Что представляет собой перспективный самолет Aurus от «Газпрома»

25

Любопытные новости пришли из Татарстана. По данным известного регионального издания «БИЗНЕС Online», госкорпорация «Газпром» может возродить производство регионального авиалайнера Ту-324 под брендом Aurus. Да, это не опечатка – речь идет об авиастроительном проекте не ОАК, а именно нашего «национального достояния».

Как известно, после введения секторальных западных санкций наши чиновники с удивлением обнаружили, что авиалайнеры советской разработки тоже еще ничего, и потому было принято решение увеличить объемы производства ближнемагистрального Ил-114-300, среднемагистрального Ту-214 и дальнемагистрального Ил-96 в довесок к «нашему всему» в лице современных российских «Суперджета» и МС-21.



Зачем же тогда понадобилось вспоминать про какой-то там Ту-324, да еще и не профильной ОАК, а «Газпрому»?

Деньги на ветер


История появления этого ближнемагистрального лайнера примечательна тем, что инициатором разработки Ту-324 (Ту-414) стал сам Татарстан. В лихие девяностые президент Ельцин заявил коллективу КАПО имени Горбунова (ныне Казанский авиазавод, или КАЗ), что не будет закупать у него бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160, тем самым поставив под вопрос его существование.

Чтобы сохранить уникальный завод, способный производить стратегические ракетоносцы, его руководство провело исследование, которое показало, какие именно самолеты будут более всего востребованы в стране в ближайшие десятилетия. Оказалось, что нужны будут региональные лайнеры на замену вырабатывающим свой ресурс Як-40 и Ту-134. Тогда глава Республики Татарстан Шаймиев пролоббировал принятие в 1996 году постановления правительства РФ, обеспечивавшего начало работ по региональному лайнеру вместимостью порядка 50 пассажиров, получившего название Ту-324.

Данный проект примечателен тем, что именно он, а не «Суперджет», стал первым в современной России самолетом, спроектированным «в цифре». Под него закупали за рубежом программное обеспечение, обучали в Германии специалистов для работы с ним. Было разработано целое семейство самолетов сразу из трех моделей: базовая с дальностью полета 2,5 тысячи километров и вместимостью 52 пассажира, VIP-версия с дальностью до 7 тысяч и вместимостью всего 19 человек, и удлиненная, с более мощным двигателем и увеличенной площадью крыла, на 72 пассажира, с дальностью до 3,5 тысячи километров.

Казалось бы, вот он, ближнемагистральный самолет вместимостью до 75 пассажиров, с двухчленным экипажем, самый востребованный в своем классе! Это та ниша, которую должен был бы занять «Суперджет-75», будь таковой разработан изначально. Почему же не задалось с Ту-324?

Помнится, еще в далеком 2016 году президент Путин призвал к созданию отечественного регионального самолета, необходимого для связности с Сибирью и Дальним Востоком. На это тогдашний министр промышленности и торговли Мантуров сообщил, что рассматриваются три турбовинтовых самолета – отечественный Ил-114, украинский Ан-140 и китайский МА-700, а также турбореактивный Ту-324:

Мы его не запускали в дальнейшую работу, ввиду того что мы отдали все основные ресурсы на самолет МС-21. Этот самолет у нас оставался в разработке. Там предполагается использование реактивного двигателя, это 50-местная машина, она может использоваться в том числе и в административных перевозках.

Как и почему среднемагистральный МС-21 «съел» ближнемагистральный Ту-324, остается загадкой. Интересно то, зачем к данному проекту решили вернуться в наше непростое время.

Татарский Aurus


Самым необычным во всей этой истории является то, что возрождать производство Ту-324 берется не профильная госкорпорация, а газовый монополист, который под это дело создает даже свое собственное КБ. И это не шутка. Проектом занимается дочернее предприятие «Газпрома» ООО «Газпром Тех», созданное в 2023 году в Санкт-Петербурге. Его уставными задачами является «консолидация высокотехнологичных активов в сфере судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, а также радиоэлектроники, космической и прочей деятельности».

В прошлом году оно приобрело ООО «Аурус-Аэро», учрежденное инвестиционно-венчурным фондом Татарстана и дочерним предприятием ОАК, основным видом деятельности которого является производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов. По данным издания «БИЗНЕС Online», над проектом ближнемагистрального лайнера на базе Ту-324 будет работать творческий коллектив, который ранее занимался разработкой совместного российско-китайского широкофюзеляжного CR929, «улетевшего» из РФ в КНР и получившего там новое имя COMAC Wide-Body.

На основе Ту-324 планируется создать специализированный бизнес-джет под люксовым брендом Aurus. Команда на то, чтобы полугосударственные инвестиции пошли в эту отрасль, якобы была дана руководству «Газпрома» с «самого верха». И это очень обнадеживает. С учетом того что Ту-324 был достаточно хорошо проработан, новоявленному КБ придется решить только вопрос с двигателями.


