В чем подоплёка обещаний США поставить Греции и Турции новейшие истребители

10

Конец января ознаменовался сразу двумя крупными военно-политическими сделками между США и их «союзниками» в Европе. Любопытно, что обе договорённости были озвучены в один день, а контрагенты Вашингтона находятся в одном регионе – и не очень-то тепло настроены по отношению друг к другу.

Итак, 26 января наконец-то сдвинулась с мёртвой точки пресловутая купля-продажа истребителей F-16 для турецких ВВС. Согласно официальному пресс-релизу, Анкара получит 40 самолётов последних модификаций, 79 комплектов для модернизации наличных машин и массу различных сопутствующих компонентов (запчастей, боеприпасов и прочего) на сумму в 23 миллиарда долларов. По общему мнению, истребители являются «калымом» за согласие Турции и дружественной ей Венгрии всё-таки впустить в НАТО Швецию – это верно, но данный мотив вовсе не является единственным.



Одновременно с Анкарой, Афины получили согласие Госдепа на покупку F-35: военно-воздушные силы Греции обзаведутся 40 истребителями этого типа общей ценой в 8 миллиардов долларов. Кроме того, Вашингтон намерен продать грекам четыре списанных из американского флота литторальных (то есть прибрежных) боевых корабля типа Freedom. Всё это – в обмен на передачу Афинами Киеву заметного количества военной техники советских образцов, в первую очередь ЗРК С-300, «Тор» и «Оса».

По понятным причинам, в российской аналитике эти два договора рассматриваются преимущественно в контексте СВО – но, как водится, данные сделки не обошлись без традиционных американских дьявольских деталей и «хитрых планов».

Грецкие орехи


Взять хоть сделку между США и Грецией. По большинству предположений, от Афин потребуют передать вообще все запасы советских зенитных вооружений, то есть 8 комплексов С-300, 25 «Торов» и 38 «Ос». Учитывая крайний дефицит любых вооружений, не исключено, что вытрясут даже простейшие пушечные установки ЗУ-23-2, которых в греческой армии числится более 500 единиц.

Мотивы, которыми при этом руководствуются американцы, лежат на поверхности: техники много, вся она хорошо знакома украинской стороне. Немаловажно, что у нынешних хозяев она находится не в резерве, а в строевых частях – следовательно, поддерживается в исправном состоянии. Ещё более важно, что к советским комплексам имеется большой запас свежих ракет, по иронии судьбы, модернизированных с помощью России.

Из этого прямо проистекают те проблемы, которые ждут греков, когда они избавятся от «коммунистического наследия». Совсем без средств ПВО Афины, конечно, не останутся, поскольку у них есть значительное количество разнообразных западных систем, но потенциал просядет существенно. Противовоздушная оборона стратегических объектов пострадает меньше, ведь основная её тяжесть ложится на американские комплексы Patriot. А вот войсковая ПВО практически исчезнет: на выбор будут либо «античные» Hawk, в большинстве своём давно протухшие, либо Stinger в ручном или автомобильном варианте, достаточно ограниченные по своим возможностям.

Нетрудно представить себе, как это могло бы проявиться в случае реального конфликта, тем более что Турция, единственный потенциальный противник, по совместительству является региональным лидером в области военных БПЛА и массово производит их самостоятельно. Без надёжных и многочисленных сил противовоздушной обороны у греков есть все шансы оказаться в том же положении, что и армяне во время карабахского конфликта осени 2020 г.

Впрочем, это всё из области гипотез, на реальную перспективу куда важнее, что восстановление потенциала сил ПВО за счёт систем западного производства будет стоить очень дорого и растянется на многие годы. Учитывая напряжённость на Ближнем Востоке и большой расход зенитных ракет всех типов американской армией и флотом, восполнение которого явно будет в приоритете, пока что нельзя даже приблизительно предположить, когда очередь дойдёт до греков.

Можно сказать, что поступление новых истребителей, которые закроют небо, позволит сгладить углы – собственно, высокопоставленные военные чиновники и офицеры именно так и говорят, но тут тоже множество подводных (или лучше сказать заоблачных?) камней. Не стоит забывать, что поддержка одновременно трёх типов дорогостоящих боевых машин (а в ВВС Греции уже используются F-16 и французские Rafale) – дело накладное, которое по карману только по-настоящему богатым державам, в число которых дотационная Греция явно не входит. Технические проблемы F-35 никуда не делись, а объём их столь велик, что данный тип истребителя боеспособен лишь условно.

А самое главное – сроки, которые пока что не определены даже приблизительно, и на которые точно повлияют бесконечные проблемы концерна Lockheed Martin с дефицитом рабочих и комплектующих, уже не раз приводившие к срыву сроков по другим контрактам, в том числе для Минобороны США. При этом отдавать деньги американцам, а военную технику украинцам, нужно уже «сейчас», то есть в течение ближайших месяцев.

