Есть ли альтернативы «дико дорогому» Сахалинскому мосту?

61

В нашей стране может стать еще одним инфраструктурным мегапроектом больше. К Великой стройке, которая уже началась в новых российских регионах, серьезно пострадавших от боевых действий, вполне может добавиться «дико дорогой» Сахалинский мост. Нужен ли он реально и есть ли иные вменяемые альтернативы?

Быть или не быть?


О том, что федеральные и региональные власти действительно рассматривают возможность строительства мостового перехода, призванного соединить остров Сахалин с материком, стало известно в ходе встречи президента Путина и губернатора Сахалинской области Лимаренко, где обсуждалось социально-экономическое развитие Дальнего Востока.



С самого ее начала начальник Сахалина дал понять, что рассчитывает на то, что мост когда-нибудь будет построен:

Сразу хочу Вам сказать, что в будущем мы рассчитываем, что у нас появится мост. Если раньше аргументов было мало, сейчас скажу, что у нас начала развиваться промышленность, появляется дополнительная грузовая база. Сейчас мы готовим эти расчеты, я об этом скажу чуть позже. Среди вопросов, связанных с транспортной доступностью, один вопрос, который пока еще не решен, – вопрос строительства дорог: две трети дорог продолжают оставаться без твердого покрытия. В прежние годы эта работа не была сделана, сейчас эта тема является трудной и под номером один, когда население оценивает проблемные зоны.

По словам губернатора Лимаренко, изменилась структура инвестиций в Сахалинскую область, где еще пять лет назад две трети от них шли в сырьевой сектор, а теперь они не превышают 27%. По официальным данным, островная территория занимает четвертое место в Российской Федерации по инвестиционной привлекательности.

В планах региональных властей строительство заводов по производству нефтепродуктов и строительных материалов, а также по переработке рыбы и иных морепродуктов. Планируется нарастить объемы производства СПГ, а также освоить технологический процесс производства водорода совместно с «Росатомом». После модернизации Корсаковский порт должен стать важнейшим логистическим хабом в регионе, составной частью Северного морского пути.

Что касается проекта по строительству моста с материка на остров, Лимаренко оценивает его совокупно в 600 миллиардов рублей:

Построить мост с подходами – это двухблочная АЭС. Вот так. Цифры были разные, но называлось так: 300 миллиардов – мост и 300 миллиардов – подходы. За 300 миллиардов мост можно через концессию сделать, если считать, что подходы – это освоение территорий, потому что подходы не окупаются. Это то, что мы с [главой РЖД Олегом] Белозеровым смотрели.

То есть это в два с лишним раза больше, чем обошелся федеральному бюджету Крымский мост. Однако внушительные цифры не смутили президента Путина, который со знанием дела поддержал чаяния главы Сахалинской области:

Я как раз об этом и хотел сказать, что подходы и развязки там будут стоить дороже, чем мост. Это такая территория, которая требует развития. Просто по тайге ездить – это менее интересно, чем передвигаться в регионе, который имеет перспективы развития.

Надо вот это посмотреть. Надо посмотреть на развитие прилегающих территорий. Мы же подходили к этому снаряду уже неоднократно. Давайте вернемся, потому что тема сама по себе важная, я согласен. Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком, и развитие пойдет там другими темпами. Уверен абсолютно. Давайте вернемся к этой теме, посмотрим.

Было бы неплохо, но…


Сама по себе идея соединить Сахалин с континентальной частью России звучит неплохо, а если при этом еще и произойдет ускорение развития всего Дальневосточного региона, то это было бы просто замечательно. Однако этот перспективный проект неоднократно подвергался жесткой критике на самом верху.

Так, еще в довоенном 2020 году специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов прокомментировал эту идею следующим образом:

С точки зрения психологии мост нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики – нет. Для этого моста нет грузов.

Он же назвал Сахалинский мост «дико дорогим», сравнив его с проектом по строительству для ВМФ РФ авианосцев, иметь которые «было бы неплохо». А вот губернатор Сахалинской области в довоенном 2021 году был более оптимистичным, рассчитывая на Страну восходящего солнца в качестве партнера:

Пройдут годы, 10 или 20 лет, но так или иначе появятся мост или тоннель из Японии в Россию и мост с Сахалина на материк. Как Суэцкий канал, он был предопределен за многие годы до того, как его вырыли.

