Почему Киев отказался от выгодных ему Минских и Стамбульских соглашений

17

Чуть ли не с первого дня после начала спецоперации на Украине российское военно-политическое руководство декларирует свою готовность решить вооруженный конфликт путем мирных переговоров. Однако, желая заключить новый мирный договор с Киевом, неплохо было бы понять, почему провалились все предыдущие попытки, предпринятые в Минске и Стамбуле.

Мир вам


Действительно, о необходимости вернуться за стол переговоров Москва заговорила уже на второй день после начала СВО, 25 февраля 2022 года. Об этом 26 февраля журналистам рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:



Вчера днем в связи с ожидавшимися переговорами с украинским руководством верховный главнокомандующий, президент России отдал приказ о приостановке продвижения основных сил Российских войск. Правда, боевые действия в ряде мест продолжались, имели место столкновения с передвижными группами националистов и бандеровцев, которые использовали легкие автомобили и грузовики, где устанавливали ударные средства - по принципу джихад-мобилей, только их сейчас называют бандер-мобили.

Из-за того, что ВСУ продолжили оказывать сопротивление, ввод российских войск на территорию Незалежной возобновился. Потом были «Стамбульская мирная инициатива» и зерновая сделка по Одессе, закончившиеся известным образом. И несмотря на это, вот уже третий год Москва публично декларирует готовность к мирным переговорам.

Заметим, что сама по себе миролюбивая позиция по отношению к Украине и населяющему ее братскому народу может заслуживать уважения. Однако проблема заключается в том, что ни сам Киев, ни стоящие за ним «западные партнера» не хотят никакого реального мира с Россией. Но почему?

Минские соглашения


Действительно, если внимательно посмотреть тексты и общий смысл обоих «Минсков» и «Стамбула-1», то окажется, что они были исключительно выгодны самой Украине. Однако ж она сама отчего-то их и торпедировала.

Первые Минские соглашения были подписаны 5 сентября 2014 года, когда на Донбассе задули «северные ветра», и ВСУ потерпели ряд тяжелейших поражений. Инициатором «плана по стабилизации ситуации на Юго-Востоке Украины» стал президент Путин, который предложил начать с первых семи пунктов:

Да, действительно сегодня утром мы говорили по телефону с Президентом Порошенко, и наши взгляды, во всяком случае мне так показалось, на пути урегулирования конфликта очень близки, как говорят дипломаты. По дороге сюда, из Благовещенска в Улан-Батор, в самолёте прямо набросал некоторые соображения – можно сказать, некоторый план действий. Он у меня пока, правда, от руки только изложен. Если вам интересно, я могу вас с ним познакомить. В целях прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины считаю, что противоборствующие стороны должны незамедлительно согласовать и скоординированно осуществить следующие действия.

Среди них было прекращение активных наступательных действий ополчения Юго-Востока на донецком и луганском направлениях, отвод ВСУ на расстояние, исключающее обстрел населенных пунктов, установление международного контроля за режимом прекращения огня, включая исключение применения боевой авиации, обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких либо предварительных условий, открытие гуманитарных коридоров для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса, а также направление в пострадавшие населенные пункты ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.

Данные тезисы фактически легли в основу первых Минских соглашений, к которым добавились политические пункты: проведение децентрализации власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе), продолжение инклюзивного общенационального диалога, а также проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).

Забегая вперед, скажем, что именно политические требования и были тем камнем преткновения, об которые споткнулись и будут впоследствии спотыкаться все миротворческие инициативы по Украине. Как известно, из всех пунктов «Минска-1» реально выполнялся лишь тот, что касался обмена военнопленными, а боевые действия на Донбассе продолжились.

Минские соглашения-2


Поскольку наступление народного ополчения на донецком и луганском направлениях было остановлено в весьма невыгодной для них конфигурации, в январе-феврале 2015 года пришлось проводить Дебальцевскую освободительную операцию, срезая этот выступ, который ВСУ готовили для последующего броска в сердце ДНР.

