По какой модели будут эксплуатироваться высокоскоростные магистрали в России

15

В ходе своего очередного послания Федеральному Собранию, прошедшего накануне, президент Путин озвучил множество планов дальнейшего социально-экономического развития нашей страны. Среди них особое внимание было уделено транспортной инфраструктуре, в частности, высокоскоростным железным дорогам, или магистралям (ВСМ).

Данной проблематики мы уже не раз касались, пытаясь разобраться, насколько реально нужны в нашей стране высокоскоростные железные дороги, а также анализируя зарубежный опыт их строительства и эксплуатации, китайский и американский. Как бы то ни было, политическое решение о строительстве ВСМ принято на самом верху и публично озвучено, а значит, дело решенное.



ВСМ в России – быть


Работы в данном направлении началась еще при СССР. Высокоскоростная железнодорожная магистраль Центр – Юг должна была соединить Ленинград, Москву, Крым и Кавказ. Впоследствии предполагалось продлить ее до Великого Новгорода. Однако из-за экономических проблем позднего Советского Союза и его распада в 1991 году проект так и не состоялся.

В Российской Федерации к планам по строительству ВСМ вернулись в 2013 году. Рассматривались и прорабатывались несколько направлений: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань и даже Челябинск – Екатеринбург. Однако все они были отложены в долгий ящик из-за целого комплекса проблем: высокой стоимости и технической сложности, зависимости от импортных технологий, а также неопределенности с экономической моделью последующей эксплуатации ВСМ и ее окупаемостью.

Однако ж в августе 2023 года президент Путин заявил, что настало время вернуться к этим инфраструктурным проектам:

Если от Москвы до Адлера «протащить» – это будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто ездит отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И, вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю. Минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии, тем более что мы хорошим темпом развиваем строительство Союзного государства.

В ходе своего послания от 29 февраля 2024 года наш Владимир Владимирович подтвердил серьезность намерений:

Первый маршрут между Москвой и Петербургом пройдет через Тверь и нашу древнюю столицу Великий Новгород. Затем будем прокладывать магистраль в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на Черноморское побережье, в Минск, в братскую Белоруссию, по другим востребованным направлениям.

Где деньги, Зин?


Всего на строительство высокоскоростных магистралей в России по указанным направлениям планируется потратить 10,8 триллиона рублей. Вполне очевидно, что ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет первой в очереди из-за максимально возможного трафика между двумя российскими столицами.

Строить столь масштабный инфраструктурный объект будут вскладчину по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Акционером концессионера будет выступать специально созданная компания под названием «ВСМ две столицы». Взносы в ее уставный капитал составят 218,5 миллиарда рублей, еще 290 миллиардов доложат за счет облигаций пенсионного фонда «Газфонд». Государство выделит 903,8 миллиарда рублей из средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году. Еще 903,8 миллиарда будут взяты в кредит у российских банков, среди которых названы Сбер, ВТБ и Газпромбанк.

В случае успеха проекта данная схема финансирования может быть перенесена на другие перспективные направления высокоскоростных магистралей. Правда, пока не совсем понятно, как именно ее оценивать. В компактной, густонаселенной и богатой Европе ВСМ окупаются, а вот в Китае с его огромным населением и территориями эти магистрали убыточны и дотируются государством. В Пекине считают, что транспортная связность и максимальная мобильность трудовых ресурсов являются важным фактором, ускоряющим социально-экономический рост страны.

По всей видимости, России придется ориентироваться именно на китайскую модель развития высокоскоростных магистралей. Немаловажно и то, что, благодаря ВСМ, повысится транспортная связность с союзной Белоруссией. На это после послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию обратил внимание госсекретарь Союзного государства РФ и РБ Дмитрий Мезенцев:

Значимо, что Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию обозначил приоритетом создание сети высокоскоростных железных дорог между городами России, но особо важно - и между Москвой и Минском, столицами наших стран, объединенных Союзным договором, последовательно идущих по пути углубления интеграции.

Таким образом, ВСМ для России – это проект не только социально-экономический, но и политический.

Риски и угрозы


Хотелось бы обратить внимание на то, что эти и прочие инфраструктурные проекты будут реализовываться на фоне СВО на Украине, которая имеет негативную тенденцию к превращению в перманентный вооруженный конфликт. С учетом новой стратегии Киева на удары по российским тылам, все объекты критической, в том числе, транспортной инфраструктуры становятся для ВСУ приоритетными целями.

Так, систематическим атакам ударных беспилотников теперь подвергаются отечественные НПЗ и прочие объекты нефтегазовой инфраструктуры. С целью осложнить транспортную логистику ВС РФ украинские террористы могут начать осуществлять диверсии на мостах и железных дорогах. В связи с этим, сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей должна учитывать вышеуказанные риски при последующей эксплуатации ВСМ.

