Глобальная трансформация: рынок СПГ перешел в руки бедных покупателей

0

Двухлетний высокий спрос на газ производители восприняли как нечто само собой разумеющееся. В текущем году все они поплатились за эту ошибку. Отраслевое лобби давно представляет газ как мост в будущее. Однако при сложившихся обстоятельствах и без смены стратегии это мост в никуда, полагает эксперт по энергетике Стивен Стапжински.

На фоне низких цен и почти при полном отсутствии спроса может показаться, что рынок СПГ зашел в тупик. Но это не так, просто он переживает глобальную трансформацию, претерпевая радикальное смещение территориальных акцентов в поставках, полагает эксперт.



Новой группой покупателей, с которыми крупным гигантам отрасли придется считаться, являются развивающиеся страны Азии, которые ищут лучшие предложения. Если цена не будет «правильной», СПГ может оказаться вообще никому не нужным. Уже сейчас поставки в Европу и Азию резко падают. На сцену выходят бывшие аутсайдеры. Однако они не готовы платить «сколько угодно», как это было прежде при продаже сырья в уходящую от российского газа Европу или ненасытный богатый Китай.

Хотя цены снизились на 90% по сравнению с рекордом 2022-го, последовавшим за началом событий на Украине, они все равно примерно на треть выше, чем в среднем за 2015-2020 годы. Этого, вероятно, недостаточно для поддержания активного спроса на развивающихся рынках Азии.

Наступило серьезное изменение для мировой индустрии СПГ, в которой на протяжении большей части ее истории доминировали более богатые страны

– пишет Стапжински.

Однако с недавнего момента рост спроса будет зависеть от стран с более бедным населением, которые также рады использовать более дешевые – и обычно более грязные – альтернативы. Этот структурный сдвиг в полной мере проявился в начале текущего года, когда цены на СПГ упали до трехлетнего минимума, потянув за собой на дно всю отрасль.

Новые клиенты чувствительны к котировкам и объемам закупок, все это вселяет разочарование в поставщиков, привыкших получать сверхприбыли, на основании которых они делали инвестиции в новые мощности. Пока что стратегия не оправдывает вложения, поскольку за два года сектор подвергся радикальным переменам на стороне покупателя.