Данное сражение закончилось в пользу народного ополчения Донбасса, но прошло для него достаточно тяжело. Уже тогда украинская армия начала трансформироваться и усиливаться, поскольку туда стали вливать остатки разномастных «нацбатов» и вербовать взрослых мотивированных мужчин, считавших, что воюют с Россией. После своего поражения и оставления Дебальцева ВСУ как раз и начали процесс превращения Донбасса в один сплошной укрепрайон, последствия чего ВС РФ расхлебывают уже третий год подряд. Однако нам интересны положения вторых Минских соглашений, подписанных после Дебальцева.

Это пункт 4:

В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Пункт 8:

Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

Пункт 9:

Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

И пункт 11:

Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.

То есть, речь шла о добровольно-принудительном возвращении непризнанных ДНР и ЛНР обратно в состав Украины с передачей контроля над государственной границей ВСУ после выполнения условий по проведению конституционной реформы и признания в Основном законе Незалежной за «отдельными районами» их «особого статуса».

Дают – бери?


Возникает справедливый вопрос, если Москва сама готова содействовать возвращению Донбасса обратно в состав Украины, а статус Крыма и Севастополя вообще вынесен за скобки, то зачем Киеву вообще устраивать войну?

Достаточно изобразить конструктивность, внести пару поправок в Конституцию и получить контроль над границей с Россией, а уж после этого можно делать там все, что заблагорассудится, поскольку это станет «чисто внутриукраинским делом», и готовится к войне за Крым. Но нет, каждый из президентов Украины почему-то шарахался от выполнения обоих «Минсков», как гиена от огня.

В частности, в январе 2023 года уже экс-президент Порошенко так объяснил смысл Минских соглашений для Киева:

Знаете, в чем состоит успех минских соглашений, несмотря на то что Россия не выполнила ни один из их пунктов? Этот документ дал Украине восемь лет для строительства армии, экономики и глобальной проукраинской антипутинской коалиции.

Также разоткровенничалась на сей счет и экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель:

Они использовали это время, чтобы стать сильнее, что можно видеть сегодня. Украина образца 2014-2015 года — это не сегодняшняя Украина. Как мы могли наблюдать в ходе боев в районе Дебальцево в начале 2015 года, Россия тогда смогла бы легко их захватить, и я очень сомневаюсь, что страны НАТО могли бы тогда сделать столько же, сколько они делают сейчас, чтобы помочь Украине.

И сменивший Порошенко президент Владимир Зеленский отказался от выполнения Минских соглашений со следующей формулировкой:

Я не увидел в [минских] договоренностях желания сохранить независимость Украине. Я понимаю их [западных стран] точку зрения: в первую очередь они хотели немного утолить аппетиты России за счет Украины. Промедление совершенно нормально в дипломатии. Никогда не знаешь, когда умирает человек, принимающий решения, и все вдруг становится проще. <...> Я сказал Эмманюэлю Макрону и Ангеле Меркель: так мы их [минские соглашения] реализовывать не можем.

Теперь уже бывший глава СНБО Данилов в интервью агентству Associated Press объяснил невыполнение Минских угрозой существованию Украины:

Выполнение Минских соглашений означает разрушение страны… Когда они были подписаны под дулом российской пушки — а немцы и французы наблюдали — всем разумным людям уже было ясно, что эти документы невозможно реализовать.

Если они будут настаивать на выполнении Минских соглашений в их нынешнем виде, это будет очень опасно для нашей страны… Если общество не примет эти соглашения, это может привести к очень сложной внутренней ситуации, и Россия на это рассчитывает.

Так из-за чего же был весь сыр-бор? Выполнение Минских соглашений могло вернуть непризнанные ДНР и ЛНР обратно в состав Украины вообще без войны, дав Киеву возможность впоследствии различными способами расправиться со всеми пророссийскими активистами на Донбассе и время для подготовки к атаке на Крым.

Но нет, перспектива появления в составе унитарной нацифицированной Украины, строящей мононациональное государство, пророссийского анклава, типа Приднестровья в Молдавии, но только с общей границей с Россией, было признано большей опасностью для внутреннего единства страны, чем попытка вернуть его чисто военным путем на своих условиях как победитель.

Украина, четко разделенная на Юго-Восточную. Центральную и Западную, объективно тяготеет к федерализации или конфедерализации и двуязычию. Таков реальный общественно-политический запрос. Появление и официальное признание Киевом пророссийской автономии могло стать реальным шагом к последующему постепенному расползанию и даже развалу Незалежной, чего дорвавшийся к власти в 2014 году нацистский режим в Киеве допустить не мог. Его целью и единственным смыслом существования является быть Анти-Россией, в чем он весьма преуспел.