В реалиях апреля 2024 года уже вполне очевидно, что никто ничего из Японии по Сахалинскому мосту через обложенную западными санкциями Россию никуда возить уже не будет. Сам же этот мостовой переход будет представлять собой исключительно удобную цель для вражеских крылатых ракет, ударных морских беспилотников, надводных и подводных. Хуже всего будет, если нам сперва позволят за огромные бюджетные деньги этот мост построить, а только потом его уничтожат, как это произошло с «Северным потоком – 2» и его старшим собратом.

Означает ли это, что про идею соединения Сахалина с материковой частью России стоит позабыть до лучших времен?

Скорее да, чем нет. Строить в воюющей стране такой сложный инфраструктурный объект типа моста или подводного тоннеля через пролив является неоправданным риском. Впрочем, есть компромиссный вариант с дамбой. Куда быстрее, дешевле и безопаснее было бы насыпать через пролив широкую дамбу, оставив в ней шлюзы для прохода гражданских судов и военных кораблей. Поверх нее можно проложить автомобильную трассу и железнодорожную линию с разводным мостом.

Подобный объект будет проще охранять и сберечь даже в случае успешной вражеской атаки на него, чем мостовой переход.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    4 апреля 2024 10:37
    мост нужен.. кончайте сопли жовать! и нести чепуху.. касаемо беспилотников и тп.... найти что и когда взорвать всегда можно
    1. +1
      4 апреля 2024 10:40
      Правильно! И "Северный поток-2" нужен.
      Не фиг сопли жевать, давайте построим рядом "Северный поток-3". А вдруг Путин договорится о мирных и добрососедских отношениях и его не взорвут?
  2. +11
    4 апреля 2024 11:02
    Стоимость моста можно дико уменьшить, если на его строительстве использовать пленных ВСУшников, нарушителей миграционного законодательства и осуждённых за это российских чиновников.
    И пока не построят - никакой свободы.
    1. +5
      4 апреля 2024 11:16
      И на подножный корм мерзавцев...
    2. Voo
      -2
      5 апреля 2024 01:07
      А если к ним добавить пленных рфушников, то вообще бесплатно выйдет. На радость бенефициарам.
    3. +3
      5 апреля 2024 08:00
      тогда строить будут вечно. с такими "работниками" стоимость можно только дико увеличить. пленных хохлов даже сталин с его методами воспитания работать не смог заставить.
  3. +2
    4 апреля 2024 11:25
    Альтернатива мосту на Сахалин есть и она на порядок дешевле чем приведенные в статье цифры. Это беспрерывно формируемый из железобетона с прибрежных Ж\Б заводов наплавной тоннель диаметром достаточным для прохода транспорта. Одна ветка для ж/д транспорта, вторая для автотранспорта. После протяжки тоннеля на плаву и соединения обоих половин, затопление на заранее подготовленное ложе, балластировка, откачка воды из ниток тоннеля и снаряжения тоннеля инженерными коммуникациями. Быстро, недорого, надежно на века. Аналогично и дальше, с у четом приобретенного опыта, построить подобные подводные переходы-тоннели. С Сахалина в Японию и под Беринговым проливом в Америку.
    1. +6
      4 апреля 2024 12:38
      Глубина пролива Невельского на фарватере составляет до 7,2 м.

      Где Вы собираетесь "утопить" двухпутный авто или ж/д Тоннель? Сергей правильно написал про дамбу. При строительстве подъездных путей будет масса отвалов скального грунта - вот его и укладывать в тело дамбы шириной до ста метров (только ядрёная Б/Ч сможет её разрушить). На фарватере мост сделать подъёмным как на реке Свирь. Главная проблема будет обеспечение водообмена прилегающих акваторий и климатические изменения. А так, десять лет обойдёмся без Олимпиад и мировых чемпионатов на своей территории, бойкот однако не скоро закончится...
    2. +4
      4 апреля 2024 19:16
      С Сахалина в Японию и под Беринговым проливом в Америку.

