Станет ли завтра ядерный двигатель главным помощником в освоении Вселенной

22

Человечество стоит на пороге создания ядерных разгонных блоков для доставки космических аппаратов в далёкие уголки Вселенной. В прошлом году NASA и Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов Пентагона (DARPA) заявили, что до 2025, в крайнем случае, до 2026 года собираются запустить совместный модуль с атомным реактором.

Космический атом с большим будущим


Но сначала немного истории. 25 августа 2012 года одиночный космический зонд «Вояджер-1» пересёк порог так называемого межзвёздного пространства. Тогда он находился на удалении 18 млрд км от Солнца, далеко за пределами нашей системы. Таким образом, на сегодняшний день это наиболее удалённый от Земли объект, созданный человеком. Аппарат стартовал в 1977 году, и почти через полвека он по-прежнему исправно функционирует, отправляя информацию на землю и проникая в космические глубины. Так вот, это стало возможным потому, что её системы работают на ядерной энергии.



Европейское космическое агентство (ESA), со своей стороны, инвестирует программу по использованию ядерных двигателей для освоения космоса. А NASA подписало контракт с Westinghouse на разработку концепта ядерного реактора, который будет питать проектируемую лунную базу. Планируется ввести её в строй до конца десятилетия, и по мнению авторов идеи, данное ноу-хау успешно справится с эксплуатацией в суровых условиях поверхности Луны. И чем глубже мы исследуем солнечную систему и особенно звёздный мир за её пределами, тем привлекательнее выглядит вариант с атомным источником энергии. Ведь при всей своей неоднозначности ядерный двигатель – это чуть ли не вечный двигатель.

Трудности и опасности, подстерегающие дальнюю миссию


Американский стартап Zeno Power на днях стал обладателем премии в S15 млн за содействие NASA в создании радиоизотопных ядерных энергосистем применительно к лунным экспедициям. Эти компактные разработки имеют длинную и тернистую историю космического использования. Бортовое электропитание и теплообеспечение в этом случае будет осуществляться за счёт расщепления ядерных отходов.

Тотальная темнота – специфическая проблема дальних космических полётов. Взять ту же Луну. Ночь длится там 14 земных суток. А в кратерах, например, свет отсутствует всегда. Естественно, генерация энергии из солнечного света невозможна, при этом температура в отдельных местах превышает -200оC.

Космическая миссия по своей сути – довольно рискованная затея, тем более с ядерными компонентами на борту. Ракеты-носители то и дело взрываются, разбрасывая токсичные обломки по околоземному пространству и по Земле.

Кулибин из Алабамы


Профессор Алабамского университета из Хантсвилла Дейл Томас изобретает двигатели с ядерным ускорителем и изучает их работу. Являясь руководителем кафедры промышленной и системной инженерии и инженерного менеджмента, он занимается этим много лет, но пошёл дальше своих коллег. Вместо приведения ракеты в действие через химическую реакцию Томас использует цепную:

Ядерные реакции традиционно задействуются для электроснабжения космических аппаратов, отправляющихся в далёкое путешествие. Так, на «Вояджере» источником питания служат 3 вынесенных на штанге радиоизотопных термоэлектрических генератора, использующих окись плутония-238. Из-за удалённости маршрута солнечные панели там бесполезны. Так вот я стал применять эти реакции в качестве принципа движения. Но есть одна существенная загвоздка – невозможно полностью исключить отказ ядерного двигателя, а последствия его неисправности гораздо хуже, нежели у химического.

Это обстоятельство заставляет пересмотреть методы испытаний ракетных двигателей. В самом деле, ведь до начала серийной эксплуатации они тестируются на земле, где порой ведут себя непредсказуемо: взрываются, ломаются, горят. И это в условиях эксперимента нормально. Но если в ходе испытаний взорвётся ядерный двигатель – это с точки зрения системной экологическо-радиологической безопасности ненормально. Поэтому сбои здесь недопустимы. Такое положение вещей замедляет разработку.