Турецкий кофе


Но это всё – довольно типичная схема «относительно честного» высасывания американским ВПК и его лоббистами соков из заведомого лимитрофа. Сделка между Вашингтоном и Анкарой гораздо любопытнее, поскольку является частью сложной взаимной интриги. США с её помощью пытаются умерить пыл Турции, никак не желающей отказаться от претензий на региональное лидерство, а та, в свою очередь, наоборот, выудить из американцев как можно больше выгод, отдав взамен минимум.

Не секрет, что (условно) благожелательно-нейтральная позиция Анкары по отношению к Москве, особенно роль Турции в качестве одного из хабов параллельного импорта, вызывает на Западе довольно острое неприятие. Самим туркам их особое положение весьма выгодно и политически, и экономически, так что просто так заставить их отказаться от «работы на Путина» нельзя. В частности, одной из причин провала прозападного кандидата Кылычдароглу на президентских выборах весной прошлого года стали его программные обещания урезать контакты с Россией.

Тут важно напомнить, что, судя по заявлениям западных политиков и сочинениям «аналитических центров», в Вашингтоне и большинстве европейских столиц всерьёз верят, будто в Кремле сидит движимый перепадами настроения «диктатор». При таких вводных по-своему логично попытаться спровоцировать его на эмоции, в том числе подтолкнуть к размолвке с Турцией.

И вот американцы идут на ряд уступок (продавливают шведов на снятие военно-технологического эмбарго против турок, всё-таки соглашаются продать F-16, сулят возвращение в программу F-35), а Турция допускает Швецию в НАТО. С чисто военной точки зрения этот факт значит ещё меньше, чем год назад, особенно на фоне заключения прямого военного партнёрства между Вашингтоном и Стокгольмом 16 декабря, но формально шаг со стороны Анкары недружественный.

Впрочем, какой-то особо негативной реакции в её адрес из Москвы на этот раз не последовало. А вот самих американцев «прогиб» турок, похоже, окрылил, поскольку практически сразу же начались разговоры о возможном обмене на F-35 отказа от российских ЗРК С-400. Под это дело американская пресса даже опубликовала фото уже готовых машин турецкого контракта, которые пылятся в ангарах с момента исключения Турции из международной программы разработки и производства истребителей в 2020 г.

А 30 января министр иностранных дел Турции Фидан заявил, что страна продолжит неукоснительно соблюдать конвенцию Монтрё о черноморских проливах. Само по себе это говорит о том, что Анкару, начав с «бус» в виде истребителей, пытаются продавить на ещё ряд больших или меньших демаршей, чтобы накопить их критическую массу. Но получится ли это? Скорее всего, нет, поскольку фиктивный характер «дружеского расположения» Вашингтона очевиден.

Интересы американского ВПК в вопросе продажи Турции новейшей авиатехники также имеют двойное дно. Дело в том, что на носу первые лётные испытания турецкого опытного истребителя 5 поколения KAAN разработки концерна TAI. Они уже должны были состояться, 17 января, затем 29 января, а теперь перенесены на некий срок «ранее марта». Но несмотря на эту задержку, в целом программа развивается достаточно успешно, и в перспективе может закончиться появлением конкурента американскому F-35, который отнимет часть западного рынка: к 2029 г. планируется выпускать 2 KAAN ежемесячно.

Lockheed Martin, естественно, не заинтересован в таком повороте событий, и его влияние могло стать решающим в вопросе продажи Турции F-16 и возможном её возврате в программу F-35. Согласно ряду источников, модернизацию «шестнадцатых» предполагается проводить на месте и как раз силами TAI, что возможно отвлечёт какую-то часть инженерных кадров от работы над KAAN. А гипотетические поставки F-35 грозят вовсе похоронить программу турецкого истребителя, ведь тогда в нём просто отпадёт нужда, при наличии-то уже летающего (кое-как) импортного образца.