      С расчетом, чтоб танки прошли laughing
  4. +3
    4 апреля 2024 12:17
    При балластировке придонного тоннеля-перехода необходимо учитывать обратный упругий прогиб спаренных жестко ж/б ниток перехода. Жесткое крепление придонных тоннелей к берегам позволит существенно снизить, а может быть совсем отказаться от балластировки, препятствующей всплытию придонного тоннеля. Для армирования гидротехнического бетона необходимо применить стеклопластиковую арматуру нейтральную к морской воде. Над тоннелями и между ними смонтировать трубопровод для аварийного выхода пассажиров и водителей.
  5. +1
    4 апреля 2024 12:33
    Автор прав, насыпная дамба лучший выход. Оставить проход метров в 100 шириной, а уж через него мост. Естественно что никаких «шлюзов» не требуется. Вопли западных экоактивистов в игнор. Мост можно назвать Татарским как пролив. Не уверен что мост должен быть и авто и ж/д, можно остановится на чем-нибудь одном
    1. +1
      7 апреля 2024 18:08
      Вы там о глубинах представление имеете , чтобы что то насыпать? И мост и тоннель проблематичны и с точки зрения устойчивости к землетрясениям, которые там бывают несколько чаще чем в средней полосе России. Да и климат не очень между островом и материком. Ну и экономическая эффективность должна просматриваться. Нужно иной подход искать.
  6. +5
    4 апреля 2024 12:36
    При решении вопроса о строительстве моста (тоннеля) на Сахалин денежный вопрос не самый первый. Как и вооружённое нападение.
    Странно, что никто не упоминает сейсмическую обстановку Сахалина.
    Был на Сахалине посёлок городского типа Нефтегорск. Прежде чем высказываться по поводу моста (тоннеля), стоит поинтересоваться судьбой Нефтегорска. Хотя бы на уровне Википедии.
    Кстати, от бывшего Нефтегорска до будущего моста (тоннеля) всего 125 км.
  7. +8
    4 апреля 2024 12:52
    Мост или дамба с учетом сейсмостойкости конечно нужны,а дико дорогими как и полностью бесполезными для РФ являются Чубайс ,Абрамович и компания,которых РФ давно пора прекратить кормить,ибо не в коня корм...
  8. +4
    4 апреля 2024 13:03
    Соединять такую территорию как Сахалин с материком безусловно нужно, была бы дорога, появятся и грузы. Только вот ни тоннель, ни мост для этого не подходят по вышеназванным причинам, ну добавлю только что для моста еще и ледовая нагрузка может быть проблемой. Остаётся насыпная дамба, может быть и дороже, но головной боли меньше, а то мост, а тем более тоннель, думай потом еще как бы там по сейсмике чего не приключилось... Правда не знаю какой там объём насыпи нужен, так то перекрыть то всего 7.5 км., по расстоянию это не 19 как у Керченского. Так что всё вполне реально, была бы желание развивать регион.
    1. +6
      4 апреля 2024 17:24
      Рыболовецких баз не осталось ни в Невельске, ни в Холмске, ни в Корсакове и Поронайске. Рыбаки ушли в Приморье. Это рыба. На острове не осталось ни одного леспромхозы. Последний, Северо-Сахалинский ЛПХ закрылся лет 30 назад. Это древесина. Шахты остались только в Углегорском районе, весь добытый уголь грузят на суда в Углегорском порту о отправляют морем в Китай. Им мост не нужен. Что еще можно перевозить по мосту ? Нефть, газ ? В Охинском и Ногликском районах, где добывается нефть и газ создана система причалом для танкеров и газовозов. Мост тоже не нужен. Что остается ? А остаются понты ! Для справки: я прожил на Сахалине более 40 лет.
      1. 0
        9 апреля 2024 07:19
        Ну как бы рыбаки присутствуют во всех районах, путина идёт каждый год, икра и рыба добываются. Ресурсная база нестабильна, но это проблема комплексная. Газовозы и танкеры заправляются только на юге, в корсаковском районе. На севере только технологические комплексы и насосные станции, перерабатывающие и качающие нефть на юг. Ну ещё в Де-Кастри, но это материк. Уж за 40 лет жизни на Сахалине можно было запомнить
        1. 0
          9 апреля 2024 20:45
          Все правильно. Нефть и газ грузят в Пригородном. Рыбу еще добывают и перерабатывают, хотя мало. Де-Кастри на другой стороне Татарского пролива, но, когда я еще жил а Южном , шли разговоры, что нефть будут грузить с добывающих платформ. Все верно, вот только Вы ничего не сказали о финансовой целесообразности постройки моста. Я уехал их Южного на материк 12 лет назад, но не думаю, что за это время на Сахалине произошло экономическое чудо.
          1. 0
            10 апреля 2024 06:37
            На мой взгляд, причина-следствие здесь обратные: чтобы произошло экономическое чудо, нужно построить мост. Самые острые проблемы региона вызваны транспортной доступностью: везти любой груз паромом - дорого и долго. Плечо доставки - от 2 недель из Приморья. До Итурупа - не меньше месяца. В таких условиях любое промышленное производство попросту нерентабельно. Самый хрестоматийный пример - переработка нефти. Какой смысл строить НПЗ, если за пределами острова никто не будет его покупать из-за дороговизны транспортировки? Но ситуация, когда дешевле отправлять нефть в Хабаровск, там её перерабатывать, а потом танкером везти на остров - ненормальная.