Если за дело взялся Пентагон – жди сюрпризов


Первый ядерный реактор был запущен в космос еще в 1965 году. С тех пор американские учёные бьются над получением технологии с минимумом риска и изобретением такой конструкции, которая готова была бы выдержать взрыв. И в конце концов выход здесь якобы найден. Правда, он пока держится в строжайшем секрете: не случайно ведь к этому направлению подключилось министерство обороны!

Программный директор по разработке космических аппаратов Рами Месалам из Лестерского университета (Англия) делится своими соображениями:

Безопасность всегда лежит в основе проектирования систем атомной энергетики. Но хорошей новостью является то, что у нас есть почти 60-летний опыт её оптимизации. Обуздаем и ракетные ядерные двигатели… Как вариант – на околоземную орбиту корабль выводится посредством обычных твердотопливных ступеней, после чего для дальнейшей миссии запускаются и разгоняются ядерные блоки. Химический двигатель может доставить даже до Луны. Но дальше уже атомный двигатель будет служить ключом к преодолению межпланетного барьера.

Чтоб сказку сделать былью…


Из-за ресурсоограниченности полёты на Марс и дальше в настоящее время затруднены. В NASA, других агентствах по аэронавтике и исследованию космического пространства скрупулёзно рассчитывают сложные траектории, выводящие космических посланников за пределы гравитационных полей, чтобы минимизировать расход топлива. При наличии надёжных ядерных двигателей достаточной производительности подобные проблемы отпадут сами собой.

Профессор Томас резюмирует по этому поводу:

