Недостающее в ВКС РФ количество самолетов ДРЛОиУ можно докупить в Китае

59

В ходе проведения СВО за январь – февраль 2024 года Россия потеряла два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50/А-50У. Это является чувствительным для ВКС РФ, так как количество подобных бортов в строю невелико, а сами они весьма полезны и востребованы. В связи с этим возникает необходимость оперативного наращивания таких или похожих по своему функционалу образцов авиатехники.

Нужно отметить, что быстро увеличить число строевых А-50/А-50У из числа имеющихся на хранении не получится по ряду технических и организационных причин. Серийное производство перспективного А-100 «Премьер» (на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76) также под вопросом – изготовлен один экземпляр, который проходит испытания.



Учитывая, что самолеты-разведчики в боевых порядках ВКС РФ нужны здесь и сейчас, а не через пару-тройку десятилетий, российские эксперты предлагали еще год назад ставить на крыло даже «эрзац-ДРЛО». Такие самолеты могли бы взять на себя функции летающего радара, пусть и с ограниченными возможностями, но зато в большом количестве и за короткий промежуток времени.

Предлагалось даже брать имеющиеся в строю или на хранении Ан-12 (до шести часов автономности) и Ту-154 (до восьми часов автономности) и оснащать их бортовыми РЛС «Ирбис», которые выпускаются в достаточном количестве (устанавливаются на истребители Су-35). Однако подобные меры имеют большой недостаток – «истребительный» радар не получится разместить в «тарелке» над фюзеляжем, как на А-50, и даже увеличенные размеров носового обтекателя оставят значительную мертвую зону. Поэтому нужно ставить два «истребительных» радара (второй в хвосте), но это в любом случае лучше, чем отсутствие решения в принципе.

Впрочем, имеется альтернатива – купить готовый самолет ДРЛОиУ с антенной во вращающемся надфюзеляжном обтекателе. Например, китайские «товарищи» серийно выпускают Shaanxi KJ-500, созданные на основе Ан-12, и НОАК за десятилетие уже получила свыше 30 единиц. Чтобы временно закрыть дефицит бортов ДРЛОиУ в зоне проведения СВО, китайский Y-9W/KJ-500 (GX-10) с пятичасовой автономностью (оснащен облегченной версией радара KJ-2000 AESA) вполне подойдет.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 февраля 2024 10:32
    Купишь у Китая, а купленное по недокументированным каналам будет на спутники сливать всякое... Палка о трёх концах.
    1. 0
      27 февраля 2024 21:31
      самолёты эти дорогущие и очень сложные... надеюсь наши выкрутятся!
  2. +20
    27 февраля 2024 10:33
    Интересно другое - чем занимались прошедшие четверть века наши военные верхи? И лично главнокомандующий? Если в таком архиважном вопросе - опять надо идти на поклон к китайцам? При этом - таки обладая собственными технологиями?
    1. +5
      28 февраля 2024 08:50
      Интересно другое - чем занимались прошедшие четверть века наши военные верхи?

      "Пилите, Шура! Они золотые..." (с)
    2. -3
      28 февраля 2024 12:49
      Вылезали из задницы в которую завели ваши родители или даже вы , если вам за 60 лет , допустив развал СССР. Так понятно , чем занимались наши военные?