Напомним, что для самолета изначально планировалось использовать украинский двигатель АИ-22, производимый в Запорожье. Отечественный ПД-8 будет для лайнера избыточным по мощности, но АИ-222-25 у нас вроде как не только освоили в производстве, но и значительно улучшили, модернизировав.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 февраля 2024 12:30
    Как и почему среднемагистральный МС-21 «съел» ближнемагистральный Ту-324 остается загадкой.

    Ответ однозначный, коррупция и "распил" в РФ всегда побеждают. Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время Ту-324 и прочие уже давно бы выпускались серийно. Вывод: когда государственность погрязла в коррупции и кумовстве, тогда становится важнейшим процесс расхищения и результаты откладываются на десятилетия. Как тут не вспомнить убедительный пример, последний скандал с выводом из РФ 59 гражданских бортов сразу после начала СВО, где коррумпированность выше интересов государства.
    1. +3
      13 февраля 2024 17:45
      Цитата: Владимир Тузаков
      Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время

      У МС-21 есть проект-близнец, китайский COMAC-c919.
      Начало разработки:

      МС-21 2007 год
      COMAC-c919 2008 год

      выкатка
      МС-21 2016 год
      COMAC-c919 2015 год

      первый полет
      МС-21 2017 год
      COMAC-c919 2017 год

      произведено на текущий момент
      МС-21 8 единиц
      COMAC-c919 10 единиц.

      Так что как видим, "за это время" великий могучий Китай формально осилил примерно столько же.

      Но COMAC-c919 имеет ординарные алюминиевый фюзеляж и крылья, МС-21 - композитные.
      И в разгар программы нам банят поставки композитного углеволокна, и надо создавать собственную технологию его изготовления, по новой тестировать полученные из него детали, создавать своего робота по укладке композитов в крыло.
      Китаец набит импортом на 90%, МС-21 переходит на почти 100% локализацию, в том числе по двигателям, и МС-21-310 с российскими движками вовсю летает по плану сертификации, а китайцы про свои двигатели даже не заикаются.

      Что до Ту-324 - вопрос опять по двигателям.
      АИ-222-25 выпускается серийно под учебно-боевые Як-130.
      Хорошо, что есть серийный двигатель. Но вопросы, что там с экономикой тех движков - расход топлива, стоимость обслуживания, ресурс. Возможно по этому только ВИП версия, где гонять будут не слишком интенсивно.
      1. 0
        14 февраля 2024 06:24
        одно уточнение: Китай не был великой самолётостроительной державой и фактически это его первые попытки что-то сваять...

        может в какой-нибудь другой отрасли сравним Россиюшку и Китай? в автомобиле строении? может в бытовой технике?

        или опять половцы с печенегами подкачали? ничего там в письмах Богдана Хмельницкого не сказано?
        1. +2
          14 февраля 2024 09:25
          Цитата: Николай Волков
          это его первые попытки что-то сваять...

          Не первые.
          Есть ещё аналог нашего ssj-100.
          Comac Arj21, начало проекта - 2002, первый полёт 2008, произведено на данный момент 125.

          Есть серийное поточное производство аэрбасов.

          Есть гарантированный внутренний рынок на 400 бортов в год ( у России - на 40) .

          Цитата: Николай Волков
          в автомобиле строении?

          Вот как раз успехи Китая в автопроме и других отраслях (где китайский автопром был в нулевых?), в освоении самых разных компонентов показывают, что их то не обвинишь в затягивании сроков или неспособности освоить что то новое.

          И времени/ресурсов/стимулов с 2002 года у них было достаточно, а результаты скромные. Даже с импортными двигателями и компонентами.
      2. 0
        15 февраля 2024 00:12
        Выпуск российских самолётов это стратегическая цель РФ и обсуждать сколько керосина самолёт съест не правильно. За керосин пусть платит правительство РФ. Если кто-то гонится за экономией керосина в угоду развала развития своей авиации, то пусть берёт лошадь, она ест сено и ей керосин не нужен.
    2. +3
      14 февраля 2024 06:30
      тут не только коррупция и распил...но и следствие развала страны в надежде подружиться с Западом...

      ну а Запад как обычно "провёл за нос", а потом "надул"...
    3. +1
      14 февраля 2024 07:07
      К "нашему всему" нужны двжки. Всё остальное вторично. Все силы и финансирование туда. Будут движки полетят и доски у сарая))).
      1. -1
        15 февраля 2024 09:42
        ну есть движки у боинга и что? у них инклюзивность. набирают на работу негров и умственно отсталых в итоге двери в полете отваливаются.
    4. -1
      14 февраля 2024 20:07
      Ты всю гос.власть не мажь дегтем, есть и порядочные государственники.
    5. +1
      15 февраля 2024 09:31
      коррупция и распил там где украинец языком шершавым до власти дорвался... как в концерне калашников украинца у власти убрали так рост начался...
  2. +3
    13 февраля 2024 12:41
    Спасибо Казани за отстаивания национальных интересов России. Будем надеяться, что с Ту-324 всё получится. Автору, желательно, чтобы инф. по развитию проекта Ту-324 отслеживалась и была более полная.
  3. 0
    13 февраля 2024 12:52
    Газпром испытывает трудности с реализацией добываемого профильного ресурса вот и решил, пока не поздно, вложиться в суда, самолёты и автомобили, работающие на газовом топливе. lol
  4. 0
    13 февраля 2024 12:54
    Сколько "пилят" средства на МС-21, за это время Ту-324 и прочие уже давно бы выпускались серийно

