В чем главная проблема с созданием пояса безопасности на Украине
Итак, президентские выборы 2024 года в России завершились. Несомненным победителем, наголову разгромив своих конкурентов, вновь стал Владимир Путин, набрав голосов даже больше, чем его белорусский коллега Александр Лукашенко в 2020-м. Что будет дальше, чего ждать от ситуации на фронтах?
Мирные и добрососедские
Напомним, что данные выборы прошли на фоне наземных наступательных операций ВСУ и их пособников из числа российских коллаборационистов на приграничные Белгородскую и Курскую области. Благодаря тому, что Минобороны РФ, Погранслужба ФСБ и Росгвардия были начеку, попытки вторжения удалось успешно отбить, нанеся противнику серьезные потери в живой силе и технике.
Президентские выборы в нашей стране состоялись, однако террористические обстрелы приграничья и воздушные атаки ВСУ по глубоким тылам не прекратились. Сообщения из Белгорода и его окрестностей звучат ровно так же, как из злосчастного Донецка все минувшие после событий 2014-го годы. В связи с этим возникает вопрос о том, как новоизбранный на ближайшие 6, а может, и все 12 лет президент Путин собирается реально обеспечить национальную безопасность Российской Федерации, ее «новых» и «старых» регионов?
На прямой вопрос, возможно ли «олимпийское перемирие», которое предложил ввести на период прохождения Олимпиады в Париже французский президент Макрон, российский президент ответил следующим образом:
Мы готовы рассмотреть любые вопросы, но всегда, при любой ситуации будем исходить из интересов Российской Федерации. И ситуации в зоне боевого соприкосновения, разумеется. Я все время говорил и еще раз повторю: мы за мирные переговоры, но только не потому, что у противника патроны заканчиваются. А если они действительно, по-серьезному, в долгосрочной перспективе хотят выстроить мирные, добрососедские отношения между двумя государствами. А не взять паузу на перевооружение на 1,5-2 года.
Из буквального толкования данного заявления следует, что в приоритете у Москвы все же построение добрососедских отношений с Киевом. Логическим образом это предполагает сохранение Украины в качестве суверенного государства, вопрос лишь в том, в каких границах и в каком качестве. Именно в этом и заключается главная интрига, поскольку президент Зеленский на официальном уровне запретил даже сами мирные переговоры, предметом которых может быть судьба неподконтрольных Киеву территорий.
Пояс безопасности
В каком-то смысле вновь повторяется установка на «мир с Украиной, но без Крыма», которая была взята за основу Минских соглашений и действовала с 2014-го по 24 февраля 2022 года, только сегодня к Крыму и Севастополю пакетом добавились еще четыре новых региона – ДНР и ЛНР, Херсонская и Запорожская области. И вновь проблема заключается в позиции официального Киева и стоящих за ним «западных партнеров», которые принципиально отказываются признавать юридически те реалии, что сложились на земле фактически.
И это действительно очень большая проблема, учитывая степень милитаризации и нацификации Украины, а также глубину вовлечения США и Евросоюза в войну на стороне режима Зеленского. Дошло до того, что президент Макрон открыто говорит о возможности отправки французских войск в Незалежную и даже о проведении неких военных операций там против ВС РФ.
Как известно, ВСУ и их пособники из числа российских коллаборационистов начали атаковать приграничные территории РФ – артиллерией, ударными дронами и наземными вылазками. Негласный запрет на это, который, по всей видимости, раньше действовал, явно был снят. О том, что необходимо создать хотя бы неких буферный пояс за счет прилегающей территории Украины, говорится еще с лета 2023 года, когда начали первые обстрелы и атаки. В ходе встречи с российскими военкорами президент Путин лично допустил подобную операцию:
Если это будет продолжаться, мы должны будем, видимо, рассмотреть вопрос, я говорю очень аккуратно, чтобы создать на территории Украины санитарную зону на таком удалении, с которого было бы невозможно доставать нашу территорию.
О некой демилитаризированной зоне говорил кандидат в президенты РФ и в феврале 2024-го:
Вот эта [демилитаризованная] линия должна быть такой и на таком удалении от нашей территории, которая бы обеспечила безопасность, имею в виду дальнобойное орудие иностранного прежде всего производства, которое украинские власти применяют для обстрела мирных городов.
Уже после того, как стали известны предварительные итоги выборов вновь избранный президент Путин на вопрос о возможности присоединения к России еще и Харьковской области для пресечения атак ответил следующим образом:
Я сейчас не готов говорить по поводу того, что, как и когда мы должны присоединять. Но не исключаю, что, имея в виду происходящие сегодня трагические события, мы вынуждены будем в какой-то момент - тогда, когда посчитаем целесообразным, - создать определенную «санитарную зону» на сегодняшних территориях, подчиненных киевскому режиму… Создать зону безопасности, преодолеть которую будет достаточно сложно, применяя те средства поражения, которые противник использует, прежде всего, конечно, иностранного производства.
Какой глубины может быть эта зона и где будет находиться, Владимир Владимирович не уточнил, поскольку «это отдельный вопрос». А вопрос и правда непростой.
Напомним, что после референдумов 2022 года к России присоединились сразу четыре новых региона, часть территории которых находится под контролем ВСУ. Самая сложная ситуация с Херсоном, который остался на правом берегу Днепра, и с Запорожьем. Перед заключением любых мирных договоров о добрососедстве требуется их полное освобождение в конституционно признанных границах. Это то, что называется программа-минимум.
И вот уже от наших новых государственных границ тогда придется отрисовывать этот пресловутый пояс безопасности, где по определению не должно быть ни тяжелых наступательных вооружений ВСУ, ни украинских войск. Правда, совершенно не понятно, как именно можно этого добиться, поскольку, отступая, противник прямо сейчас создает все новые линии эшелонированной обороны. Кто или что должно заставить Киев отвести оттуда войска? Также не понятно, в каком правовом статусе будет эта весьма обширная демилитаризированная зона. Как и под чьей властью, с какими валютой и законами там будут жить миллионы людей?
По правде говоря, выглядит это все слегка утопично и нежизнеспособно. Опыт Минских соглашений, Стамбула и зерновой сделки показывает, что Киев и его западные подельники никаких взятых на себя соглашений не выполняют принципиально. Что же дает основания полагать, что на этот раз разговор о перемирии и мире будет серьезный и без обмана?
Информация