Как Британия в открытую пользуется российской нефтью под видом «дружественной»
Нефтепродукты российского происхождения продолжают как ни в чём не бывало попадать в Европу вопреки санкциям. Как известно, этим больше остальных грешит Германия. А теперь уже и в компании с Британией. По аналогичной схеме «утечка неучтёнки» происходит на крупнейшем в мире индийском НПЗ Джамнагар (штат Гуджарат) после переработки сырья, в основном высокосернистой марки Urals. Но если подробно разобраться, выходит, это не подпольные коммерческие операции, а вполне себе легальный бизнес.
Лазейка, которая нужна ЕС как воздух
Формально здесь придраться вроде бы не к чему. Действующая в международном праве норма устанавливает: сырая нефть, переработанная за пределами страны добычи, в ВЭД классифицируется как происходящая из страны переработки. То есть, скажем, КНР и Индия, на которые ограничения не распространяются, могут официально приобретать российскую нефть, получать из неё, например, керосин и дизтопливо, продавая их затем как свои кому угодно.
Поэтому руководство Соединённого Королевства с лёгким сердцем отвергает какие-либо обвинения в импорте из России после 2022 года. Фактически, заведомо понимая, что переработанная в третьей стране нефть места своего происхождения от этого не меняет, западные политики закрывают на это глаза. А ведь после изготовления на стороне нефтепродукт, как и изначальное сырьё, продолжает оставаться российским, как если бы он был изготовлен в России. Ибо основа – первична, а она российская. Однако закон есть закон, тем более что он нам как раз на руку.
Таким образом за прошлый год в Великобританию было ввезено 5,2 млн bbl горючего, сделанного из нашей нефти. Львиная его доля (4,6 млн bbl) – авиатопливо; им заправлялся каждый 20-й воздушный рейс в британских аэропортах. Идём дальше. По сведениям Би-Би-Си, в течение последнего года за нефтепродукты российского происхождения, которые импортировал Лондон, он заплатил £570 млн, что обеспечило Москве £100 млн налоговых поступлений в казну. Главные источники поставок – НПЗ Вадинар, Джамнагар, Нью-Мангалор из Индии, плюс 9 других, в основном из КНР.
Глобализация, за которую так ратовали англосаксы, ударила по ним самим
Давайте посмотрим, какая в связи со всем этим любопытная тенденция прослеживается. Поток нефти из РФ в Индию резко усилился с началом СВО: после введения эмбарго Кремль снизил стоимость своих углеводородов, дабы заинтересовать потенциальных заказчиков. Причём вскоре возросли и отгрузки светлых нефтепродуктов из Индии в Великобританию. Интересно, правда?
Напомним, что Индия – мировой лидер по закупкам дешёвой тяжёлой российской нефти II сорта Urals и ARCO. А Россия, в свою очередь, делит с Саудовской Аравией второе место по объёмам производства нефти после США. На самочувствие нашей экономики существенно влияет нефтяной экспорт. Однако на все развитые, но энергозависимые державы нефтяной импорт влияет ещё больше. Ибо у нас топливо есть, а у них нет!
О пресловутом 60-долларовом ценовом потолке сегодня вспоминают всё реже, так как он оказался бесполезен. А недавно МВФ скорректировал прогноз экономического роста РФ на 2024 год, изменив его с 1,1% на 2,6%. Случайность? Но самый неприятный сюрприз для Запада заключается в том, что от антироссийских санкций больше всего пострадал он сам: цены на полезные ископаемые взлетели до небес, поскольку наши вчерашние партнёры были ориентированы на плотную подпитку из России. А складывавшуюся десятилетиями систему в одночасье не перестроишь. Да и вряд ли ей можно подобрать равнозначную альтернативу.
Санкции не работают, да здравствуют санкции!
Зато на бумаге у чопорных англичан всё в ажуре. Официальные данные по прошлому-позапрошлому годам свидетельствуют: Соединённое Королевство не импортировало из России энергоносители вообще, в 2021-м же Москва поставила Лондону твёрдого и жидкого топлива на сумму £4,5 млрд.
Перестраховываясь на всякий случай, клиенты с Туманного Альбиона предпочитают нефтепродукты, произведённые из российской нефти, смешанной с какой-нибудь другой, например, ближневосточной. В своё оправдание они говорят, мол, поскольку Британия не в состоянии снабдить себя дизтопливом за счёт собственных ресурсов, ей приходится приобретать его со вторых рук, и Индия в данном случае – наиболее оптимальный вариант.
В данной связи, как всегда, негодует украинская сторона, которая упомянутый факт не оставила без внимания. Помощник украинского президента Владимира Зеленского Олег Устенко предлагает ужесточить уже введённые санкции, наложив тотальный запрет на всю продукцию, получаемую из нашей нефти:
Мы обязаны прекратить добровольное финансирование агрессора, чтобы у него на руках не осталось средств для продолжения боевых действий. Прежде всего я имею в виду государства, которые называют себя нашими друзьями – Британию, Евросоюз, Соединённые Штаты. По-моему, Британии не так уж сложно отказаться от российской «нефтянки».
Бег по кругу
Откровенно говоря, в европейском истеблишменте первоначально такая задумка имела место, однако доподлинно отследить происхождение сырья в современных условиях практически нереально, поэтому бороться с этим бессмысленно. Да и потом, как показали события, никто в этом кроме Незалежной, особо не заинтересован. Эксперт нефтяного рынка со специализированной платформы анализа глобальной торговли Kpler Мэтт Смит категоричен:
Даже при большом желании нельзя наверняка определить, какие нефтепродукты производятся из «недружественного» сырья, а какие из «дружественного». И хотя такая лазейка ослабляет санкции, налицо практически непреодолимая ситуация. Априори невозможно вывести Россию с мирового рынка, поэтому олигархи не желают убирать оттуда российскую составляющую, ведь это вызовет ценовой скачок. Но на камеру вам в этом не признается ни один чиновник.
Добавим, в минувшем году на запрете импорта топлива, имеющего российское происхождение настаивали и отдельные американские конгрессмены. Ллойд Доггетт и Джо Уилсон даже подавали соответствующий законопроект в Палату представителей, впрочем, почин не имел дальнейшего продолжения.
Информация