      Перед тем как задавать такие вопросы , почитайте что было утеряно для России при распаде и , я думаю , даже исходя из ваших знаний по созданию производств , вы сами себе и ответите.
      1. +2
        28 февраля 2024 16:13
        Опять у Путина народ не тот. Так и норовят подставить главнокомандующего. Если бы не народ, Путин уже всех победил бы по два раза, а америку три раза!
        1. +1
          1 марта 2024 13:41
          А у народа "царь" не тот:). Уроборос какой-то.
      2. 0
        24 марта 2024 03:17
        Все это можно было за нефтедоллары себе вернуть раз 10. Было бы желание, но вместо этого затрагивались виллами, яхтами, суперджетами.
  3. +7
    27 февраля 2024 10:35
    Не продадут, да и как с сопряжением быстро решить?
  4. +11
    27 февраля 2024 10:37
    А Китай продаст ? Вот главный вопрос..
    1. +3
      27 февраля 2024 20:31
      Нет конечно .
  5. +11
    27 февраля 2024 12:11
    Про ДРЛОиУ А-100 можно не вспоминать, его появление по заявлениям чиновников состоится 2030 году. Начало разработки А-100, это 2000 год, сейчас 2024 год. КНР не продаст, самолёт ДРЛОиУ, это штучный и эксклюзивный товар. Выход один "лепить" конструктор из того, что есть, пусть это не современное, хуже чем А-100. Брать старые советские самолеты и устанавливать на них готовые РЛС типа "Ирбис" или др. Идёт война и самолёты разведки, наведения, управления нужны сейчас и много. Так как идёт переформатирования мира, а РФ надо защищать свои границы, то РФ надо иметь системы ДРЛОиУ установленные на дирижаблях, которые плавают в стратосфере на высотах 20-35 км. На высоте 20 (35) км оптический видимый горизонт 535 (709) км, прямая радиовидимость 1000 км. НАТО и Израиль уже использует привязные аэростаты РЛС.
    1. 0
      28 февраля 2024 13:37
      Вы правы. Для борьбы с разной летящей хренью уже в нашем тылу не далеко от СВО ,на одном из дроноопасных , самолёто и ракетоопасных направлений поднят для проверки один дирижабль. Второй работает где то в подмосковье. Так что, если докажут эффективность, то пойдут в массы.
    2. 0
      1 марта 2024 18:16
      Вот реально удивляет отсутствие аэростатов... Неужели и тут всё просрали???
  6. +7
    27 февраля 2024 12:16
    НОАК за десятилетие уже получила свыше 30 единиц

    Полуторамиллиардная страна, с ведущей экономикой, построила всего 30 самолётов. Это говорит о его огромной ценности и о том, что вряд ли Китай его продаст кому-либо.
  7. -8
    27 февраля 2024 12:32
    Ответьте сами себе честно на вопрос: зачем ВКС летающий радар в виде А-50/100? Воздушно-космической операции в рамках СВО не было и не планируется. Для координации действий штурмовиков и вертолётов в пределах линии соприкосновения - избыточны. Беспилотники, КР и ОТР и без ДРЛО справляются. Истребители Су-27/30/35/57 и МиГ-31 сами обладают приличными радарами для завоевания превосходства в воздухе и изоляции района боевых действий, только таких задач им никто не ставит, да и их участие эпизодическое в боевых действиях. Противодействовать воздушной разведке стран НАТО - политически не выгодно. Так зачем???
    1. 0
      27 февраля 2024 17:55
      Пример, необходимости знания, что происходит на территории врага, это старлинк. РФ построит подобную систему в будущем, можно не сомневаться. Ранее мной указывалось, что НАТО и Израиль используют привязные на 3-5 км РЛС аэростаты, всем они хороши, но в условиях СВО они легко сбиваются, т.к. они стационарны, малая высота, большой размер, далеко от ЛБС аэростат не повесишь из-за кривизны Земли. Всех этих недостатков нет у ДРЛОиУ стратосферного дирижабля. Чем враг будет сбивать дирижабль, который плавает на высоте 30 км, у вас в тылу, от ЛБС на расстоянии 100 км. На дирижабле установлены 20 шт. противоракет воздух-воздух, которыми он сам себя может защитить. Стратосферный беспилотный дирижабль в разы дешевле самолёта, эффективнее высотного планера. На какой летательный аппарат вы можете повесить 20 тонн полезного груза, чтобы он летал без посадки 6 месяцев?
      1. +1
        27 февраля 2024 22:19
        Цитата: vlad127490
        Стратосферный беспилотный дирижабль в разы дешевле самолёта, эффективнее высотного планера. На какой летательный аппарат вы можете повесить 20 тонн полезного груза, чтобы он летал без посадки 6 месяцев?

