Украинский морской коридор: запрещённый трафик развивается и укрепляется

26

Нынешним летом исполнится год, как РФ вышла из пресловутой зерновой сделки. Однако морской коридор между украинскими портами на Чёрном море и внешним миром продолжает функционировать. Хотя, насколько помнится, вроде бы как не должен функционировать. В общем, давайте посмотрим, что там сейчас происходит, как украинцам удалось своими силами организовать под носом у россиян безопасное судоходство и как сейчас защищены их порты.

Больше судов, хороших и разных!


Украина недавно похвалилась, что после выхода РФ из так называемой Черноморской зерновой инициативы, начиная с августа прошлого года, через её морские терминалы уже прошло около 34 млн т грузов. Получается, что в итоге за 7 месяцев экспортировано больше, нежели за год совместного сотрудничества. Напомню, мы приостановили своё участие в сделке 17 июля 2023 года.



Удивительно, но я ни разу за всё прошедшее с тех пор время не услышал ни одного комментария на эту тему от официального представителя МИД России Марии Захаровой. Ведь обычно Мария Владимировна – весьма словоохотливый спикер по любому информационному поводу.

И, наверное, не мне одному хочется узнать от компетентного правительственного чиновника, как у Незалежной получается беспрепятственно пользоваться черноморскими судоходными маршрутами, да ещё и с наращиванием объёмов перевозок. Разве в Кремле и Генштабе в своё время не говорили, что ряд зон черноморской акватории считаются потенциально опасными для навигации, и корабли, следующие в украинские порты, являются для нас законной целью, ибо расцениваются как перевозчики грузов военного назначения? Или я что-то пропустил, или чего-то не понимаю?..

Дела пошли на лад


А между тем экономическая ситуация с перевалкой грузов на Украине заметно улучшается. Приведу два наглядных примера. Фрахт существенно подешевел: когда возник «новый морской коридор», доставка 30 тыс. т пшеницы из Одессы в испанские пункты назначения на Средиземном море обходилась в $68/т; теперь стоит $34/т, то есть вдвое дешевле. Снизилась величина страховки от военных рисков: при создании «нового коридора» ставка соответствовала 3-5% застрахованной стоимости судна (~$300-500 тыс. за неделю); теперь 1-2% (~$100-200 тыс.).

Это значит, что стоимость оказываемых услуг судоходных компаний, судовладельцев и страховщиков уменьшилась за счёт интенсификации трафика. Повторюсь, российские официальные лица в информационном поле никак не отреагировали на такие чудеса, чего не скажешь о нероссийских.

В данной связи директор группы по надзору за свободой судоходства, украинский экономист Андрей Клименко уточняет:

После дроновых атак военно-морской флот России перестал появляться западнее Крыма. В минувшем году по инфраструктуре и плавсредствам ЧФ было совершено более 20 атак, из них четверть пришлась на Севастополь. Вдобавок ГУР МО ликвидировало российские системы слежения на шельфовых газодобывающих платформах, имеющих отношение к украинскому топливному магнату Юрию Бойко.


Работа без помех


В настоящее время из портов Одесса, Черноморск (Ильичёвск), Южный малотоннажные и крупнотоннажные суда следуют по разделённым путям. Для первых маршрут проложен в пределах прибрежной 22-х километровой зоны Украины. Вторые сразу следуют непосредственно в открытое море. Вышеупомянутый Клименко в данной связи поясняет:

Из портов корабли выходят по согласованию, караваном, после чего становятся на рейд к югу от Змеиного. После изучения обстановки они выдвигаются в направлении Румынии, последовательно проходят её территориальные воды, затем Болгарии, Турции. Этот коридор предусмотрен лишь для торгового флота, однако не предполагает ограничений по типам груза (кроме военного).

