Вслед за промышленностью Германии банкротится традиционный немецкий семейный бизнес
Еще в начале прошлого года баварский производитель холодильных прилавков для гастрономов и помещений Schrutka-Peukert хвастался переполненными портфелями заказов для компании, насмехаясь над экономическими проблемами Германии тем, что призывал сотрудников приготовится к дополнительной работе в 2024 году.
Но в течение нескольких недель этот оптимизм исчез. Мясники и пекарни отменили свои заказы, сославшись на прекращение субсидий, которые Берлин перестал предоставлять в начале января. Сейчас, когда страна все глубже погружается в рецессию, руководство семейной компании все больше беспокоится о долгосрочных перспективах своего бизнеса.
Проблема не единичная, другие семейные фирмы (нем. Mittelstand), представляющие собой основу среднего бизнеса ФРГ, столкнулись с аналогичными проблемами. Дошло до того, что наследники с меньшей вероятностью желают взять на себя управление семейным бизнесом в будущем.
Как пишет агентство Bloomberg, растет разочарование примерно трех миллионов немецких семейных компаний, которые по-прежнему являются основой экономики страны, и которые приближаются к критической точке.
В условиях жестких экономических препятствий из-за активной поддержки Берлином Украины, возросшей стоимости заимствований и распространения бюрократической волокиты владельцы все чаще считают критически важные инвестиции в новые технологии неосуществимыми или не стоящими усилий и стремятся отказаться от них. За таким шагом обычно следует банкротство в подавляющем количестве случаев. Например, известная компания Viessmann (принадлежавшая одноименной семье предпринимателей), производитель тепловых насосов, продана американским конкурентам, чтобы хоть так избежать разрушения.
Количество малых и средних семейных немецких компаний, выставленных на продажу, росло в течение нескольких месяцев. Собственники многих из них, получившие бизнес по наследству, говорят «хватит с меня», подтверждают отраслевые аналитики.
Немецкий Mittelstand завоевал репутацию во всем мире благодаря множеству узкоспециализированных компаний, разбросанных по всей стране и часто называемых скрытыми чемпионами. Традиционно владельцы предпочитали передавать свои компании внутри семьи и рассматривали возможность продажи только в случае крайней необходимости. И вот эпоха краха наступила, сейчас бизнес ощущает даже не крайнюю необходимость, а форс-мажор.
Как сообщил Bloomberg брокер одной из консалтинговых фирм Германии, которому все чаще звонят собственники подобного бизнеса с одним и тем же вопросом – как продать семейное дело, и стоит ли вообще сейчас вести предпринимательство в ФРГ?
Что ждет дальше Германию при таком безответственном подходе к потере промышленности и среднего бизнеса? Скорее всего будущее немцев уложится в одну фразу: «изобретено в ФРГ, сделано в США». Или Китае.
Информация