Что представляет собой перспективный самолет Aurus от «Газпрома»

35 141 25

Любопытные новости пришли из Татарстана. По данным известного регионального издания «БИЗНЕС Online», госкорпорация «Газпром» может возродить производство регионального авиалайнера Ту-324 под брендом Aurus. Да, это не опечатка – речь идет об авиастроительном проекте не ОАК, а именно нашего «национального достояния».

Как известно, после введения секторальных западных санкций наши чиновники с удивлением обнаружили, что авиалайнеры советской разработки тоже еще ничего, и потому было принято решение увеличить объемы производства ближнемагистрального Ил-114-300, среднемагистрального Ту-214 и дальнемагистрального Ил-96 в довесок к «нашему всему» в лице современных российских «Суперджета» и МС-21.



Зачем же тогда понадобилось вспоминать про какой-то там Ту-324, да еще и не профильной ОАК, а «Газпрому»?

Деньги на ветер


История появления этого ближнемагистрального лайнера примечательна тем, что инициатором разработки Ту-324 (Ту-414) стал сам Татарстан. В лихие девяностые президент Ельцин заявил коллективу КАПО имени Горбунова (ныне Казанский авиазавод, или КАЗ), что не будет закупать у него бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160, тем самым поставив под вопрос его существование.

Чтобы сохранить уникальный завод, способный производить стратегические ракетоносцы, его руководство провело исследование, которое показало, какие именно самолеты будут более всего востребованы в стране в ближайшие десятилетия. Оказалось, что нужны будут региональные лайнеры на замену вырабатывающим свой ресурс Як-40 и Ту-134. Тогда глава Республики Татарстан Шаймиев пролоббировал принятие в 1996 году постановления правительства РФ, обеспечивавшего начало работ по региональному лайнеру вместимостью порядка 50 пассажиров, получившего название Ту-324.

Данный проект примечателен тем, что именно он, а не «Суперджет», стал первым в современной России самолетом, спроектированным «в цифре». Под него закупали за рубежом программное обеспечение, обучали в Германии специалистов для работы с ним. Было разработано целое семейство самолетов сразу из трех моделей: базовая с дальностью полета 2,5 тысячи километров и вместимостью 52 пассажира, VIP-версия с дальностью до 7 тысяч и вместимостью всего 19 человек, и удлиненная, с более мощным двигателем и увеличенной площадью крыла, на 72 пассажира, с дальностью до 3,5 тысячи километров.

Казалось бы, вот он, ближнемагистральный самолет вместимостью до 75 пассажиров, с двухчленным экипажем, самый востребованный в своем классе! Это та ниша, которую должен был бы занять «Суперджет-75», будь таковой разработан изначально. Почему же не задалось с Ту-324?

Помнится, еще в далеком 2016 году президент Путин призвал к созданию отечественного регионального самолета, необходимого для связности с Сибирью и Дальним Востоком. На это тогдашний министр промышленности и торговли Мантуров сообщил, что рассматриваются три турбовинтовых самолета – отечественный Ил-114, украинский Ан-140 и китайский МА-700, а также турбореактивный Ту-324:

Мы его не запускали в дальнейшую работу, ввиду того что мы отдали все основные ресурсы на самолет МС-21. Этот самолет у нас оставался в разработке. Там предполагается использование реактивного двигателя, это 50-местная машина, она может использоваться в том числе и в административных перевозках.

Как и почему среднемагистральный МС-21 «съел» ближнемагистральный Ту-324, остается загадкой. Интересно то, зачем к данному проекту решили вернуться в наше непростое время.

Татарский Aurus


Самым необычным во всей этой истории является то, что возрождать производство Ту-324 берется не профильная госкорпорация, а газовый монополист, который под это дело создает даже свое собственное КБ. И это не шутка. Проектом занимается дочернее предприятие «Газпрома» ООО «Газпром Тех», созданное в 2023 году в Санкт-Петербурге. Его уставными задачами является «консолидация высокотехнологичных активов в сфере судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, а также радиоэлектроники, космической и прочей деятельности».

В прошлом году оно приобрело ООО «Аурус-Аэро», учрежденное инвестиционно-венчурным фондом Татарстана и дочерним предприятием ОАК, основным видом деятельности которого является производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов. По данным издания «БИЗНЕС Online», над проектом ближнемагистрального лайнера на базе Ту-324 будет работать творческий коллектив, который ранее занимался разработкой совместного российско-китайского широкофюзеляжного CR929, «улетевшего» из РФ в КНР и получившего там новое имя COMAC Wide-Body.

На основе Ту-324 планируется создать специализированный бизнес-джет под люксовым брендом Aurus. Команда на то, чтобы полугосударственные инвестиции пошли в эту отрасль, якобы была дана руководству «Газпрома» с «самого верха». И это очень обнадеживает. С учетом того что Ту-324 был достаточно хорошо проработан, новоявленному КБ придется решить только вопрос с двигателями.