        И всё же...и этот вариант : 1.не прост,как кажется...; 2.не дешёв,как кажется; 3 не скор в исполнении ...как кажется ! Чтобы заиметь дирижабли необходимо: а)разработать и производить нужные материалы;б) разработать и производить дирижабли ;в) разработать и производить оборудование для стратосферы;г) создать "инфраструктуру" для эксплуатации дирижаблей ! Ставка на "эрзац-ДРЛО" путем привлечения уже готовых самолётов и оснащения их уже готовым оборудованием (РЛС "Ирбис",например) может оказаться более целесообразной !
        1. +1
          28 февраля 2024 00:43
          Вы правы в компетенциях и что необходимо сейчас или точнее вчера. Собирать РЛС летательный аппарат конструктор на коленке жизнь заставляет. Мной предложено, что нужно иметь завтра. Сейчас все хотят иметь в стратосфере ДРЛО и чтобы летал там месяцы. С космосом разобрались, там есть преимущества и недостатки. Дирижабль стратосферный ДРЛО хорош тем, что у него нет ограничений направления полёта, может висеть на одном месте, энергия идёт от солнечных панелей, погода не влияет. Про то, что нужно специалисты знают, от себя добавлю, нужна советская промышленность. Сперва сделают на Западе, затем КНР, потом и наши проснутся.
        2. 0
          28 февраля 2024 01:50
          Давно уже в России всё это производится. Чтобы заиметь дирижабли, России нужно их собрать и эксплуатировать. Всякая прочая инфраструктура потом появится. Что появилось сначала, самолёты или аэродромы, автомобили или автомагистрали?
          Всё у России есть, нет желания.
          Потому что дирижабль это копеечная тряпка с баллоном, на нём особо не заработаешь. А самолёт это куча цветмета, дорогие двигатели и пр.
          Я давно уже на этом ресурсе говорил о необходимости стратостатов.
          Подвесил его в небе, и он висит, болтается, видит далеко. А если прикрутить к нему "панцири" и ракеты воздух-воздух, то он и огрызнуться сможет некисло.
          Если его продырявить из пушки, то он может спокойно приземлиться на самонадувающихся баллонах или на парашютах. Короткий ремонт и снова поднимается.
          Одни плюсы, включая большую грузоподъёмность.
          Благодаря ей, кстати, на него и бомбы можно понавешать, которые с модулем коррекции и планирования, тогда он ещё и на километров семьдесят вокруг себя ушлёпкам жизни даст.
          Стратостат это воздушная платформа для чего угодно, по сути.
          А дирижабли, которые не так высоко висят, могут электронную часть иметь на земле, где-нибудь метрах в двухста от места подвешивания. К самому дирижаблю только собственно антенну радарную примастачить.
          Давно пора этим всем заниматься вместо того, чтобы терять СУ-34 и хоронить лётчиков.
          1. 0
            28 февраля 2024 20:59
            Цитата: Avarron
            Давно уже в России всё это производится. Чтобы заиметь дирижабли, России нужно их собрать и эксплуатировать.

            Зачем в России "всё это" производить ,если в России ,практически ,нет дирижаблей ?

            Цитата: Avarron
            Всякая прочая инфраструктура потом появится. Что появилось сначала, самолёты или аэродромы, автомобили или автомагистрали?

            1. Первые самолёты могли обходиться без специализированных аэродромов по причине своего "младенчества" ! В ту пору самолёты не могли "работать " ! 2.Автомагистралей не было;т.к.не было автомобилей ! Но для массовой автомобилизации автомагистрали понадобились ...Но они появились не сразу .а постепенно ! Понадобилось ,опять же, время ! Время было необходимо для появления автомагистралей и интеграции "инфраструктуры" в них ! Не было революции,а была эволюция ! А для эволюции необходимо время ! Время ,которого может и не хватить в отведённые "рамки" !
        3. +1
          28 февраля 2024 01:53
          Кстати, ещё один момент. Гондолу стратостата вполне можно сделать пузырчатой по типу водонепроницаемых переборок на корабле. И вот тогда попробуй его сбей, если он наполнен инертным газом.
      2. 0
        28 февраля 2024 08:55
        Стратосферный беспилотный дирижабль в разы дешевле самолёта, эффективнее высотного планера.

