C929 полетит без участия России?

32

В 2014 году президент Российской Федерации Владимир Путин побывал с официальным визитом в Китайской Народной Республике. Именно в это время было заключено соглашение о разработке российско-китайского самолета C929 (изначально CR929). Предполагалось, что новый авиалайнер будет создан совместными усилиями «Объединенной авиастроительной корпорации» и китайской компании COMAC. Участники данного проекта планировали, что новый самолет может стать полноценным конкурентом для Boeing и Airbus.

Впервые уменьшенная модель нового российско-китайского самолета была представлена широкой общественности на международном аэрокосмическом салоне China Airshow в городе Чжухай (Китай). Уже тогда было известно, что первые поставки новых авиалайнеров потенциальным заказчикам должны были стартовать в 2026–2027 годах, а стоимость разработки самолета составит 13–20 миллиардов долларов. Цена же самого самолета в первый год после старта продаж оценивалась в 113,5–117,8 миллиона долларов, что делало его на 20% дешевле основных конкурентов.



Если же чуть более подробно рассуждать о технических параметрах нового авиалайнера, то его базовая версия, которая обозначается как CR 929-600, будет иметь на борту 280 кресел, а дальность ее полета составит 12 тысяч километров. Младшая – CR 929-500 (230 кресел, 14 тысяч километров), а старшая – CR 929-700 (320 кресел, 10 тысяч километров).

Уже через два года (в 2018 году) на той же выставке была представлена полноразмерная модель будущего лайнера. Представители российской стороны тогда подчеркивали, что на данный момент разработчики самолета находятся на этапе эскизного проектирования и выбора оптимальных поставщиков основных систем самолета C929. К тому времени уже была создана совместная компания (СП) China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которая осуществляла сопровождение данного проекта, синхронизируя деятельность «Объединенной авиастроительной корпорации» и COMAC.

В 2019 году полноразмерная модель была продемонстрирована общественности уже на авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском. Одновременно с этим и стало известно о первых разногласиях между участниками проекта. Так, РФ и КНР не могли договориться, какое из государств станет держателем сертификата типа самолета, а от решения данного вопроса во многом зависело разделение конструкционных расходов.

В сентябре 2021 года компания COMAC приступила к сборке первого образца лайнера. На тот момент российская сторона занималась разработкой композитного крыла, механизации крыла, системы подвески двигателей и основного посадочного шасси. Кроме того, в том же году в Китае был опубликован «План развития гражданской авиации (2021—2025)», из которого следовало, что потребность китайского рынка в широкофюзеляжных самолетах на ближайшие 20 лет превышает аналогичные показатели отечественного рынка приблизительно в 20 раз. Можно предположить, что это стало очередным камнем преткновения, так как уже в 2022 году появилась информации о возможном сокращении участия Российской Федерации в данном проекте, причиной стало решение китайской стороны заменить часть комплектующих, за которые изначально отвечала российская сторона, на западные аналоги. Решающую роль в этом могла сыграть именно разница в емкостях китайского и отечественного рынков. Проще говоря, китайская сторона не захотела делить возможную прибыль на собственном же рынке, который при эксплуатации нового авиалайнера играл бы ключевую роль.

Чуть позже российская сторона подтвердила, что проект развивается не в том русле, в котором предполагалось изначально. Юрий Борисов, являвшийся на тот момент вице-премьером Российской Федерации, заявил, что Китай все меньше заинтересован в участии России в данном проекте. Такое развитие событий делало выход нашей страны из совместного авиамероприятия все более вероятным.

Прокомментировал сложившуюся ситуацию и глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, отметив, что статус российской стороны в рамках данного проекта может трансформироваться в обычного поставщика компонентов. Причина, по его словам, в том, что наша страна четко понимает весь риск использования Китаем комплектующих, произведенных в третьих государствах, некоторые из которых являются недружественными России. Подобное развитие событий делает проект максимально уязвимым, учитывая характер взаимоотношений нашей страны с Западом.

Очередное подтверждение заявлением наших чиновников можно было лицезреть на состоявшемся в 2023 году авиашоу в Ле Бурже (Франция). В рамках данного мероприятия на стенде китайской авиастроительной корпорации COMAC макет CR929 демонстрировался без надписи «CR929». Кроме того, на нем отсутствовал логотип российского партнера – «Объединенной авиастроительной корпорации». Многие эксперты сделали вывод, что власти Китайской Народной Республики попросту лишили перестраховаться, боясь давления со стороны Запада.

