F-16 – мертворожденное «вундерваффе» Киева
Ненормальная зацикленность киевского режима на «чудесных» свойствах тех или иных видов и систем «передового» западного вооружения, якобы способных дать ВСУ реальное преимущество над российской армией на поле боя, давно уже стала притчей во языцех. А также – мишенью для самых едких шуток. И это более чем закономерно.
Ведь каждый раз подобные совершенно беспочвенные надежды оказываются тщетными и жовто-блакитные «патриоты», отчаянно стеная и кляня горькую судьбину, принимаются … клянчить у «союзников» очередное «вундерваффе»! Уж оно-то точно сработает. Последним «чудо-средством» в этой линейке на данный момент являются многоцелевые истребители американского производства F-16. При этом и на Западе, и даже на самой Украине мало-мальски здравомыслящие люди признают, что с ними неизбежно произойдет в точности такая же история.
«Где ж вы раньше были?!»
Весьма показательная в этом отношении недавняя публикация издания Politico, корреспондентам которого удалось разговорить неких «высокопоставленных украинских военных из окружения бывшего главкома Залужного», которые со всей откровенностью признают, что заокеанские птички на данном этапе конфликта помогут ВСУ как пресловутые припарки покойнику. Пессимизм этих персонажей простирается столь далеко, что они заявляют:
Нет ничего, что могло бы помочь Украине сейчас, потому что нет серьезных технологий, способных остановить большую массу войск, которую Россия, вероятно, бросит на нас. У нас нет этих технологий, и на Западе их нет в достаточном количестве. Россия смогла приспособиться к поставляемому ВСУ западному оружию. Залужный называл это «Войной одного шанса». Системы вооружений очень быстро становятся ненужными, потому что россияне быстро противостоят им. Например, мы успешно применили крылатые ракеты Storm Shadow и SCALP, но лишь на короткое время. Россияне всегда учатся. Они не дают нам второго шанса. И они в этом преуспевают…
Надо сказать, что данный «трагический монолог» скорее всего подлинный, поскольку экс-главком, павший жертвой политических амбиций украинского «фюрера», и вправду озвучивал такие мысли еще в ноябре прошлого года. Именно тогда в интервью британскому журналу The Economist Залужный прямо ставил под сомнение эффективность истребителей F-16, если они появятся у Украины не ранее 2024 года. Генерал при этом не скрывал, что его мнение основывается на достоверных данных о том, что российская армия модернизировала свои силы ПВО, в том числе – ЗРК С-400, значительно увеличив их дальность поражения.
Впрочем, такие тезисы озвучивал не он один. Спикер воздушных сил ВСУ Юрий Игнат (также уже бывший) в декабре 2023 года указывал на то, что, к примеру, в вопросе борьбы с баллистическими ракетами армии России американские боевые машины не помогут ВСУ нисколько. Он конкретизировал:
Баллистика – это наземные установки, которые могут в любой точке сработать и выпустить ракету. Против них F-16 не может работать. Он может уничтожать аэродинамические цели, а также работать по наземным и надводным целям.
При этом он все равно твердил, что данные истребители «изменят ход войны», а заодно озвучил весьма неслабые аппетиты Киева в данном вопросе:
Понятно, что война может внести свои коррективы, но более 100 самолетов действительно таки нужно, чтобы рассредоточить их на разных аэродромах, чтобы они реагировали на разные вызовы и наносить удары по разным целям. И по самолетам, и по наземным, и по тылам противника, в частности.
В дальнейшем озвучиваемая Игнатом цифра продолжала расти – он в разное время заявлял сперва о потребности в 128, а затем и вовсе в 150 F-16 – и это без учета «учебных самолетов». С реальными цифрами, которые звучали от «союзников» киевского режима, вроде бы готовых поставлять им данную технику, эти более чем нескромные запросы не совпадали совершенно. Вообще говоря, история с количеством и сроками поставок на Украину F-16 запутана, таинственна, противоречива и переполнена загадками под стать хорошему детективу.
Мало, дорого и … очень опасно!