Ядерная тяга по сравнению с химической это примерно, как Ferrari против Volkswagen, из-за разницы в мощности силового агрегата. Однако я не согласен с утверждениями представителей DARPA – мы не успеем ни к следующему, ни к 2026 году. Аппараты с ядерным двигателем, вероятно, действительно взлетят, но не раньше 2030 года. Зато как только этот проект будет реализован, он в корне изменит правила игры, а сюжеты научно-фантастических романов и фильмов прошлого в одночасье станут реальностью.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 марта 2024 11:01
    Всем духовным и адекватным русским понятно, что Вояджеры и Аполлоны чистый воды фейк, снятый в Голливуде! yes
    1. +4
      2 марта 2024 13:56
      А что ж Мосфильм отстает.
      1. +1
        2 марта 2024 16:28
        Ничего, скоро синимут. Про лунный трактор fellow
    2. 0
      3 марта 2024 10:02
      вероятно вы ещё не всех бесов изгнали...
      1. +1
        3 марта 2024 11:37
        А какие у вас доказательства, что Вояджеры с Аполлонами были ? Предъявите!
  2. -1
    2 марта 2024 11:07
    Для подобных статей следовало бы создать на "Репортёре" отдельную рубрику "Фантастика".
    А вообще то, такие статьи надо начинать с того, что возможный вред от предлагаемого ядерного двигателя таков, что споры сибирской язвы по сравнению с ним - детские шалости. Как вам такая перспектива?
    1. +2
      2 марта 2024 12:58
      Это Вы про Буревестник?
      1. 0
        16 марта 2024 04:54
        Так Буревестник полетел. Это признала разведка Великобритании. 15 полёт оказался успешным .Значит двигатель довели.
        А вот по поводу американского двигателя в 1965 году , ложь. Американцы просто просчитали чем это может закончиться и отказались от реальной разработки и испытаний . Хотя чего только они не пишут чтобы ну хоть на бумаге доказать своё превосходство а там поди проверь. Да .Они украли со спутника из СССР , который был у них на выставке по их же просьбе , ядерную установку как источник питания. Правда тогда этот инцидент СССР и США как то решили .
  3. +2
    2 марта 2024 12:00
    Ядерный реактор мегаваттного класса - ещё аж при Советской власти был на сносях. Проблема - в теплоотводе..
    1. Voo
      -2
      2 марта 2024 14:07
      Проблема не в теплоотводе, а в том, как от диктатора на корабле избавляться будут.
    2. +1
      3 марта 2024 00:59
      С теплоотводом вродь как решено, на то и испытывают Буревестник что на нём стоит компактный ЯР. Проблема в электронике, Зевса в космосе приучить целеуказанию всего и вся меговатным электроснабжением. Меговатт на орбите это не кухры мухры, это уже доминирование.
  4. -3
    2 марта 2024 12:53
    Рогозина и К чтоли забыли?
    Об космо-ядер-буксире балабокали лет 5-10 назад под дудку Роскосмоса, а потом балабокать устали... и тютю...Маск передавал сверху привет и держаться...
  5. -3
    2 марта 2024 14:15
    Про Вояджер пишут много кроме одного.Скорей всего с ним связь давно потеряна и работает его тень (обман) .Это могут пояснить специалисты радиотехники по связи , мощности передатчика , дальности работы и способности направленных антен на таких дальностях отрабатывать ориентацию точно на землю для передачи данных.
    1. +1
      2 марта 2024 14:44
      Истинно глаголите! Их вообще не было - ни Вояджеров, ни Аполлонов. Всё - Голливуд. Бесовское отродье.
      1. Voo
        -3
        2 марта 2024 14:59
        Хотелось бы сказать, что вы неправы, но как? Ежели тока самому полететь, для проверки. Но, кому про недостатки рассказывать по возвращении? Группе товарищей, возвышающихся над миллиардом оленей?
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
      2. 0
        16 марта 2024 04:59
        Всё было , вот только их функциональность проверить не возможно. Так ли всё было с ними в то время , как пишут сами американцы? Сейчас многое можно проверить из-за развития техники и прочих средств наблюдения, а тогда таких возможностей просто не было и можно было всякое утверждать. Попробуй проверь.
  6. +1
    2 марта 2024 14:18
    В планах Роскосмоса пока только работы по Нуклону, но вместе с тем полезно было бы возобновить тематику на основе РД-0410 в составе межорбитального буксира для пилотируемых программ. Возможности перспективных ракет-носителей ограничены, а двигатель такого типа способен удвоить разгонные характеристики и таким образом компенсировать отсутствие сверхтяжелых носителей у РФ. По истечению ресурса их можно контролируемо сводить с орбиты как и грузовые Союзы.
    1. 0
      4 марта 2024 09:25
      двигатель такого типа способен удвоить разгонные характеристики и таким образом компенсировать отсутствие сверхтяжелых носителей у РФ

      Ядерный реактор только для выработки электроэнергии, а двигатели электроракетные, на ионной тяге, с очень слабыми разгонными характеристиками. Их преимущество в том, что могут работать непрерывно многие месяцы, или даже годы, и только в космосе. Для старта с Земли они ну никак не годятся, так что не компенсируют отсутствие вообще каких либо носителей, не только сверхтяжелых, это совсем другой класс двигателей. А на орбиты всё это "добро", как и прежде будут выводить старые добрые движки на химическом топливе.
      1. 0
        8 марта 2024 12:19
        Читайте внимательнее, речь идет о РД-0410.
  7. -1
    2 марта 2024 15:17
    при этом температура в отдельных местах превышает -200оC

    lol Дальше читать не смог.
    1. +2
      3 марта 2024 00:59
      написано: -200 °C. Абсолютный ноль −273,15 °C
      Что не так?
  8. 0
    4 марта 2024 12:53
    Хоть это и заставит людей улыбнуться, я все же выскажу свои мысли:
    космические корабли недалекого будущего будут двигаться, "падая" в том направлении, куда они хотят попасть, потому что их "двигатель" будет тянуть, а не толкать корабль. Ясно, что я не знаю, какую энергию они будут использовать, но я знаю, что она все еще будет опасной, но она будет создавать как бы гравитацию перед кораблем. Ускорения без инерции станут возможными.
    Мы близки к открытию этой новой возможности, но пока, с этим типом Мира, она заторможена.