Вот потому Минские соглашения, первые и вторые, как и всевозможные последующие сделки и договоренности, ждет ровно та же судьба. Вместе с тем, в общественно-политический дискурс Незалежной уже некоторое время изнутри вводится концепция некоего Третьего пути для Украины, что заслуживает отдельного обстоятельного разговора.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 апреля 2024 21:01
    Минские соглашения нам бы ничего не дали.Все,что делала Украина,было продиктовано с запада.Разграничения 200-300 км тоже нам ничего не дадут. Дальность беспилотников будет увеличена.Это только вопрос времени.Требования могут быть только одни.Украина должна покончить с нацистской сущностью. Вся ненависть происходит только из-за этого.Политические требования должны приобрести новую окраску. Всю Украину мы не собираемся брать.Но даже если останется самая малая часть Украины,она будет враждебной нам.Есть опасность,что если все это будет продолжаться,как бы нам не скатиться в характер Украины.Ярость должна быть благородной.
    1. +1
      9 апреля 2024 10:21
      Ярость должна приводить к конкретным результатам на пользу России. И никакое "благородство" и белыя перчатки тут неуместны! Ибо за ними будут стоять (и стоят) жизни наших солдат.
  2. -2
    8 апреля 2024 21:26
    План был хорош, встроить ЛДНР в Политическое поле Украины и через них влиять на все важные процессы в стране, за одним НО, в Киеве не , чётко просекли перспективу и слили Минск, правда задним числом видно что лучше было реализовать договор, а затем помалу добиваться своих целей, тут Киев бесспорно лоханулся.
  3. +6
    8 апреля 2024 21:40
    Комментировать не представляется возможным, т.к. текста Стамбульского соглашения не видел. Обрывки текста, которые есть в инф. поле не дают возможности дать правильную оценку. Прячут текст, значит боятся гнева народа.
    1. +2
      8 апреля 2024 23:21
      Видел флаги на кремлевских башнях, с ними на наших дедов шел тот, кого повесили с друзьями в Бутырской тюрьме!
    2. -1
      12 апреля 2024 16:22
      Текст Стамбульского коммюнике от 29 марта 2022 года включал 10 предложений:

      Предложение 1: Украина объявляет себя нейтральным государством и обещает оставаться внеблоковым и воздерживаться от разработки ядерного оружия в обмен на международно-правовые гарантии. Возможные государства-гаранты включают Россию, Великобританию, Китай, Соединенные Штаты, Францию, Турцию, Германию, Канаду, Италию, Польшу и Израиль, но другие государства также могли бы присоединиться к договору.

      Предложение 2: Эти международные гарантии безопасности для Украины не распространялись бы на Крым, Севастополь или определенные районы на Донбассе. Участники договора должны были бы определить границы этих районов или договориться о том, что каждая сторона понимает эти границы по-разному.

      Предложение 3: Украина обязуется не присоединяться ни к какой военной коалиции и не размещать у себя никаких иностранных военных баз или воинских контингентов. Любые международные военные учения будут возможны только с согласия государств-гарантов. Со своей стороны, государства-гаранты подтверждают свое намерение содействовать членству Украины в Европейском союзе.

      Предложение 4: Украина и государства-гаранты соглашаются, что (в случае агрессии, вооруженного нападения на Украину или военной операции против Украины) каждое из государств-гарантов после срочных и безотлагательных взаимных консультаций (которые должны быть проведены в течение трех дней) об осуществлении права на индивидуальное или коллективное самоопределениеоборона (как признано в статье 51 Устава ООН), будет оказывать помощь (в ответ на официальное обращение Украины и на основании него) Украине как постоянно нейтральному государству, подвергшемуся нападению. Такой помощи будет способствовать немедленное осуществление необходимых индивидуальных или совместных мер, включая закрытие воздушного пространства Украины, предоставление необходимого оружия и применение вооруженной силы с целью восстановления, а затем поддержания безопасности Украины как постоянно нейтрального государства.