В общем, вози – не хочу, лишь бы на мины не напороться. Ведь с начала боевых действий к одному лишь румынскому берегу их прибило более полусотни. Но украинцы не унывают: вопрос постепенно решается специально созданной минно-тральной службой, состоящей из болгарских, румынских и турецких представителей. Напомню, 27 декабря греческий балкер VYSSOS, шедший под панамским флагом в Измаил, пострадал от взрыва после контакта с морской миной. Больше громких инцидентов подобного рода не наблюдалось, за исключением ноябрьского поражения нашей ракетой сухогруза на стоянке в Одессе.

Не могу не привести ещё одну, на мой взгляд, красноречивую цитату Клименко:

Россия не атакует идущие по украинскому морскому коридору корабли ещё и потому, что там присутствуют интересы судовладельцев более чем 25 государств. На сегодняшний день самый большой объём транспортных услуг (до 25%) оказывают греческие и турецкие морские операторы, доля Китая – около 5%. Если прилетит по турецкой либо китайской посудине, у россиян появятся проблемы с Анкарой и Пекином.


Экспорт украинского продовольствия и руды идёт полным ходом


Любопытную информацию обнародовал украинский министр инфраструктуры Александр Кубраков. Оказывается, с августа по «новому коридору» Незалежная приняла 1140 кораблей, которые, загрузившись, развезли по 40 государствам, как упоминалось выше, 34 млн т различной товарной продукции. Даже в период действия «инициативы» Киев экспортировал не более 33 млн т. Отличается и структура экспорта: раньше это была сельхозпродукция, преимущественно в виде пшеничного, а также кукурузного зерна, теперь – всё что угодно, причём зерновая доля составила в вышеуказанном объёме 23,1 млн т.

Не менее интересный статистический фактаж приводит замглавы управления украинских морских портов Дмитрий Баринов:

Помимо продовольствия, оставшиеся украинские порты (без недействующих ныне Херсонского и Николаевского) в значительном количестве отправляют железную руду. Трудимся по дальнейшему расширению экспортной номенклатуры, плюс увеличиваем объёмы импортного потока. Пока он завязан на Дунае: через три его порта каждый месяц получаем приблизительно 2 млн т. В текущем году мы приблизимся к довоенным показателям. В 2021 году через украинские порты было пропущено 160 млн т грузов; если брать во внимание Большую Одессу с Дунаем, суммарная цифра соответствует здесь 107 млн т. Для сравнения: в 2022-м они перевалили 51 млн т, в прошлом – без малого 62 млн т.

Согласитесь, занятная арифметика. Как говорил советский одессит Гоцман – картина маслом…
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    6 апреля 2024 11:10
    Russia could end the ports if it really wanted to.
  2. +14
    6 апреля 2024 11:15
    Если в Одессу беспрепятственно идут суда, значит в России это кому-то очень нужно.
    1. +11
      7 апреля 2024 00:20
      А вы, что до сих пор верите в то, что цели нашей элиты и цели заявленные для нас с вами совпадают?
  3. -3
    6 апреля 2024 11:17
    Для чего было так много писать, если в конце писанины сам же и объясняешь "почему"? Или просто графоман?
  4. 0
    6 апреля 2024 11:50
    После дроновых атак военно-морской флот России перестал появляться западнее Крыма.

    Россия не атакует идущие по украинскому морскому коридору корабли ещё и потому, что там присутствуют интересы судовладельцев более чем 25 государств.

    Автор этими цитатами и объяснил почему украинский морской коридор процветает
    1. 0
      6 апреля 2024 13:44
      Ничего личного. Просто бизнес

      Кремль(зачеркнуто) Отто Бидерман
  5. +8
    6 апреля 2024 12:06
    Морской трафик не прекратился, Европа без российского газа не замёрзла, СВО пошла на третий год. А точно ли всё идёт по плану? И если ДА, то что это за план?
    1. +5
      6 апреля 2024 12:24
      План войны лет на 10. Чтобы раньше времени не завершилась.
    2. +8
      6 апреля 2024 12:30
      А точно ли всё идёт по плану? И если ДА, то что это за план?