            А ведь есть ещё центр и север острова, попасть на которые можно только через юг. И которые, как следствие, деградируют, потому как потенциала для роста в текущей обстановке у них нет никакого. Если следить за демографической обстановкой, то при убыли населения в регионе, Южно-Сахалинск только укрупняется, население уезжает из районов.
      2. +1
        12 апреля 2024 13:27
        Ну Вы и дали: Понты! Какие понты?! Это же откаты и откаты. По нынешней нормоприбыли разворовывания бюджета это до 40 процентов. Вот и посчитайте сколько это будет! А потом спросите: нужен ли мост? Ответ: однозначно нужен. Вопрос: А кому? Ответ: Ээээ ну там им, не тем кто там которые, а тем кто не здесь, а тут, но при этом не там, потому как этим то он тоже нужен, но тем которые, он нужнее чем там тем. Вот такое стройное логическое объяснение зачем и самое главное кому этот, как его, мост нужен.
  9. 0
    4 апреля 2024 13:29
    Почему мост, почему не тоннель, почему не дамба типа, как в Питере, которая могла бы организовать пропуск водяных потоков, что улучшило бы ледовую обстановку и микроклимат. Вопросы: что возить, какие грузы, а их особенно больших и нет. Кто считал экономику? Или всё зависит от царя? Губернатору Сахалина что? Бесплатно, за счет бюджета России. А вот пусть он сам построит за счет бюджета острова, хотя бы наполовину.
    1. -3
      5 апреля 2024 00:54
      И правда, зачем бюджет России на это тратить? Что тратиться? Китайцам в аренду отдать, как Аляску супостатам отдали! Они и тоннель построят и скоростную жел. дорогу туда пустят и климат переформатируют в тропический! Краще чем в Гонконге будет, а не то, что в Питере. Только через 100 лет -по окончании срока ареды-уже поселившимся там китайцам не докажете, что в аренду на время отдавали
      1. Комментарий был удален.
    2. 0
      9 апреля 2024 07:12
      Бюджет России формируется из воздуха? Доходы от нефтегазовых сахалинских проектов куда уходят, не в курсе?
  10. +5
    4 апреля 2024 15:34
    Ни мост, ни тоннель, ни понтонный мост не нужны, тому обоснование,- население Камчатки. Посчитать, ,сколько вложений на одного жителя, запредельно и никогда не окупится. Необходимых больших мостов в РФ достаточно много. Для Камчатки оптимально ЖД паромное регулярное сообщение. Построив дополнительно четыре-пять больших паромов, при необходимости, будут ходить по всему Тихоокеанскому побережью, от Магадана до Владивостока. Как говорил один известный руководитель: "Экономика должна быть экономной"..
    1. -3
      5 апреля 2024 00:44
      Владимир ! Вы Камчатку с Сахалином не спутали? А если ни моста ни туннеля не будет, то прибыв на Сахалин через 50 лет не удивляйтесь, а откуда там японцы и корейцы взялись?
      1. 0
        5 апреля 2024 16:34
        В 1991 году население Сахалина составляло 715 тыс. человек.
        В 2023 году население Сахалина составило 460,5 тыс. человек. Уезжают люди.
        Прибыв на Сахалин через 50 лет не удивляйтесь......
        1. +4
          5 апреля 2024 16:49
          Что за бред? Причем тут население к мосту. Население летает самолётами. Конечно, если бы был мост (туннель, дамба), то кто то бы ездил в соседнюю область. Но, это единицы. Вы бы поехали из Сахалина в Европейскую часть? А существующие паромы в целом обеспечивают грузовое движение. К тому же у нас война. К тому же в связи с тем, что с Европой у нас напряг грузы пошли на восток, что требует модернизации и БАМа, и Трансссиба, и Дальневосточных ЖД. А это не просто большие деньги, а огромные деньги.
        2. 0
          9 апреля 2024 07:09
          Люди уезжают из районов, в Южно-Сахалинске население только растёт. Жили бы здесь, заметили бы тенденцию. В условиях, когда все транспортные потоки замыкаются на юге, центр и север разваливаются
      2. +2
        5 апреля 2024 20:15
