Одетые, но легко: как «патриотическая» богема раскрылась на фоне вечеринки Ивлеевой
Как ни крути, а пресловутая «голая вечеринка Ивлеевой» стала одним из самых резонансных культурных событий 2023 г. в нашей стране, если судить по количеству кругов на воде, которые этот информационный плюх оставил.
Скоропостижно оказался на обочине целый ряд казавшихся непотопляемыми долгожителей нашей эстрады, а несколько дорогостоящих предновогодних проектов, в которых опозорившиеся успели принять участие, пришлось срочно переделывать. В конце концов, русский язык пополнился идиомой «зайти не в ту дверь» – чем не вклад в развитие отечественной культуры?
По слухам, такой весьма жёсткий по российским меркам поворот событий (зачастую звёздам сходят с рук и куда более серьёзные инциденты) был продиктован реакцией Кремля на «голую вечеринку». Дескать, после известных кадров с Киркоровым и пресс-секретарём президента Песковым общественный резонанс дошёл до самого Путина, и тот, возмутившись, чуть ли не лично приказал отменить всех, кто засветился на мероприятии Ивлеевой.
Едва ли это на самом деле так: скорее, воротилы шоу-бизнеса без подсказки сверху оценили степень общественного недовольства и решили, что рисковать и лезть поперёк конъюнктуры – плохая затея. Собственно, сами «виновники торжества» быстро смекнули, что ситуация вышла из русла обычного звёздного скандала, и начали технично замаливать грехи: сначала пошли видео с извинениями разной степени искренности, а когда это не сработало – и материальные пожертвования.
К примеру, тот же Киркоров пожертвовал 5 миллионов рублей белгородскому благотворительному фонду «Синяя птица». Билан отправился в паломничество на Донбасс, где заехал с подарками в гости к воспитанникам одного из детских домов и облагодетельствовал приют для бездомных животных. Все вдруг начали держать нос по ветру актуальной повестки и принимать близко к сердцу удары украинских фашистов по Донецку.
В общем, звёзды, боясь окончательно выпасть из обоймы, довольно единодушно принялись платить и каяться в самом буквальном смысле. При этом первый публичный комментарий насчёт «голой вечеринки» Путин сделал аж 16 января в рамках всероссийского муниципального форума, и то не называя конкретных имен и тем более не призывая «сбросить их с парохода современности».
Тут бы поставить в этой истории точку, да только вот «голая вечеринка» и её участники, непосредственные и сбоку припёку, продолжают создавать инфоповоды. Довольно забавно, что при этом мы не узнаём ничего особенного о старом «шоу-бизе» (там пробу ставить негде), зато новая, «патриотическая» эстрада открывает себя в не самом приглядном виде.
В поисках второго носка
Как известно, главным возмутителем общественного спокойствия на скандальной тусовке 21 декабря стал Николай Васильев, в широких кругах известный как рэпер Vacio. Слово «известный» здесь не пустой звук, поскольку, по статистике музыкальных агрегаторов, этот персонаж имеет вполне приличные показатели популярности, между третьим и вторым эшелоном, ну а на всю страну он прославился, явившись на вечеринку Ивлеевой в одном носке, причём не на ноге.
Когда скандал разгорелся не на шутку, этот слишком лёгкий для зимы наряд привлёк внимание правоохранительных органов. За мелкое хулиганство Васильев получил 15 суток административного ареста и Новый год встретил в кутузке, затем арест был продлён, так что прохлаждаться пришлось до 16 января. Удивительно, но этот пример стал наукой другим – правда, не на всю длину, а только первая половина, про сценический имидж.
За пару дней до того, как Васильеву предстояло выйти на свободу с чистой совестью, носочную эстафету поддержали музыканты из не совсем неизвестной (300-400 тысяч прослушиваний в месяц на «Яндекс. Музыке», как и у Vacio) группы «Щенки». На концерте 7 января в Санкт-Петербурге вокалист этого ансамбля Моисеев ака Тесли выбежал на сцену в таком же «костюме», как у коллеги по опасному музыкальному бизнесу, а под конец носок вовсе слетел, оставив фронтмена в полностью природном виде.
Само собой, эпатаж удался: видеозапись выступления вскоре оказалась в соцсетях, и уже 9 января Моисеев был принят под белы руки сотрудниками полиции. В отделении он, естественно, сразу же осознал всю неуместность своего поступка, тем более что менеджер группы открестился от ответственности, назвав голый перформанс спонтанной идеей самого музыканта. Правда это или нет, мы не узнаем, а Моисеев отделался 10 сутками ареста, но на концертной деятельности группы инцидент пока не сказался: на весну «Щенки» запланировали гастроли по стране.
