Почему важно возобновление летных испытаний авиалайнера Ил-114-300

8

Несколько дней назад стало известно о возобновлении программы летных испытаний регионального пассажирского лайнера Ил-114-300. Это событие важно не только для внутренних воздушных перевозок, но и для целого семейства отечественных летательных аппаратов.

«Годные галоши»


Кто летает на внутренних рейсах, знает, что порой для перелета в соседний регион необходимо пересесть с одного рейса на другой в Москве. Использовать столичный транспортный узел для их стыковки оказывается проще и дешевле, чем непрерывно гонять имеющийся авиапарк на внутренних рейсах.



Решить это проблему можно за счет специализированного регионального лайнера, рассчитанного на перевозку от 20 до 110 пассажиров на маршрутах дальностью от 500 до 1500 км. В СССР для этих целей использовались такие самолеты, как Ил-14, Ан-24, Як-40 и Як-42. В конце 80-х годов КБ Ильюшина разработало региональный турбовинтовой лайнер Ил-114, рассчитанный на перевозку до 60 пассажиров в самых непростых климатических условиях с грунтовых, ледовых и других малоподготовленных взлетно-посадочных полос. То, что доктор прописал для нашей страны!

Вот только после распада Советского Союза авиазавод, производящий эти самолеты, а именно, Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ), остался на территории суверенного Узбекистана, а самая серия Ил-114-100 ограничилась всего десятью лайнерами. Казалось бы, зачем вообще озадачиваться разработкой какого-то регионального лайнера, если в России уже имеется ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100»?

Но нет, коммерческая эксплуатация такого турбовинтового самолета, как Ил-114, в сегменте региональных воздушных перевозок с их суровыми ВПП оказывается более безопасной и выгодной, чем реактивного «Суперджета» с его низко расположенными двигателями. После введения в отношении Российской Федерации первых западных экономических санкций было принято решение перенести в нашу страну из Узбекистана производства модернизированной версии этого самолета, получившего название Ил-114-300.

Внешне самолет почти не изменился. Его длина составляет 26,9 метра, высота – 9,2 метра, а размах крыла – 30 метров. Двигатели ТВ7-117СТ-01 получили новую электронную систему управления, оптимизированную компонентную базу, стали легче и нарастили мощность до 2800 л.с. на взлете с максимумом в 3100 л.с., что примерно на 12-14% больше, чем у базовой версии. Установлены новые шестилопастные саблевидные вины АВ112-114, сделавшие работу силовой установки менее шумной. Масса лайнера снизилась на тонну, что позволило уменьшить расход топлива.

Первый опытный образец Ил-114-300 с новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 поднялся в воздух в 2020 году. Вот он, реальный конкурент нереализованному ближнемагистральному «Суперджет-75», который уже вполне мог бы трудиться на внутренних авиалиниях, однако судьба его оказалась непростой.

Пламенный мотор


17 августа 2021 года у подмосковного аэродрома Кубинка при исполнении тренировочного полета потерпел крушение легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. Самолет загорелся еще в воздухе и рухнул на землю. При этом погибли находившиеся на его борту трое известных летчиков-испытателей.

К сожалению, эта авиакатастрофа внесла существенные корректировки в программу не только многострадального Ил-112В, но и еще двух отечественных летательных аппаратов – регионального пассажирского лайнера Ил-114-300 и вертолета Ми-38, которые использовали модификацию одной и той же силовой установки. Вследствие этого в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) было принято решение приостановить испытания всех этих аппаратов:

Необходимо проанализировать детали и обстоятельства произошедшего с Ил-112В, включая анализ объективных данных с бортового самописца. Поэтому испытательные полеты опытного самолета Ил-114, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться.

Уже тогда оно подверглось критике со стороны профильного вице-премьера Юрий Борисова, который посчитал неправильным приостановку эксплуатации вертолетов Ми-38 и пообещал довести до ума военно-транспортный самолет:

Обязательно будет продвигаться программа Ил-112, потому что это востребованный легкий транспортный самолет. К сожалению, случаются такого рода трагедии, и я думаю, что промышленность сделает соответствующие выводы, разберется в причинах, выработает необходимый комплекс мероприятий.

Однако потом началось нечто совсем странное. В ходе ПМЭФ-2023 вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что проект военно-транспортного самолета Ил-112В будет модифицирован, технологические изменения затронут конструкцию крыла и двигателей. Минувшим летом РИА Новости со ссылкой на собственный информированный источник сообщило следующее:

Конструкцию Ил-112В планируется переработать под реактивные двигатели ПД-8. В частности, ряд изменений будут внесены в конструкцию крыла самолета, топливную систему, другие бортовые системы.