      Это план ведом только одному человеку,который в даный момент ну вообще не соображает что делать дальше.
  6. 0
    6 апреля 2024 12:41
    Обстоятельства бывают сильнее политики.История это не раз подтверждала.Мы купаемся в мире официальной,медийной( будь она не ладна) информации.Все они по разному излагают все аспекты политической жизни.И как будто перед ними стоит только одна задача,не посветить читателя в самую глубь процессов.А ведь они имеют такую сложную палитру. Мы ждем услышать истину происходящего.Но в лабиринтах всего происходящего трудно найти ту самую нить,которая выводит из этого лабиринта.
    1. +3
      7 апреля 2024 09:01
      История разведки указывает, что 95% информации добывается из "открытых" источников и беспристрастно анализируется. Если вас действительно интересует вопрос что происходит на самом деле - попробуйте.
  7. +5
    6 апреля 2024 12:49
    это все пустые бла-бла. Как лапша на уши.
    Войны то никакой нет. Никто и не запрещал, как в заголовке написано

    Например: приходит турецкий зерновоз в одессу, грузит зерно и увозит.
    Включено отслеживание, Службы Партнера Эндогана даже передупредят Россию о судах.
    И что будешь делать? бомбить мирный зерновоз? он большой. сильно таке просто не навредить.

    И это будет как знак, что и наш теневой флот можно бомбить... И службы /олигархи Эндоганы тут же подадут в суд на возмещение ущерба и штрафы..... из заблокированного подарка Кремля, например.... ну и прочие - пиар ,суды, запреты, и т.д.

    Имхо ,о зерновых сделках часто.... недоговаривают (вежливо), а ведь газ сквозь украину до сих пор идет, например
  8. +2
    6 апреля 2024 12:58
    а чего удивляться, уж сколько было красных линий и всяких последних предупреждений, а хохлы сделали свое дело и ЧФ больше не ходит в Черном море. Вот последнее заявление новоиспеченного про аэродромы, кто его за язык тянул, зачем было опять говорить чушь, он же никогда в жизни не осмелится ударить по ним, тот кто хочет сделать никогда не будет предупреждать об этом
    1. +1
      7 апреля 2024 14:33
      Так он очень двусмысленно сказал.

      Мы будем ИХ уничтожать.

      А кого именно, аэродромы или самолёты - не уточнил. Каждый понял это по-своему. Но этот хитрый ход говорит о том, что никто аэродромы трогать не будет. И когда спросят почему не уничтожаются аэродромы, он ответит что имел ввиду самолёты.
  9. +2
    6 апреля 2024 18:43
    Язык и дело вещи которыми надо уметь пользоваться. А не трепать абы как.
  10. +2
    6 апреля 2024 20:23
    Однако морской коридор между украинскими портами на Чёрном море и внешним миром продолжает функционировать. Хотя, насколько помнится, вроде бы как не должен функционировать.

    с тех пор время не услышал ни одного комментария на эту тему от официального представителя МИД России Марии Захаровой

    После дроновых атак военно-морской флот России перестал появляться западнее Крыма.

    Четыре главные фразы, характеризующие нашу официальную политику....
  11. за исключением ноябрьского поражения нашей ракетой сухогруза на стоянке в Одессе.

    Вот про это было бы интересно поподробней прочесть.

