Будет ли иметь продолжение скандал с поставками западных деталей корпорации «Яковлев»

31

В западных спецслужбах и оборонных кругах разразился скандал. Вопреки введённым после начала СВО санкциям, российский самолётостроительный комплекс продолжает использовать комплектующие и вспомогательное оснащение от европейских и американских производителей...

Что удалось выяснить


Следственная информация об экспорте в РФ свидетельствует: авиадетали более чем на $8 млн были ввезены на российскую территорию с начала 2022 года по июль 2023-го. Больше половины – немецкого происхождения, а также изготовленные промышленно-технологической корпорацией Honeywell из США. Главный получатель отгруженного товара – ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года – «Иркут») из Иркутска, выпускающее многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-тренировочные самолёты Як-130, а также запчасти к Airbus A320. Кроме того, там собираются пассажирские МС-21 и Sukhoi Superjet 100.



Вашингтонская некоммерческая организация по анализу данных и глобальным исследованиям C4ADS изучила имеющиеся сведения на предмет военного применения так называемой продукции условно двойного назначения в Су-30. В итоге удалось установить: номенклатура содержит различную авионику и авиакомпоненты (компьютерные контроллеры с электроприводом, навигационные устройства и приборы, модули автоматических систем), которые потенциально могут задействоваться в создании и ремонте военной авиации.

Тем не менее официальный представитель Honeywell Кейтлин Леопольд поспешила заверить:

Записи о каких-либо сделках с «Иркутом» после 24 февраля 2022 года в корпорации отсутствуют. Мы заблокировали все транзакции с ПАО «НПК «Иркут» с началом российского вторжения на Украину, полностью свернув деятельность в России, о чём Honeywell публично объявила 9 марта 2022 года. Мы выполняем все требования к экспортным лицензиям и соблюдаем санкционное законодательство.

Бизнес вести сложно, но можно


По распоряжению президента Владимира Путина «Иркут» и другие ведущие российские авиастроительные компании в 2006 году вошли в Объединённую авиастроительную корпорацию, являющуюся частью госструктуры «Ростех». Так был дан старт хозяйственной реформе ВПК. Первые выборочные санкции появились после присоединения Крыма, а с позапрошлого года в отношении нашей оборонной отрасли Запад ввёл новые ограничения. Коснулось это и выпуска Су-30.

Дело в том, что с самого начала своей работы правительство Мишустина отказалось от инвестирования внутренних цепочек поставок для гражданской и военной авиации. Его логику понять можно: проще закупать сравнительно недорогое оборудование и расходники у зарубежных партнёров, чем заниматься восстановлением и развитием неконкурентоспособной отечественной инфраструктуры. Однако вскоре со стороны недружественных государств последовали карательные меры.

Теперь-то понятно, что «Яковлеву» придётся перестроить собственный технологический цикл в замкнутый, приступив к производству с нуля. Но на это нужно время, а пока он вынужден правдами-неправдами завозить импортные изделия. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий констатирует:

Западная элементная база недоступна, надлежит перезагрузить весь громоздкий процесс. И это проблематично. Беда в том, что санкции обладают накопительным эффектом. И чем дальше, тем тяжелее выкручиваться.

«Не для оборонного применения»


Размеры торговых операций, осуществлённых «Яковлевым», демонстрируют, насколько сложно западным правительствам контролировать соблюдение санкционной политики и сколько за бугром желающих заработать на незаконном товарообороте. Судите сами. С начала 2022 года по июль 2023-го из Германии была импортирована запретная продукция на сумму $4 млн 462 тыс. (от 24 поставщиков), из Франции – на $3 млн 550 тыс. (103), из США – на $154 тыс. (28), из Британии – на $14 тыс. (5), из Италии – на $12 тыс. (2), из Нидерландов и Польши – по $10 тыс. (по одному поставщику).

«Яковлев» также тайно сотрудничал с филиалом базирующейся в Париже Thales – фирмой Thales Avionics. Таможенные данные показывают, что только от неё были получены запчасти на сумму не менее $783 тыс. В первые месяцы после начала спецоперации Thales как ни в чём не бывало поставляла ремкомплекты нашим заказчикам, маркируя партии как «не для военного использования». Случайность или умысел?

Французские журналисты разнюхали упомянутый факт и сделали его достоянием гласности. В соответствии с их отчётами Thales и Safran (основным акционером которой, кстати, является правительство) были отправителями запрещённого товара. Тогда уж волей-неволей подпольным экспортёрам пришлось свернуть продажу русским навигационных систем, инфракрасных детекторов и тепловизоров для танков.