        (Стогов) Спасибо за замечание. Конечно разговор о Сахалине. Представлял весь окружающие регион, потому и напечатал,- Камчатка. По населению Сахалина, отток населения из всех дальневосточных регионов, и даже мост на Сахалин не удержит. Нужно более комплексное развитие и большие вложения.
  11. +2
    4 апреля 2024 15:41
    Переход на Сахалин конечно нужен давно. Задумывался он ещё при царе-батюшке. Но то одна война, то другая, третья... Но строить нужно не мост, а тоннель или дамбу. Дольше простоят невзорванными.
    1. +1
      5 апреля 2024 00:39
      Достаточно даже достроить (или восстановить +дотроить) тот тоннель, который на 90% был построен к моменту смерти Сталина. Стройка была остановлена, раб сила была распущена. Кстати , проект тоннеля до Крыма лежал, как более надёжная альтернатива на столе. Но надёжно построенный тоннель - вещь одноразовая, то есть один раз построил и навсегда.В этом и фокус
  12. 0
    4 апреля 2024 16:06
    Что бы понять нужен или нет мост,для начала надо прокатится на пароме Ванино-Холмс, мост свяжет с материком и север острова по дороге до юга Сахалина!
  13. +3
    4 апреля 2024 16:59
    Количество жителей Сахалина 460 тыс. чел. Грузооборот 1300 тыс. тонн, это грузооборот паромной переправы Холмск - Ванино, расстояние Хабаровск - Лазарев (отсюда начинается мост на Сахалин) 900км. От Хабаровска до Комсомольска на Амуре есть дорога, это 400 км. Дальше до Лазарева надо будет строить через сопки и тайгу, это ещё 500 км, там местами есть дорога, но всё равно придется делать реконструкцию. Дороги на о. Сахалин, это другая песня. В сравнении с другими мостами и дорогами, проект моста на Сахалин с дорогами потянет на триллион рублей. Все понимают мост (дамба) нужен, а денег нет. Может на этот триллион построить жильё или завод по выпуску народного автомобиля, или завод по выпуску микросхем (чипов) ??? СССР был богаче РФ, но мост на Сахалин не построил.
    1. -1
      5 апреля 2024 00:30
      Учите матчасть! Тоннель на 90% к 1953 году был построен, но бездари, сменившие Сталина, строительство прекратили не добежав 5 минут до финиша!
  14. +5
    4 апреля 2024 17:14
    Не нужен. Во первых экономической целесообразности нет. Нет ни пассажиропотока, ни грузопотока. Во вторых это будет одноразовый мост, до первого крупного землетряса. В третьих цель для врага, которую мы не сможем охранять. Причем уничтожат без всякой войны, потому что англосаксы любят бить изподтишка. Лишь бы нагадить, и нанести экономический ущерб в виде потраченных впустую денег. А-ля Северные потоки. По поводу дамбы, да - это рациональней, но экологи заявляют о изменениях микроклимата и морской фауны в регионе из-за дамбы, что нежелательно.
    Может быть, если человечество переживет следующую мировую, то строить надо будет, но после 2050-го года.
    1. -2
      5 апреля 2024 00:27
      Вот я думал, зачем же Аляску супостатам продали. Теперь Вас почитал - и понял! Эврика! Не было экономической целесообразности! Ну Вы - стратег! Спасибо, что до Крыма построили и Вас не спросили. Кстати, Сталин стратегически мыслил, тоннель до Сахалина на 90% построил. Но не повезло нам, что в 1953 концы отдал, а "стратеги" решили: ну на кой его достраивать?
  15. +5
    4 апреля 2024 20:13
    Чем заниматься утопическими проектами, лучше бы "Сибирский меридиан" начали строить безотлагательно. Там хоть прямая экономическая выгода. Да и социально-экономическая выгода затронет гораздо большее количество населения. А если до Камчатки продлить, то вообще огонь. Толкнет Россию круче, чем Транссиб в своё время.
    1. -3
      5 апреля 2024 00:10
      ничего утопического, уже в 1953 году тоннель был завершён на 90%, но стройка была свёрнута из-за смерти Сталина
  16. +4
    4 апреля 2024 20:42
    Перекрывать полностью дамбой Татарский пролив никто не будет. Мост длиной пару километров по любому надо будет делать, для сброса водных масс Амура, для прохода судов и для прохода рыбы. В отношении экологии и влияние на климат, вот, что пишут:

    Итак, для начала оценим вклад течения из пролива в водный баланс Японского моря. Ширина пролива Невельского 8 км. Средняя глубина 5 м. Скорости течения в проливе достигают 1 м/с, но так как это приливно-отливные течения, то в генеральном направлении из Охотского моря в Японское, средняя скорость течения составляет не более 0,25 м/с. Таким образом, за год в Японское море через пролив поступает 300 кубических километров ледяной охотской воды (правда, в большой степени это речная тёплая, мутная и пресная Амурская вода, ну да ладно...) Объём Японского моря составляет 1 630 000 кубических километров. Течению из пролива Невельского потребуется почти 5,5 тыс. лет, чтобы заполнить впадину Японского моря. Это всё равно, что капать холодную воду из пипетки в бассейн.

    Сооружение моста на климат и экологию никак не повлияет. Здесь нет политической и военной необходимости. Здесь присутствует только экономическая целесообразность. Если вы не знаете куда потратить деньги, их у вас куры не клюют, то стройте.
  17. -3
    4 апреля 2024 21:14
    Насыпать дамбу дешевле чем мост?! Да ещё при этом поднять немерено уровень пролива и уменьшить ценной земли на Сахалине и берега Д.В.?! Ну автор оригинал, интересно и нестандартно мыслит, т.к.такого третьего варианта никто не предлагал!
    При Сталине(!) ещё хотели сделать туннель.
    Китайцы построили мост между островами больше чем в 100 км., и за меньшие деньги, чем наш Крымский мост! Цены у нас на стройки всё фантастичней и фантастичней!
    А Татарский пролив в самом узком месте всего около 7 км. И глубины там 8-10 метров! Другое дело, что там сейсмическая активность, которая опасна и для моста, и тем более для туннеля.
    1. +2
      5 апреля 2024 08:17
      Другое дело, что там сейсмическая активность, которая опасна и для моста, и тем более для туннеля.

      Вы сами себе ответили. И про военную угрозу не забудьте

      Насыпать дамбу дешевле чем мост?!

      Дешевле и проще. Грунт можно использовать изымаемый при строительстве 530 км подходов

      Ну автор оригинал, интересно и нестандартно мыслит, т.к.такого третьего варианта никто не предлагал!

      Про дамбу говорят давно. Сейчас про нее помалкивают, но это самое рационально решение.
      1. -2
        5 апреля 2024 08:52
        Что проще согласен, что дешевле,особенно у нас, под сомнением. Дамба это не просто насыпь, даже укреплённая. Вы представляете себе дамбу в 7-8 км., и её огромную высоту(!), даже если строить в самом узком месте? А там ещё острова, которые потом исчезнут. Да ещё и АЭС небось подспудно решат на ней сделать.Что зря вода будет бежать? Я не представляю такую длиннющую дамбу.Тоннель дешевле и проще.
        Тем более, что очень сильно поднимется уровень воды и длинна дамбы будет ещё на несколько км. больше, чем 7-8 км.
        Про уменьшение окружающей территории и изменении экологии вообще молчу. Амур там как будет, а Николаевск-на- Амуре?Зальёт всё на хрен, и амурский лиман увеличится.
        И эта вся махина, по сути искусственная горная гряда, ещё будет располагаться в сейсмически опасном районе, где трясет постоянно и не слабо! Там когда все треснет, даже если в одном-двух местах, это не мост починить, если все не разрушится! Вот будет катастрофа!
        Огромные деньжищи просто в трубу, не говоря про исковерканную природу и людские жизни.
        Я за тоннель из-за стратегической безопасности. Возможен ли он безопасный в таком сейсмоопасном районе не знаю. Это решат уж только спецы. Но ещё при Сталине почти построили, при тех технологиях! А там прожектерством не занимались. Может и мост сейчас смогут построить сейсмоустойчивый!
        1. +2
          5 апреля 2024 11:00
          Я за тоннель из-за стратегической безопасности. Возможен ли он безопасный в таком сейсмоопасном районе не знаю. Это решат уж только спецы. Но ещё при Сталине почти построили, при тех технологиях! А там прожектерством не занимались. Может и мост сейчас смогут построить сейсмоустойчивый!