Со стороны это выглядело так, будто бы устранение проблем с силовой установкой при ее форсировании так и не удалось, и потому было решено полностью переделать остро необходимый Минобороны РФ легкий транспортный самолет. Однако тогда же предприятие «ОДК-Климов» заявило, что в 2024 году поставит для нужд проекта Ил-114-300 первые шесть двигателей:

Два двигателя сейчас уже «на крыле», остальные двигатели находятся на доработках после первого этапа испытаний. Также запланирован предсерийный выпуск на три самолета. В 2024 году начиная с первого квартала мы планируем поставить еще минимум шесть двигателей уже в серийном облике для обеспечения программы Ил-114-300.

А в начале марта сего года стало известно о получении авиакомпанией ОГУП «Авиация Колымы» первых двух вертолетов Ми-38-4 с Казанского вертолетного завода, которые своим ходом добрались до места прописки на Магадане. Ил-114-300 возобновляет летные испытания.

Выходит, с двигателями для гражданского авиалайнера и вертолета у нас разобрались, а что же с их форсированной версией для военно-транспортного самолета? Неужели по-прежнему в силе остается довольно спорный проект ремоторизации Ил-112В на двигатели ПД-8? Вот главная интрига.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 апреля 2024 12:38
    Неужели по-прежнему в силе остается довольно спорный проект ремоторизации Ил-112В на двигатели ПД-8? Вот главная интрига.

    Как диванный аналитик и лицо безответственное заявляю с большой долей хйли-лайкли, что таким образом ТВ версию Ил-112 придерживают до появления ТВРС-44, а будет Ил-212, не будет... Ан-72 тоже не сильно был распространен - т.е не "горит".
    1. +2
      3 апреля 2024 00:41
      Какая взаимосвязь межу двумя разными по назначению самолётами (Ил-112 и ТВРС-44)?
      1. -2
        3 апреля 2024 15:42
        На сколько разными? Вы поинтересуйтесь для приличия.
        1. 0
          4 апреля 2024 12:47
          Да полностью разными. Ил-112 грузовик, а ТВРС-44 пассажирский лайнер.
  2. +1
    2 апреля 2024 15:31
    Як-42 не относится к региональным/ближнемагистральным - он среднемагистральный на 120 паксов.

    коммерческая эксплуатация такого турбовинтового самолета, как Ил-114, в сегменте региональных воздушных перевозок с их суровыми ВПП оказывается более безопасной и выгодной, чем реактивного «Суперджета» с его низко расположенными двигателями.

    И почему автор не написал, что винты Ил-114 цепляются за землю - это из той-же пачки мифов, где и всасывание камней в двигатели Суперджета. laughing
    И преимущество тубопропа над туборективным (реактивный - это ....) в большей тяге на малых скоростях и возможности менять шаг винта, что позволяет резко ускорятся или тормозить. Т.е. можно взлетать/садится на полосы более чем в 2 раза короче (и уже), чем необходимы для Суперджета. Это уменьшает стоимость полётов и расширяет сеть аэродромов. Плюс Ил-114 не требует аэродромного обслуживания (даже трап свой).

    Минувшим летом РИА Новости со ссылкой на собственный информированный источник сообщило следующее:

    Конструкцию Ил-112В планируется переработать под реактивные двигатели ПД-8. В частности, ряд изменений будут внесены в конструкцию крыла самолета, топливную систему, другие бортовые системы.

    Fdnjhe не следовало распространять чушь, которую написал его глупый собрат.

    Неужели по-прежнему в силе остается довольно спорный проект ремоторизации Ил-112В на двигатели ПД-8? Вот главная интрига.

    Опять 112-цать! С ПД-8 речь уже о 212-том, с грузоподъёмностью 10 тон. Тоже очень нужный самолёт.
    1. -3
      2 апреля 2024 19:37
      Цитата: Wamp
      Плюс Ил-114 не требует аэродромного обслуживания (даже трап свой).

      Который приходится "возить" с собой, тратя на этот груз топливо.
      С другой стороны, если авария и сели в поле - то трап туда не привезешь... Как вариант - добавить веревочную лестницу, но пассажиры разные: не все по такой лестнице спуститься могут.

      В общем, самолетным мастерам - еще есть над чем работать. )))

      Кстати, толкаю идею: кресла пассажиров - тоже много весят, поэтому их можно сделать надувными, либо из мягкого материала (пух или пористый материал). А если эту идею обобщить, то можем получить... надувной самолет!
      Да, не всё продумано - в полете он может сдуться, но это пока...

      Ведь перелыли же на резиновой лодке, без воды и еды, океан:
      https://lenta.ru/articles/2021/05/16/bombard/
  3. 0
    4 апреля 2024 12:44
    Автор, нет никакой ремоторизации Ил-112в. Это слишком огромный двигатель для такого мелкого самолёта. Будет самолёт Ил-212, наверное нечто среднее между Ан-72 и Ан-12, вот на него и установят движки ПД-8.
  4. -1
    4 апреля 2024 12:57
    Ил-114 машина хорошая...дать ей современный надежный двигатель и полетит...и летать будет хорошо...А машины такого класса РФ нужны...Ан-24 свой век уже отлетали и им еще вчера нужна замена...