Будет ли положен этому конец?


Между прочим, часть импорта для «Яковлева» проникала через третьи страны. ПАО получило некоторые грузы, помеченные как военные, от известных немецких компаний Bosch и Knipex. Результаты мониторинга показали: весной 2023 года Bosch переправлял свои партии пневматических пистолетов через Алжир; по предварительным данным, Knipex поставляла кусачки для колючей проволоки.

В ответ на обвинения пресс-секретарь Bosch заявила, что компания прекратила продажи своей продукции ещё до 24 февраля 2022 года, добавив, что администрация действует согласно разработанной ею же политике соблюдения закона об экспортном контроле:

Выпуск и реализация указанной модели были приостановлены на несколько лет, серийное производство закончилось до начала войны на Украине и наложения на российскую сторону санкций. Мы не допустим утечку продукции Bosch в нарушение санкций в конце прямой или косвенной цепочки поставок в пределах нашей компетенции!

Замминистра энергетики РФ в отставке Владимир Милов, известный своей оппозиционной точкой зрения, не видит в происходящем ничего удивительного:

Европейский и в целом западный бизнес не хочет санкций против нас, выискивая подходящие шансы что-либо поставлять и находя юридические лазейки. Предприятия будут стараться обходить законодательство, и при слабом контроле за выполнением санкций они, конечно, найдут их.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 января 2024 09:13
    Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами

    Ничто не ново под Луной. Всегда так было и всегда так будет. КапитализмЪ.
  2. +5
    30 января 2024 09:14
    Ерунда какаято. Что такое эти детальки за полтора года на 8млн, когда стоимость всего одного учебно-тренировочного яка млн 10-15?
    Тем более признают в статье ,что контракты были заключены до СВО.
    да и за прибыль, наверняка могут вывернуться и продать ,типа " серийное производство закончилось"
  3. Voo
    +4
    30 января 2024 10:08
    Замминистра энергетики РФ в отставке Владимир Милов, известный своей оппозиционной точкой зрения, не видит в происходящем ничего удивительного:

    Европейский и в целом западный бизнес не хочет санкций против нас, выискивая подходящие шансы что-либо поставлять и находя юридические лазейки. Предприятия будут стараться обходить законодательство, и при слабом контроле за выполнением санкций они, конечно, найдут их.

    Наша елита все мечтает о прошлых тучных временах, когда можно было покутить у цыган в Куршавеле.
  4. +6
    30 января 2024 11:50
    Knipex поставляла кусачки для колючей проволоки

    Встали с колен в позу ... Дожились, уже кусачки являются супердефицитом. А кто гвозди поставляет? Я уж не спрашиваю за подшипники.
    Не пора ли в отставку тем, кто довел страну до такого.
    1. -2
      30 января 2024 12:13
      Цитата: SP-Ang
      Дожились, уже кусачки являются супердефицитом

      Классика же...

      До чего дожились, - иронически сказал Полесов, - вчера весь город
      обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай
      собираются пускать!..

      А так - если цена значения не имеет, до нет проблем сделать ни кусачки, ни "гвозди" ( гвозди как раз сами делаем, до 2022 был и экспорт, импорт небольшой, из Белоруссии, вот с саморезами другая история).
      А вот когда надо не просто "сделать", а не хуже по качество/цена, чем Китай (и прочая заграница) - вот тогда поди попробуй...
  5. +3
    30 января 2024 11:54
    Санкции же только на пользу. Не продают импортные детали, наконец-то начнется производство собственных. В этом и польза экономике.
    1. -1
      30 января 2024 12:01
      Для понимания.
      Импортозамещение - это не значит изготовить нужное изделие самому, это значит "достать" импортное, сменить фирменную бирку на свою и громко доложить.
      И сразу Шахед превратится в Герань.
      1. +2
        30 января 2024 15:27
        А JAC в Москвич.
        1. Voo
          0
          30 января 2024 16:32
          Когда собственность имеет значение....

