишут в открытых публикациях.
          на сколько я из них понимаю, ориентируются на ИКАО.

          Вот про посадку в автоматическом режиме пишут:

          Данный полёт стал четвёртым по программе заводских испытаний системы автоматической посадки. В дальнейшем последуют сертификационные. Всего предстоит выполнить порядка 100 полётов.

          И это всего по одной из систем.
    2. Glagol1 Офлайн Glagol1
      Glagol1 (Андрей) 21 января 2024 15:10
      -2
      Мы все производим, особенно военное, гражданское тоже, но малыми сериями.
      Не надо передергивать.
  2. Странный гость (Странный Гость) 18 января 2024 12:11
    +1
    А о какой персональной ответственности автор говорит? Надо посмотреть - какая персональная ответственность у менеджеров вполне себе успешного, к примеру, Эйрбаса - и не выдумывать ничего нового.
  3. vik669 Офлайн vik669
    vik669 (vik669) 18 января 2024 12:29
    +4
    Вспомнил старенькое.

    На колхозном собрании обсуждают, как лучше потратить премию выданную райкомом:1000 руб. Какие будут у кого предложения?-интересуется председатель. После вежливой паузы начинают
    поступать предложения. Ферма совсем прохудилась, коровы по колено в воде, крышу бы починить! Хорошее предложение, соглашается председатель. Замечательное предложение! Только боюсь, этой тысячи и на треть крыши не хватит. А так-хорошее предложение! Дорогу бы сделать. Трактора и те вязнут. Хорошее предложение-снова не спорит председатель. Замечательное предложение. Только боюсь, этой тысячи не хватит и на тропинку от улицы до правления. А так-хорошее предложение. Подав еще два-три предложения и услышав анологичные ответы, зал примолк. Ну что ж вы, товарищи? Смелее, смелее. Тут встает дед Онуфрий: А давайте-ка купим 4 листа фанеры. Хорошее предложение, замечательное-обескураженно помолчав и даже почесав
    в затылке, произносит председатель. Главное- денег может хватить. Только вот зачем? Как зачем?-отвечает старик. Построим ероплан и улетим все отсюдова к ...еной матери. И для полной ясности повторяет во весь голос: Все к ...еной матери!
  4. Дваждырождённый (Неизвестный) 18 января 2024 12:41
    +9
    Почти 2 года назад врали в открытую про 1000 самолётов к 2030 году. Да где вы их построить, даже без двигателей?! Безумная была фантастика для всех нормальных людей, но говорили в глаза не моргая!
    И ведь тоже уже выделял деньги под это, кажись 800 млрд. Что уже их разворовали, коль опять на эту же программу выделяет ещё больше денег?
    Теперь снизили враньё до 600 самолётов до 30 года! Тоже сказки, как все понимают, но врут уже меньше! Зато денег теперь опять на это же выделили, но ещё больше, чем на 1000 самолётов два года назад!
    И никто не ответил, в первую очередь хрипатый Мантуров, у которого якобы все авиазаводы были забиты договорами и работой!
    10 лет уже идёт импортозамещение создание своих движков, а по-прежнему ни хрена нет. Даже проверенные и проработанные советские самолёты с движками не выпускают!
    А ещё через 2 года соврут уже про 400 самолётов к 30 году.
    1. Странный гость (Странный Гость) 18 января 2024 13:17
      -1
      Под дополнительное финансирование yes
    2. bobba94 Офлайн bobba94
      bobba94 (владимир) 18 января 2024 17:47
      +6
      Ошибаетесь насчёт 2 годочков.... Про эти 600 самолетов забудут сразу же после мартовских выборов 2024 года.
  5. Сергей Латышев (Серж) 18 января 2024 18:16
    +6
    Вобщем , вместо обсуждений - как, что и какими мощностями - почти все коментаторы расходятся только в одном: процент и сроки вранья в очередной обещалке....
  6. vlad127490 Офлайн vlad127490
    vlad127490 (Vlad Gor) 18 января 2024 19:01
    +1
    Русский народ может всё. Придёт Сталин и будет 1000 самолётов. Без Сталина никак.
    1. Дваждырождённый (Неизвестный) 18 января 2024 23:10
      +3
      А нет Иосифа Виссарионовича уже 70 лет и не предвидится. И до 2030 года он вряд ли появится!
      Так что не будет у нас к этим годам и даже двухсот своих самолётов.
      Господи, да даже новый "кукурузник" уже сколько лет сделать не можем! Хотя есть уже в металле, летающие шикарные разработки помимо "Байкала".
    2. Николай Волков (Николай Волков) 20 января 2024 11:12
      +3
      Сталин пришёл не сам по себе. до Сталина пришёл Ленин и партия ВКП(б)...которая вымела из России всех этих "эффективных" чубайсов и прочих любителей швабов начала 20-го века...