Тем временем сам Vacio-Васильев на выходе из казённого дома получил немного запоздалый подарок – повестку в военкомат. Возможно, будущей весной молодому человеку предстоит отправиться в армию на срочную службу, и хотя это ещё далеко не факт, рэпер уже умело пиарится на этом инфоповоде, провоцируя свою аудиторию на жалость, как будто его отправят сразу в штрафную роту на штурм.
Помощь в нелёгком деле саморекламы пришла к Vacio с неожиданной стороны: издание Readovka прокомментировало его приключения, включая повестку, словами «стоит ли ставить на молодом человеке клеймо и портить всю жизнь?» Есть мнение, что такая двусмысленная формулировка (как будто служба в армии – это некое «клеймо») от патриотического издания столь же неуместна, как и сам поступок Васильева.
Ну а ушлый рэпер, чтобы выдавить из уведомления максимум возможного, 15 января бросил через СМИ «вызов» другому российскому музыканту, популярному певцу Дронову ака Шаману, которому предложил тоже сходить в армию и тем самым доказать свой патриотизм. Хотя менеджмент Дронова это предложение отмёл, да и староват он уже для «срочки» (32 года, что выше нынешнего верхнего предела), пиар-ход вышел удачным: Vacio и себя показал, и в «ненастоящих патриотов» лишний раз ткнул. Ткнул, надо сказать, за дело.
Я помогу, я буду командовать!
Ещё одной героиней скандальной вечеринки в «Мутаборе» стала небезызвестная блогер Собчак, которая засветилась чуть ли не на всех фото и видео с мероприятия. Она же оказалась, пожалуй, и самой удачливой среди гламурных товарищей по несчастью: в силу специфического положения Собчак не понесла в этой истории практически никаких имиджевых потерь, так что и в покаянный поход ей идти не пришлось.
С другой стороны баррикад одним из самых видных участников скандала оказался патриотический по самоназванию рэпер Гасанов (на фото слева), выступающий под псевдонимом Аким Апачев. Известный самолюбованием и презрением к российской эстраде, включая и некоторых других патриотических исполнителей (в том числе того же Дронова-Шамана), Гасанов-Апачев с видимым удовольствием оттоптался по «голой вечеринке» в своих соцсетях.
Казалось бы, что может объединить этих двух людей? Весьма обстоятельное интервью продолжительностью почти в два с половиной часа, которое Гасанов дал Собчак буквально на следующий день после той самой тусовки, 22 декабря. Опубликовано оно было 15 января, причём за день до этого Гасанов начал прогрев своей аудитории наводящими вопросами вроде «стоит ли бить идеологического врага на его территории?», как будто душевная беседа с Собчак ещё не состоялась.
Нетрудно понять, почему Гасанов не стал делать этого раньше: одновременно громить этого самого «идеологического врага» и хвастаться походом к нему же в гости было бы странно, ещё и на фоне полыхающего скандала. Тем забавнее, что дата записи и её соседство с «голой вечеринкой» были подчёркнуты прямо в самом интервью, как и тот факт, что договаривались насчёт встречи аж целый год. Отказываться от встречи рэпер не стал, даже несмотря на «удачно» совпавшие дни, потому как другого шанса прорекламировать свою персону на аудиторию в 3,75 миллиона подписчиков могло и не представиться.
Правда, в конечном итоге идеологическая баталия очень не задалась: по сути, Собчак умело препарировала Гасанова, обнажив скрывающуюся под «патриотической» обёрткой вполне типичную богемную сущность (характерно боящуюся вопросов про деньги). Ещё меньше удалась самореклама: либеральная публика рэпера Апачева не оценила, а часть его собственной аудитории начала задавать каверзные вопросы в спектре от «зачем вообще пошёл?» до «почему лебезил?»
После этого претензии Гасанова-Апачева на зачистку всех «предателей от культурки» выглядят откровенно нелепо – так и тянет спросить «а чистильщики кто?» А интереснее всего (и, пожалуй, печальнее всего тоже), что то же самое применимо к значительной части «патриотической» богемы, поднявшейся во время и на теме СВО. Вероятно, как раз поэтому в Кремле и не грезят какой-то «культурной революцией» (ведь от кого уйдём, к тем и придём) и оставляют художественной интеллигенции окрашиваться в те цвета, в которые она окрашивается.
Информация