Напомним, что для самолета изначально планировалось использовать украинский двигатель АИ-22, производимый в Запорожье. Отечественный ПД-8 будет для лайнера избыточным по мощности, но АИ-222-25 у нас вроде как не только освоили в производстве, но и значительно улучшили, модернизировав.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 февраля 2024 12:30
    Как и почему среднемагистральный МС-21 «съел» ближнемагистральный Ту-324 остается загадкой.

    Ответ однозначный, коррупция и "распил" в РФ всегда побеждают. Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время Ту-324 и прочие уже давно бы выпускались серийно. Вывод: когда государственность погрязла в коррупции и кумовстве, тогда становится важнейшим процесс расхищения и результаты откладываются на десятилетия. Как тут не вспомнить убедительный пример, последний скандал с выводом из РФ 59 гражданских бортов сразу после начала СВО, где коррумпированность выше интересов государства.
    1. +3
      13 февраля 2024 17:45
      Цитата: Владимир Тузаков
      Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время

      У МС-21 есть проект-близнец, китайский COMAC-c919.
      Начало разработки:

      МС-21 2007 год
      COMAC-c919 2008 год

      выкатка
      МС-21 2016 год
      COMAC-c919 2015 год

      первый полет
      МС-21 2017 год
      COMAC-c919 2017 год

      произведено на текущий момент
      МС-21 8 единиц
      COMAC-c919 10 единиц.

      Так что как видим, "за это время" великий могучий Китай формально осилил примерно столько же.

      Но COMAC-c919 имеет ординарные алюминиевый фюзеляж и крылья, МС-21 - композитные.
      И в разгар программы нам банят поставки композитного углеволокна, и надо создавать собственную технологию его изготовления, по новой тестировать полученные из него детали, создавать своего робота по укладке композитов в крыло.
      Китаец набит импортом на 90%, МС-21 переходит на почти 100% локализацию, в том числе по двигателям, и МС-21-310 с российскими движками вовсю летает по плану сертификации, а китайцы про свои двигатели даже не заикаются.

      Что до Ту-324 - вопрос опять по двигателям.
      АИ-222-25 выпускается серийно под учебно-боевые Як-130.
      Хорошо, что есть серийный двигатель. Но вопросы, что там с экономикой тех движков - расход топлива, стоимость обслуживания, ресурс. Возможно по этому только ВИП версия, где гонять будут не слишком интенсивно.
      1. 0
        14 февраля 2024 06:24
        одно уточнение: Китай не был великой самолётостроительной державой и фактически это его первые попытки что-то сваять...

        может в какой-нибудь другой отрасли сравним Россиюшку и Китай? в автомобиле строении? может в бытовой технике?

        или опять половцы с печенегами подкачали? ничего там в письмах Богдана Хмельницкого не сказано?
        1. +2
          14 февраля 2024 09:25
          Цитата: Николай Волков
          это его первые попытки что-то сваять...

          Не первые.
          Есть ещё аналог нашего ssj-100.
          Comac Arj21, начало проекта - 2002, первый полёт 2008, произведено на данный момент 125.

          Есть серийное поточное производство аэрбасов.

          Есть гарантированный внутренний рынок на 400 бортов в год ( у России - на 40) .

          Цитата: Николай Волков
          в автомобиле строении?

          Вот как раз успехи Китая в автопроме и других отраслях (где китайский автопром был в нулевых?), в освоении самых разных компонентов показывают, что их то не обвинишь в затягивании сроков или неспособности освоить что то новое.

          И времени/ресурсов/стимулов с 2002 года у них было достаточно, а результаты скромные. Даже с импортными двигателями и компонентами.
      2. 0
        15 февраля 2024 00:12
        Выпуск российских самолётов это стратегическая цель РФ и обсуждать сколько керосина самолёт съест не правильно. За керосин пусть платит правительство РФ. Если кто-то гонится за экономией керосина в угоду развала развития своей авиации, то пусть берёт лошадь, она ест сено и ей керосин не нужен.
    2. +3
      14 февраля 2024 06:30
      тут не только коррупция и распил...но и следствие развала страны в надежде подружиться с Западом...

      ну а Запад как обычно "провёл за нос", а потом "надул"...
    3. +1
      14 февраля 2024 07:07
      К "нашему всему" нужны двжки. Всё остальное вторично. Все силы и финансирование туда. Будут движки полетят и доски у сарая))).
      1. -1
        15 февраля 2024 09:42
        ну есть движки у боинга и что? у них инклюзивность. набирают на работу негров и умственно отсталых в итоге двери в полете отваливаются.
    4. -1
      14 февраля 2024 20:07
      Ты всю гос.власть не мажь дегтем, есть и порядочные государственники.
    5. +1
      15 февраля 2024 09:31
      коррупция и распил там где украинец языком шершавым до власти дорвался... как в концерне калашников украинца у власти убрали так рост начался...
  2. +3
    13 февраля 2024 12:41
    Спасибо Казани за отстаивания национальных интересов России. Будем надеяться, что с Ту-324 всё получится. Автору, желательно, чтобы инф. по развитию проекта Ту-324 отслеживалась и была более полная.
  3. 0
    13 февраля 2024 12:52
    Газпром испытывает трудности с реализацией добываемого профильного ресурса вот и решил, пока не поздно, вложиться в суда, самолёты и автомобили, работающие на газовом топливе. lol
  4. 0
    13 февраля 2024 12:54
    Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время Ту-324 и прочие уже давно бы выпускались серийно

