Почему России пора определиться с задачами Черноморского и Балтийского флотов

47

Очередные плохие новости пришли из акватории Черного моря. Там атаке «волчьей стаи» украинских морских дронов подвергся патрульный корабль ВМФ РФ «Сергей Котов». О том, что в этой истории не стоит ждать хеппи-энда, сообщил военкор Александр Коц, и вскоре это подтвердили многие другие популярные околовоенные телеграм-каналы.

Отметим, что Минобороны РФ официально не подтвердило и не опровергло данную информацию, однако ГУР противника уже выложило видеозапись ночного боя БЭКов с неким кораблем, визуально напоминающим проект 22160, к которому относится «Сергей Котов». Далее хотелось бы высказать несколько соображений по поводу произошедшего в Керченском проливе.



Доколе?


Необходимо напомнить, что с февраля 2024 года это уже третья небезуспешная атака украинских безэкипажных катеров на военные корабли Черноморского флота. Так, 1 февраля дал неравный бой дронам-камикадзе малый ракетный катер Р-334 «Ивановец» ВМФ РФ. А 14 февраля «получил повреждения» в результате нападения целой стаи морских беспилотников БДК «Цезарь Куников». Теперь вот в ночь на 5 марта атаке подвергся патрульный корабль «Сергей Котов».

Картина, записанная с украинских БЭКов и выложенная в общий доступ ГУР Незалежной, выглядит весьма однотипной: ночь, одинокий военный корабль и «волчья стая» наскакивающих на него из темноты минимум 15 дронов-камикадзе. По БЭКам ведется встречный огонь, но несколько штук все-таки достигают своей цели с соответственным результатом. Естественным образом подобное угнетающее зрелище вызывает у любого нормального человека желание помочь хоть как-то, добрым советом.

Например, высказываются рекомендации российским адмиралам поставить дополнительные пулеметы по всему периметру пока что уцелевших кораблей Черноморского флота, не ложиться ночью в дрейф и т. д. Однако же внимательные глаза рассмотрели на видеозаписи ночного боя корабля, похожего на «Сергея Котова», дополнительные пулеметные турели, смонтированные по углам полетной палубы, на крыльях ходового мостика, а также по бортам за вертолетным ангаром. При этом корабль явно не стоял на месте и для лучшей скрытности шел с выключенными огнями.

То есть нельзя сказать, что никаких выводов из предыдущих потерь командованием Черноморского флота сделано не было. Проблема несколько в ином. От разведывательных средств натовской воздушно-космической группировки столь примитивные способы маскировки, как видно, не работают. Даже поставь по бортам крупнокалиберные пулеметы через каждые 15 метров, как это делают иранцы на своих кораблях, противник в лице Украины со стоящим за ней Североатлантическим альянсом все равно сможет подобрать ключик к системе их обороны.

Скажем, в следующий раз на охоту выйдет стая не из 15, а из 25 БЭКов. Или из полусотни. При этом атаки могут быть комбинированными: одновременно воздушными дронами для перегрузки системы ПВО, морскими надводными и подводными. От последних из турелей не отстреляешься. А что делать, когда над Черным морем начнут летать наводимые на цель натовцами украинские истребители F-16 и уже заказанные ВСУ F-18 с современными дальнобойными противокорабельными и противорадиолокационными ракетами?

Кто виноват и что делать?


Сегодняшняя крайне плачевная ситуация является прямым следствием того, что под контролем Киева осталось Северное Причерноморье. Шанс дойти до Николаева и Одессы по суше, пока ВС РФ стояли в Херсоне, был упущен, и теперь Украина при помощи блока НАТО кошмарит наш Черноморский флот. Отчего-то их «волчьи стаи» вольготно себя чувствуют даже у нас в Керченском проливе. Тактика рассредоточения кораблей ВМФ РФ из главной военно-морской базы в Севастополе не очень-то и сработала.

