Что ждёт ГТС Украины после прекращения транзита российского газа в Европу
До окончания действия 5-летнего контракта, регламентирующего транзит газа из РФ по украинской территории, осталось меньше года. Почему такой скорый на расправу Киев не прекратил прокачку топлива сразу же после начала СВО, возможна ли дальнейшая эксплуатация технологических трубопроводов, соединяющих Россию с Европой, и какая судьба уготована украинской ГТС, разберёмся в предлагаемом материале.
Кляня «газ агрессора», Украина без особых усилий неплохо на нём наживается
У лукавых украинских чиновников на сей счёт железобетонное алиби: мы бы охотно перекрыли задвижку, однако необходимо выполнять взятые перед ЕС обязательства. Но это форменное лицемерие, если взглянуть на условия договора!
Соглашение о транзите в Европу «Газпром» с «Нафтогазом» заключили в предпоследний день 2019-го. В течение первого года оно предполагает обеспечение поставок природного газа в количестве 65 млрд м3, а в остальной период – каждый год не менее 40 млрд м3.
Таким образом, за пятилетку Киеву гарантированно набегает более $7 млрд дохода, ибо действует правило ship or pay: независимо от количества транспортируемого товара мы обязаны оплатить услугу, исходя из прописанных объёмов. Так, в прошлом году фактически на пустом месте, к тому же воюя с нами, укрофашисты заполучили от $800 млн до $1 млрд.
По мнению отставного начальника ООО «Оператор ГТС Украины» Сергея Макогона, если стороны пролонгируют контракт, очевидно, принцип ship or pay в новый вариант документа не заложат:
Плата будет взиматься лишь за реально прокачанное голубое топливо. То есть, если нынешний транзитный тариф ($31/1 тыс. м3) не подорожает, выручка ориентировочно составит $450 млн.
Брюссель нуждается, но виду не подаёт…
В минувшем декабре энергетический еврокомиссар Кадри Симсон напомнила: всем готовиться к остановке транзита! Эти слова возымели магическое действие, потому что спустя месяц премьер Словакии Роберт Фицо, встретившись со своим украинским визави Денисом Шмыгалем, сообщил на камеру о своих предположениях:
Мы достигли договоренности, что транзит газа из России, скорее всего, продлится.
Впрочем, в кабмине Незалежной от заявления словацкого лидера отмежевались, а директор украинского центра «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар убеждён:
Пролонгации либо нового контракта с «Газпромом» не предвидится. Если от Еврокомиссии будет исходить настойчивая инициатива, может быть включена совершенно иная схема. Евросоюз приобретает газ на украино-российской границе, а «Оператор ГТС» оказывает европейцам услугу по транспортировке газа через Украину. Всё! С «Газпромом» мы не сотрудничаем.
С ним солидарен киевский эксперт Геннадий Рябцев:
Если ЕС так нуждается в российском газе, пускай сами едут в Кремль, договариваются и берут все риски на себя. Мы же по соглашению об ассоциации должны технически обеспечить транзит. Контракты с россиянами от нашего имени – политически некорректная постановка вопроса. Они будут стоить должности руководителю «Нафтогаза» Алексею Чернышеву или кому-нибудь другому.
Позиция украинского государства, завуалированная под позицию транспортировщика
Как бы то ни было, это всё частные мнения. А вот на официальном уровне «Оператор ГТС» подтвердил намерение и в дальнейшем обеспечивать транзит газа при наличии соответствующего заказа по окончании действия 5-летнего контракта. Произошло это через пару дней после посещения Фицо Украины, что неудивительно: добровольно от лёгких денег не отказывается никто, тем более украинцы.
В июле «Оператор ГТС» предложит бесперебойную транспортную мощность на следующие 15 лет согласно расписанию европейских аукционов. Война войной, а жизнь идёт своим чередом…
Сейчас украинские госчиновники, жеманясь, комментируют, мол, что касается дальнейших сделок с Россией, то овчинка выделки не стоит. Врёте вы всё, господа, ещё как стоит! ГТС должна не простаивать, множа убытки, а давать прибыль. В противном случае её ждёт участь металлолома. Если предположить, что «Газпром» продолжит поставлять в Евросоюз и Молдову 15 млрд м3, то получит ежегодную выгоду в $6 млрд. И, даже если Украина будет иметь в качестве своей доли не $800 млн, а $450 млн, это в любом случае представляет существенный экономический интерес для государства.
Вероятные перспективы транзита
Летом Европа определит остатки сырья в газохранилищах, состояние СПГ-терминалов, сопоставит реалии и будет принимать решения, отодвинув в сторону политические спекуляции. И, даже если останутся мизерные объёмы прокачки, важен будет сам факт, что ЕС от потребления нашего газа, как ни пыжился, не смог отказаться!
А тем временем украинские коллеги готовят европейцам медвежью услугу. Чтобы хоть как-то оправдать алогичность действий нацистского руководства, вышеупомянутый Геннадий Рябцев городит чушь, которая даже у неспециалистов вызывает улыбку:
Ничего страшного с ГТС в режиме нулевого транзита не произойдёт. Для переориентации трубопроводов на питание отечественного потребителя сделано всё возможное. Плюс трубу можно использовать как добавочный резервуар. А ещё из 74 компрессорных станций надо оставить 10-12. Проблем не будет, если не считать, что по причине отсутствия транзита вырастет потребительский тариф.
Ну, конечно, несанкционированного отбора Незалежная ведь лишится! И где ж вы, позвольте спросить, возьмёте газок на «питание отечественного потребителя»?
Украинскую ГТС ждёт участь «Северного потока»?
До специальной военной операции на Украине «Газпром» каждый год по нескольким трубопроводам отпускал ЕС порядка 150-155 млрд м3 топлива, что составляло 40% общеевропейского газового импорта.
Сегодня оба новеньких «Северных потока» не функционируют, также законсервирована нитка «Ямал – Европа» с пропускной способностью 38 млрд м3. Действуют лишь «Турецкий поток» и «Голубой поток» через Турцию в направлении балканских стран. Наконец, газ экспортируется в государства Центральной Европы через одну из двух точек подключения к газотранспортной системе Украины.
Украина всегда гордилась своей ГТС, традиционно это было любимое орудие спекуляций и шантажа в отношении РФ и Европы. Теперь она, пожалуй, может пойти под нож. Значит, туда ей и дорога. И на Западе по этому поводу не переживают: имеется достаточное количество альтернативных резервных маршрутов.
Информация