      2. +1
        31 января 2024 10:18
        Цитата: prior
        это значит "достать" импортное, сменить фирменную бирку на свою и громко доложить

        Вас не смущает, что при стоимости одного только самолета 50 млн долл, десятках тысяч деталей (если укрупнить) плюс инструменты и оборудование Яковлев за 1,5 года закупил только на 8 млн долл? Это же копейки. При том, что выпускаются Су-30, МС-21, Суперджеты и Як-130 в разных видах.
      3. +1
        1 февраля 2024 11:02
        Импортозамешения это не значит что заменить все, а только то что наложили санкции, гвозди кусачки .и т.д. можно покупать, на них санкции не наложена. Да и ещё особых упорошей замещать мгновенно не кто не способен, надо делать поэтапно, проводить испытание на запчасть и постепенно водить их в конструкцию . Конечно баранам и нытикам это не понять , всегда эти будут ныть ,
    2. 0
      31 января 2024 02:30
      У нас уже до СВО было 8 лет импортозамещение, уже итак многое чего не давали. И зная это, хрен чего сделали за 8 лет,+2 года войны и полной блокады!
      1. +2
        31 января 2024 10:24
        Боинг-747 состоит из 6 млн деталей. Можно прикинуть, сколько в Суперджете и МС-21. Вы представляете, сколько производств нужно наладить для того, чтобы полностью производить детали самолёта в одной стране? Да ещё, чтобы цена была конкурентной. Никто так не делает.
      2. 0
        1 февраля 2024 11:06
        Главное автору этой статейки донести вам что все плохо и Россия не занимается импортозамешением, он же вам не сказал что сделано, сколько заметили, какой процент был замещен. Его задача подорвать недоверия , по всем фронтам. Пропаганда понимаешь, она такая, и многим подаются на нею,, потомучто разучились думать логически .
    3. Комментарий был удален.
  6. 0
    30 января 2024 23:11
    And how much Titanium is imported by the US from Russia? And how much Uranium? The US wanted a global economy and got it, it's why sanctions no longer work.
  7. +1
    31 января 2024 02:19
    У нас, что нет своих пневматических пистолетов (что бы это не было) или даже кусачек для колючки?!
    Откуда враги вообще знают, что поставляется на наши воензаводы и ставится на наши самолёты, и танки?!
    Там их шпионы заседают или на таможнях 3-х стран, нашей таможне, сливают инфу вражины самим себе?! Или со сбитых самолётов рассматривают?
    Тут уже на родную Бошовскую стиралку фашисткий подшипник с сальником не найдёшь, хоть убей, а русских нет(!), а они про военную продукцию гонят!
    Кстати, америкосы во время ВОВ гнали Гитлеру нефть, топливо через фашисткую Испанию, запчасти и машины, деньги через Швейцарию, и т.п., но типа воевали с ними в Европе! Также и наглы до войны нацистов спонсировали и подняли их производство!
    1. Voo
      0
      31 января 2024 03:42
      Есть мнение, что враги знают даже больше, чем патриоты. Такая вот хитрая информационная подача.
  8. G N
    -2
    31 января 2024 07:53
    Туговаты на мозги за Башнями Кремля!!! Пустой треп на право и лево! Они только что обещали построить 1000 самолётов до 2030 года!!! Ладно , идем все на выборы и будет нам «счастье» на следующие 6 лет!
    1. -1
      31 января 2024 10:39
      Да, но если тупо дать команду открывать производство всех деталей и узлов, инструментов и оборудования в одной стране, то расходы лягут на покупателей. Все ли готовы заплатить, например, 100 тыср за билет эконом-класса, но чтобы "всё было сделано в России и сейчас же"? Крикуны первыми будут орать "а что так дорого?". Вы ж связи не видите между этими событиями)))
      1. +1
        31 января 2024 15:31
        Ну, Союз как то справлялся. И билеты были доступны.
        1. -1
          31 января 2024 16:04
          Цитата: Странный гость
          И билеты были доступны.

          пока их дотировали.

          Цитата: Странный гость
          Союз как то справлялся

          СССР был все же побольше, чем РФ.

          И при всем при том - импортные самолеты расходовали меньше топлива, имели больший налет в сутки и в году, и больше лет летали. Вот характерно по ПС90А1, лучшему из советских двигателей, после модернизации с помощью Pratt & Whitney -

          повышение надёжности в 1,5—2 раза
          снижение стоимости жизненного цикла на 37 %
          уменьшение трудоёмкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза

          Наши бахвалились, что сделали свой ПС-90А3, не хуже чем тот частично американский ПС-90А2, но на Ил-96-400, что взлетел в 2023, поставлены почему то ПС-90А1...