        Судьба дирижабля "Гинзбург" Вам ни о чем не говорит?
        1. 0
          1 марта 2024 13:42
          Гинзбург на водороде был. Закачивайте инертный гелий, Шура.
    2. +1
      28 февраля 2024 13:44
      У А-100 переделывают локатор с оборудование обнаружения и наведения . Там наши учёные придумали и разработали что то на базе чего то,. что позволяет аппаратуре резко нарастить возможности обнаружения и наведения по дальности , точности и уровню высот . Да и сам локатор принципально другой . Сейчас тестируют уже на борту. Тем более все агрегаты модульной конструкции что предполагает быстрый монтаж на бортах даже обычных Ил -76.
      1. 0
        29 февраля 2024 12:39
        Всё началось, с отсутствием милитари транзисторов.
    3. 0
      1 марта 2024 18:17
      Тупица... Для обнаружения низколетящих воздушных целей и ракет...
  8. +1
    27 февраля 2024 12:59
    Лучше отказаться от таких громоздких конструкций и выбрать чего компактнее и дешевле. Да и пилотов купить не получится, а свои на собственных ошибках не учатся
  9. 0
    27 февраля 2024 13:44
    Yes. This is the most important article published in February 2024. This article provides a solution.
    Not only AWACS, China can supply stealth aircrafts, transport aircrafts, helicopters, sophesticated high altitude research aircrafts etc to Russia.
    China can also help Russia in AI based arms, ammunitions, vehicles & equipments.
    Moreover China can handover any weapons to Russia to test their (a) efficiency (b) accuracy (c) lethality etc.
    Thus valuable combat experience could be shared, and would be helpful for China to deal with Taiwan in the near future.
    Its a 'win-win' deal for both Russia & China.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    27 февраля 2024 14:53
    На этих самолетах надо ставить крест. Это как Цеппелины в 1 МВ очень уязвимы. За ними будет вестись охота,пока не уничтожат все ,не важно в воздухе или на земле.АВАКС ждет та же участь в случае чего. БД показали что их нигде не спрячешь и не убережешь. Нужны альтернативные беспилотные ЛА с предачей данных на землю,или на базе МиГ-31/Су -34
    1. Комментарий был удален.
    2. D O
      0
      27 февраля 2024 16:44
      Caruso, поддерживаю каждое Ваше слово этого поста!
      От себя добавлю, что Су-34 с подвесной контейнерной РЛС "Сыч" - это быстрое решение проблемы.
      Но было бы неплохо модернизировать старенькие Су-27 в беспилотники, и подвесить под них РЛС "Сыч" .
      А в светлом будущем, оснастить мощной РЛС с АФАР боевого обзора беспилотную версию Су-75.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      5 марта 2024 10:32
      А ПВО/ПРО придумать на ИЛ-76..ИЛ 96. АН-140Т тямы нет...илиу китайцев пойдешь просить???
  12. 0
    27 февраля 2024 19:57
    If the Russians either neutralize the batteries blowing their planes up over the Azov or quit shooting their own planes down over the Azov, they won't be in such dire need.
  13. Комментарий был удален.
  14. -3
    27 февраля 2024 22:01
    Во-первых, Китай занимает нейтральную позицию и такую технику передавать уж точно не будет.
    Во-вторых, вместо устаревшего и так и не дошедшего в серию А100 (А50у) нужно создавать с нуля принципиально новую машину, с антеннами внутри фюзеляжа. В случае внештатных ситуаций гриб сверху не мешает и машину можно аварийно посадить. Все современные Аваксы уже давно так строят. Носители у России - есть. Все 4 подойдут: Ссж, МС21, Ил114 и Ту214. Осталось дело за малым: сделать и сертифицировать 3 двигателя. Макеты и картинки - не в счет
    1. +4
      28 февраля 2024 00:28
      И перечислили 3 несуществующих самолёта ))) а может и 4, хотя ту214 может и можно штучно заказать
      1. 0
        28 февраля 2024 03:18
        Ссж наклепали больше 100 штук. Половина из них сейчас летает. Ту214 выпускаются примерно 1.5 - 2 в год. Он - единственный, у кого из них есть хоть и устаревший, но свой даигатель
  15. +1
    28 февраля 2024 00:24
    Автор, губы закатай. Так китайцы и продали. Такая корова нужна им самим.
  16. Voo
    +3
    28 февраля 2024 00:51
    Это просто позор какой-то. За такую организацию работы, когда выясняется, что нифига нет, увольнять мало, тут сажать надо и надолго.
  17. -1
    28 февраля 2024 02:20
    Идея дирижаблей хороша; Китай со своим проектом 63660 продолжает идти по стратегическому пути.
    1. Voo
      +2
      28 февраля 2024 06:04
      С дирижаблями будет примерно как с ракетаносцами - каждому присвоят эпичную фио и на парад. А потом посдувает в неведомые края.
  18. 0
    28 февраля 2024 03:25
    Цитата: Шарнхорст
    Ответьте сами себе честно на вопрос: зачем ВКС летающий радар в виде А-50/100? Воздушно-космической операции в рамках СВО не было и не планируется. Для координации действий штурмовиков и вертолётов в пределах линии соприкосновения - избыточны. Беспилотники, КР и ОТР и без ДРЛО справляются. Истребители Су-27/30/35/57 и МиГ-31 сами обладают приличными радарами для завоевания превосходства в воздухе и изоляции района боевых действий, только таких задач им никто не ставит, да и их участие эпизодическое в боевых действиях. Противодействовать воздушной разведке стран НАТО - политически не выгодно. Так зачем???

