Большой стране – большие машины: крупнейшие самолеты СССР

0
Подборками крупнейших самолетов мира уже мало кого удивишь. Их название и внешний вид хорошо известны всем, кто когда-либо интересовался авиацией. Поэтому мы решили вспомнить про пятерку самых больших советских крылатых машин. Тем более, что некоторые из них оказались незаслуженно забыты.





5. Ту-160

Длина: 54,1 м;
Размах крыла: 55,7 м;
Масса пустого: 110 000 кг;
Нормальная взлетная масса: 267 600 кг
Экипаж: 4 человека.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 — далеко не новая машина. Первый полет она выполнила еще в 1981 году. Всего было построено 35 таких машин: часть из них продолжает нести службу в составе Воздушно-космических сил России, будучи одним их элементов ядерного сдерживания и входя в так называемую ядерную триаду. Впервые Ту-160 применили в бою во время военной операции в Сирии. Известно, что эти самолеты запускали новейшие крылатые ракеты Х-101. В обозримом будущем планируют широкомасштабное возобновление производства машины, модернизированная версия получит наименование Ту-160М2. Говорят, от старого самолета останется только название. Вся оптика/электроника будут совершенно новыми.

4. Ил-86

Длина: 59,94 м;
Размах крыла: 48,06 м;
Масса пустого: 160 250 кг;
Максимальная взлетная масса: 215 000 кг;
Экипаж: 3-4 человека;
Пассажировместимость: 314 человек (3-классная компоновка).

Гражданское авиастроение Страны Советов не снискало в мире такой славы, как военное. Иностранные пассажиры редко когда могли видеть творения отечественного авиапрома, эскортный потенциал которых был несравнимо ниже потенциала самолетов Boeing или Airbus. Это обусловлено, в том числе, относительно невысокой топливной эффективностью. Впрочем, свой ответ западным широкофюзеляжным пассажирским самолетам в СССР все же приготовили. Гигант Ил-86 имел четыре двигателя ТРДД НК-86 и имел практическую дальность в 3800 километров при максимальной взлетной массе. Увы, никакие достоинства не спасли машину: с 1976 по 1997 годы произвели всего лишь 106 единиц. Для сравнения, Boeing построил свыше полутора тысяч экземпляров модели 747. Также стоит отметить, что в число крупнейших машин СССР входят Ил-80 и Ил-96, являющееся, по сути, вариантами 86-го.

3. Ан-22 «Антей»

Длина: 57,31 м;
Размах крыла: 64,40 м;
Масса пустого: 118 727 кг;
Нормальная взлетная масса: 205 000 кг;
Экипаж: 5-7 человек;
Пассажировместимость: 290 солдат или 150 парашютистов-десантников.

Более известный многим как «Антей», этот самолет даже сейчас является самой большой в мире турбовинтовой крылатой машиной. В его непосредственные задачи входит транспортировка на большие расстояния тяжелого и крупногабаритного груза, в частности, военной техники и вооружений. Также он может использоваться как платформа для десантирования. За все время произвели 69 экземпляров, включая два для прочностных тестов. При эксплуатации Ан-22 «Антей» в катастрофах и авариях потеряли девять таких самолетов. По состоянию на 2017 год Россия имела в своем распоряжении две такие машины, еще одной владеет украинская компания «Авиалинии Антонова».

2. Ан-124 «Руслан»

Длина: 69,1 м;
Размах крыла: 73,3 м;
Масса пустого: 178 400 кг;
Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
Экипаж: 8 чел;
Количество пассажиров: 28 чел;
Грузоподъемность: 120 000 кг.

Без преувеличения, Ан-124 «Руслан» — одна из самых легендарный советских крылатых машин. Самолет появился благодаря пресловутой гонке вооружений. Если быть точней, то СССР опасался появления у американцев нового военно-транспортного Lockheed C-5 «Galaxy», который они начали разрабатывать еще в 60-е. Такая машина, в частности, позволяла быстро перебрасывать крупные воинские соединения на большие дистанции. Первый полет Ан-124 выполнил в далеком 1982 году. Даже сейчас это самый большой и самый грузоподъемный в мире серийный грузовой самолет (в 1982—1988 годах был также и самым большим по габаритам самолетом в мире).

Конец холодной войны заставил военное руководство задуматься о пользе столь дорогой и сложной машины. При этом еще в советские годы власти официально разрешили привлекать военные «Русланы» для выполнения гражданских задач. В 1990 году эти самолеты перевезли более 50 единиц крупногабаритной техники в интересах коммерческих компаний. К сожалению, на счету у машины есть один чрезвычайно трагичный инцидент. В 1997 году произошла одна из самых страшных катастроф в истории транспортной авиации: тогда Ан-124 упал на жилые дома Иркутска, в результате чего погибло 72 человека. Отметим, что в последнее время активно обсуждали возможность возобновления выпуска Ан-124, однако в силу ряда причин финансового и технического характера ждать этого, скорее всего, не стоит.

1. Ан-225 «Мрия»

Длина: 84 м;
Размах крыла: 88,4;
Масса пустого: 250 000 кг;
Максимальная взлетная масса: 640 000 кг
Экипаж: 6 чел;
Полезная нагрузка: до 250 000 кг.

Кто-то считает этот самолет «советским», а кто-то — «украинским». Дело в том, что построен он был еще в СССР, а вот эксплуатируют единственную выпущенную машину уже упоминавшиеся «Авиалинии Антонова». Как бы там ни было, самолет стал верхом развития советской транспортной авиации. Такая огромная машина была нужна с одной единственной целью: для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического челнока «Буран». После отказа от амбициозного космического проекта машина успешно решала и другие, менее экзотические задачи. По состоянию на 2018 год самолет выполняет несколько коммерческих рейсов ежемесячно по всему миру. Так, в 2016 году Ан-225 доставил в Сантьяго изготовленную электротурбину весом 155 тонн.

Сейчас Ан-225 можно назвать «самым большим самолетом в мире» лишь с некоторыми оговорками. Дело в том, что не так давно американская компания Scaled Composites закончила строительство своего Scaled Composites Stratolaunch Model 351. Этот будущий носитель космических аппаратов в сравнении с «Мрией» имеет более скромные массу и длину, однако размах его крыльев составляет фантастические 117,3 метров. Так что детище Scaled Composites является, как минимум, самым широким самолетом в истории.