«Надежда российской авиации» МС-21 рискует стать очередным «распилом»

Принято читать, что в условиях глобального капитализма для успешной конкуренции необходимы явные преимущества, например, дешевая рабочая сила, недорогие энергоносители, комфортный налоговый режим. В Китае эти слагаемые успеха позволили сотворить настоящее экономическое чудо, превратив за несколько десятилетий отсталое государство в ведущую мировую державу, настоящего конкурента США. Но почему же в России этот рецепт не работает? Вроде бы, и средняя заработная плата по стране не впечатляет, нефть, газ и уголь свои в избытке, и налоговая шкала плоская. Что же съедает все эти «конкурентные преимущества»?




Возьмем, к примеру, нашу оборонку. Помните, сколько хвалебных од пели перспективному танку «Армата»? Вот что в 2016 году заявлял глава «Уралвагонзавода» Олег Сиенко:

«Армата» сегодня стоит в 3 раза дешевле, чем «Абрамс», «Леопард» или «Леклерк». Ровно в 3 раза. Только его потенциал значительно выше.


Эксперты с гордостью сравнивали с ним ценники конкурентов: немецкий Leopard 2 – 5,7 миллиона долларов за штуку, «американец» «Абрамс» M1A2 SEP – 8,6 миллиона, «Армата» же по состоянию на 2015 год оценивалась в 3,7 миллиона долларов. Сегодня производитель отечественного чудо-танка требует уже 6,5 миллиона долларов, т.е. около 450 миллионов рублей за одну «Армату». По имеющимся данным, наши военные сумели снизить аппетиты руководства «Уралвагонзавода» до 320 миллионов рублей за гусеничную машину, но в количестве не более 132 штук. То есть, вместо «оружия победы», которое должно производится многими тысячами, «Армата» превратилась в мелкосерийную диковину.

Аналогично сложилась ситуация с пресловутым Sukhoi Superjet 100. Эту «надежду отечественного авиапрома» уже многократно «попинали» за волокиту и перерасход изначального бюджета. Но сухие цифры беспощадны. Этот российский ближнемагистральный лайнер лишь чуть дешевле бразильских и канадских конкурентов в своем классе. При этом он практически на две трети состоит из импортных комплектующих. О проблемах с его двигателями французского производства мы рассказывали ранее. За все прошедшие с момента старта сборки годы компания «ГСС» не удосужилась создать ни сервисной сети, ни отладить логистическую систему по доставке комплектующих по ремонту. Как результат, самолет стал очень дорогой и особо никому не нужной малосерийной игрушкой.

Теперь ровно на те же грабли может прыгнуть другая наша «надежда возрождения авиастроения» - МС-21. «На бумаге» новый среднемагистральный лайнер выглядит очень прилично. Но он уже повторяет путь Sukhoi Superjet 100. Денис Мантуров, возглавляющий Минпромторг, признает, что МС-21 более чем наполовину состоит из импортных комплектующих. Стартует сборка российского самолета, внимание, с американским двигателем PW1000G! Это в условиях практически ежемесячного введения США новых санкций! На замену в России разработан авиадвигатель ПД-14. Двигатель хороший, но дорогой: его разработка обошлась бюджету в 70 миллиардов рублей. Объединенная двигателестроительная корпорация планирует собирать их по 50 штук в год, и это довольно оптимистичная цифра.

А что у конкурентов? Компания Airbus начала разработку своего A320neo в 2010 году. В 2016 году уже началось производство, и по настоящий момент летают уже 318 новеньких самолетов. Предзаказ на A320neo составляет две тысячи лайнеров. Американский Boeing дал добро на модель 737 MAX в 2011 году, эксплуатация новеньких самолетов началась в 2017 году. За два года выпущено, по разным данным, от 180 до 190 единиц. Портфель предзаказов составляет 2200 крылатых машин.

Работа над нашим МС-21 была начата в 2008 году. Вот цифры Счетной палаты по проекту:

Если в 2008 общие затраты составляли около 125 млрд руб., то к 2017 году они увеличились в 2,3 раза до 284 млрд руб. При этом доля бюджетного финансирования в проекте неуклонно растет: с 60% в 2008 году до 73% на текущий момент.


Сертификация лайнера в России должна была пройти в середине 2019 года. Однако теперь она также сдвинута на конец 2020 года, а до международной сертификации ему еще как до Китая пешком. Предзаказ на самолет составляет 175 единиц, из них 50 – это «нагрузка» от государства «Аэрофлоту». При всем этом предполагаемая цена МС-21 в 95-105 миллионов долларов вполне идет вровень с простыми комплектациями у новеньких американских и европейских конкурентов.