          А террористическую опасность почему не учитываете? Хотели бы оказаться внутри туннеля, если его взорвут диверсанты, установив на нем взрывчатку, как на СП-2?
          1. -3
            5 апреля 2024 12:14
            В понятие стратегической безопасности я вкладывал смысл и о террористической безопасности. Мосты тоже сейчас атакуют различными беспилотниками и машинами с взрывчаткой. А ещё могут япошки, кореяки и даже китаёзы да и америкосы, жахнуть ракетой, планирующей бомбой. Как-то сейчас справляются с этой опасностью во всех туннелях в России, в метро. Или из все закрыть и вообще не строить? И пусть попробуют диверсы установить на 7-8 километровый охраняемый тоннель, как на сп-2! Тем более он не будет проходить по акватория вражеских буржуйских государств, где америкосы с наглами легко и свободно заложили взрывчатку.
  18. +3
    5 апреля 2024 00:02
    живу на Сахалине и могу сказать что для острова мост - вопрос жизни и смерти... т.е. паромное сообщение конечно худо\бедно обеспечивает перевозку грузов, но это все равно что хлебать пиво из ведра чайной ложкой.. экономика острова во многом находится в коматозе именно по причине транспортной малодоступности.. что то привезти и тем более увезти стоит огромных денег и нерентабельно.. в любом случае если говорить о каком то развитии, то без моста это не имеет смысла.. так что выбор простой: или строим мост, или можно про Сахалин забыть.. а что касается затрат, так не стоит забывать что это фактически инвестиции в экономику.. в экономику тех отраслей, которые будут задействованы в строительстве.. это зарплаты рабочим, это вложение в машины, механизмы и проч. которые будут задействованы в строительстве.. в конечно итоге все эти деньги через налоги все равно вернутся в бюджет.. так что убытков государству все равно не будет и не нандо ждать 25 лет окупаемости - эта цифра от лукавого и тех неграмотных экономистов, которые загнали нас в экономическую яму....
  19. +1
    5 апреля 2024 00:03
    Уважаемый автор, наверняка был информирован, что обсуждаемая тема поднимается не в первый раз. В 1953 году строительство тоннеля на Сахалин было почти завершено , но прервано незадолго до его окончания. Знаю это со слов тогда еще живых его строителей и, одновременно, моих учителей. Нет больших проблем построить новый тоннель , ну или осуществить санацию старого тоннеля. На моём счету десятки километров построенных тоннелей и знаю, о чём пишу не понаслышке. Предпоследний тоннель построил в Фучжоу (он здорово облегчает нашим партнерам транспортировку грузов почти до Тайваня), ну а крайним тоннелем был Бескидский.
  20. +5
    5 апреля 2024 00:42
    Сделайте замену обычных мостов в Приморье и не только. А потом уже прожекты..
  21. 0
    5 апреля 2024 09:19
    Про дамбу в проливе Невельского, был проект ещё в СССР. И он предполагал не только сухопутную дорогу на Сахалин, а глобальное изменение климата во всем Приморье, делая его субтропиками благодаря теплому течению Куро-сиво, которое будет в Японском море. Дело в том, что дамба отсекала бы холодное течение из Охотского моря, где скорость достигает 4 м/с и сильно влияет на среднегодовую температуру в Приморье. Но когда смоделировали все климатические последствия от дамбы для самого Охотского моря и Курильских островов, ужаснулись и испугались. Палка то всегда о двух концах и такие изменения климата могли бы привести к огромному вреду, а не пользе. Но субтропики в Приморье это так заманчиво!
    1. -1
      5 апреля 2024 19:42
      дамбу в проливе Невельского

      Ну, дамба на мой взгляд самый лучший выход, хотя из-за отсутствия денег это дело далёкого будущего. Чем хороша дамба. Тем, что через водопропускные ворота типа, как в Питере, можно регулировать водоток. Но, вряд ли субтропики в приморье плохо, хотя Куро сиво в самом деле еле еле добивает к приморью и ещё неизвестно нагреет и насколько. Какой вред при этом непонятно. Природа приспосабливается всегда. Живут же люди в Японии и ничего.
      1. 0
        9 апреля 2024 12:14
        Алексей Лантух, люди то живут и приспосабливаются. Но как отреагирует природа с её катаклизмами от ливней и ветра, которые первыми реагируют на изменение температуры. Начнется размывание берегов рек, оползни в горах и у береговой полосы. Начнут расти лианы, которые задушат Приморские кедры и изменят состав лесных пород. А за этим последует изменение животного мира, и наши тигры с леопардами могут вымереть...Но может быть и все наоборот, и станет только лучше всем...Но кто сейчас может это гарантировать?
        1. 0
          10 апреля 2024 12:54
          Но может быть и все наоборот, и станет только лучше всем...