Нельзя не отметить еще один интересный, пару месяцев спустя, уже на авиасалоне в Наньчане (Китай) был представлен макет самолета под новым обозначением «C929», что еще раз может говорить о полном выходе российской стороны из совместного проекта.

Самой же серьезной проблемой после перевода России из полноправного партнера в обычного поставщика комплектующих станет то, что у отечественных авиакомпаний могут возникнуть проблемы с приобретением C929, ведь наличие западных деталей в его конструкции с высокой долей вероятности сделает его экспорт в Российскую Федерацию невозможным.

В заключение хочется добавить, что судьба данного проекта во многом отражает геополитические изменения, происходящие в мире в последние годы. Политические взаимоотношения между государствами все серьезнее влияют на мировую экономику. Санкционная политика различных стран привела к тому, что Россия, если говорить прямо, оказалась за бортом данного проекта. Китай же предпочел выбрать более грамотный с экономической точки зрения вариант, за что вряд ли можно упрекать наших партнеров. Теперь властям нашей страны придется искать другие пути решения надвигающейся проблемы, связанной с нехваткой пассажирский авиалайнеров, либо верить в успех МС-21 и Sukhoi Superjet New.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 апреля 2024 18:05
    Я так понимаю - китайцам не дают покоя лавры СуперДжета? Который потом пришлось экстренно переделывать? К тому же - непонятен вопрос о движках, на которых полетит китаец.. Если и они западные - то можно считать что никакого самолёта у КНР в общем-то и нет. Ибо на экспорт ему пойти точно не дадут, да и внутри страны - приземлят на раз..
    1. 0
      5 апреля 2024 13:23
      Да и устроить то самое,что устроили России, по поводу Тайваня, почему нет? Масштаб- то воздействия огромный. Под китайский Новый год, когда они все едут.
  2. +10
    4 апреля 2024 18:10
    СССР летал на своих самолётах! Придумывать ничего не надо. Возродите былое!
    1. +2
      4 апреля 2024 19:07
      Цитата: Avtandil
      Возродите былое!

      Это, к сожалению, не возможно по многим причинам.
      1. +1
        4 апреля 2024 19:15
        А воля и желание есть?
      2. +5
        4 апреля 2024 19:22
        Цитата: Igool
        Это, к сожалению, не возможно по многим причинам.

        Главная причина здесь одна - вор не может создавать, от может только красть. Мы живём в государстве, где власть захватили воры.
        1. -1
          4 апреля 2024 20:19
          Цитата: yuriy55
          вор не может создавать, от может только красть. Мы живём в государстве, где власть захватили воры.

          Да, не повезло вам...

          А мы живем в государстве, в котором создают новые мосты, метро, дороги, больницы, космодромы. Новые АЭС, ледоколы, трамваи, 3D принтеры.

          Сегодня, например, ввели перинатальный центр в Донецке.
          1. Voo
            +5
            5 апреля 2024 01:13
            Зато в Хабаровске закрыли ещё один роддом.
            Но с упрямством, известных животных, строят высотные гетто-человейники.
            1. -2
              5 апреля 2024 09:55
              Цитата: Voo
              строят высотные гетто-человейники.

              Т.е. вам даже строительство жилья для простых граждан не нравится?

              А что до медицины - у вас в прошлом году новый инфекционный корпус детской краевой больницы открыли, то же не плохо.
              1. Voo
                +3
                5 апреля 2024 10:31
                Половина квартир в этих гетто пустые стоят, окруженные заборами, чему радоваться? Приёму инфекциониста?

                1. Voo
                  +1
                  5 апреля 2024 10:35
                  У нас много чего пытаются построить, например в п. Николаевка еао с численностью жителей 6196, хотят крематорий построить. Вот это правильно, дв гектар, он не резиновый.
              2. +3
                5 апреля 2024 11:54
                Для простых граждан ничего не строят. Строят для богатеев.
                1. -2
                  5 апреля 2024 13:21
                  Цитата: Дваждырождённый
                  Для простых граждан ничего не строят.

                  не повезло вам, из Украины пишете?

                  В РФ строят, и для простых граждан, и строят много.
                  Вот чуть выше ссылки на детскую больницу в Хабаровске и перинатальный центр в Донецке - это что, для богатеев?

