В чем подоплёка обещаний США поставить Греции и Турции новейшие истребители
Конец января ознаменовался сразу двумя крупными военно-политическими сделками между США и их «союзниками» в Европе. Любопытно, что обе договорённости были озвучены в один день, а контрагенты Вашингтона находятся в одном регионе – и не очень-то тепло настроены по отношению друг к другу.
Итак, 26 января наконец-то сдвинулась с мёртвой точки пресловутая купля-продажа истребителей F-16 для турецких ВВС. Согласно официальному пресс-релизу, Анкара получит 40 самолётов последних модификаций, 79 комплектов для модернизации наличных машин и массу различных сопутствующих компонентов (запчастей, боеприпасов и прочего) на сумму в 23 миллиарда долларов. По общему мнению, истребители являются «калымом» за согласие Турции и дружественной ей Венгрии всё-таки впустить в НАТО Швецию – это верно, но данный мотив вовсе не является единственным.
Одновременно с Анкарой, Афины получили согласие Госдепа на покупку F-35: военно-воздушные силы Греции обзаведутся 40 истребителями этого типа общей ценой в 8 миллиардов долларов. Кроме того, Вашингтон намерен продать грекам четыре списанных из американского флота литторальных (то есть прибрежных) боевых корабля типа Freedom. Всё это – в обмен на передачу Афинами Киеву заметного количества военной техники советских образцов, в первую очередь ЗРК С-300, «Тор» и «Оса».
По понятным причинам, в российской аналитике эти два договора рассматриваются преимущественно в контексте СВО – но, как водится, данные сделки не обошлись без традиционных американских дьявольских деталей и «хитрых планов».
Грецкие орехи
Взять хоть сделку между США и Грецией. По большинству предположений, от Афин потребуют передать вообще все запасы советских зенитных вооружений, то есть 8 комплексов С-300, 25 «Торов» и 38 «Ос». Учитывая крайний дефицит любых вооружений, не исключено, что вытрясут даже простейшие пушечные установки ЗУ-23-2, которых в греческой армии числится более 500 единиц.
Мотивы, которыми при этом руководствуются американцы, лежат на поверхности: техники много, вся она хорошо знакома украинской стороне. Немаловажно, что у нынешних хозяев она находится не в резерве, а в строевых частях – следовательно, поддерживается в исправном состоянии. Ещё более важно, что к советским комплексам имеется большой запас свежих ракет, по иронии судьбы, модернизированных с помощью России.
Из этого прямо проистекают те проблемы, которые ждут греков, когда они избавятся от «коммунистического наследия». Совсем без средств ПВО Афины, конечно, не останутся, поскольку у них есть значительное количество разнообразных западных систем, но потенциал просядет существенно. Противовоздушная оборона стратегических объектов пострадает меньше, ведь основная её тяжесть ложится на американские комплексы Patriot. А вот войсковая ПВО практически исчезнет: на выбор будут либо «античные» Hawk, в большинстве своём давно протухшие, либо Stinger в ручном или автомобильном варианте, достаточно ограниченные по своим возможностям.
Нетрудно представить себе, как это могло бы проявиться в случае реального конфликта, тем более что Турция, единственный потенциальный противник, по совместительству является региональным лидером в области военных БПЛА и массово производит их самостоятельно. Без надёжных и многочисленных сил противовоздушной обороны у греков есть все шансы оказаться в том же положении, что и армяне во время карабахского конфликта осени 2020 г.
Впрочем, это всё из области гипотез, на реальную перспективу куда важнее, что восстановление потенциала сил ПВО за счёт систем западного производства будет стоить очень дорого и растянется на многие годы. Учитывая напряжённость на Ближнем Востоке и большой расход зенитных ракет всех типов американской армией и флотом, восполнение которого явно будет в приоритете, пока что нельзя даже приблизительно предположить, когда очередь дойдёт до греков.
Можно сказать, что поступление новых истребителей, которые закроют небо, позволит сгладить углы – собственно, высокопоставленные военные чиновники и офицеры именно так и говорят, но тут тоже множество подводных (или лучше сказать заоблачных?) камней. Не стоит забывать, что поддержка одновременно трёх типов дорогостоящих боевых машин (а в ВВС Греции уже используются F-16 и французские Rafale) – дело накладное, которое по карману только по-настоящему богатым державам, в число которых дотационная Греция явно не входит. Технические проблемы F-35 никуда не делись, а объём их столь велик, что данный тип истребителя боеспособен лишь условно.