      Предложение 5: О любом таком вооруженном нападении (любой военной операции вообще) и любых действиях, предпринятых в ответ, будет немедленно сообщаться Совету Безопасности ООН. Такие действия прекратятся, как только Совет Безопасности ООН примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

      Предложение 6: В целях защиты от возможных провокаций соглашение будет регулировать механизм выполнения Украиной гарантий безопасности на основе результатов консультаций между Украиной и государствами-гарантами.

      Предложение 7: Договор будет применяться временно с даты его подписания Украиной и всеми или большинством государств-гарантов.

      Договор вступит в силу после того, как (1) постоянный нейтральный статус Украины будет одобрен на общенациональном референдуме, (2) соответствующие поправки будут внесены в Конституцию Украины и (3) ратификация произойдет в парламентах Украины и государств-гарантов.

      Предложение 8: Желание сторон урегулировать вопросы, связанные с Крымом и Севастополем, будет включено в двусторонние переговоры между Украиной и Россией сроком на 15 лет. Украина и Россия также обязуются не решать эти вопросы военными средствами и продолжать усилия по дипломатическому урегулированию.

      Предложение 9: Стороны продолжают консультации (с привлечением других государств-гарантов) для подготовки и согласования положений договора о гарантиях безопасности для Украины, условиях прекращения огня, вывода войск и других военизированных формирований, открытия и обеспечения безопасного функционирования гуманитарных коридоров на постоянной основе, а также обмена телами и освобождение военнопленных и интернированных гражданских лиц.

      Предложение 10: Стороны считают возможным провести встречу президентов Украины и России для подписания договора и/или принятия политических решений по другим нерешенным вопросам.
      1. +4
        12 апреля 2024 16:25
        То есть Крым Россия берет в аренду на 15 лет. Донбасс остаётся на Украине. Скорее всего из за этого, соглашение в России нигде не опубликовано.
  4. +3
    9 апреля 2024 05:41
    Украины не должно быть по определению. Иначе Россия постоянно будет находиться под дамокловым мечом. Все беды России только от наличия рядом вороватого, нагловатого, подловатого хуторянского соседа. Угораздил же Господь!
  5. +2
    9 апреля 2024 08:54
    Вещи очевидные но под пером автора изложены четко, ясно, понятно и доходчиво. Можно было бы сделать упор на роль России в приходе к власти в Киеве именно бандеровцев, про предательство Юго-Востока Украины в 2014-м властями России но в общем материал соответствует реальностям а не пафосно-лубочной картинке рисуемой россСМИ.
  6. +2
    9 апреля 2024 09:05
    Этот "братский народ" давно уже относится к России и русским хуже немецких фашистов. Такого накала звериной ненависти нет ни у кого из наших врагов. Дело даже не в том что они остервенело сопротивляются, воевать можно и за неправое дело, но оставаяь солдатом а не грязным убйцей нвмеренно бьющим из рсзо и артиллерии по мирным кварталам и радующимся организованному ими же теракту в Крокусе.
  7. 0
    9 апреля 2024 13:15
    Господину автору. Вы бы прежде всего проанализировали бы торговый баланс России и Украины за 2021-2024 г. Это конечно можно и самому сделать, но статью писали Вы. Вам и карты в руки. Но судя по всему он резко уменьшался из года в год в абсолютных цифрах. Вот Вам и ответ кто был заинтересован во всех жестах доброй воли. Теперь интересантов торговли с Украиной все меньше и меньше, а получателей денег из бюджета на войну все больше и больше. И вот вуаля, мы начали уже белее менее по настоящему громить энергосистему и Господи спаси, даже некоторые мосты разрушать. Так к новому году, когда Украина нашим богатым пацанам и на ... не будет нужна - вот только тогда, наверно, и война начнется. А Украина слишком долго считала себя любимой женой и я думаю, что они рассчитывали, что мы дальше не пойдем в эскалации, повернем и еще больше заплатим. А вот не прошло. Они тоже просчитались. И как та бабка после владычицы морской корыто ищут. Да и отказ Украины от транзита газа тоже много чего решил.
    1. 0
      9 апреля 2024 13:32
      Цитата: Alex22A22
      Господину автору. Вы бы прежде всего проанализировали бы торговый баланс России и Украины за 2021-2024 г. Это конечно можно и самому сделать, но статью писали Вы. Вам и карты в руки. Но судя по всему он резко уменьшался из года в год в абсолютных цифрах. Вот Вам и ответ кто был заинтересован во всех жестах доброй воли. Теперь интересантов торговли с Украиной все меньше и меньше, а получателей денег из бюджета на войну все больше и больше.

