Импортозамещение шагает по стране: Россия откажется от западного софта
Вице-премьер правительства РФ Антон Силуанов подписал директиву о переходе российских государственных компаний на отечественное программное обеспечение. К 2021 году должно стать отечественным более половины программного обеспечения в компаниях, где государство является основным акционером или имеет большинство в совете директоров.
Это компании-монстры гражданского, двойного и оборонного назначения из перечня №91-р, включая «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «Роснефть», РЖД, «Первый канал», «Роснано», ВТБ, Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей», Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», и т.д.
Как обычно, при постановке государственных задач сроки выставлены минимальные: в течение десяти дней компании должны провести заседания советов директоров или наблюдательных советов для обсуждения вопроса об импортозамещении программного обеспечения и принять стратегическое решение о переходе на российский софт.
Далее, в течение двух месяцев должны быть выработаны, согласованы в соответствующих инстанциях и утверждены привычные для российских ведомств и структур с госучастием планы мероприятий на 2018-2021 годы с указанием ответственных лиц, мероприятий, источников, объемов и сроков финансирования, ключевых показателей эффективности, а отчеты о реализации директивы и планов мероприятий направляться в Минкомсвязь ежеквартально.
Над темпами исполнения государственных поручений, и этого, в частности, можно иронизировать в духе Салтыкова-Щедрина, однако авральный режим исполнения имеет рациональные основания.
Курс на импортозамещение в российской экономике был взят еще в 2012 году, и с тех пор, в частности, в области программного обеспечения и информационных систем был создан неплохой задел.
Крупнейшие российские государственные ведомства, предприятия оборонной индустрии и т.д., начали переход к использованию российского программного обеспечения не позднее 2012 года, некоторые приступили к этому в 2013 году, некоторые в 2014 году.
В настоящий момент в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведется Минкомсвязью, присутствует 5082 наименования программного обеспечения, от программ элементарной функциональности до автоматизированных систем управления предприятием, производством, инженерными разработками, проектной деятельностью и т.д.
Значительно количество в России и самостоятельных компаний – производителей и разработчиков отечественного софта, многие из которых выросли как раз на импортозамещающих мероприятиях правительства последних шести лет.
Таким образом, как удовлетворительная производственная база, так и инженерно-программистские кадры хорошего качества в стране для быстрого решения поставленной задачи существуют в достаточном количестве.
Заметим также, что многие компании перечня №91-р пользуются в своей деятельности информационными системами и программным обеспечением в основном зарубежной разработки, среди крупнейших можно отметить информационные системы немецкой компании SAP AG, программные решения американской компании Oracle и иные «брендовые» зарубежные решения.
Многомиллиардные проекты по внедрению зарубежного софта и информационных систем начались в крупнейших российских компаниях еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Между прочим, уже тогда быстро стало очевидным, что перейти с одной системы управления, например, основанной на классическом бумажном документообороте и так называемом «зоопарке» маленьких информационных систем, на другую, заточенную, например, под SAP, планово, ровно и поэтапно невозможно.
Обычно были необходимы административно-командное отключение старых систем и запрет старых процедур и требование вести операции и действия в сырой новой информационной среде, что было источником стресса как для работников компаний, так и поставщиков программного обеспечения.
И для того, чтобы осуществить откат с SAP, Oracle, Siemens и т.д., на российские информационные продукты, требуется точно такой же волевой, если не волюнтаристский акт руководящих органов.
Определенную спешку можно также объяснить конфиденциальной информацией, поступающей от соответствующих российских ведомств.
Даже по открытым источникам известно, что администрация Дональда Трампа в этом году пересмотрела доктрину киберопераций, принятую еще при Бараке Обаме, и основным содержанием этого пересмотра стало снижение порога для принятия решения о наступательных кибероперациях фактически для перехода к таким операциям нужно только личное распоряжение президента США.
Состав, методы, технологии таких операций, разумеется, не раскрываются, но если внимательно посмотреть на даже неполные перечни проектов DARPA, то выяснится, что речь идет не только об уничтожении информации во вражеских информационных сетях, но и превращение некоторых элементов компьютера в подобие кинетического оружия.