    Какое превосходство в воздухе для Миг31?
    1. 0
      1 марта 2024 13:45
      Радар, если кратко.
  19. G N
    +6
    28 февраля 2024 05:32
    Зато у нашего главного есть самолет ручной сборки по себестоимости ракеты( собирается не серийно а штучно) теперь есть еще лимузин тоже штучный товар. Всех этих безголовых генералов, адмиралов и министра с генштабом давно пора разжаловать в рядовые и в окопы на передовую ковать победу. Бездари, хапуги, алкаши
    1. -2
      28 февраля 2024 13:53
      У нашего один а у Байдена ? Целых 3. Наличие у страны ЯО предполагает командный летающий пункт. Он и у Макрона есть и у англичан . Трудно уничтожить и легко переместить командование в нужную точку или вывести из под удара.
      Ругать не стоить.
      А сами то хоть что то создали в жизни? Или достигли чего? Вы крупный руководитель? Нет ? Завидно , это бывает , когда сами ничто то ругают других. Все военные наши сейчас при деле , а вот где вы?
      1. Voo
        -1
        28 февраля 2024 17:10
        При каком? Деле? Я стесняюсь спросить, а кто знает когда командующие флотами выходили в море на боевые задачи со своим флотом? Они хоть помнят как пришвартовыться то можно? А то, что они при деле это мы видим, только, что за дела у них - большой секрет.
        1. 0
          1 марта 2024 13:47
          Задачи командующих флотами со времён Ушакова и Нахимова сильно поменялись... у всех, кто имеет ВМФ.
        2. 0
          5 марта 2024 12:34
          Всё они помнят и знают и на кораблях с инспекциями бывают и не поверите , но даже на сухопутном фронте.
          Ну а какие у них дела и где они ,то вам в контрразведку надо обратиться .Там вам дадут исчерпывающее объяснение.
  20. +1
    28 февраля 2024 06:54
    Видимо, будет сложно. Все обозначения на китайском языке. Пока переведёшь.
    1. Voo
      0
      28 февраля 2024 09:36
      Гугл их спасет, на крайняк - яндех
    2. 0
      1 марта 2024 13:50
      Вот це беда для украинцев на F-16, правда, беда там в другом - системе обозначения авиагоризонта. Для справки, подготовленный пилот "шильдики" не читает.
  21. +4
    28 февраля 2024 11:17
    Зачем писать ерунду про Китай? Ничего , никогда хоть в малейшей степени имеющее отношение к оружию Китай не продаст России, зато сотни тысяч тяжелых беспилотников укрофашисту-пожалуйста, цифровые мощные радиостанции ему же в любом количестве- пожалуйста, даже униформу--пожалуйста( из интереса , попробуйте купить сами) Китай не на словах , а на деле занял свою позицию в одном окопе с Дядей Сэмом против России(видно, надеется договориться, но у амеродемона он просто следующий на очереди на с едение)Так что сами, только сами. Конечно, потеря трех ценнейших самолетов- это сильный удар Врага. Тут выручить может только всемерное ускорение работ по тяжелым беспилотникам с обзорной РЛС ( у нас будет Альтиус наконец или все с ним?)