В настоящий момент проблема носит не столько технический характер, сколько военно-политический. Прежде чем что-то конкретное требовать от адмиралов, неплохо бы определиться с тем, чего реально хотят от Черноморского флота в Кремле. Если в Генштабе ВС РФ все-таки планируют наступательные операции в Причерноморье, в которых ВМФ РФ может быть задействован при десанте, в качестве огневой поддержки или для снабжения сухопутной группировки на правом берегу Днепра, его необходимо максимально усилить, в том числе за счет перевода по внутренним водным артериям судов из состава Балтийского флота, который сам теперь оказался под прицелом блока НАТО.

Если же никаких наступательных мероприятий не планируется и в Кремле будут ждать «чуда» в ноябре 2024 года на выборах в США, уцелевшие корабли необходимо увести из Черного моря в другие акватории. Здесь на них будут системно охотиться, пока на плаву не останется ни одной условно боеспособной единицы. И не надо быть Вангой, чтобы предсказать, что желаемого «чуда» не случится. Россия точно готова к подобному позору?

Ровно тем же вопросом следует задаться и относительно перспектив ДКБФ. После вступления Финляндии и Швеции в состав блока НАТО Балтийское море превратилось для него фактически во «внутреннее». Теперь к прежним потенциальным угрозам для российского флота на Балтике может добавиться новая, совершенно реальная, а не гипотетическая, исходящая от украинских БЭКов. Да, от Одессы они туда своих ходом не дойдут, но морские дроны-камикадзе могут быть доставлены на Балтику иными способами и выпущены на «охоту» с зафрахтованных гражданских судов.

В связи с вышеуказанными угрозами наиболее целесообразно будет увести из Балтийского моря находящиеся там корветы и сторожевые корабли с передачей в состав Северного и Тихоокеанского флотов РФ. Там от них будет реальная польза, чем просто погибнуть у причала в результате неожиданной атаки полусотни брандеров. Малые ракетные корабли вполне можно направить в состав сформированной Ладожской флотилии, где они будут в безопасности от атак украинских БЭКов и смогут наносить ракетные удары «Калибрами».

Касательно судьбы балтийских малых десантных и противолодочных кораблей, она должна решаться с учетом планов по Причерноморью. Если есть желание воевать за сохранение присутствия России в Черном море и дойти до Одессы, значит, их надо перебрасывать туда. Если таких планов нет в принципе, целесообразнее будет передать их также в состав Северного и Тихоокеанского флотов. В закрытых акваториях Черного и Балтийского морей должны будут остаться преимущественно «москиты» – компактные, скоростные и «кусачие» суденышки, которым необходимо будет отдать приоритет в новых геополитических реалиях.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    5 марта 2024 17:35
    Говорил и готов повторять, главная беда не на море, а в мозгах наших "доблестных" адмиралов, которые до сих пор не в состоянии осознать - просто установка по бортам дополнительных средств поражения - это не решение проблемы. Нужны срочно наладить вахтенную службу, на стоянках установка противоминных сетей и наличие в достаточном количестве современных круглосуточных и всепогодных средств обнаружения и целеуказания. И самое странное, что такие средства обнаружения есть. Их во всю применяют ВКС, на каждом ударном вертолете стоит многоканальная всепогодная электронная оптическая станция. Только адмиралы на своей волне.
    1. +1
      5 марта 2024 17:57
      The problem being is that they haven't installed the extra weapons or implements a way to drag buoys behind the ships to protect the propellor's. The Ukrainians also seem to know when and where the ships will be at real time time's, there is either a mole or someone is being very predictable.
      1. +2
        6 марта 2024 17:16
        Этот "крот" в лице американских ИСЗ-р постоянно висит над акваторией ЧМ и 24 час в сутки транслирует картинку для ВСУ. Лишить каклов источника информации -- 50% успеха по защите к-лей и их мест стоянки.
    2. +3
      5 марта 2024 21:04
      Цитата: жучок120560
      Говорил и готов повторять, главная беда не на море, а в мозгах наших "доблестных" адмиралов