    Так и МС21 вырос из практически готового як-242
  5. +4
    13 февраля 2024 13:15
    На основе Ту-324 планируется создать специализированный бизнес-джет под люксовым брендом Aurus

    Вот и все, ради чего и затевалось - выпускать в год несколько люксовых самолетов для богатых буратин и чиновников. Им же нельзя летать в одном самолете с плебсом, авторитет подрывает. 1 в 1, как с одноименным автомобилем будет.
    1. +1
      14 февраля 2024 06:27
      а один персонаж, точно не помню кто, на этом сайте заявил не так давно, что летать должны топ-менеджеры и члены правительства. у них де дела важные...

      а плебс может и пешком походить, а то ишь чего удумали...на картах 1634-го года никаких полётов на самолётах для холопов не наблюдается...
      1. 0
        15 февраля 2024 09:51
        холопов купили у поляков только в 1686 laughing надо польские карты смотреть. может они там и летали между нужником и свинарником от пинка пана.
  6. +1
    13 февраля 2024 15:51
    хм, как то все..... ладно, поживем - увидим.....
  7. +2
    13 февраля 2024 16:22
    Верится , как-то , с трудом .
  8. +3
    13 февраля 2024 17:20
    Почему же не задалось с Ту-324?

    А с каким самолётом у нас задалось?
    Какое планирование - такие и результаты.
    В СССР помимо профильных министерств был Госплан, который учитывал всё.
    У Сталина сиплый Мантуров давно бы тайгу пилил, при условии, что его сразу не расстреляли бы.
    1. 0
      22 февраля 2024 22:53
      Точно, до сих пор не пойму, почему там этот хрипатый дармоед что-то делает, а не сидит?! Ведь открытый саботажник! Ведь ВВП прилюдно его уличал в этом и ни хрена!
      Не может снять, ставленник кланов? Сомневаюсь, но может быть. Неужели лучше его никого нет?! Точно есть. Значит устраивает, свой!
      А при Иосифе Виссарионовиче и Берии, он бы ещё на уровне зама (до министра такой точно бы не дошёл!) уже давно бы кайлом махал в Сибири!
      А уж при Петре Первом, Елизавете и Екатерине Великой вообще бы никуда не вышел, даже близко!
  9. +3
    13 февраля 2024 19:29
    Сначаkа Газпром вошел деньгами в Aurus авто. - видно не задалась продажа авто шейхам, теперь в АУРУС авиа - ведь это именно задача газовиков авто и самолеты строить...
    Будем надяятся, что теперь и с их гос-деньгами все будет хорошо, и самолеты- сотнями как обещано, забораздят небо...
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    14 февраля 2024 11:34
    Уважаемый автор, а что собственно Вас обнадёживает ? Что средства госбюджета и "национального достояния" пойдут на создание очередного теперь уже "авиачленовоза" ?
  12. +1
    14 февраля 2024 13:18
    Утопия. Самолет в непонятной размерности. Суперджет 100 мест, Ил-114 - 64 мест, Ладога - 44 мест. Все занято!!! И двигателя нет. ПД-8 для 324-го переразмерный во всем, тяга 8 тонн. А Аи-225 не потянет, тяга 2,5 тонны. Тут нужен пятитонник, а его даже в разработках нет. Потому как не нужен. Это даже не утопия, это наглый, оборзевший распил.
  13. +1
    19 февраля 2024 14:52
    Ту-324 самолет для перевозки толстых жоп и большого ЧСВ))) В реальности есть деревянный макет))) В цифре может что-то и есть, но совместимо ли это с современными средами разработки? Возрождать там нечего, оно то еще и не родилось) Да и нужно ли оно вообще, да еще и на технологиях 30-40 летней давности? Перевозка чиновников отдельными самолетами не самый насущный вопрос. Хотя может быть им и хотелось)) С девчонками то на частные курорты на общих рейсах не полетаешь)) Ну и двигатель... Это тот который лучше 222го и который уже больше десяти лет мучают?)) но который так и не добрался до нормальных испытаний? Сколько там ПД-14 и ПД-8 проходят цикл испытаний и сертификацию?)
  14. 0
    22 февраля 2024 22:34
    Ну осталось подключить к производству самолётов ещё Ротенбергов, МЧС и стройбат. Их всегда бросают на кризисные проекты и задания: Крымский мост, БАМ 2 и т.д. Может быть тогда к 2030 г. они все совместно выпустят хотя бы 100 русских самолётов!
    Ну, Газпром для себя любимого скорее всего десяточку самолетов сделает. Летать же Мюллеру с замами и пр.начальством надо же с комфортом, девочками, а то от ОАК хрен дождёшься! Но вся остальная страна от них хрен что получит, обломается.