    Если Россия захотела бы прекратить все это судоходство, устроили бы давно типа подводной войны в Атлантике. Там было все продумано чОткА:

    тактика Волчьих стай стала основным стилем ведения боевых действий U-boat на протяжении всей Второй мировой войны. Основные отличительные черты этих действий были следующие:
    Некоторое количество U-boat занимали позиции на возможных маршрутах конвоев.
    Лодка, обнаружившая конвой, сообщала о его маршруте, скорости и составе Немецкому Военно-Морскому Командованию (OKM).
    Субмарина продолжала скрытно следовать за конвоем, сообщая об изменении обстановки.
    Остальные участники стаи по приказу подходили к позициям первой субмарины.
    Когда стая формировалась, она дожидалась ночи и производила скоординированную атаку.
    На рассвете стая разбегалась, оставляя одного «разведчика», и собиралась вновь на закате.
    1. +1
      7 апреля 2024 12:49
      Вы всё продумали или как получится?!
      Это особенно касается продолжения и финала этой удивительной идеи... winked
      1. Во всём этом есть большая доля шутки.
        Однако, когда читал в молодости Пикуля "Реквием каравану PQ-17", там всё было очень убедительно показано.
  12. +3
    7 апреля 2024 08:13
    Все грузы, которые поступают в порты Одессы, Ильичёвска и Белгорода-Днестровского и из них, проходят по одной единственной одесской железной дороге. На ней куча мостов через речки и речушки.
    И не рассказывайте мне, что движение по этой железной дороге невозможно остановить.
  13. +1
    7 апреля 2024 16:42
    Выдавили украинцы из Черного моря российский флот, и удалось это довольно легко. Убыль кораблей КЧФ продолжается, пусть небольшая, но постоянная. Дроны и ракетное оружие сыграли ведущую роль. Теперь есть области западной Украины и её акватории, куда с трудом дотягивается или вовсе не дотягивается высокоточное оружие РФ. Как изменить это положение? Ответ, как представляется, должен быть военно-технический. Но пока ничего не сообщалось о разработках, способных решить проблему.
  14. +2
    8 апреля 2024 03:40
    А что ВС РФ всё-таки бомбят в зоне Одессы и Николаева каждый день? Одно время нам показывали разбомбленные терминалы портовый инфраструктуры?
    Оставив Чёрное море Черноморский флот тем самым дал возможность Украине наращивать высокими темпами торговлю, а значит и доходы в казну на войну против России? Значит есть и электроэнергия, чтобы работали краны украинских портах и инфраструктура? Значит, есть и краны и терминалы, есть линии для выгрузки продукции на станциях, и загрузки на корабли? Значит, есть электричество для терминалов, где собирают морские дроны и потом кошмарят Севастополь и Крым? Это очередная добрая воля? Какой-то бред...
  15. 0
    8 апреля 2024 11:25
    Они идут в каботаже в Румынских и Болгарских терводах, Россия никаким боком это досматривать или уничтожать не может. Чистая география. Единственный способ это прекратить - взять Одессу и Николаев, но это совсем другая история…
  16. 0
    9 апреля 2024 21:43
    105 стран мира наращивают торговлю с Украиной.
    И любая атака на судно будет рассматриватся ими как диверсия или акт терроризма.
    Мало по-малу пошли вереницы, караваны судов и причем нахально и скоординированно.
    В этом им поддакивает Турция предоставляя проливы и блокирую военные суда ( прежде всего РФ).
  17. 0
    9 апреля 2024 21:46
    Цитата: Странный гость
    Морской трафик не прекратился, Европа без российского газа не замёрзла, СВО пошла на третий год. А точно ли всё идёт по плану? И если ДА, то что это за план?

    Во как вы ? Не в бровь , а в глаз.
    С планами никто ознакомлен не был , и поэтому можно заявлять что хош...
  18. 0
    10 апреля 2024 07:34
    Украинский морской коридор: балкер Captain Leonidas стал рекордсменом по транспортировке грузов из портов Большой Одессы
    Сейчас на подходе к портам Большой Одессы находится более 130 судов, которые могут экспортировать около 4 миллионов тонн продукции.

    За время работы морского коридора, начиная с сентября прошлого года, 1300 судов вывезли из портов Одессы, Черноморска и Южного более 36 миллионов тонн грузов. Так о какой блокаде говорят Российские власти?