      Для начала, неплохо было отстранить от руководства тех, чьи детки за рубежом обитают, или имеют внешнеторговые связи, не говоря о прямых родственниках на Украине.
      Даже небольшие аэростаты, с датчиками движения, звука и т.д. висящие над водой (без мёртвых зон) могут предупредить о атаке.
      Однозначно, каждая атака взаимосвязана, с активностью авианаводчиков НАТО, а значит они тоже являются маркером повышенного внимания для обороны.
      Да и пора создавать дроны-тральщики, дроны-охотники. Так или иначе, но решать вопросы десантирования, без решения вопроса мин - не возможно.
    3. 0
      5 марта 2024 21:54
      Ну раз ОЛС есть на ударных вертолетах, так пусть вертолеты и поддерживают корабли. Один в поле не воин как говорится.
  2. +2
    5 марта 2024 17:51
    Значит, нужна стая антибрандеров, спускаемых на воду с корабля, либо с вертолета на дальней дистанции по курсу "волчьей стаи" и управлять ими с того же вертолета, либо с дрона. Клин клином вышибают
    1. 0
      5 марта 2024 21:58
      Нужна система обнаружения в первую очередь. Стаю БЭКов нужно обнаруживать километров за 20 хотя бы от корабля. А уж потом можно высылать на встречу стаю антибрандеров. Главное знать когда и куда их посылать.
    2. +2
      6 марта 2024 08:47
      Вы пишете о том чего нет и нужно создавать, а проблема возникла вчера, а решать ее необходимо срочно хотя бы сегодня. Ни один вертолет не может висеть в воздухе в режиме 24/7. Методы борьбы с торпедами на флоте существуют с момента появления этих самых торпед, а дрон это та же дистанционно управляемая торпеда. Хотя скрытность у торпеды выше, она движется под водой, БЭК все же на поверхности.
  3. +2
    5 марта 2024 17:53
    In WW2, the American ships had batteries of anti-aircraft MG's stretching down the sides of the ships for aircraft attacks; Russia needs to outfit their ships with the same. They are trying to fight off swarms of drones with a few heavier gun emplacements. There seems to be no one in charge of implementing a defensive doctrine for this threat.
  4. +8
    5 марта 2024 18:21
    а может военно-политическому руководству пора вообще определиться с целями и задачами относительно судьбы окраины. А все эти денацификации и демилитаризации это просто смешно
    1. 0
      6 марта 2024 17:10
      Кто виноват и что делать - так национальная русская забава искать виновных и назначать крайних среди всех кроме себю ну а результаты всегда одни и те же правда сейчас пока не 37й но ... !
  5. +4
    5 марта 2024 18:22
    Этот кораблик с пушкой и парой пулемётов, скорее, был рассчитан на погранично - патрульную и дозорную службу в мирное время. Ведь опыт атак БЭК и их противодействию уже должен быть накоплен. Почему-то вспомнилось