    Так и МС21 вырос из практически готового як-242
  5. +4
    13 февраля 2024 13:15
    На основе Ту-324 планируется создать специализированный бизнес-джет под люксовым брендом Aurus

    Вот и все, ради чего и затевалось - выпускать в год несколько люксовых самолетов для богатых буратин и чиновников. Им же нельзя летать в одном самолете с плебсом, авторитет подрывает. 1 в 1, как с одноименным автомобилем будет.
    1. +1
      14 февраля 2024 06:27
      а один персонаж, точно не помню кто, на этом сайте заявил не так давно, что летать должны топ-менеджеры и члены правительства. у них де дела важные...

      а плебс может и пешком походить, а то ишь чего удумали...на картах 1634-го года никаких полётов на самолётах для холопов не наблюдается...
      1. 0
        15 февраля 2024 09:51
        холопов купили у поляков только в 1686 laughing надо польские карты смотреть. может они там и летали между нужником и свинарником от пинка пана.
  6. +1
    13 февраля 2024 15:51
    хм, как то все..... ладно, поживем - увидим.....
  7. +2
    13 февраля 2024 16:22
    Верится , как-то , с трудом .
  8. +3
    13 февраля 2024 17:20
    Почему же не задалось с Ту-324?

    А с каким самолётом у нас задалось?
    Какое планирование - такие и результаты.
    В СССР помимо профильных министерств был Госплан, который учитывал всё.
    У Сталина сиплый Мантуров давно бы тайгу пилил, при условии, что его сразу не расстреляли бы.
    1. 0
      22 февраля 2024 22:53
      Точно, до сих пор не пойму, почему там этот хрипатый дармоед что-то делает, а не сидит?! Ведь открытый саботажник! Ведь ВВП прилюдно его уличал в этом и ни хрена!
      Не может снять, ставленник кланов? Сомневаюсь, но может быть. Неужели лучше его никого нет?! Точно есть. Значит устраивает, свой!
      А при Иосифе Виссарионовиче и Берии, он бы ещё на уровне зама (до министра такой точно бы не дошёл!) уже давно бы кайлом махал в Сибири!
      А уж при Петре Первом, Елизавете и Екатерине Великой вообще бы никуда не вышел, даже близко!
  9. +3
    13 февраля 2024 19:29
    Сначаkа Газпром вошел деньгами в Aurus авто. - видно не задалась продажа авто шейхам, теперь в АУРУС авиа - ведь это именно задача газовиков авто и самолеты строить...
    Будем надяятся, что теперь и с их гос-деньгами все будет хорошо, и самолеты- сотнями как обещано, забораздят небо...
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    14 февраля 2024 11:34
    Уважаемый автор, а что собственно Вас обнадёживает ? Что средства госбюджета и "национального достояния" пойдут на создание очередного теперь уже "авиачленовоза" ?
  12. +1
    14 февраля 2024 13:18
    Утопия. Самолет в непонятной размерности. Суперджет 100 мест, Ил-114 - 64 мест, Ладога - 44 мест. Все занято!!! И двигателя нет. ПД-8 для 324-го переразмерный во всем, тяга 8 тонн. А Аи-225 не потянет, тяга 2,5 тонны. Тут нужен пятитонник, а его даже в разработках нет. Потому как не нужен. Это даже не утопия, это наглый, оборзевший распил.
  13. +1
    19 февраля 2024 14:52
    Ту-324 самолет для перевозки толстых жоп и большого ЧСВ))) В реальности есть деревянный макет))) В цифре может что-то и есть, но совместимо ли это с современными средами разработки? Возрождать там нечего, оно то еще и не родилось) Да и нужно ли оно вообще, да еще и на технологиях 30-40 летней давности? Перевозка чиновников отдельными самолетами не самый насущный вопрос. Хотя может быть им и хотелось)) С девчонками то на частные курорты на общих рейсах не полетаешь)) Ну и двигатель... Это тот который лучше 222го и который уже больше десяти лет мучают?)) но который так и не добрался до нормальных испытаний? Сколько там ПД-14 и ПД-8 проходят цикл испытаний и сертификацию?)
  14. 0
    22 февраля 2024 22:34
    Ну осталось подключить к производству самолётов ещё Ротенбергов, МЧС и стройбат. Их всегда бросают на кризисные проекты и задания: Крымский мост, БАМ 2 и т.д. Может быть тогда к 2030 г. они все совместно выпустят хотя бы 100 русских самолётов!
    Ну, Газпром для себя любимого скорее всего десяточку самолетов сделает. Летать же Мюллеру с замами и пр.начальством надо же с комфортом, девочками, а то от ОАК хрен дождёшься! Но вся остальная страна от них хрен что получит, обломается.