      сейчас главная повестка легальных коммунистов - "Путин надень шапочку"...
  7. Линкович Чумовски 18 января 2024 23:49
    +1
    Предлагаю делать дельтапланы ! К 2030 году точно осилим, может даже план перевыполним !
  8. Мимоходом Онлайн Мимоходом
    Мимоходом (Gaļina Rožkova) 19 января 2024 02:52
    +1
    Сталин , конечно, нужен. К нему Берия. Туполев с Микояном и компанией, в шарашках каких-нибудь. Сколько-то ещё инженеров, техников, слесарей. Сколько-то заводов, разных. Ну и другая какая-то Россия, наверное... Ладно, шестисот не сделают, но стараться надо.
    1. сергей фонов (сергей фонов) 19 января 2024 18:28
      +1
      Смотрел ОРТ. Рабочий Воронежского завода сказал ранее работало 26 000 т человек, сейчас 6 000 т , из них половина то есть 3 000 т ИТР. Заслуженный пилот России сказал для 600 самолётов нужно 1 500 двигателей, которые построить труднее, чем сам самолёт. В заявленные 600 самолётов, при отсутствии построенных самолётов, может только тот, кто получает бюджетные деньги на строительство.
    2. Николай Волков (Николай Волков) 20 января 2024 11:15
      +2
      при Сталине многие отрасли в России создавались с нуля. СССР же оставил нам богатое наследие, которое радостно прожирали последние 30 лет...

      и да, у Сталина не получилось ничего, если бы за ним не стояли миллионы людей, заражённых идеей нового мира, идеями освоения космоса и т.д...

      нынешние миллионы кроме идеи освоения очередного айфона и "вкусно и точки" особо ничем не заморачиваются...
  9. Сергей_К Офлайн Сергей_К
    Сергей_К (Сергей) 19 января 2024 08:45
    -3
    РАБОТАТЬ надо , а не ныть. В 41 было еще хуже... НО ...работали и СДЕЛАЛИ! Самое главное - "эффективных болтунов" и в руководстве и (да что греха таить- на производстве) или выгнать или заставить пахать!
    1. сергей фонов (сергей фонов) 19 января 2024 18:39
      +3
      Всё правильно надо работать.Это ключевое слово. ТАК же главное и в том, КТО и КАК заставит "эффективных болтунов" работать?, и Как они сами себя выгонят. Давайте не строить иллюзий, будем реалистами. В 1941 был ГКО, который взял на себя всю полноту власти, а также ответственности за судьбу страны. При рекордных урожаях зерна нет корма для кур,(так пишут), оттого и нет яиц в достаточном количестве.
  10. Olive Офлайн Olive
    Olive (Oleg) 19 января 2024 13:45
    +4
    Вот нет у вас веры руководству страны!
    Наверное потому, что они врут постоянно.
    Но в данном случае согласен - заявленная задача есть mission impossible
  11. ssimplitsissimus Онлайн ssimplitsissimus
    ssimplitsissimus (Симплиций Симплициссимус) 20 января 2024 09:13
    +1
    Возможно.И.В Сталин за десять лет страну из крестьянской сделал индустриальной.Шьорт побери,гитлер (ни дна ему ни покрышки) за пять лет страну подготовил к мировой бойне.Если Президенту так дороги олегархи,то можно воспользоватся его,алоизыча,опытом У нас всё есть для рывка.Даже союзники,хоть и ситуационные.Ресурсов-море.Население в основном-образованное.Идеи и госидеологии нет.
    1. Николай Волков (Николай Волков) 20 января 2024 11:21
      +2
      почему нет? у правящих кругов есть идеология: "Солнце восходит на Западе" называется...