    1. -1
      5 марта 2024 18:38
      Пора вспомнить, как подобную проблему решил Хрущёв в 1962 году, в результате чего янки убрали из Турции свои ракеты. Постучать женской туфлёй на трибуне ООН!
      1. +5
        5 марта 2024 19:52
        За Хрущёвым стояла сила страны с мощной экономикой, армией, имеющая союзников. Где всё это сейчас? Тогда стук туфлёй лидера СССР реально пугал любого врага, а сейчас все эти "красные линии" уже даже смех перестали вызывать. И после того, как "70% современного вооружения" превратились каким-то образом в Т-55 и БМП-1, используемые ВС РФ в ходе СВО, неминуемо у наших противников (уже, увы, не потенциальных, а самых реальных) возникло сомнение - а не такими же понтами является превозносимая боеготовность наших стратегических сил? Если допотопные укродроны долетают до аэродрома стратегической авиации в центре страны, то стоит ли бояться нашего СЯО? Ну возят "Ярсы" по парадам, так по ним уже почти 10 лет и "Армату" возят, и "Коалицию", и много всего прочего. А не пустотелые ли эти "Ярсы"? А откуда у РВСН взяться системе защищённой связи, если мы её на СВО уже два года наладить не можем? А без связи все эти ракеты останутся в шахтах в час Х. Ракетчики о нём просто не узнают. А есть ли система раннего предупреждения, если мы за сотни км от ЛБС, в глубине страны, обнаруживаем вражьи дроны часто лишь по факту взрыва очередного бензохранилища? Факт запуска ракет противника тоже обнаружим по взрывам боеголовок?
        Так что не произведёт ныне ни на кого впечатления отстукивание ритма туфлёй по трибуне ООН. Ещё и с трибуны стащат. За шиворот.
  6. +1
    5 марта 2024 18:33
    пока не будет бесполетная зона над всей западной частью Черного моря(от Крыма до Болгарии),ЧФ будет таять на глазах.....нужна политическая воля,а ее нет!!!!.
  7. 0
    5 марта 2024 19:02
    Черное море, как и другие моря, требуют пристального наблюдения. По нашей береговой линии локаторные боевые исполнительные посты должны расположены от Абхазии до Крыма с обзором до берегов Турции. Именно такое наблюдение было в СССР. Все проходящие суда должны фиксироваться. И главное,мы должны быть спокойными.тДругое. Пока имы не установим места вылета Воздушных дронов,многие действия остаются бесмысленными. То же самое и морскими дронами.
  8. +3
    5 марта 2024 19:40
    Идёт война, гибель людей,техники этого не избежать,но Черноморкий флот какая то " карма", похоже в Ген.штабе даже не знают,что делать с кораблями и куда их спрятать! request
  9. +1
    5 марта 2024 19:43
    15 украинских беэкипажных катеров в Керченском проливе… Их не обнаружили когда туда плыли из под Одессы ? В украинских СМИ вычитал, что было 5. Хоть один в качестве трофея есть , чтобы изучить? А определятся много с кем и чем нужно.
  10. +1
    5 марта 2024 19:50
    Ни на Чёрном, ни на Балтике "флот открытого моря" просто не нужен. В силу географических особенностей. Кораблей береговой охраны и патрульной авиации более чем достаточно.
  11. 0
    5 марта 2024 19:53
    Черноморский флот вызывает интерес своей боеспособностью. Полное отсутствие несения вахты в военное время. Флотом руководят не иначе как казаки.
    1. +3
      5 марта 2024 20:15
      Да нет. Судя по всему, не только вахта была, но и боевую тревогу сыграли. Отстреливались ведь - значит службу несли. Не помогло- это да..
    2. +1
      6 марта 2024 01:52
      Что за расхлябанность? Иосиф Виссарионович Сталин за это приказал бы покарать виновных. Он угрожал в 1941-м году покарать даже за то, что мало выпускали ИЛ-2. am
      1. 0
        6 марта 2024 17:24
        Цитата: Thunderbird
        Что за расхлябанность?