И, конечно, развертывание аэростатной, а еще лучше дирижаблевой системы с РЛС типа °Белки Н036 ° вдоль границ. ( есть, есть у нас наработки)Но нет этого, хотя уже два года многие просто криком кричат об этом. Долгое время болтали языком про ПВО на основе данных с вышек сотовой связи( они стоят куда чаще батарей ПВО по территории России) но тоже что то затихла волна....А если скоро совсем самолетов ДРЛО не останется?
    1. -1
      28 февраля 2024 14:09
      Всё что китайское у врага - это всё из гражданской сферы и не обязательно из Китая .Там других , производящих подобный ширпотреб , достаточно .Просто посмотрите на Али -экспрессе одно подобное изделие и сколько производителей его. Хотел приобрести одну вещь , она в Европе в дефиците , глянул, 18 производителей этой хрени с разными ценами правда .
      Если бы нам было надо то закупили бы , договорились бы по самолёту .
      Но возможно что характеристики этих девайсов нам не подходят
      Одно - это заявлять и другое - реальные характеристики. Возможно что они даже хуже чем у А50 нашего. По этому китайцы , зная это , нам и не продают
      Ну а кроме этого, вспомните военный танковый биатлон. У китайца , они привезли свой современный танк и очень им хвалились , возникла сразу серьёзная проблема в ходовой . Кроме того , на более опасных направлениях , где появляются американские самолёты и японские , они поднимают на перехват не свои пепелацы а наши Су.
  22. +2
    28 февраля 2024 11:20
    А можно спросить: а за 2 года СВО какое именно вооружение нам уже поставила КНР? Что - никакое? Так что заставляет думать автора, что для самолётов ДРЛО будет сделано исключение?
    1. 0
      28 февраля 2024 14:16
      А какое вооружение у них лучше нашего?. Возможно поставки и идут но вам об этом не скажут. Есть такое понятие - военная тайна или государственные интересы. Думаю , электронику нам продают
    2. 0
      5 марта 2024 12:49
      А зачем нам их , китайское вооружение. Если они нам чипы тихо -мирно передают то и отлично . В таких случаях как этот , поставки вооружений - военная тайна и с обывателями и даже военными ниже определённых должностей и без специальных допусков , ею никто делиться не будет.
  23. +2
    28 февраля 2024 14:20
    Фантазёр автор.
    Он бы предложил бы ещё танки и стрелковое оружие закупать.
    Три раза ха!
    Тут Китайское руководство и бизнес-элита и так дергается по поводу продажи и покупки у нас мирной продукции. А тут автор предлагает купить у них такое
    1. 0
      1 марта 2024 13:51
      Стрелковое оружие бандюги в Китае в 1990-е закупали. Влёт затворов ТТ и ПМ стрелку в лоб обеспечивали на раз.
  24. 0
    3 марта 2024 01:58
    Все перечисленные автором варианты надо реализовывать.
  25. 0
    9 марта 2024 03:10
    Сомневаюсь, что Китай продаст нам данные самолёты это не снаряды и ракеты.