Так что оснований торопиться немало. Тем более, что, в довесок, российская цифровая и программная индустрии получают неплохой бонус к развитию на ближайшие 3-5 лет.
Это компании-монстры гражданского, двойного и оборонного назначения из перечня №91-р, включая «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «Роснефть», РЖД, «Первый канал», «Роснано», ВТБ, Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей», Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», и т.д.
Как обычно, при постановке государственных задач сроки выставлены минимальные: в течение десяти дней компании должны провести заседания советов директоров или наблюдательных советов для обсуждения вопроса об импортозамещении программного обеспечения и принять стратегическое решение о переходе на российский софт.
Далее, в течение двух месяцев должны быть выработаны, согласованы в соответствующих инстанциях и утверждены привычные для российских ведомств и структур с госучастием планы мероприятий на 2018-2021 годы с указанием ответственных лиц, мероприятий, источников, объемов и сроков финансирования, ключевых показателей эффективности, а отчеты о реализации директивы и планов мероприятий направляться в Минкомсвязь ежеквартально.
Над темпами исполнения государственных поручений, и этого, в частности, можно иронизировать в духе Салтыкова-Щедрина, однако авральный режим исполнения имеет рациональные основания.
Курс на импортозамещение в российской экономике был взят еще в 2012 году, и с тех пор, в частности, в области программного обеспечения и информационных систем был создан неплохой задел.
Крупнейшие российские государственные ведомства, предприятия оборонной индустрии и т.д., начали переход к использованию российского программного обеспечения не позднее 2012 года, некоторые приступили к этому в 2013 году, некоторые в 2014 году.
В настоящий момент в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведется Минкомсвязью, присутствует 5082 наименования программного обеспечения, от программ элементарной функциональности до автоматизированных систем управления предприятием, производством, инженерными разработками, проектной деятельностью и т.д.
Значительно количество в России и самостоятельных компаний – производителей и разработчиков отечественного софта, многие из которых выросли как раз на импортозамещающих мероприятиях правительства последних шести лет.
Таким образом, как удовлетворительная производственная база, так и инженерно-программистские кадры хорошего качества в стране для быстрого решения поставленной задачи существуют в достаточном количестве.
Заметим также, что многие компании перечня №91-р пользуются в своей деятельности информационными системами и программным обеспечением в основном зарубежной разработки, среди крупнейших можно отметить информационные системы немецкой компании SAP AG, программные решения американской компании Oracle и иные «брендовые» зарубежные решения.
Многомиллиардные проекты по внедрению зарубежного софта и информационных систем начались в крупнейших российских компаниях еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Между прочим, уже тогда быстро стало очевидным, что перейти с одной системы управления, например, основанной на классическом бумажном документообороте и так называемом «зоопарке» маленьких информационных систем, на другую, заточенную, например, под SAP, планово, ровно и поэтапно невозможно.
Обычно были необходимы административно-командное отключение старых систем и запрет старых процедур и требование вести операции и действия в сырой новой информационной среде, что было источником стресса как для работников компаний, так и поставщиков программного обеспечения.
И для того, чтобы осуществить откат с SAP, Oracle, Siemens и т.д., на российские информационные продукты, требуется точно такой же волевой, если не волюнтаристский акт руководящих органов.
Определенную спешку можно также объяснить конфиденциальной информацией, поступающей от соответствующих российских ведомств.
Даже по открытым источникам известно, что администрация Дональда Трампа в этом году пересмотрела доктрину киберопераций, принятую еще при Бараке Обаме, и основным содержанием этого пересмотра стало снижение порога для принятия решения о наступательных кибероперациях фактически для перехода к таким операциям нужно только личное распоряжение президента США.
Состав, методы, технологии таких операций, разумеется, не раскрываются, но если внимательно посмотреть на даже неполные перечни проектов DARPA, то выяснится, что речь идет не только об уничтожении информации во вражеских информационных сетях, но и превращение некоторых элементов компьютера в подобие кинетического оружия.
Так что оснований торопиться немало. Тем более, что, в довесок, российская цифровая и программная индустрии получают неплохой бонус к развитию на ближайшие 3-5 лет.
Информация