        Это да при Сталине не стучали бы по клаве выдавая советы а тайгу врукопашную пропалывали бы конечно те которые уцелели бы - и это было бы справедливо а теперь то тайга непрополаная с 1953 года заждалась
      2. +1
        6 марта 2024 18:47
        Сталин за потерю трех эсминцев всего-навсего понизил в звании адмирала Владимирского. С вице-адмирала до контр-адмирала.
        Командир отряда кораблей капитан 2-го ранга (дивизион эсминцев потерян полностью) к наказанию не привлекался. Был переведен на другую должность
    3. +2
      6 марта 2024 08:52
      Зачем вы обижаете казаков?
  12. +7
    5 марта 2024 20:52
    Надводные бпла не способны к поиску кораблей и требуют целеуказания ЦУ от кого то . Это опять был какой то натовский бпла . Вот именно с этим и нужно бороться. Руководство НАТО и Запада руками какелов действуют по принципу - не стравятся 15 бпла значит справятся 25. Уничтожение любого корабля это вопрос времени бездействия. Вот это и нужно решать. Сбивать бпла Глобал Хоук и им подобные , а так же уничтожить пару - тройку кораблей НАТО и пусть подумают.
    1. -1
      6 марта 2024 01:55
      Вот это верное предложение: дать хуситам цирконы, и пусть уничтожают корабли НАТО!
  13. +1
    5 марта 2024 21:00
    логичная вывереная и умная статья, полностью поддерживаю уважаемого автора предлагающего взвешеное и мудрое решение, крупным надводным кораблям нечего делать в закрытых морях, но они нужны на океанах
  14. +2
    5 марта 2024 21:18
    Дело житейское ,что паниковать то.
    2 года СВО против русских (По ВВП), неужто думали, что как Бразильцы папуасов в футболе, будут в одни ворота мочить?
    Ну а тактика стаи в исполнении катеров известна с давних времен.
    Удивляет скеорее попытки ВСУ атаковать 1-2 катерами ранее...
  15. +1
    5 марта 2024 22:05
    Пока в составе России есть КО, Балтийский флот просто необходим. Отказаться от Балтийского флота значит отказаться от Калининграда
    1. +2
      5 марта 2024 22:13
      неправда, балтийский флот легко заменяется береговыми и авиационными средствами, и второе предлагается изменить корабельный состав балтийского флота, который должен стать москитным.... кстати автор забыл упомянуть еще флота каспия и японского моря , неоправдано раздуты и насыщенные слишком большими кораблями, между тем и у японцев полно всяких дронов тоже, а во времена великого Сталина, было два отдельных флота, камчатский и флот японского моря ибо расстояния там побольше, чем между балтикой и черным морем чуть ли не вдвое
  16. +4
    5 марта 2024 22:33
    Атака на корабли ЧФ идет под пристальным управлением самолетов-разведчиков США, что кружат в нейтральных вода, а значит они непосредственно учавствуют в атаке. Можно смело сбивать. Почему это не делается?
    1. +1
      5 марта 2024 22:46
      А потому шта в ответ сбивать будут. Это танго танцуют вдвоём.
      1. -1
        6 марта 2024 02:00
        Они и так уже сбили 3 разведывательных самолёта А-50. Неужели вы думаете, что скакуны направляют дроны?
      2. -1
        6 марта 2024 17:49
        Цитата: Странный гость
        А потому шта в ответ сбивать будут. Это танго танцуют вдвоём.

        Это слишком сложно для понимания (многих)... winked
  17. +4
    5 марта 2024 23:15
    В настоящий момент проблема носит не столько технический характер, сколько военно-политический.

    Проблема ЧФ все таки организационного и технического плана. Этот флот, в отличии от НАТО, сейчас не имеет возможности контролировать всю акваторию черного моря, поэтому и получает болезненные удары и несет не оправданные ничем потери. Пока у нас не появятся технические средства, а с ними и возможность круглосуточно вести мониторинг за всем, что происходит не только на море, но и на всем побережье украины, в ее портах и базах, положение не изменится. Мы должны видеть и слышать каждое движение врага, как это делают страны нато в отношении нашего ЧФ и армии, постоянно используя для этого самолеты АВАКС, БПЛА, спутники разведки и другие техсредства. Они знают о нас все, мы же особенно ночью, как слепые котята. Мы должны поменять ситуацию и сделать так, чтобы ЧФ и ВКС уже в момент выхода дронов с мест запуска знали об этом, контролировали маршрут их движения и предпринимали меры по их перехвату и уничтожению. Вот это главный вопрос, решим его, проблемы с этими беспилотниками не будет. Наша авиация будет их перехватывать и топить на марше. Все остальные меры тоже нужны, но они вторичны.
    1. +6
      6 марта 2024 02:08
      Генштаб прекрасно знает, что нужно, но ничего не может предпринять, так как наука и промышленность развалены и разграблены, а инженерно-технический персонал занялся торговым бизнесом. В то время, как уничтожают наш флот, Путин занимается предвыборным пиаром, поехал в Ставрополь смотреть помидоры, можно подумать, что он разбирается в них.
  18. +1
    6 марта 2024 08:12
    Пока против нас ведут войну, а мы отвечаем в рамках СВО, всё так и будет.
    И все знают от кого это зависит.
  19. +1
    6 марта 2024 10:30
    Так, 1 февраля дал неравный бой дронам-камикадзе малый ракетный катер Р-334 «Ивановец» ВМФ РФ