          В итоге при возможности выбора у российских движков шансов было немного, только для спец. заказчиков.
          1. 0
            31 января 2024 16:32
            Для своего времени и 134-й, и 154-й, и Илы 62-й и 86-й были очень и очень неплохими машинами. Экономичность двигателей - да, лучше у западных. Но РФ вполне могла бы компенсировать экономичность ценой авиакеросина. Всё ж добывающая страна, а не Ирландия с Испанией. И работать, работать и работать.
            А насчёт дотаций - так и сейчас дотируют. Банки, нефтяные компании, АвтоТаз ...и те же авиакомпании.
            1. 0
              31 января 2024 17:17
              Цитата: Странный гость
              вполне могла бы компенсировать экономичность ценой авиакеросина.

              еще очень важен суточный налет на протяжении всего периода эксплуатации, и сам этот период, и стоимость обслуживания ( ремонтов).
              Со всем этим отечественные самолеты вообще и двигатели в частности уступали западным.
              Особенно тем, кто выжил в конкурентной борьбе, а выжили не все....

              Сейчас есть шанс хотя бы за счет российского рынка раскрутить производство.
              Но надо понимать, что он очень небольшой, весь флот - порядка 1000 самолетов, что при сроке службы в 25 лет дает потребность в 40 самолетов в год
              И это если сохранится 100+ млн пассажиров в год.
      2. Voo
        0
        31 января 2024 16:24
        Все ли готовы заплатить, например, 100 тыср за билет эконом-класса, но чтобы "всё было сделано в России и сейчас же"? Крикуны первыми будут орать "а что так дорого?". Вы ж связи не видите между этими событиями)))

        Считаете, что нынешние цены отражают реальную стоимость товара? Приглядитесь к отечественному импортозамещенному автопрому.
    2. 0
      1 февраля 2024 21:18
      1000 не построят, а штук 600 - да. Слишком сложная отрасль. Кстати, авиадвигатель, особенно реактивный, это один из самых сложных продуктов промышленности. Кроме нас умеют только полосатые вкупе с кленовыми и ЕС с бриташкой. Всё!
  9. +2
    31 января 2024 13:30
    Цитата: Рен
    Вы ж связи не видите между этими событиями)))

    Вот только не надо лапшу вешать. Открытие новых производств снизит инфляцию пропорционально снижению валютных расходов, даст новые рабочие места, главное, уберет зависимость от иностранного капитала.
    Учите экономику, но не по учебникам от ВШЭ.
  10. +1
    31 января 2024 16:40
    Раздувание темы выгодно видимо тому, кто сподвигнул автора на эту статью - Думаю в условиях войны России с западом и США за подсвечивание таких проблем, цепочек и вообще привлечение внимания - должны разбираться соответствующие органы.
  11. 0
    1 февраля 2024 03:32
    Что вы здесь за чущь понаписали?! 8 млн долларов это огромные деньги?! Автор этой чуши видимо совсем не понимает что такое авиазавод.На 8млн за целый год можно разве что педали от унитазов да мешок клепок купить
  12. 0
    1 февраля 2024 21:11
    СССР был под санкциями всегда, был такой список КОКОМ, там было несколько тысяч позиций, запрещенных к экспорту в СССР. Кстати, при его распаде большинство ограничений осталось на России. Так вот этот кокомчик был противным и проблемным, но его обходили, правда переплачивали за кривые схемы 10-30%. Была такая шутка в нашем Минвнешторге, что КОКОМ породил новое условие поставки - франко-чемодан. Возили через третьи, четвертые страны, возили в чемоданах, на яхтах, через частных лиц, платили наличными, предоставляли прикрытие и тд.
    Сейчас и проще, и сложнее. Проще - коммуникация и связь, понятно, что с предосторожностями. Сложнее - карательная компонента стала жестче, раньше штрафовали и/или не надолго сажали, сегодня - вообще без понимания. Законы больше не работают. Наверное сейчас оптимально, для поставщиков, всякие буферные схемы. Как бы полосатым уродам и их шавкам в Европе не хотелось, перекрыть они не смогут. Затруднить, удорожать, удлинить - это да, но не более того.
    1. Voo
      -1
      2 февраля 2024 05:40
      Зато есть чем занять руссо-туристо из отдела обеспечения нано разработок.
  13. 0
    2 февраля 2024 19:41
    Цитата: Рен
    Боинг-747 состоит из 6 млн деталей. Можно прикинуть, сколько в Суперджете и МС-21. Вы представляете, сколько производств нужно наладить для того, чтобы полностью производить детали самолёта в одной стране? Да ещё, чтобы цена была конкурентной. Никто так не делает.

    Есть комплектуюшие, которые принципиально нельзя ничем заменить.