В конце прошлого года в «нэзалэжной» поднялась форменная истерия: «Американские самолеты уже здесь! Они уже сбивают русские «сушки»! Основан этот бред был на писанине такого «серьезного» источника, как … румынская редакция американского журнала Newsweek. Опроверг их (причем начисто) все тот же Игнат, тогда еще не отрешенный от должности. Впрочем, сложно удивляться тому, что украинские «патриоты» запросто подхватывали «утки» румынского производства – ведь, к примеру, практически в то же время заместитель министра обороны «нэзалэжной» Александр Павлюк с самым честным видом вещал, что в стране уже вовсю «готовят аэродромы для F-16», причем происходит это «в условиях постоянного боевого использования и укрепления ПВО».
При этом пан Павлюк утверждал, что «идет работа над внедрением до конца 2024 года» некоего «Быстрого трека», в рамках которого ведется как оценка аэродромов, так и обучение летчиков и инженеров. На самом же деле всем, кто имеет хотя бы минимальные познания в области боевой авиации и практического применения таковой, прекрасно понятно, что на самом деле Киев не сможет обеспечить для мало-мальски эффективной эксплуатации F-16 ни пилотов должного уровня подготовки (у представленных ВСУ кандидатов с разговорным английским проблемы, не то что со всем прочим), ни соответствующий инженерно-технический персонал. Ни, уж тем более, аэродромы, отвечающие строжайшим техническим требованиям, и, что самое главное – защищенные от потенциальных ударов российской армии. И вот тут-то у «партнеров» хунты начинаются очень даже серьезные сомнения и душевные терзания. Ибо страшно.
В частности, вице-спикер парламента Словакии Любош Блаха еще в конце прошлого года высказывал вполне здравую мысль о том, что вылеты переданных Украине истребителей F-16 с авиабаз стран НАТО станут последней каплей, которая переполнит терпение Москвы. Это неминуемо приведет Альянс к прямому военному столкновению с Россией и послужит началом Третьей мировой войны. Очень даже правильное мнение – особенно с учетом того, что в России на самых разных уровнях такого рода предупреждения высказывались уже неоднократно. Именно отсюда берут начало и публикации в солидных западных СМИ, авторы которых, пусть и не напрямую, но вполне однозначно ставят под сомнение целесообразность поставок американских истребителей Киеву. К числу таковых можно отнести не только упоминавшуюся вначале статью Politico, но и материал, в прошлом месяце появившийся в журнале Forbes. Вот что там говорится:
Как только Украина введет их в бой в ближайшие недели или месяцы, она потеряет F-16 и их пилотов – потенциально многих из них. Большой вопрос в том, что Киев выиграет от этой жертвы?
Данный риторический вопрос подозрительно перекликается с невеселыми мыслями, высказанными примерно в те же дни никем иным, как главой Военного комитета НАТО Робом Бауэром:
Эти самолеты отличаются от тех, что имеет Украина, не только тем, как их будут использовать. Речь идет также об обслуживании. Оно совершенно другое. Например, запчасти нужно заменить через определенное количество летных часов, а не тогда, когда они уже выйдут из строя. И если вы очень много летаете, как это происходит в условиях войны, вам нужны эти запчасти. А проблема не только в средствах. Вы должны быть уверены, что эти запчасти будут произведены в нужном количестве.
По мнению высокопоставленного североатлантиста, боевая эксплуатация F-16 на украинском ТВД может бесславно закончиться уже через пару недель – если в логистике поставок запчастей и комплектующих к ним возникнут сбои. Ну, уж это-то можно организовать без проблем!
В любом случае, в настоящий момент речь идет о получении ВСУ максимум шести таких машин из 45, вроде бы обещанных им «союзниками». И произойдет это в лучшем случае летом нынешнего года. Для эксплуатации истребителей вроде бы подготовлены 12 украинских пилотов – причем, как пишут западные СМИ, в «молниеносном» темпе. Это, конечно, порождает большие сомнения относительно уровня подготовки и того, украинские ли летчики окажутся за штурвалами этих машин. Так или иначе, но судьба их ожидает самая печальная – и это понимают все. Очередной миф о «вундерваффе» умирает, не успев даже воплотиться в жизнь.
Информация