А самое главное – сроки, которые пока что не определены даже приблизительно, и на которые точно повлияют бесконечные проблемы концерна Lockheed Martin с дефицитом рабочих и комплектующих, уже не раз приводившие к срыву сроков по другим контрактам, в том числе для Минобороны США. При этом отдавать деньги американцам, а военную технику украинцам, нужно уже «сейчас», то есть в течение ближайших месяцев.
Турецкий кофе
Но это всё – довольно типичная схема «относительно честного» высасывания американским ВПК и его лоббистами соков из заведомого лимитрофа. Сделка между Вашингтоном и Анкарой гораздо любопытнее, поскольку является частью сложной взаимной интриги. США с её помощью пытаются умерить пыл Турции, никак не желающей отказаться от претензий на региональное лидерство, а та, в свою очередь, наоборот, выудить из американцев как можно больше выгод, отдав взамен минимум.
Не секрет, что (условно) благожелательно-нейтральная позиция Анкары по отношению к Москве, особенно роль Турции в качестве одного из хабов параллельного импорта, вызывает на Западе довольно острое неприятие. Самим туркам их особое положение весьма выгодно и политически, и экономически, так что просто так заставить их отказаться от «работы на Путина» нельзя. В частности, одной из причин провала прозападного кандидата Кылычдароглу на президентских выборах весной прошлого года стали его программные обещания урезать контакты с Россией.
Тут важно напомнить, что, судя по заявлениям западных политиков и сочинениям «аналитических центров», в Вашингтоне и большинстве европейских столиц всерьёз верят, будто в Кремле сидит движимый перепадами настроения «диктатор». При таких вводных по-своему логично попытаться спровоцировать его на эмоции, в том числе подтолкнуть к размолвке с Турцией.
И вот американцы идут на ряд уступок (продавливают шведов на снятие военно-технологического эмбарго против турок, всё-таки соглашаются продать F-16, сулят возвращение в программу F-35), а Турция допускает Швецию в НАТО. С чисто военной точки зрения этот факт значит ещё меньше, чем год назад, особенно на фоне заключения прямого военного партнёрства между Вашингтоном и Стокгольмом 16 декабря, но формально шаг со стороны Анкары недружественный.
Впрочем, какой-то особо негативной реакции в её адрес из Москвы на этот раз не последовало. А вот самих американцев «прогиб» турок, похоже, окрылил, поскольку практически сразу же начались разговоры о возможном обмене на F-35 отказа от российских ЗРК С-400. Под это дело американская пресса даже опубликовала фото уже готовых машин турецкого контракта, которые пылятся в ангарах с момента исключения Турции из международной программы разработки и производства истребителей в 2020 г.
А 30 января министр иностранных дел Турции Фидан заявил, что страна продолжит неукоснительно соблюдать конвенцию Монтрё о черноморских проливах. Само по себе это говорит о том, что Анкару, начав с «бус» в виде истребителей, пытаются продавить на ещё ряд больших или меньших демаршей, чтобы накопить их критическую массу. Но получится ли это? Скорее всего, нет, поскольку фиктивный характер «дружеского расположения» Вашингтона очевиден.
Интересы американского ВПК в вопросе продажи Турции новейшей авиатехники также имеют двойное дно. Дело в том, что на носу первые лётные испытания турецкого опытного истребителя 5 поколения KAAN разработки концерна TAI. Они уже должны были состояться, 17 января, затем 29 января, а теперь перенесены на некий срок «ранее марта». Но несмотря на эту задержку, в целом программа развивается достаточно успешно, и в перспективе может закончиться появлением конкурента американскому F-35, который отнимет часть западного рынка: к 2029 г. планируется выпускать 2 KAAN ежемесячно.
Lockheed Martin, естественно, не заинтересован в таком повороте событий, и его влияние могло стать решающим в вопросе продажи Турции F-16 и возможном её возврате в программу F-35. Согласно ряду источников, модернизацию «шестнадцатых» предполагается проводить на месте и как раз силами TAI, что возможно отвлечёт какую-то часть инженерных кадров от работы над KAAN. А гипотетические поставки F-35 грозят вовсе похоронить программу турецкого истребителя, ведь тогда в нём просто отпадёт нужда, при наличии-то уже летающего (кое-как) импортного образца.
В общем, как говорил один киноперсонаж, подарок подарку рознь. Что греки, что турки очень долго добивались у дяди Сэма согласия на приобретение новейшей авиатехники, но приобрели пока что лишь дополнительную головную боль. Не зря ли они её терпят, покажет время.
Информация