Крайне желательно было бы до запуска первого высокоскоростного поезда полностью устранить угрозу, исходящую для России от киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 марта 2024 09:29
    Многое упирается в наличие рабочих рук.Сейчас их не хватает даже на производствах.Дисбаланс между количеством рабочих и чиновников,и охранников на предприятиях,-огромен.А если взять занятых в компьютерные игры,блогеров...Очень большое количество людей,не занятых в производстве.И этим к сожалению мало кто занимается.Есть и проблемы,связанные с СВО.Но о них лучше не говорить.
  2. +6
    2 марта 2024 10:58
    Сегодня развитие российской экономики - это погоня за быстрой прибылью.
    Нет долгосрочного государственного планирования, нет идеологии развития страны, развития человека, нет смысла даже обсуждать перспективы будущего.
    В погоне за прибылью всё сожрёт повышение цен.
    1. 0
      3 марта 2024 16:17
      для любителей гоняться за прибылью набиуллина ставку подняла... теперь у них поросячий визг и девичий плач.
  3. +5
    2 марта 2024 13:00
    Сколько уже было и проектов озвучено ,и денег спуцщено ,и скоростная ЖД 2 года до Крюково тянули, и виляющей скоростной АВТо снесли и химкинский лес, и судьбы людей....
    А добираться из регионов до москвы стало дольше - Автобусы поотменяли, узкая прямая Ленинградка так и осталось узкой.
    А тут новые трилионы... тетки из глубинки боятся (и не зря, кстати), что автобусы вообще отменят...
  4. Voo
    -2
    2 марта 2024 14:05
    Ход мыслей, у рулевого обозом, вообщем то идёт в том направлении, в каком его запустили. Другое дело, на сколько его хватит... То ли пути, то ли рулевого...
  5. +2
    2 марта 2024 14:36
    А Великий Новгород был какого государства древней столицей? Чтоб называть его " нашей"? Ну это так.
    Главный вопрос - кто будет строить подвижной состав?
    И зачем в Минск? Батька же открытым текстом уже говорит, что не будет никакого объединения.
    1. Комментарий был удален.
  6. +4
    2 марта 2024 14:41
    не вижу я острой необходимости в этих стройках века - у нас разве есть в наличии все производственные цепочки по данным объектам?
  7. +2
    2 марта 2024 15:30
    И лишь на никому не нужном Дальнем Востоке будут по старинке, как и полвека назад, курсировать деревянные, ежедневно забитые под завязку плацкарты а-ля Пакистан-стайл со скоростью 40 км/час.
    1. -2
      3 марта 2024 16:20
      в Кремле уже не раз озвучили что на дальнем востоке будет все нормально а малороссы как гадили в шаровары столетиями так и будут hi
      1. 0
        10 марта 2024 08:08
        Песню про "дальневосточную нормальность" я слушаю более двух десятков лет. И словечко "Будет" тоже. Люди, которым эта песня приелась, ежегодно просто десятками тысяч уезжают отсюда. Не от хорошей жизни, надо полагать. И даже не от нормальной.
  8. +2
    2 марта 2024 15:38
    Самая непонятная для меня инициатива после «новых городов в Сибири». Непонятно ни откуда столько денег возьмется, ни откуда столько рабочих рук, ни зачем в принципе создавать заранее убыточную железку «по китайскому типу» где (!) китайских потоков нет. Лучше хоть четверть этих денег направили бы на строительство метрополитенов в регионах, сами города стали бы привлекательнее и удобнее для жизни.
    Да и вообще раздражает эта имитация бурного развития экономики во время военных действий в стиле мы везде поспеваем. Да, держимся на плаву, не рухнули вопреки западным прогнозам, но и ВВП сейчас растет только в рублевом выражении параллельно с бОльшей девальвацией (вот по итогам 2023 г съехали уже на 6 место по ППС, при среднем курсе ~85, т е в этом году будет еще ниже), военные расходы растут как в абсолютном, так и относительном значении, а значит уменьшаются другие статьи + 90% экспертов снова ожидают девальвацию. А тут на стройки века замахиваются, как будто вообще нет трезвого видения ситуации.
    1. Voo
      0
      2 марта 2024 15:52
      Они там меньше всего, при планировании строек века, задумывались об удобствах, для каких то сибиряков и дальне-восточников, ежели какой-то залетный урбанист пишет рекомендацию об решении забитых парковок у ТЦ, путем введения платы за них. Возникает вопрос, у коренного дальневосточника, к ентому оленю - ты за что таньгу получал? Чтобы убедить меня заехать к торговцам у шлепок и заплатить им за парковку? И хочется, сразу послать и этого урбаниста, и владельцев ТК на три простых буквы, а вместе с ними и всех этих, гребанных благодетелей.
  9. 0
    3 марта 2024 12:14
    Надо нарисовать картинки будущего, а что будет, давно понятно . Не все забыли прошлые рисованные радужные картинки, чего в натуре не видать по сей день.. Тут слово, "обещалкины" подходит, как нельзя лучше. По поводу скоростных магистралей, сперва поднять скорости на большинстве нагруженных магистралей, подправить их, ибо там первейшие потребности. А далее между особо нагруженными центрами-мидллионниками постепенно вводить. Если всё и много, так, как правило, ничего или очень мало, что обычно видим.
    1. 0
      3 марта 2024 16:26
      трасса М12... hi
  10. D O
    0
    9 марта 2024 01:37
    Крайне желательно было бы до запуска первого высокоскоростного поезда полностью устранить угрозу, исходящую для России от киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада.

    С этим абзацем автора нельзя не согласиться. Для скорейшей победы в СВО, требуется приведение в порядок и необходимое развитие грузовых железнодорожных перевозок, а не почти бесполезных для военной логистики ВСМ.
    А вип- и бизнес- пассажирам на это время придется пользоваться авиасообщением.