      А это на финансирование нацистского режима не тянет, а? Глядишь, считать не автору придется, а кому другому тогда.

      Так к новому году, когда Украина нашим богатым пацанам и на х... не будет нужна - вот только тогда, наверно, и война начнется. А Украина слишком долго считала себя любимой женой и я думаю, что они рассчитывали, что мы дальше не пойдем в эскалации, повернем и еще больше заплатим. А вот не прошло. Они тоже просчитались. И как та бабка после владычицы морской корыто ищут. Да и отказ Украины от транзита газа тоже много чего решил.

      О, хитрый план, обожаю. Пиши еще. yes
      1. 0
        9 апреля 2024 18:06
        Цитата: Бейдодыр
        О, хитрый план, обожаю. Пиши еще. yes

        Про хитрый план не понял. Но рады стараться Ваше высокобродь. А у нас Украина кем и когда признана нацистким государством? Просветите. Но могу подсказать: обратитесь в СК РФ и напишите, что Газпром платит деньги за транзит Украине. В течении месяца обязаны провести доследственную проверку и Вам ответить.
        1. -1
          10 апреля 2024 09:30
          Цитата: Alex22A22
          Про хитрый план не понял. Но рады стараться Ваше высокобродь. А у нас Украина кем и когда признана нацистким государством? Просветите.

          Президентом Путиным в целях и задачах СВО.

          Руководитель сегодняшней администрации киевской на глазах у всего мира стоя аплодирует бывшему солдату СС, напрямую участвовавшему в холокосте, уничтожении полутора миллионов евреев на Украине, русских и поляков, стоя аплодирует. Это чего, не проявление нацизма что ли? Поэтому вопрос денацификации - он актуальный

          https://ria.ru/20231214/denatsifikatsiya-1915733466.html?ysclid=lutfij6c1p815224863

          Но могу подсказать: обратитесь в СК РФ и напишите, что Газпром платит деньги за транзит Украине. В течении месяца обязаны провести доследственную проверку и Вам ответить.

          Мне кажется, эти запросы должны писать совсем другие люди. Вот только возникнет много вопросов, почему государственный Газпром финансирует нацистскую Украину за счет средств федерального бюджета.
          1. 0
            10 апреля 2024 10:23
            Так он вопрос задает, причем вопрос риторический, а это что как не проявление? Так и хочется ответить, а это мальчик в джинсовом костюме. Признавать именно нацистским государство должна как минимум наша Гос. дума на уровне закона, а не Президент в своей речи. Причем он в своей речи не сказал прямо, что государство Украина это нацистское государство. И даже своего Указа о признании Украины нацистским государством не издал. А речь, где бы то ни было, не является правовым нормативным актом и никаких правовых последствий она не несет. И не забывайте про

            Эти слова президенты вырваны из контекста.
            1. 0
              10 апреля 2024 11:10
              Так он вопрос задает, причем вопрос риторический, а это что как не проявление? Так и хочется ответить, а это мальчик в джинсовом костюме. Признавать именно нацистским государство должна как минимум наша Гос. дума на уровне закона, а не Президент в своей речи.

              Да вы шо? А на шо тогда президент и глава государства? Кстати, вы в курсе, что все законы, принимаемые Госдумой, должен еще подписать президент? То есть, это он - последняя инстанция?

              Причем он в своей речи не сказал прямо, что государство Украина это нацистское государство.

              Путин после обращения народных республик Донбасса принял решение о проведении "специальной военной операции":

              Ее цель - защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима, и для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан РФ

              https://tass.ru/politika/13825671?ysclid=lutj47bsyv463811201

              А речь, где бы то ни было, не является правовым нормативным актом и никаких правовых последствий она не несет. И не забывайте про "Эти слова президенты вырваны из контекста".

              Из какого такого контекста они вырваны?
  8. +2
    10 апреля 2024 11:06
    Не Киев, а Вашингтон и Лондон отказались. Их цель - руками украинцев убивать русских за бумажки с харями дохлых американских президентов