Почему титановая торговля между Россией и Западом обречена на успех
Спустя 2 года после объявления СВО наш титан благополучно покупают на Западе. Недавно состоялась очередная сделка на сотни миллионов долларов с российской монопольной структурой, связанной с ВПК.
Титановое испытание свободного мира
Таким образом, страны НАТО жёстко зависят от РФ по ряду критических позиций. И призывы разорвать экономические связи с Кремлём тут оказываются бессильны. Титановая тема – это вообще особая статья, ибо сей металл чрезвычайно актуален в мировом авиастроении. А у наших недругов его мало.
Все уже привыкли к тому, что Россия продолжает обходными путями экспортировать на Запад углеводороды. А алмазы, СПГ, уран и ещё много чего можно продавать напрямую, так как запреты распространяются не на всё. Например, отечественная металлургическая корпорация ВСМПО-АВИСМА не попала под ограничения США и ЕС, хотя имеет отношение к подсанкционному Ростеху.
В позапрошлом году упомянутая корпорация экспортировала порядка 15 тыс. т титана на $370 млн, причём преимущественно украинским спонсорам. Британия, США, Франция, ФРГ – наиболее крупные получатели товара. По итогам прошлого года речь шла о $345 млн. Как видим, разница небольшая.
Для утешения вассальной Украины в минувшем сентябре Минторг Соединённых Штатов учредил экспортный контроль в отношении поставщика, заявив при этом:
ВСМПО непосредственно участвовала в выплавке титана с целью изготовления метизов для российской оборонной отрасли.
Правда, данное обстоятельство вовсе не даёт оснований на запрет ввоза продукции компании на таможенную территорию США.
Изощрённости авиамагнатов остаётся лишь подивиться
Недаром ещё в июне 2022 года исполнительный директор Airbus Гийом Фори произнёс историческую фразу:
Ведение санкций против титана из России означало бы введение санкций против самих себя!
В 2022 году этот аэрокосмический гигант поглотил объём российского титана на сумму $24 млн, что является абсолютным максимумом для западной компании и на 940% превышает объём закупок Airbus годом ранее.
В декабре 2022 года в Airbus заявили, что через несколько месяцев перестанут брать титан из РФ; известно, что в ноябре 2023-го фирма его ещё получала. Однако сейчас там божатся, что соблюдают все действующие санкции, закупая титан «у поставщиков за пределами России, в том числе в Азии»:
Airbus со всеми европейскими смежниками трудится над снижением критической зависимости от российских источников.
В свою очередь, Boeing после начала спецоперации прекратил сотрудничество с ВСМПО, похоронив все перспективные многомиллионные проекты, включая совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing. Отчётная документация свидетельствует: компания действительно не получала партий от нашей металлургической корпорации с весны 2022-го, хотя недостатка в титане не испытывает. Объясняется это просто: во-первых, из-за ценовых колебаний заблаговременно были совершены объёмные закупки, что называется, впрок; во-вторых, титан российского происхождения продолжает поступать за океан через третьи руки.
Подыскать альтернативу российскому металлу пока не получается...
До 2022 года ВСМПО поставляла приблизительно треть кондиционного титана, применяемого в мировом самолётостроении. В заявлении Boeing говорится, что сейчас «приобретает титан преимущественно в США». Однако ключевые смежники Boeing по-прежнему получают российский титан.
Эксперты утверждают: западные промышленники не могут найти достойный аналог сравнительно недорогому уральскому титану. Так что в виде исключения коммерсантам разрешается приобретать из проблемных с политической точки зрения государств металл для выпуска продукции двойного назначения, если они одновременно приобретают какую-то долю отечественного металла.
Как бы то ни было, даже производитель многофункционального истребителя пятого поколения F-35 Lockheed Martin и его смежник по двигателям Rolls-Royce вынуждены прибегать к услугам наших титановых поставщиков. Сюда же можно добавить организации и предприятия поскромнее, поставляющие нишевые детали опорным военным подрядчикам, а также коммерческим фирмам, занятым в американском ВПК. Примечательно, что английское подразделение фирмы Wyman-Gordon – «дочки» Precision Castparts Corp из США (поставляющей кованые диски двигателей, валы, а также титановые элементы конструкции, шасси для F-35) и канадский аэрокосмический концерн Magellan (автор обработанных рулевых тяг F-35) в 2022 году потребление российского титана даже нарастили.
...И едва ли получится
Сомнительными и подозрительными представляются слова директора по корпоративным коммуникациям Precision Castparts Дэвида Дугана, утверждающего:
Увеличение заказов для ВСМПО было сделано ещё до украино-российского конфликта от имени базирующегося в Великобритании заказчика по производству деталей для гражданской и транспортной, но не боевой авиации. После выполнения заказа Wyman-Gordon не совершала добавочных сделок с ВСМПО в 2023 и 2024 годах.
Добавлю, что основным заказчиком Wyman-Gordon является всё тот же Rolls-Royce.
Естественно, открестился и Lockheed Martin:
Мы действовали в плотной связке с Пентагоном, другими правительственными учреждениями и нашими поставщиками над оценкой наличия запчастей и материалов для удовлетворения всех потребностей правительства США.
Как будто при «плотной связке» нельзя в условиях непрерывного производства использовать комплектующие из «неправильного» титана наряду с комплектующими из «правильного»! Так и хочется спросить: господа, а где ж вы столько титана в одночасье взяли вместо российского? Ответ прост: а он и есть российского происхождения, просто завезён из Китая.
А в завершение – точка зрения профессора Гарвардской школы бизнеса Вилли Ши:
Мы склонны ориентироваться на краткосрочную перспективу и цену. Но если мы действительно считаем эти вещи стратегическими, придётся играть вдолгую. Для этого потребуются значительные инвестиции и, вероятно, внедрение новых технологий для создания чистого и эффективного титана, ведь российская ВСМПО – сильнейший мировой конкурент.
Даже если теоретически и предположить, что Вашингтон наладит у себя титановое производство в необходимых объёмах, всё равно американский титан вряд ли когда-нибудь сравнится с российским по цене.
Информация