Ситуация безрадостная, и выглядит повсеместной. Там, где крутятся большие государственные деньги, проекты почему-то становятся долгими, трудными и сверхдорогими, а результат не впечатляет. Почему так происходит?
Использованы фотографии: http://sia.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. nov_tech.vrn Офлайн
    nov_tech.vrn (Михаил) 20 декабря 2018 12:58
    0
    • 0
    • 0
    автора узнал со второй строчки, хоть он и плодовит, зато не оригинален.
  2. Маржецкий Онлайн
    Маржецкий (Сергей) 20 декабря 2018 13:19
    +1
    • 1
    • 0
    Цитата: nov_tech.vrn
    автора узнал со второй строчки, хоть он и плодовит, зато не оригинален.

    Спасибо, Михаил yes А в чем оригинальность должна быть? Хорошо написать о плохом? Или плохо о хорошем? request Будут хорошие поводы, напишем хорошо о хорошем. wink
  3. Пишенков Офлайн
    Пишенков (Алексей) 20 декабря 2018 17:36
    +2
    • 2
    • 0
    Распилы есть везде, только в России они АБНОРМАЛЬНЫЕ. Потому что госслужащие почему-то решили, что их образ жизни должен соответствовать олигархату. И здесь, видимо, ничего, кроме сталинских методов не поможет. Вопрос хватит ли отваги и решимости их применять. Это же для власти частичный подпил , на котором сидит. И, если данные автора правильные, то такие распилы в подобных областях и при госфинансировании можно по сути приравнять к госизмене, со всеми вытекающими... И исполнять наказания за всё это, как в Китае, а не сажать для видимости только тех, кто ну уж очень зарвался, типа Хорошавина. В СССР при всей негибкости экономики и тех же распилах, но строились же конкурентноспособные самолёты...
    И вопрос к автору: А с чего вы взяли, что в Китае "недорогие энергоносители"? Насчёт дешёвой рабочей силы тоже, мягко говоря, уже давно и не совсем правда, особенно в таких высокотехнологичных областях. Но организация процесса кардинально другая, вот это правда.
  4. maratkoRuEkb Офлайн
    maratkoRuEkb (Марат) 21 декабря 2018 11:51
    0
    • 0
    • 0
    Суперджетов построено 175 шт, нормальное кол-во что вы панику наводите. Хороший самолет получился, отзывы о нем хорошие.
    Армату допиливают, хороший танк но дорогой, поэтому будут брать пока мелкими партиями, а пока будут модернизировать Т-72, их у нас навалом, да и модернизация дешевле нового производства. Армата же будет выступать может в качестве танка прорыва и для работы на опасных направлениях. Паника тут тоже излишняя.
    Статья ваша ни о чем. Красной линией по тексту идет "Просрали полимеры". Заказ заокеанской шушеры выполнили на троечку. Драматизма не хватает и где же призыв "лучше бы эти деньги старикам раздали"
  5. Чувачок Офлайн
    Чувачок (Чувачок) 22 декабря 2018 19:47
    +1
    • 1
    • 0
    Что же съедает все эти «конкурентные преимущества»?

    - А нет ни каких преимуществ, от слова вообще. Всё, мы теперь живем при капитализме, не будет , не дешевого топлива, не стали, не материалов, не электричества, не тепла. Теперь мотивация - это получение максимально возможной выгоды,прибыли. Все это отягощается кривой системой налогообложения. При действующей налоговой системе, частное, в общем смысле, "машиностроение" невозможно, так же как и развитие высокотехнологичных производств, это не рентабельно вообще. И без гос. поддержки такие предприятия не смогут существовать.
    Сейчас, может существовать только очень высоко рентабельные производства, а это, в основной массе, все что связано с эксплуатацией природных ресурсов.
    Но хуже всего, что действующие руководители просто некомпетентные во многих вопросах, они плохо понимают, что они хотят, как это можно получить, и что они делают, а когда сделают- вернее наделают, ни кто не несет ответственности. (за один только налоговый маневр и его результаты для населения в виде дикого повышения цен на бензин, и СУГ(газ), все должны были сняты с должностей... но нет всем все сошло с рук).
    Поэтому очень сложно в существующей системе получить конкурентный высокотехнологичный продукт.

    ps. считаю, что на должностях уровня, главы правительства, должны стоять люди, имеющие ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с опытом работы, а не юристы, экономисты и прочие управленцы.
    Не помню кто сказал , но: правильные люди, в нужное время и в нужном месте, решают любые задачи. Наверно стране нужна партия инженеров.
    1. юрий никонов (юрий) 3 января 2019 12:21
      +1
      • 1
      • 0
      в первую очередь, на постах глав правительств должны быть люди любящую свою Родину, все остальное это уже вторично, управленческий аппарат тоже. а у наших все за бугром, дети там учатся, живут, недвижимость и т.д.