                  "Человейники", как их называют некоторые - для богатеев?
                  1. +2
                    5 апреля 2024 19:05
                    Да уж хороша окраина в подмосковной области!
                    Простое жильё среднестатистические русские не могут купить. Даже в каббалу ипотеки не могут влезть, денег не хватает! Для большинства бедного русског народа московские человейники это да, для богатеев. Однушка стоит 10 млн.! Да народ за москвой даже двушку за сумасшедшие 5-6 млн. не может купить! Как теперь и тачки по космическим ценам за 3 ляма в среднем!
                    Вы можете купить?! Значит вы богатей, но не в забугорном понятии. Но мы в России живём по своим понятиям.
                    А Донецк с Крымом это не показатели. Сейчас это выставка и открытка России! Туда все деньги вливают, помимо Москвы и Питера, и хаты там пострадавшим бесплатно раздают, что нам в большой и старой России и не снилось с развала Союза!
                    В моем областном центре никакой больницы не построили за последние 30 лет. А до Хабаровска мне 9 тыс. км., и что-то народ оттуда все равно бежит в центральную Россию!
                    1. -2
                      5 апреля 2024 19:43
                      Цитата: Дваждырождённый
                      Для большинства бедного русског народа московские человейники это да, для богатеев. Однушка стоит 10 млн.!

                      Так в Москве строят - 5% от общего строительства в РФ.
                      В области гораздо больше, 15%.

                      А 80% - по другим регионам.

                      Цитата: Дваждырождённый
                      В моем областном центре

                      И в каком ?
                      1. 0
                        5 апреля 2024 20:00
                        Вы эту статистику Путину выкладывайте, а нам врать не надо. Видимо ему вы и сообщаете о состоянии страны.
                        Хотел бы я написать где живу, написал бы сразу. Вы то чего-то не пишите кто и откуда чёй-то, но про других надо знать! Мало понять, что примосковская область? Явно не ваша окраина, как любите обвинять критиков чуть что!
                  2. Voo
                    +2
                    6 апреля 2024 03:34
                    Потому и человейники - гетто, где не встретишь жителя дубровки
                  3. +1
                    7 апреля 2024 13:00
                    Представьте себе - да. Это вам с ящика говорят что зарплата 80 тыс. и Россия на 5-м месте в мире по покупательной способности. Человеку с зарплатой 40 тыс. нужно всю её отдавать в течение 20 лет чтобы купить свои 40 м2. при условии, конечно, если цена не будет расти. У большинства жильё от родителей осталось.
                    1. Voo
                      0
                      7 апреля 2024 17:10
                      Самое интересное, что в ходе реализации желания президента о прогрессивном налоге для лиц имеющих сверхдоходы, госдума обсудила и решила, что это необходимо. Ииии...будет считать, что лица, имеющие доход выше 80тыс₽, попадают в эту категорию. А как же олигархи? А олигархи сами по себе...



                      Т.е. граждане, учавствующие, за деньги, в СВО, со своими окладами - олигархи....
            2. +1
              7 апреля 2024 12:49
              Причём там ценник на жильё - московский. Дома стоят полупустые.
        2. +1
          5 апреля 2024 09:24
          Цитата: yuriy55
          Цитата: Igool
          Это, к сожалению, не возможно по многим причинам.

          Главная причина здесь одна - вор не может создавать, от может только красть. Мы живём в государстве, где власть захватили воры.

          Власть захватили люди с активной жизненной позицией. Да, к сожалению, и с низким уровнем морали. Но в этом деле важнее активность, а не мораль. Поэтому ВЫ сейчас сидите в кресле и работаете на НИХ, которые живут реальностью и делают реальную политику.
  3. +1
    4 апреля 2024 19:41
    Ануфриев, в данной ситуации важно одно - успели мы передать технологии или нет. Сам китай не способен сделать такой самолет.

    Если успели - то это полный.
    1. +3
      5 апреля 2024 09:51
      Не переживайте, успели.
      Больше скажу, мы и сейчас продолжаем их поставлять.
      Просто мы теперь не на двоих создаем этот самолет, а являемся обычными поставщиками деталей.
  4. +2
    5 апреля 2024 00:19
    Сколько можно пережовывать одно и тоже?
    Уже давно ясно.
    полетит без участия России.