          Вполне так может и быть. Нужны очень серьёзные исследования. И может быть улучшение климата перевесит даже плюсы от транспортного сообщения. Нужны исследования.
    2. 0
      7 апреля 2024 00:47
      Обратитесь к океанологам, они вам объяснят, что воды из Татарского пролива практически на климат в Японском море не влияют. Выше мой комментарий прочитайте. Температура воды на Западе Японского моря формируется за счёт зимних холодных якутских ветров и сгона водных масс.
      1. 0
        9 апреля 2024 11:58
        Если я заболею, к врачам обращаться не стану.... Постелите мне степь...

        А если серьёзно, так ведь не я же сам это выдумал, будучи совершенно далеким от темы климата. Я просто пересказал своими словами, что сумел когда-то прочитать у умных людей из числа тех самых ученых по климату. Так вы к кому из них меня отправляете? А помните поговорку про "Двух юристов и три мнения"? Так она подходит к любой профессии и теории, пока практика не покажет. Вы тут про ветры с Якутии, а они мне про заход теплого течения в Японское море, которое сейчас подпирается и не пускается течением в проливе Невельского. И про субтропики там говорилось конечно же не во всем Приморье, а на самом юге и узенькой кромке у моря. Точно так же, как в Крыму или у Сочи. А сразу за горным хребтом, будет все как и было. И не надо наполнять из пипетки все Японское море. как вы пишете. Они (ученые ) говорили там о банальном подпоре теплого Куро Сиво в узком Цусимском проливе этим мизерным течением из Охотского моря. Тут у них получается совсем иная динамика и картина, чем у ваших ученых.
    3. 0
      19 мая 2024 20:58
      Всё не совсем так, если дамба совмещена с приливным потоком и соответственно генерацией, то всё гораздо мягче с климатом. Вопрос только куда столько электроэнергии девать... С развитием водородной энергетики все эти проекты получают второе "дыхание", производим водород. Такая же история с Пенжинской губой, а там приливная генерация по расчетам может составить 100 Гвт мощности. А это почти в 5 раз больше чем самая мощная в мире на сегодняшний день китайская гэс "Три ущелья". То есть выгода и окупаемость не совсем зависят от количества населения и транспортной логистики. Возможно пока время не пришло, но то что это уже в поле зрения руководства страны, это как минимум неплохо и вселяет надежду. Не зря же ВВП заявляет о России как о будущей энергетической сверхдержаве.
  22. +1
    6 апреля 2024 07:26
    Если есть возможности,то почему бы и нет. В Китае строят уже давно и не такие мосты.
  23. +2
    6 апреля 2024 09:08
    Такие проекты не определяются воплями "Нужен-не нужен" . Считаются затраты (объем инвестиций) и считается прибыль и определяется в какие сроки произойдет возврат инвестиций. Естественно учитываются политические и военные риски. Затраты на нейтрализацию таких риско. Ну и конечно пожелания ближайших друзей и соратников которые будут пилить бюджет.
  24. 0
    6 апреля 2024 09:48
    Какой толк, если смотреть по факту, от космодрома Восточный?
    Такой же будет от строительства моста на Сахалин.
    Отличный объект для разворовывания миллиардов.
    По другому мы не умеем.
  25. +1
    7 апреля 2024 10:39
    Мост сделает привлекательной жизнь на Сахалине.
  26. 0
    7 апреля 2024 16:49
    Есть ли альтернативы «дико дорогому» Сахалинскому мосту?
    «Дико дорогой» тоннель
  27. 0
    7 апреля 2024 20:23
    Есть ли альтернативы «дико дорогому» Сахалинскому мосту?
    Их нет.
    Дамба имеет огромные минусы.
    Тоннель в зоне, где разломы и постоянно трясёт, а бывает и 7-9 баллов, это игра в рулетку. Разрыв тоннеля это потеря не только денег, но и потеря людей. Риск не к чему.
    Строить надо мост и только мост, длину нетрудно посчитать, с учетом обмена водных масс.
    Мост нужен, а лишнего одного триллиона рублей нет.
    Вот и делайте выводы. Куда лучше потратить деньги?
  28. +5
    8 апреля 2024 07:05
    Есть альтернатива. Прекратить мечиания розовых пони о высокоскоростных магистралях, новых ТУ 144 и т п. Идёт война на уничтожение одной из сторон. Вот вам и место вложения бюджета.