В общем, как говорил один киноперсонаж, подарок подарку рознь. Что греки, что турки очень долго добивались у дяди Сэма согласия на приобретение новейшей авиатехники, но приобрели пока что лишь дополнительную головную боль. Не зря ли они её терпят, покажет время.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Voo
    0
    4 февраля 2024 17:54
    Американцы решили не дожидаться появления СУ-75, а срубить бабла, пока желание у клиента не пропало.
  2. +1
    4 февраля 2024 18:16
    тут все очень просто, и грецию и турцию понуждают на обещание каких то там самолетов неизвестно когда, отдавать имено сейчас проверенные военными действиями эффективные русские системы ПВО, в обмен на обещания... при том что греки с турками не дружат и являются историческими иделогическими врагами, причем и те и другие в общем то иделогические враги сША. тут глупе будет то кто первый отдаст свое ПВО, ибо пво сейчас это все, беззащиную грецию начнут бомбить и турки и даже македонцы и албанцы, при молчаливом согласии или даже помощи со стороны развратного лгбд толерантного запада во главе с сша, если греков не научил пример югославии которую только как не бомбили неизвестно за что , то с грекам этой цитаделью и анклавом праославия ,запад покончит как покончил с ливией самонадеяно отказавшейся от русского оружия в пользу западного и западное оружие понятно что просто отключается по команде сша.... А мудрый АСАД поставил на россию и асад жив и правит в отличие от Каддафи..... интересно какую судьбу себе выберет Кириа́кос Мицота́кис???? или г-н думает, что его спасут связи в международных банковских стркуктурах и он подобно керенскому и горбачеву получит свои 30 сребреников за предательство Родины и пенсию где то в швейцарии??
    турция еще в более щекотливом положении ибо ее конфликт с курдами за которыми не скрываясь стоят сша, очевиден, идут боевые действия , возрождение курдистана это отторжение от туции двух третей територии, и превращение ее малюсенькую беззащитную страну вроде ливана, о всех пантуркиских идеях придется забыть навсегда, ататюрк перевернется в гробу, возможно отдать дарданелы и стамбул грекам, ну и кипр безусловно ... исламский фактор и конфликт израиль- арабы, ставит под удар всех мусульман и турцию в первую очередь, ибо ее позиция и размеры раздражают запад, тут хотелось бы иметь здесь (и во всем мире) зависимую територию вроде гондураса, чтобы не мешала и не выскзыала своих интересов, тем более противоречащих израилю и сателлитам США
    вообще обмен пво на самолеты неравнозначен, СВО показала что самолеты уязвимы воют не пересекая фронта, а ПВО это все для победы, а западное ПВО показало свою тотальную уязвимость, перед Россией, менять эффективную С400 на очевидно негодный американский патриот глупо, и поэтому то сша предлагают не логичную замену с400 на патраоит, а замену на самолеты ибо их неэффективноть не доказана, просто потому что они в сво не используются..... тем боле что и навариться на самолетах можно больше, а проблемы пво индейцев (греции и турции) шерифа (то есть сша) не беспокоят
  3. -1
    4 февраля 2024 18:46
    Грекам так или иначе пришлось бы менять эти комплексы ПВО. Всё имеет свойство устаревать. Торы грекам поставлены четверть века назад. Как и 300-е. А какое это устаревшее оружие - мы видим в Украине, где ракеты из этих комплексов летят не по воздушным целям, а по жилым домам. Не думаю, что ВСУшники хуже специалисты, чем греки. Оно грекам надо - такое ненадежное оружие?
    1. 0
      4 февраля 2024 18:51
      странный вы какой то, не наводите тень на плетень, написано же что системы ПВО стоят на вооружении, прошли регламентные работы и даже модернизацию, а турецкие с400 25 лет назад даже еще не придумали
      1. -1
        4 февраля 2024 18:56
        Ну и что? Вы видите, как хохлы фигачат этими ракетами по своим городам? Я думаю, что не специально, хоть они и хохлы. Я говорю про греков, а не про турок.
        1. +1
          4 февраля 2024 23:00
          странный вы какойто, украина ипользует пво 37 летней давности и никогда не делала регламентных работ, греция имеет на 15 лет моложе системы и регуляно обслуженные, пво греции примерно такое же по своему возрасту и эффективнгости как эффективные русские с300 используемые широко в сво, ибо для поддержания боеготовности возрастных боевых систем необходимы регулярные регламентные работы, что делала и россия и греция но не делали укрофашисты по причине кривых рук и тотальной шизофрении, у них и мосты падают на сто лет моложе питерских над невой и метро залило фекалиями.... хотя оно моложе москвского и питерского.... логика ясна?
          1. -1
            5 февраля 2024 00:00
            Если у хохлов тотальная шизофрения и кривые руки, то всякие сомнения отпали- победим со дня на день. Итак 2 года для шизофреников очень много.
    2. 0
      4 февраля 2024 23:21
      где ракеты из этих комплексов летят не по воздушным целям, а по жилым домам.

      потому что их используют специально по наземным
      целям, а так как они для этого не предназначены, то есть издержки - осколки попадают и в дома
  4. +1
    4 февраля 2024 19:06
    Каждый видит эту картину по своему. Турция -это не та страна, которая будет дожидаться американских новых самолетов. Хотя они и очень нужны. В Турции вплотную занимаются созданием нового истребителя. В морских делах у них больше получается. Получая иностранную технику Турция непременно стремится к своим образцам. То,что они обещают по пропускам в проливах по старым графикам, -это обязательно для нас. Главным для нас было нахождение нашего флота в Средиземном море.И именно это заставляло Турцию продлять проект Монтре. За Турцией надо иметь глаз да глаз.
  5. 0
    5 февраля 2024 08:58
    Как ни хихикают авторы ,а те страны, что сами не могут производить авиацию, покупают у тех, кто могут....
    У нас вон тоже продавали авиацию недавно за....пальмовое (или еще какое) масло и т.п. Жмых там разный, тоже писали. И ничего, нет вопросов, мол это успех...