    тут свои бы самолеты запустить, а их... ну "не смогла, не смогла" - по анекдоту
  5. +1
    5 апреля 2024 04:30
    Наш пример пошел на пользу КНР, торгуя рынком России отдавая предпочтения западным товарам, естественно за мзду, имеем критическое состояние авиаотрасли. И как китайцам сотрудничать с российскими скомпрометировшими себя топ-менеджерами?
  6. +1
    5 апреля 2024 12:01
    Вообще не сомневался ещё тогда, что этот самолёт не сделают!
    Сами с собой внутри страны то не могут договориться, поделить деньги, а уж с жадными китайцами, или с кем-то другим, наши нувориши тем более не смогут! А ещё потому, что у нас авиастроительная отрасль развалена и с 14 г. ни хрена не сделали.Что прекрасно доказывают сейчас невыпуском даже давно разработанных и улучшенных проверенных советских самолётов!
  7. +1
    5 апреля 2024 12:24
    Хоть и негативный,но- опыт.Горечь конечно осознавать,но это реальность.Нужно учиться у соседей таким образом вести дела,делать правильные выводы,не дуться напрасно ,а принимать системные меры.Дорогу осилит идущий,а не скачащий на месте.Кадровая политика у нас мягко говоря слабовата.По результатам работы нужно оценивать и спрашивать.
  8. +3
    5 апреля 2024 18:09
    am не решаемых задач нет, при должном финансировании, все можно решить, у нас есть готовые проекты Ту-214, Ту-334, Ил 96М что опять изобретать велосипед, все отработали и можно снова работать дальше!
    1. 0
      6 апреля 2024 09:22
      Финансирование то есть, и не слабое, но что-то ничего так и не сделано! Третий год войны и изоляции уже пошел, они даже не запустили выпуск наших проверенных и улучшенных советских самолётов! А обещали хрипатый Мантуров, Мишустин и пр., что все будет , как всегда через 2-3 года. Но вот они прошли и опять переносят на те же сказочные 2-3 года и выделяют опять новые сотни миллиардов! А те куда делись?! Ведь давали сразу на всю программу запуска. И все по-прежнему на своих местах!
      И главное, что это через 10 лет после присоединения Крыма, триумфальной Сочинской Олимпиады и начала буржуйских санкций, и импортозамещения! Когда итак всем стало всем понятно, кроме "нашей" власти и алигархов, что нас принудительно обламывают во всем и изолируют. За 10 лет можно было с нуля создать любую отрасль и направление, как это в 30-х года сделал Сталин с индустриализацией, но нет!
      Так что дело не в финансировании.
  9. 0
    6 апреля 2024 16:12
    Не может Россия создать новый двигатель для лайнера - нет участия в проекте. Всё просто. Китайцам не обещания нужны, а экономичный, мощный и надёжный мотор, который можно быстро отремонтировать в случае неисправности. Это гражданская авиация и экономические расчёты у китайцев в приоритете. КНР не РФ - не может себе позволить трансформации ПД-35 в ПД-28 с неясным результатом в итоге. Денег у них нет на такие забавы.
  10. 0
    7 апреля 2024 15:54
    Лет через 5-7 Россия их начнет у Китая покупать, т.к. имеющиеся сегодня в наличии 777 и 350 - не вечны. Если, конечно, продажу одобрят производители двигателей
  11. 0
    9 апреля 2024 11:23
    Все очень просто. До начала СВО Китай был основным интегратором проекта, Россия поставляла композитное крыло и ряд систем, движки, основная авионика и еще ряд систем - запад. После начала СВО запад поставил Китаю ультиматум - выкинуть русских из проекта. Иначе никаких движков и авионики. Ну вот, пришлось выкинуть. При этом судя по всему, Китаю удалось выторговать, что все таки что то нужное от России останется - возможно композитное крыло. В ответ запад предъявил Китаю, что этот самолет не может поставляться в Россию.
    В сухом остатке имеем: судя по всему, какие то первые партии будут использовать русское крыло, потом его скопируют и заменят, самолет нам этот поставлять не смогут. Вопрос: на чем нам летать далеко? Ответ:
    - остатки Боинг и аэрбус, пока живы
    - Ту-214Д и Ил-96М-400
    - новый национальный 2-двигательный самолет под ПД-35 в версии 300 пассажиров на 10 тыс км.
    Вот такой расклад по этой истории…