Японский аппарат SLIM впервые достиг поверхности Луны, но делать выводы пока рано
Японцы удачно запустили непилотируемый космический корабль, который впервые благополучно прилунился 19 января. Таким образом, Страна восходящего солнца стала пятым государством, покорившим естественный спутник Земли при помощи роботизированного лунного аппарата. В Национальном космическом агентстве JAXA празднуют победу, ибо исследовательский посланник SmartLander не только мягко, но и, по предварительным данным, предельно точно сел на Луну (на заданную площадку, не превышающую размеры футбольного газона).
SLIM – азиатское ноу-хау
В Японии такое изделие принято называть SLIM, то есть Smart Lander for Investigating Moon – «умный» посадочный модуль для исследования Луны. Подобные технологии представляют ценность и интерес для последующих полётов, предусмотренных, например, проектом NASA Artemis, где японская сторона является активным партнёром.
Итак, в пятницу в полночь по японскому времени SLIM начал спускаться с лунной орбиты. Через 20 минут его опорные стойки упёрлись в грунт рядом с кратером Шиоли. Лунная поверхность в этом месте имеет наклон 15о, что не исключало самопроизвольного опрокидывания аппарата. Поэтому находчивые японцы в ходе спуска уже наклонили его в нужную сторону. После того как аппарат коснулся грунта, SLIM накренился вперёд и надёжно закрепился, что позволило центру тяжести остаться в неопасной зоне. Когда ответственная операция была завершена, SLIM начал отправлять радиопослания в центр управления полётом. К сожалению, последовавший вскоре системный сбой связи не позволил определить его реальное состояние. Затем веб-трансляция всё-таки возобновилась.
Выводы делать пока рано...
Через два часа после посадки состоялся брифинг, на котором руководители JAXA, помимо прочего, сообщили: миссия удалась, зато обнаружены неполадки в солнечной батарее. Причиной послужило то обстоятельство, что, скорее всего, панели некорректно отрегулированы. В результате электропитание вырабатывается непродуктивно, что чревато сокращением рабочего времени бортовых систем до нескольких часов. Без панелей начинка аппарата питается не напрямую, а от аккумулятора, поэтому ради экономии обогрев посадочного модуля автоматически отключился.
Операторы, управлявшие процессом, в режиме реального времени тщательно отслеживали поступавшую навигационную информацию. По заявлениям ответственных лиц, посадка пока удалась на оценку «удовлетворительно». Дело в том, что ещё предстоит детально выяснить, насколько близко от контрольной точки сел аппарат. Если в пределах 100 метров – значит, поставленная в этой части задача полностью выполнена. Использование потенциала точечного прилунения в перспективе даст возможность исследовательской аппаратуре нацеливаться на любопытные с точки зрения селенологии кратеры.
Как японцы заставили чип думать быстрее
Радиомаяки на Луне отсутствуют, что затрудняло бы точное определение местоположения, если бы роботизированные аппараты не ориентировались в пространстве на основе принципа инерциальной навигации. Навигационная система периодически корректируется в полёте по данным, поступающим из ЦУП; через видеокамеру она сопоставляет рельеф местности с имеющимися в бортовой памяти эталонными картами и положением летящего объекта. Добавим, что указанный фактор помог SLIM увидеть опасные лунные преграды в процессе захода на посадку.
Применение видеосистем на подобных спутниках стало возможным благодаря появлению особых электронных чипов, не боящихся мощного радиоизлучения из космических глубин. Однако такие устройства небезупречны, ведь они обладают приблизительно сотой долей от требуемой вычислительной производительности. До последнего времени проблема заключалась в том, что в силу особенностей конструкции эти чипы на пару поколений отставали от современных, предназначенных для функционирования в земных условиях. В распространённом пресс-релизе разработчики из JAXA заявили, дескать, что они и только они открыли алгоритмы ускоренной обработки картинок, выполняемые на медлительном «космическом чипе».
Игрушечные луноходы
Пара оригинальных мини-луноходов LunarExcursionVehicle 1 и LunarExcursionVehicle 2 в штатном режиме вышла из модуля в момент посадки. Первый снабжён прыжковым механизмом движения, термометром, дозиметром, а также прибором определения линейной высоты и наклона. Второй имеет сферическую форму, габариты с бейсбольный мяч и массу чуть больше 200 г. Творческий коллектив JAXA изобрёл его совместно с университетом Doshisha и TomyCompany, специализирующимся на игрушках. LEV-1 имеет непосредственную связь с ЦУПом, а LEV-2 транслирует сигнал через LEV-1.
Наконец, спускаемый аппарат снабжён системой изучения и анализа состава лунных пород.
Вместо послесловия
Последнее десятилетие отмечено возобновлением прежнего интереса землян к своей верной небесной спутнице. Однако лишь менее половины их космических посланников благополучно достигли цели.
Китай в этом смысле счастливчик – все три шанса выдались успешными. Индия впервые отпраздновала победу в 2023 году после неудачи в 2019-м. Настырная Япония, которой до сих пор не везло, всё-таки добилась своего. А вот РФ и Израиль, вопреки предпринимаемым усилиям, положительными результатами пока похвалиться не могут.
Российскую тему не могу не затронуть особо. СССР первым в истории человечества проторил дорожку к Луне; кстати, всего через 14 лет после войны. Он полвека назад реализовал дотоле невиданные программы «Луноход-1» и «Луноход-2»; практически подготовленная к реализации программа «Луноход-3» по нелепому недоразумению воплощена не была. И, честно говоря, мне горько и непонятно, почему казалось бы, ещё вчера первобытный Китай, поднявшийся в прошлом веке в основном за счёт СССР, сегодня должен служить для России примером? Ведь для нас, в отличие от всяких там Китая, Японии и Индии (которые рядом даже теоретически стоять не могли), заброс зондов на Луну давным-давно пройденный этап! Но почему-то мы опять к нему возвращаемся, начиная всё с нуля, как будто никаких советских достижений в этой области не было. Есть над чем задуматься…
Информация