    Уважаемый автор, МРК "Ивановец" имеет полное водоизмещение 500 тонн, длину 56 метров. Ширину 10. Двигатель 32 тысячи л. с., основное вооружение 4 ракеты "Москит" стартовой массой 4÷4,5 тонн, длина 10м, диаметр 0,76, экипаж 41 человек. Если у нас малые катера такие, то какие же большие катера?
    На самом деле наши ракетные катера по водоизмещению почти доросли до малых ракетных кораблей проекта 1234 - 700 тонн полного водоизмещения. 60 м длина, 12м ширина, 60 человек экипаж. 30тыс л. с. Соответственно логично было их перевести в ранг малых ракетных КОРАБЛЕЙ. Это и престиж, и звездочки и деньги. Командир катера или капитан корабля, согласитесь звучит по разному. Я понимаю почему МРК в катер переименовывают, но обидно за экипаж, да и за корабль тоже.
    1. 0
      6 марта 2024 16:50
      Цитата: Pembo
      Если у нас малые катера такие, то какие же большие катера?

      Вроде их так еще в СССР назвали.
      1. +1
        6 марта 2024 21:26
        Называть "Ивановец" ракетным катером можно. Но если Ивановец по штатному расписанию числится, как МРК, значит его перевели в ранг малых ракетных кораблей. А если эту аббревиатуру, чтобы принизить масштаб потери, расшифровывают, как малый ракетный катер, это очевидная подтасовка. Он не маленький. БОльших катеров просто не бывает.
  20. Voo
    0
    6 марта 2024 12:48
    Почему России пора определиться с задачами Черноморского и Балтийского флотов

    Для нынешнего руководства, получившего "ярлык" на управление ооо рф, это хлопотное занятие. Но бумага все стерпит.
  21. +1
    6 марта 2024 14:30
    Главная проблема , в не имении эффективного оружия против беэкипажных малых скоростных брандеров. Так проблему первейшим решать, нежели уводить флот " к чёрту на кулички". Как решать, денно и нощно создавать, главным высокоточное и эффективное, по примеру создания противотанковых ПТРК, что "перекрыло ОБТ кислород" и теперь применяются, как САУ с опцией вылазок для прямой наводки..Так и по БЭК брандеров, при наличии эффективного обнаружения и уничтожения, проблема будет решена.
  22. 0
    7 марта 2024 00:55
    Что делать? Адмиралов - на пенсию, клубнику выращивать, а вместо них - хуситов нанять!
  23. 0
    7 марта 2024 11:40
    просто взять пример с Ирана....
  24. 0
    7 марта 2024 12:12
    Говорят, война манёвр подскажет. Водяные ударные дроны, угрожающие нашему флоту, доказали свою высокую эффективность. Аналогичные также должны быть и у России, только ещё более совершенные, мощные и автономные. И должны размещаться во всех внешних акваториях страны.
    Успех морских дронов обусловлен возможностью обеспечить радионевидимость на стыке двух сред - воздуха и постоянно колеблющейся воды. "Притопив" слегка дрон с выносным шноркелем и покраыв его радиопоглощающей краской можно снизить его заметность, что уже несомненно используется.
  25. 0
    23 марта 2024 05:12
    ассиметричный ответ как у большевиков в 1920-х с их москитным флотом