      и ей они с радостью служат...

      даже спустя полтора года СВО и санкций многие установки Шваба претворяются в жизнь в России, эффективная "ураган Эльвира" своими ставками делает всё, чтобы сектор производства даже не думал развиваться..."рекорды" сельского хозяйства заканчиваются катастрофами селян и процветанием перекупов...про уничтожение школ,больниц,науки даже говорить уже смысла нет...

      в Рейхе, с которого вы предлагаете взять пример, олигархи стояли на службе у идеи...а в России "идея" у олигархов...да и то не идея,а лапша на ушах трудового народа...
  12. Николай Волков (Николай Волков) 20 января 2024 11:08
    +1
    год назад говорилось о 1000, теперь уже 600...к 2030-му судя по всему если произведут 60, то это будет прорыв...
  13. Glagol1 Офлайн Glagol1
    Glagol1 (Андрей) 21 января 2024 15:15
    0
    Вот сохранили промышленность и теперь увидим ренессанс. У нас это есть, а вот соседи все прокекали, 404-ая особенно. Правда я в 600 бортов за 6 лет не особо верю, но штук 350-400 сделаем. Авиационная отрасль - это не шашлычная у дороги, быстро не развернешь. Но здорово то, что есть что разворачивать. МС-21 - вообще конфетка, 737max отдыхает в сторонке. С кучей проблем.
  14. владимир1155 Офлайн владимир1155
    владимир1155 (владимир) 21 января 2024 22:26
    0
    хочу добавить,
    1 масштабировать проивзодство двигателя, если он создан не проблема, ввести вторую и третью смену, ничего кроме денег для этого ненужно
    2 если сертификация самолета или двигнателя затягиваестя нужно сажать тех чиновников которые устраивают волокиту при сертификации, если проведены все испытания сертификация должна занимать три дня.. распоясались чиновники коррупционеры волкитчики бюрократы все уже привыкли, что сдача построенного дома идет годами, а на трамвай в шушарах выдавали разрешение на строительство чуть ли не 6 лет!!!! сажать бюрократов врагов народа вредителей вымогатеей, и хорошо заживем и самолеты отечественые полетят сотнями новые
  15. Риторическая Рита (Риторическая Рита) 22 января 2024 12:16
    +1
    Нет. Все понимают ведь, что произвести 600 самолетов не получится. Чисто совковая агитка как про "догнать и перегнать".
  16. Недруг Пшеков (Аркадий) 22 января 2024 21:10
    0
    Думаю что абсолютно нереально. После капитального развала восстановить по "приказу министра" не получится такую сложную область промышленности, как авиастроение. Мало того, что нужно современное оборудование, так и кадры надо готовить и воспитать не одно десятилетие. Вот за 20 лет вернутся к союзным показателям реально. Но это работать надо, а не просто нефтью торговать, или кредиты выдавать нищим людям.
    Пока единственный вариант - кооперация с Китаем, Индией или Ираном. Понятно что нам будут "выкручивать руки", но видимо надо будет в ответ "вкрутить позвонки" в продаже ресурсов. Не будет выгодных предложений от партнёров в критических для нас областях - не будет ресурсов с большим дисконтом.