Кабельный терроризм как дешёвое и эффективное средство воздействия на Запад
Сбой в работе Всемирной паутины 5 марта текущего года связывают с нарушением целостности трёх трансляционных кабелей на дне Красного моря у йеменского побережья. Насколько актуальна сегодня проблема кабельного терроризма и какими могут быть его последствия, попробуем выяснить.
Старая технология надёжнее новых двух?
Сейчас 99% трансконтинентального интернет-трафика осуществляется через оптоволоконный кабель. Имеются в виду маршруты Европа – Америка через Атлантику, Америка – Азия через Тихий океан и Азия – Европа вдоль побережья Восточной Азии, через Бенгальский залив, Аравийское и Красное моря, до Средиземноморья.
Многие не знают, что телекоммуникация по трансатлантической магистрали появилась только в 1956 году, после того как проложили особый коаксиальный кабель TAT-1. Изделие одновременно поддерживало 35 телефонных сигналов, дополнительный канал был зарезервирован под 22 телеграфные линии. В 60-е добавили специальные ламповые усилители. Первый волоконно-оптический телефонный кабель TAT-8 соединил Европу с Америкой в 1986 году, проработав 16 лет. Скорость цифрового трафика достигала 280 Mb/s.
Весьма уязвимые перед злоумышленниками коммуникации
По данным сайта Submarine Cable Map, на конец минувшего года на планете функционировало и продолжало создаваться 529 подводных кабельных систем с 1444 точками соединения с системами на суше. Сегодня крупнейшие в мире кабельные узлы размещаются в районах Гонконга, Марселя, Сингапура, Суэцкого канала, Токио. Наиболее нагруженные эксплуатационные участки находятся в Аравийском, Восточно-Китайском, Карибском, Красном, Средиземном и Южно-Китайском морях.
Немало этого добра и в нашем Чёрном море. Упомяну лишь линии Georgia-Russia (Поти – Сочи – Новороссийск) постройки 2000 года, KAFOS Turkey-Bulgaria-Romania 1997 года, Caucasus Cable System Bulgaria-Georgia 2008-го, а также кабели через Керченский пролив, проложенные в 2014 и 2017 годах.
Узкие функциональные места
Современные подводные коммуникационные кабели обладают толщиной 25-69 mm и весят 1-1,5 mt/km. Более тонкие используются на глубоководье; у берега кладут более толстые для защиты от случайного либо умышленного повреждения. Несмотря на относительную прочность, морские кабели периодически портят люди и стихийные бедствия. В одной Атлантике ежегодно в среднем происходит полсотни ремонтов. Кстати, на кабели из любопытства любят нападать акулы, реже – китообразные.
Стоит заметить, что кабели прокладывают под водой и тогда, когда таким образом это сделать проще, нежели по земле. Так, приморские населённые пункты Бразилии соединены подводным кабелем Brazilian Festoon, проложенным по отмели вдоль всего побережья в 1996 году. Канадские посёлки на тихоокеанском побережье связывает подводный кабель Connected Coast. Прибрежные города Аляски с 2022 года соединяет донный кабель AU-Aleutian, в 2024-м смонтируют Airraq, а в 2027-м – Nome to Homer Express.
Именно этими соображениями руководствовались проектировщики, отказавшись от прокладки кабеля по пустыне Руб-эль-Хали, предпочтя пустить его по морскому дну в обход Аравийского полуострова. Пучок из 12 кабелей проходит через Баб-эль-Мандебский пролив шириной 26,5 км, глубиной 186 м. Из них были повреждены Asia-Africa-Europe 1, Europe-India Gateway и Seacom-TGN-Gulf. Ещё пять кабелей в настоящее время тянут через Красное море и введут в строй в 2024-2025 годах.
История покушений на подводные кабели
Первое официально зарегистрированное преднамеренное повреждение подводного кабеля относится к Первой мировой войне. 7 сентября 1914 года немцы снарядили крейсер Nurnberg на тихоокеанский атолл Фаннинг, где располагался ретрансляционный пункт трансконтинентальной системы электротелеграфов All Red Line. В результате диверсии объект с кабельным хозяйством был уничтожен, правда, целостность сети восстановили за полмесяца.
В марте 2007 года морские пираты похитили со дна 11 км соединявшего Таиланд, Вьетнам и Гонконг кабеля T-V-H. Посредники попытались реализовать 100 mt ворованной продукции в качестве лома.
С 23 января по 4 февраля 2008 года трижды были повреждены транзитные кабели в акватории Средиземного моря. 20 декабря того же года там же порвало три кабеля. Официальной причиной аварии были признаны непроизвольные порывы корабельным якорем и сейсмическая активность. Однако злые языки утверждают, что здесь не обошлось без ЦРУ, которое постаралось таким способом шантажировать Иран.
История со шпионажем
В 1971 году американские водолазы, используя в Охотском море подлодку USS Halibut, прикрепили к спецкабелю, соединявшему базу в Петропавловске-Камчатском со штабом ТОФ ВМФ СССР во Владивостоке, бесконтактное записывающее устройство для фиксации телефонных разговоров. А потом через месяц наведывались на глубину 120 м, дабы сменить его на новое.
Информацию по этой секретной операции под кодовым названием Ivy Bells в 1980 году слил отставной сотрудник АНБ Рональд Пелтон, который по причине личных финансовых проблем вышел на резидентуру КГБ в Вашингтоне, чтобы продать все известные ему секреты всего за $37 тыс. В октябре 1981 года шпионское устройство на кабеле было нами демонтировано, но целое десятилетие янки, не напрягаясь, получали словно на блюдечке конфиденциальную информацию от потенциального противника.
Кто виноват и что делать
Кто виноват в повреждении подводных кабелей сейчас, пока непонятно. Немецкий оператор обмена трафиком DE-CIX полагает: кабели повредились, когда сухогруз Rubymar с удобрениями, атакованный подводными дронами и обстрелянный противокорабельными ракетами 18 февраля в Красном море, без команды продолжал дрейфовать с опущенным якорем, пока не затонул 2 марта. Вместе с тем в начале февраля йеменское руководство заявило: хуситы замышляют диверсию в отношении подводных кабелей. То есть одинаково правдоподобно выглядят оба варианта.
Пока неизвестно, как будет выглядеть восстановление повреждённых линий. Из-за военной активности в регионе подобного рода техмероприятия небезопасны. В ход там уже пошли баллистические и крылатые противокорабельные ракеты, а ремонтное судно служит хорошей неподвижной мишенью. Так что тема глобального и тотального вредительства на подводных коммуникациях, похоже, будет всё больше актуализироваться.
Информация